Юбилеи русских писателей широко отмечались в школах Российской империи, имея существенное значение для эстетического и патриотического учащихся. Эти вопросы частично нашли отражение в ряде публикаций [1; 2; 3].
Весной 1914 г. Министерство народного просвещения (далее – МНП), учитывая приближение столетнего юбилея со дня рождения М.Ю. Лермонтова, обратилось к попечителям учебных округов с просьбой разработать программу празднования этого события в школах, с учетом указаний при подготовке к празднованию юбилея Н.В. Гоголя [4, л. 1]. За основу следовало взять «Программу празднования столетней годовщины со дня рождения Н.В. Гоголя в средних учебных заведениях». Согласно программе, в школах следовало отслужить в присутствии учащихся панихиду по Н.В. Гоголю, актовый зал украсить бюстом или портретом писателя. Предписывалось также устройство торжественного акта для учащихся и их родителей, где произносились речи о значении писателя, читались отрывки из его произведений. При этом было желательно раздать учащимся недорогие, но художественно исполненных портреты писателя [4, л. 5].
В Томской классической гимназии на педсовете 9 июня 1914 г. было постановлено принять к сведению и исполнению, сообщив попечителю Западно-Сибирского учебного округа (далее – ЗСУО), что намечена программа празднования 100-летия со дня рождения Лермонтова. В день празднования юбилея учащиеся освобождались от занятий с приглашением их на богослужение (накануне на всенощную и в день празднования юбилея на литургию), при этом после литургии служилась панихида по Лермонтову. После богослужения для учеников старших классов гимназии устраивался акт, при отсутствии в гимназии зала, в помещении пансиона, подготовленном и украшенном бюстом поэта или его портретом. На акте один из учащихся читал биографию Лермонтова, а преподаватель словесности Смирнов произносил речь на тему «Характеристика творчества Лермонтова». После чтений хором и духовым оркестром исполнялись избранные стихотворения поэта, положенные на ноты, а учениками гимназии читались отрывки из его произведений или целые стихотворения по выбору комиссии из преподавателей русского языка и словесности. После акта предполагалось раздать учащимся приобретенные для этого иллюстрированные издания отдельных произведений Лермонтова, если таковые будут к осени изданы фирмами [4, л. 13-13об.].
Такую же программу празднования педсовет наметил для 1-5 классов. Однако биографический очерк жизни и литературной деятельности Лермонтова планировалось составить другим преподавателем с приспособлением к возрасту и пониманию учащихся. В виду исключительных условий – отсутствия зала в гимназии и крайней тесноты помещений – празднование юбилея для учеников младших классов педсовет постановил перенести на 3 октября, с освобождением учащихся от занятий на этот день [4, л. 13об.].
В Томской второй мужской гимназии проводилась заупокойная литургия и панихида. Слово священника П. Иванова. Затем следовала речь преподавателя русского языка на тему «Жизнь и литературная деятельность М.Ю. Лермонтова». Читались произведения и отрывки: «На первое января», «И скучно, и грустно», «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Родина», «Бородино» (пел хор), «Два великана» (мелодекламация), отрывок из романа «Герой нашего мусора» (Знакомство Печорина с Максимом Максимовичем), отрывок из поэмы «Мцыри», отрывок из поэмы «Демон», отрывок из поэмы «Горбач Вадим» («Кто из вас бывал на берегах светлой Оки»). Заканчивалось мероприятие пением народного гимна [4, л. 71-71об.].
Председатель педсовета второй Томской женской гимназии В. Сапожников 30 мая 1914 г. доложил попечителю ЗСУО программу празднования столетия со дня рождения М.Ю. Лермонтова, принятую на педсовете днем ранее. 2 октября предполагалось освободить учениц от занятий. В 12 часов дня отслужить в гимназии панихиду по М.Ю. Лермонтову в присутствии учениц и преподавателей. В час дня устроить акт, на котором преподавательница М.Г. Арлюк произнесет речь, посвященную М.Ю. Лермонтову, а ученицами будут прочитаны стихотворения, исполнены хоровые номера пения, живая картина и сыграны фортепьянные пьесы. Вследствие отсутствия учениц представить детальную программу было невозможно. Подробную программу планировалось представить в августе [4, л. 7].
В третьей Томской женской гимназии предполагалось устроить панихиду по Лермонтову, затем торжественный акт, на котором будет прочитана биография поэта, характеристике его произведений и доклад на юбилейную тему преподавательницы словесности [4, л. 8].
В Томской женской прогимназии планировалась панихида в здании учебного заведения, затем торжественный акт, где преподавательница словесности Е.Д. Фаге произнесет речь о значении Лермонтова и его произведений. Ученицы продекламируют стихотворения и прочтут отрывки из прозы. Хор учениц исполнит несколько музыкальных номеров. По окончании литературного отделения ученицам предполагалось раздать портреты Лермонтова. Тем из них, которые по постановлению педсовета удостаивались награды за отличные успехи, выдавались также похвальные листы и книги. Похвальные листы выписывались из Одессы с иллюстрациями к произведениям Лермонтова и с его портретами. По окончании акта ученицы исполняли народный гимн [4, л. 11-11об.].
В Томском учительском институте законоучитель после панихиды произносил слово о писателе. Затем в зале института на торжественном собрании произносилась директором и преподавателем словесности речь о значении великого писателя, один из воспитанников института читал реферат, ученики городского при институте училища читали отрывки из произведений Лермонтова. Между чтением хор учащихся исполнял кантаты, посвященные памяти поэта [4, л. 21].
На рубеже XIX – ХХ вв. празднование юбилеев великих русских писателей в школах Российской империи приравнивалось к общегосударственным праздникам: учащиеся освобождались от занятий. Исследованию биографии и творчества писателей в учебных заведениях придавалось воспитательное значение. Проект программы чествования юбилея, предложенный МНП, носил обобщенных характер. Программы дорабатывались в школах. В связи с происходящими чрезвычайными военными событиями МНП в сентябре 1914 г. признало, что следовало ограничиться панихидой по поэту, отложив празднование до более подходящего момента.
Библиографический список
- Сулимов В.С. Чувства добрые пробуждать. Из истории светской школы Тобольской губернии в конце XIX – нач. XX вв. / В. С. Сулимов. Тюмень, 2004.
- Сулимов В.С. Светское школьное образование Тобольской губернии конца XIX – начала ХХ вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2006
- Сулимов В.С. Подготовка к празднованию столетия со дня рождения М.Ю. Лермонтова в школах Тобольской губернии // История и археология. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://history.snauka.ru/2014/10/1225 (дата обращения: 23.10.2014).
- ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2946.