В условиях интенсивной политической ситуации в мире, проблема беженцев является одной из самых актуальных. Несмотря на то, что существуют специализированные центры психолого-педагогической помощи беженцам, многие из них остаются один на один со всеми своими проблемами в чужой стране. Получается так, что каждый вынужден сам приспосабливаться к изменившимся условиям и учиться жить в новой среде, которая далеко не всегда приветлива.
Все беженцы, независимо от их национальности, возраста, половой принадлежности и вероисповедания испытывают огромное психологическое потрясение. Основания вынужденного переселения могут быть различными, но зачастую это трудные условия: военные действия, вооружённые конфликты, национальные гонения, природные катаклизмы. Все вышеперечисленные ситуации уже сами по себе являются травматичными, а если еще к ним добавить момент переезда в другую национально-культурную среду, то здесь мы получим целый комплекс из социальной дезадаптации, психо-эмоционального напряжения и сильного стресса.
Наличие языкового барьера, «культурный шок» и существенные различия в бытовой повседневной жизни вынуждают беженцев пополнять все свои внутренние силы и резервы. А если еще брать в учет то, что многие беженцы оказываются в изоляции от родных, друзей и близких, то становится явным тот факт, что необходимые силы и резервы быстро истощаются. Здесь возникает чувство оторванности и ощущение одиночества, ненужности.
В России в настоящее время создана эффективная и целостная система социальной и правовой защиты вынужденных переселенцев. В соответствии с ней сегодня государство принимает различные меры по созданию благоустроенной жизни для беженцев после того, как их статус считается признанным. Все эти меры направлены, в первую очередь, на предоставление жилья, возможности трудоустройства, социальных гарантий и т.д. У многих иностранцев возникают сложности с самостоятельным поиском жилья, поэтому они размещаются в пунктах временного поселения лиц, которые ищут убежище.
Социальным педагогам и социальным работникам при работе с беженцами необходимо, в первую очередь, установить факторы и критерии их социальной адаптации в новом для них обществе.
При изучении факторов и критериев социальной адаптации беженцев акцент делается больше на оценке ценностных устремлений, жизненных ориентаций, на установлении динамики поведения на рынке труда, на выявлении их социальных предпочтений и средств самозащиты.
Как показывает практика, адаптация к новой социальной среде, новому окружению – очень болезненный и сложный для беженцев период общего процесса адаптации в новом месте, который может «затянуться» или даже вовсе не произойти по многим причинам: из-за непривычных природно-климатических условий; из-за существенных отличий от местного населения – в религии, менталитете, традициях и обычаях, а также по психологическим причинам.
Социальная работа в этом случае должна быть единой, равнодоступной, многофункциональной. Формы социальной работы призваны способствовать нейтрализации подобного рода неблагоприятных факторов, которые снижают уровень социальной адаптации беженцев.
Весь комплекс методов, используемых социальными работниками и социальными педагогами в своей работе, можно разделить на теоретические и практические.
Теоретические методы социальной работы с беженцами – это, в основном, общенаучные методы (анализ, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и другие методы), которые зачастую используются социальными работниками и педагогами в практической деятельности в неявном виде, но имеющие прямое отношение к принятию конкретных решений в определенных обстоятельствах, к поиску практических действий, адекватных этим обстоятельствам.
К практическим методам социальной работы с беженцами следует отнести совокупность специфических процедур, технологий и способов деятельности, благодаря которым осуществляется социальная работа: биографический метод, посредством которого на основе изучения личных документов (дневников, автобиографий, мемуаров) или же с помощью интервьюирования изучаются субъективные стороны вынужденного переселения. В ситуации вынужденной миграции человека интервьюирование позволяют социальному работнику выбрать самые подходящие способы получения нужной информации о клиенте, а также о социальной помощи, в которой нуждается беженец.
Важным представляется сочетание индивидуальной, групповой, семейной, общественной социальной работы. В индивидуальной работе применяется весь арсенал методов социального работника и социального педагога: психотерапевтических, психоаналитических, психологических, возрастной психологии, социометрических, консультационно-правовых, медико-социальных. В групповой работе более продуктивны методики «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, «группы самостоятельного опыта», поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания беженцев).
Важным аспектом решения проблемы обеспечения адаптации беженцев является также работа с детьми-беженцами, а именно формирование у них коммуникативной межкультурной компетентности.
В процессе формирования межкультурной коммуникации детей-беженцев и детей-россиян очень важно использовать эмпатический подход, учитывая специфику данной проблемы, то есть мысленное, эмоциональное и интеллектуальное проникновение во внутренний мир человека напротив с опорой на слова: «Поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой». В психологии этот метод носит имя метода подстройки. Он заключается в том, что одному человеку нужно подстроиться к другому (партнеру) через подражание его поведению (проникнуть в обычаи, быт). Опыт, который приобретается с помощью эмпатии, – это включение в другую культуру, позволяющее глубже и лучше понять ее этнические стереотипы.
Сегодня разрабатываются и осуществляются дополнительные меры, направленные на обеспечение надлежащих условий для успешного процесса социальной адаптации беженцев.
Библиографический список
- Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 25.11.2013) «О вынужденных переселенцах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 10.11.2014 г.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд. – М.: Дрофа, 2008 – 495 с.
- Защита беженцев и роль УВКБ ООН. М., 2009. – 34 с. Web-сайт http://www.unhcr.ru/files/zb_2009.pdf
Количество просмотров публикации: Please wait