КРАУДСОРСИНГ – ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧ

Ковригина В.А.1, Маркова Н.И.1
1Уральский государственный экономический университет

Аннотация
В статье раскрывается необходимость и готовность общества к использованию новых инновационных форм для решения задач государственного и муниципального управления. Описывается технология - краудсорсинг, основанная на привлечении интеллектуального потенциала и знаний миллионов.

Ключевые слова: аутсорсинг, глобальные перемены, гражданское общество, инновации, Интернет, краудсорсинг, публичная оферта


CROWDSOURCING IS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY FOR THE SOLUTION OF NATIONAL PROBLEMS

Kovrigina V.A.1, Markova N.I.1
1Ural state economic University

Abstract
The article reveals the need and the willingness of society to the use of new innovative forms to solve problems of state and municipal management. Describes technology - crowdsourcing-based involvement of intellectual capacity and knowledge of millions

Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Ковригина В.А., Маркова Н.И. Краудсорсинг – инновационная технология для решения государственных задач // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/11/8216 (дата обращения: 26.02.2024).

Власть, способная управлять, никогда не покоилась

ни на чем, кроме общественного мнения»

Ортега-и-Гассет,  испанский философ [1]

 

Согласно общей теории управления, общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Такие организации  обладают правом юридического лица, функционирование их закреплено в законодательных и нормативных актах, положениях, регламентирующих деятельность всей организации. Каждая организация имеет собственную историю возникновения, механизмы функционирования, закономерности развития и взаимодействия с внешней средой для достижения  намеченных целей. Такая стройная теория длительное время не подвергалась сомнению.

Однако глобальные перемены современного мира вносят кардинальные поправки в общую теорию управления. Мир является свидетелем глобальных перемен, ускоряемых за счет бурного развития техники, технологий, открытий. Значительные потоки  информации, требующие обработки, анализа и принятия управленческих решений в значительной степени осложняют процессы государственного управления и препятствуют развитию общества

С другой стороны, принятая государством политика доступности и информационной открытости позволила предоставить в распоряжение гражданского общества значительные базы данных, содержащих огромный потенциал для развития бизнес структур, индивидуального предпринимательства, обеспечения экономического роста территорий. Мировой опыт свидетельствует, что только использование доступной информации наиболее активной частью населения для предпринимательской деятельности имеет значительный социальный и коммерческий эффект. Так, например, прямое и косвенное воздействие информации на экономику 27 стран Европейского Союза  оценивается экспертами примерно в 140 -180 млрд. евро ежегодно.

Таким образом, можно предположить, что создалась «революционная ситуация», когда «верхи» уже не в состоянии «управлять» по-старому, а «низы» способны к самоорганизации и реализации гражданских инициатив. В этих условиях традиционная модель организационного управления, основанная на противопоставлении «государства» и «граждан» как «управляющих» и «управляемых», себя полностью исчерпала.

В России в настоящее время сложились все необходимые предпосылки для широкого использования возможностей Интернета:

1. Интернет стал общедоступной формой общения и получения информации. В стране высокими темпами развивается электронный бизнес и коммерция. Повысился уровень компьютерной грамотности населения. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в октябре 2014 г., интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в Сеть – 46% или 53,6 млн взрослых россиян. Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%[2];

2.Появился опыт построения матричных и сетевых структур, обеспечивающих горизонтально-вертикальное движение информации. Использование таких технологий фактически стирают грань между политиками, профессиональной бюрократией, экспертным сообществом,  институтами гражданского общества и рядовыми гражданами;

3.Появились  новые формы и способы сбора, хранения и передачи информации. Неэффективность используемых механизмов сбора, обработки, хранения и передачи информации – это самый главный вызов для современной России. Он является ключевым и по своей остроте. Переход на предоставление сведений в машиночитаемой форме позволит использовать их в качестве источников данных различных информационные системы государственного уровня, общественных организаций, а также информационных систем и интернет-сервисов, разрабатываемых бизнес-сообществом. Это, в свою очередь,  создаст новые для России механизмы взаимодействия гражданского общества и государственной и исполнительной власти.

4.Созданы информационная и коммуникационная инфраструктуры обеспечения деятельности органов власти: завершено техническое обеспечение и разработана защищенная система межведомственного электронного документооборота, в рамках административной реформы  ведется описание функций и процессов, осуществляется аудит и оптимизации административных процессов;

Таким образом, сложились все необходимые условия получать посредством  Интернета информацию в нужное время, в необходимом виде и объеме.

В России часто употребляемой является фраза «Один ум хорошо, а два лучше». Она хорошо характеризует русскую традицию решать сложные, новые, трудоемкие задачи «всем миром» или « коллективным разумом». И чем сложнее задача, тем более мощным должен быть коллективный разум. Существующие в настоящее время формы «коллективного разума» в виде общественных советов и объединений, неформальных и экспертных групп предполагают, пусть минимальное, но официальное оформление деятельности, обязательное «вхождение в члены», участие в заседаниях и т.д. Многие из них существуют формально.

Безусловно, необходимы новые формы и технологии, предусматривающие привлечение и вовлечение граждан в процесс. Причем речь идет не только об активной части гражданского общества, а о привлечении широкого круга людей, объединение их в спонтанно возникающие группы «по интересам», достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. Одной таких форм является краудсорсинг.

Впервые термин crowdsourcing (crowd—толпа и sourcing— источник, использование ресурсов) введен в 2006 году писателем Д. Хауи и редактором журнала Wired М. Робинсоном в статье The Rise of Crowdsourcing. По содержанию краудсорсинг близок к аутсорсингу  в части привлечения сторонних человеческих ресурсов. Но если аутсорсинг подразумевает заключение официального договора на выполнение работ и услуг, то в краудсорсинге людей привлекают на основании публичной оферты.

Краудсорсинг, по терминологии американского экономиста Э. фон Хиппеля, является «инновацией с расчетом на пользователя», когда происходит «передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора» [3]. Иными словами краудсорсинг – это технология, сочетающая в себе новый класс сетевых инновационных систем с возможностью решения комплексных задач путем использования интеллектуального потенциала и знаний миллионов людей.

Краудсорсинг может использоваться для коллективного решения задач в любой области. Сейчас уже имеется опыт интеллектуального привлечения людей в сфере журналистики, расследование должностных преступлений в органах государственного управления, дизайна одежды. Российский пример использования краудсорсинга – «народная карта» Яндекса, где любой пользователь может добавить новый объект или организацию, что резко повышает актуальность предоставляемых карт [4, с.33].

Применение технологии краудсорсинга позволяет привлечь к публичному управлению, с помощью виртуального информационного пространства людей, обладающих гражданской активностью, новыми и эффективными идеями, способностью к инновационному мышлению [5, с. 53].


Библиографический список
  1. Сайт Владимира Шойхера. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://shoyher.narod.ru/Portret_fajl/Ortegaigasset.html
  2. Сайт  Интернет в России и мире. Пользователи интернета в России [Электронный ресурс]—Режим доступа.—URL:http://www.bizhit.ru/ index/users_count/0-151
  3. Crowdsourcing. Материал из Википедии [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Crowdsourcing
  4. Ильин А.С. Краудсорсинг как инструмент модернизации государственного и муници­пального управления. // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Ре­гионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического разви­тия», 31 мая -1 июня 2012 г. М.: ИНИОН РАН, 2012.Ильин А.С. Краудсорсинг, как инструмент модернизации государственного и муниципального управления.
  5. Шолдышев В.М. Применение инновационной технологии краудсорсинга в государственном менеджменте // Проблемы и перспективы развития экономики и управления: материалы международной заочной научно-практической конференции. (22 мая 2013 г.). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. 146 с.


Все статьи автора «Маркова Наталья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: