Проблематика исследований взаимосвязи Интернета и экономики важна по ряду причин. Одна из них – выявление возможностей реализации интеллектуального потенциала квалифицированных специалистов в своем отечестве и уменьшение «утечки мозгов». Другая причина – поиск путей инновационного развития страны в высокотехнологичных секторах экономики и реализация проектов по перспективным направлениям несырьевого характера. Третья (и самая важная) причина состоит в необходимости выявления закономерностей междисциплинарного характера, опора на которые позволила бы в перспективе ускорить инновационное развитие страны.
Сегодня в России существенен сектор неформальной экономики. Число занятых в нём измеряется за последние 10 лет по годам в пределах 15–20% от числа всех занятых в народном хозяйстве. Неформальная экономика – ненаблюдаемая статистическими методами часть экономики в разрешенных законодательством видах экономической деятельности. Часто занятые в этом секторе не платят (или не доплачивают) налоги в государственную казну. Вице-премьер Правительства России О.Ю. Голодец, освещая этот вопрос, заявила в 2013 г., что до 38 млн человек трудоспособного возраста в стране «непонятно где заняты, чем заняты, как заняты» [1]. Выявление причин феномена «ускользающей» от статистики занятости выводит на необходимость анализа изменений, идущих в лоне мировой и отечественной экономик, а также их влияния на жизнь общества. Во многом они связаны с бурным развитием компьютеров, IT-технологий и сети Интернет.
Занятость на базе информационных технологий становится глобальной. Исследователями даже выдвинут тезис о «флексибилизации» экономики и переходе её в состояние, представляющее новую эпоху. В сфере занятости все чаще звучат термины «гибкие формы труда», «дистанционная занятость», «телеработа», «занятость инновационного типа». Гибкие формы становятся её признаками, уменьшающими консолидацию на стороне предложения труда и оживляющими конкуренцию на рынке труда. В результате иной аспект сегодня обретают вопросы социальной защиты населения, перспективы занятости и безработицы [2].
Занятость инновационного типа – свершившийся факт ряда стран, шагнувших в постиндустриальную эпоху. Исследователи трактуют её двояко. Широко – как новую систему включения работников в общественное производство с иным качеством труда, превращающимся в инновации на всех уровнях экономики и порождающим синергию социально-экономического эффекта на индивидуальном и общественном уровнях. В узком смысле занятость инновационного типа понимается как впервые появившиеся (усовершенствованные) формы труда, основанные на использовании инновационного потенциала, реализованные субъектами рынка труда и способствующие достижению эффективной занятости [3]. Сфера многих новых форм занятости прямо связана с активным развитием Интернета и ростом числа его пользователей. По данным Фонда «Общественное мнение», осенью 2012 г. месячная аудитория Интернета в России была 61,2 млн человек – более 52% всего совершеннолетнего населения страны. Для многих Интернет стал привычкой, поэтому до 47 млн человек используют его ежедневно. В городах с населением более 100 тыс. жителей практически у всех пользователей (94%) есть выход в Интернет из дома, причем у большинства – широкополосный [4].
Аудитория Интернета непрерывно растёт, хотя темпы роста несколько замедляются. Если в 2010–2011 гг. она выросла на 17%, то в 2011–2012 гг. её рост составил 12%. Среди федеральных округов страны лишь Центральный и Уральский увеличили темпы роста. Москва и Санкт-Петербург, несмотря на всеобщее замедление, увеличили темпы, но это происходило за счёт увеличения населения мегаполисов, а не за счёт роста проникновения Интернета. Аудитория Интернета увеличивается в основном за счёт регионов – 86% новых пользователей живут вне столиц. Есть данные о том, что с 2011 по 2012 год проникновение Интернета по стране выросло на 5% – до 52%. Наибольший вклад в этот рост внесли города с населением менее 100 тыс. чел., где проникновение увеличилось за год на 7%. Сёла страны по-прежнему сильно отстают. В двух столицах проникновение практически перестало увеличиваться, остановившись в районе 70% (табл. 1).
Таблица 1 – Распространение Интернета в регионах России (на начало 2013 г.)
Федеральные округа |
Проник- новение Интер-нета, % |
Проник-новение мобиль-ного Интернета, % |
Стоимость доступа в Интернет, рублей за Мбит/с |
Индекс доступ-ности Интер- нета |
Стоимость мобильного доступа в Интернет, рублей за ГБ трафика |
Центральный (без
Москвы) |
50 |
25 |
24 |
1,58 |
112 |
Северо-Западный (без Санкт-Петербурга) |
56 |
23 |
39 |
1,01 |
97 |
Южный |
49 |
29 |
37 |
0,76 |
55 |
Приволжский |
48 |
26 |
24 |
1,23 |
78 |
Уральский |
54 |
22 |
25 |
1,87 |
233 |
Сибирский |
50 |
25 |
27 |
1,29 |
108 |
Дальневосточный |
50 |
31 |
197 |
0,27 |
156 |
В среднем по стране |
50 |
26 |
36 |
1 |
108 |
Москва |
70 |
30 |
16 |
4,71 |
144 |
Санкт-Петербург |
71 |
27 |
13 |
3,77 |
85 |
Число пользователей Интернета в России к 2014 г. может достигнуть 80 млн человек, оставив далеко позади в темпах компьютеризации другие страны БРИК – Китай, Индию и Бразилию. Об этом заявил в Нью-Йорке руководитель по странам СНГ консалтинговой компании Booz&Co Ш. Ляйстнер [5]. Таким образом, в 2014 г. доступ к Интернету получит почти 71% взрослого населения России. Среди причин стремительной «интернетизации» эксперты называют следующие: 1) высокий уровень образования, унаследованный со времен СССР (39% россиян в возрасте 25–39 лет имеют университетский диплом); 2) сравнительно низкую безработицу (на уровне 6%); 3) улучшение демографической ситуации в последние годы. Высоким темпам компьютеризации России также способствует то, что на тысячу работающих у нас приходится 32 специалиста с дипломом инженера, строителя или производственника, в то время как в США эта профессиональная группа составляет лишь 0,7% на тысячу человек.
Сегодня бизнес, связанный с Интернетом, активно развивается во всем мире, а также в нашей стране ввиду фактического отсутствия бюрократических формальностей для начала деловой деятельности и относительно небольших капиталовложений. При этом человечество уже убедилось в том, что в случае успеха начинаний новые направления бизнеса в Сети привлекают значительные денежные суммы (табл. 2).
В связи с этим в мире ежегодно растет число дистанционно занятых людей. Так, если в Европе в 1997 г. таковых было чуть более 2 млн человек, то спустя 8 лет (в 2005 г.) – уже 27 млн человек. В 2014 г. прогнозируется увеличение дистанционно занятых примерно до трети занятых европейцев и до 20% американцев. По статистике Британского института по развитию персонала, сегодня доля потенциальных телеработников в Европе – от 10% до 22% в общем количестве занятых.
Таблица 2 –Характеристика направлений интернет-бизнеса [6]
Направление |
Комментарий |
Интернет-торговля | Представлена Интернет-магазинами и аукционами. Магазины привлекают клиентов возможностью выбрать товар, которого часто нет в реальных магазинах. Они популярны за счёт удобства обращения с каталогами и возможности делать покупки из дома. Электронные аукционы – шанс получить доход за счёт вещей, неинтересные продавцу, но для кого-то представляющие ценность. Так, общие доходы самого популярного интернет-аукциона eBay в 2012 г. достигли почти 15 млрд долл. США при показателе чистой прибыли в 2,6 млрд долл. |
Сетевые
онлайн-игры |
Разновидность компьютерных игр, которые обычно не требуют приобретения лицензионного носителя. Однако получение определённых бонусов, что даёт преимущество в игре, является платным. Этот бизнес высоко прибылен за счёт постоянного роста потребителей – число пользователей игр – более 500 млн человек. Например, доходы компании Blizzard Entertainment, издателя культовой онлайн-игры World of Warcraft, в 2012 г. составили почти 4,5 млрд долл. |
Реклама
в Интернете |
Сетевая реклама дает наибольшие доходы из-за деятельности: 1) поисковых систем – сверхрентабельных «рекламных площадей» – их используют миллиарды пользователей (доход Google за 2012 г. – 50 млрд долл., из них рекламные доходы – 43,5 млрд); 2) социальных сетей – их рекламная привлекательность определяется ростом числа пользователей и большим количеством времени, проводимого ими в сетях |
Согласно данным консалтинговой компании Booz&Co, вклад в отечественную экономику от процесса компьютеризации лишь за период 2008–2010 гг. составил 29 млрд долларов США (1,27% ВВП России).
Венчурное (рисковое) инвестирование интернет-бизнеса сегодня – дело весьма привлекательное. Впечатляющие успехи достигнуты на Западе, особенно в США. Значительное число успешных стартапов наступившего века прямо связаны с Интернет (табл. 3). В результате этих успехов появился солидный институт «бизнес-ангелов» (термин впервые введен в 1978 г. профессором У. Ветцелем из университета штата Нью-Хэмпшир). Так зовут непрофессиональных инвесторов, вкладывающих средства в проекты ранних стадий развития и не участвующих в операционном управлении проинвестированными компаниями. По данным PricewaterhouseCoopers, сообщество бизнес-ангелов США сегодня насчитывает более 250 тыс. человек.
Таблица 3 –Мировые стартапы, связанные с Интернет
№ |
Название |
Дата запуска, основатель |
Тип |
Целевая аудитория |
Приблизительно пользователей |
1 | Wikipedia
|
Янв. 2001 г.,
Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер |
Энциклопедия | От 10 до
80 лет |
500 тыс. пользователей на янв. 2006 г. |
2 | MySpace
|
Июль 2003 г.,
Tom Anderson и Chris DeWolfe |
Социальная сеть | 16–24 (подростки, молодежь) | 150 млн чел. (100 млн на авг. 2006 г.) |
3 | Del.icio.us
|
24 сент. 2003 г., Joshua Schachter | Социальные
закладки |
От 20 до 40 лет | 1 млн чел. (на сент. 2006 г.) |
4 | Facebook*
|
Февр. 2004 г., Марк Цукерберг | Социальная сеть | 20–25, изменяется | 1,2 млрд чел.(на июль 2013 г.) |
5 | Digg
|
Ноябрь 2004 г.,
Kevin Rose |
Социальные закладки / Голосование | 16–30 (подростки, взрослые) | 1 млн чел. |
6 | Flickr
|
Февр. 2004 г.,
Ludicorp |
Размещение
фото |
От 16 до
80 лет |
51 млн чел. (на авг. 2011 г.) |
7 | Bebo
|
Янв. 2005 г.,
Michael Birch и Xochi Birch |
Социальная сеть | 16–24 (подростки, молодежь) | 24 млн чел.
(на май 2006 г.) |
8 | YouTube
|
Февр. 2005 г.,
Chad Hurley, Steve Chen и Jawed Karim |
Видео обмен | 16–40 (подростки, взрослые) | До 4 млрд просмотров в день (на янв. 2012 г.) |
9 | Netvibes
|
Сент. 2005 г.,
Tariq Krim |
Стартовая страница (на базе AJAX) | 20–40, взрослые | 7 млн чел. (на февр. 2007 г.) |
10 | Meebo
|
Сент. 2005 г., Siny Jen, Seth Sternberg и Elaine Wherry | Передача сообщений (на базе AJAX) | 13–40 (подростки, взрослые) | 500 тыс. чел.
(на окт. 2006 г.) |
11 | В Контакте
|
Сент. 2006 г.,
Павел Дуров |
Социальная сеть | От 14 до
30 лет |
236 млн чел.
(на дек 2013 г.) |
12 | Instagram*
|
Окт. 2010 г., Kevin Systrom,
Mike Krieger
|
Мобильное приложение
обмена фото и видеозаписями |
Более 150 млн активных пользователей в месяц (на янв. 2014 г.) |
В современной России аудитория таких частных инвесторов сегодня составляет 10–50 тыс. человек, но по прогнозам к 2020 г. может вырасти до 200–300 тыс. человек [7]. «Питательная среда» для этого – растущий в России сегмент состоятельных людей, обладающих свободными средствами от 1,3 до 12 млн. руб. (за рубежом для него используется термин mass affluent). Уже сегодня этот сегмент составляет около 2% населения страны и обладает суммарными активами, по разным оценкам, от 3,5 до 7 трлн рублей [8].
По мнению экспертов, в России много способов для привлечения денег в уже сложившиеся проекты. Инвестировать готовы «Роснано», «Российская венчурная компания» (РВК), ММВБ, венчурные фонды и частные лица. С производством идей у нас дело обстоит неплохо (их тысячи), а вот проектов «прорастает» мало. В качестве второй проблемы часто называют малое число перспективных бизнес-команд.
Одна из главных проблем венчура в России – во взаимопонимании предпринимателей и ученых. По мнению ряда бизнес-ангелов, для развития разработки обязательно нужно присутствие частного предпринимателя. В отличие от инвестора-государства, частник дает деньги не за отчеты, а за конкретные бизнес-показатели, требуя их достижения.
В России есть специфика образа бизнес-ангела по сравнению с Западом. Бизнес-ангел в США, чаще всего, предприниматель «на пенсии». У нас он – действующий» предприниматель, обремененный множеством проблем и могущий уделять «патронату» проинвестированной компании гораздо меньше времени и сил. Из-за перечисленных факторов российский рынок инвестиций ранней стадии пока заметно отстает от мирового. Большая часть создаваемых в России стартапов – «клоны» западных проектов. Часто предприниматели строят копии по моделям, бесперспективность которых уже замечена за рубежом, но из-за «засилья клонов» у нас есть сильный «комплекс провинции». Даже если венчурное направление выглядит перспективным, инвесторы рассуждают: «раз этого нет в США, значит, это не может быть успешным!» В итоге перспективные разработки ориентированы на финансы Запада. Ведь проблема России – отсутствие локальных покупателей на бизнесы, что заставляет стартаперов «идти» за деньгами в Европу и США.
В этих условиях поддержка роста инвестиционного сообщества ранней стадии – ключевая задача государственных институтов развития. Один из инструментов достижения заявленной цели – организация сетей бизнес-ангелов. Созданы: Национальная ассоциация бизнес-ангелов (в 2012 г. принятая в Европейскую ассоциацию бизнес-ангелов), Содружество бизнес-ангелов России, «Частный капитал», «Стартовые инвестиции» и ряд региональных объединений. По данным РВК, в России сегодня есть до 20 бизнес-ангельских объединений. Сети занимаются не просто коворкингом (от англ. co-working – совместным работаньем), но и поиском потенциально привлекательных проектов. За свое участие сети берут 5–7% от сделки и фиксированную сумму (100–200 долл.) за экспертизу проекта. Важная задача сетей – просветительская: не просто заявить миру о существовании феномена бизнес-ангела, но и обучить начинающих частных инвесторов. Такой деятельностью призван заняться недавно созданный «Московский посевной фонд» (МПФ). Кроме семинаров, вебинаров и мастер-классов, он готов предоставить аккредитованным частным инвесторам льготный займ под 12% годовых. На каждый рубль, вложенный в проект бизнес-ангелом, МПФ готов дать два своих (максимум – до 8 млн. рублей).
С ноября 2012 г. дан старт программе поддержки бизнес-ангелов при Фонде посевных инвестиций РВК, где предусмотрено покрытие от 25% до 75% потребности стартапа (до 3 млн руб.), но право пользоваться этим рычагом получили лишь опытные инвесторы (более 2 успешных инвестиций).
В ноябре 2012 г. В.В. Путин впервые высказался по поводу создания Фонда поддержки инициатив в Интернете. В качестве примеров проектов, могущих рассчитывать на инвестиции, им были названы различные сообщества, электронные библиотеки, сайты гражданских и благотворительных инициатив, порталы дистанционного обучения, полезные игры, быстро приобретающие сотни тысяч пользователей по всему миру. После этого Агентством стратегических инициатив (АСИ) – структурой, созданной ещё в 2011 г. для поддержки бизнес-проектов в социальной сфере была развернута деятельность ФРИИ – Фонда Развития Интернет-Инициатив (табл. 4).
Таблица 4 – Хронология работы ФРИИ
Дата |
Состав выполненных работ |
07.2013 г. | Начало регистрации проектов и приема заявок на финансирование |
08.2013 г. | Прием заявок в 1-й Акселератор |
18.09.2013 г. | Сформирован топ-100 проектов для1-го Акселератора |
2.10.2013 г. | Завершение набора. 50 проектам дано по 1 млн руб на 3 месяца |
11.2013 г. | Встреча наблюдательного совета АСИ с В.В. Путиным |
Открытие «Клуба Ангелов» | |
4.12.2013 г. | Стартовал 2 этап отбора проектов |
3.02.2014 г. | Первый выпуск Акселератора ФРИИ: 29 проектов из 1-го набора. Общая сумма инвестиций в 6 из них – 3 млн долл. США |
6.02.2014 г. | Запуск Преакселератора (его сможет пройти каждый бесплатно) |
До 14.03.2014 г. | Прием заявок в 3-й Акселератор |
27.02.2014 г. | Старт 2-го Акселератора ФРИИ. Инвестиции на общую сумму 47,6 млн руб вложены в 34 проекта |
16.04.2014 г. | ФРИИ открывает заочный Акселератор в Крыму |
23.04.2014 г. | Запуск конкурса «РОСТ: Регионам О СТартапах». Цель – популяризация интернет-предпринимательства среди населения |
12.05.2014 г. | По данным J’son & Partners Consulting в 2013 г. рынок венчурных сделок РФ составил 3,25 млрд долл. Среди инвесторов наибольшая доля – у венчурных фондов (37,4%). Заметны доли: основателей компаний, частных и корпоративных инвесторов (27%, 18,7% и 11,5% соответственно). По количеству инвестиций ФРИИ – лидер в стране |
23.06.2014 г. | ФРИИ объявил об pre-seedинвестициях – 33,6 млн руб. в 24 проекта. Основная их часть: агрегация товаров и услуг, решения для бизнеса, e-commerce, образование, есть проекты, связанные с медициной и банковскими услугами |
2.09.2014 г. | ФРИИ инвестировал 110 млн руб. в интернет-гипермаркет детских товаров BABADU. По данным РБК.research, эта категория сегодня – 6,7% всего интернет-рынка страны. Ежегодно рост рынка детских товаров в России – 30–35%, что в разы (!) превышает общемировой |
8.09.2014 г. | Microsoft и ФРИИ объявили о начале работы индустриального акселератора – поддержка стартапов с ИТ-решениями для образования, здравоохранения, торговли, производства, сферы услуг, финансового сектора, городских служб. Microsoft даст стартапам гранты до 6 млн руб. (посевное финансирование), инфраструктурную поддержку, в т.ч. «облачный грант» более 2 млн руб. каждому стартапу – участнику проекта. Инвестиции ФРИИ в акселератор составят 1,5 млн рублей |
25.09.2014 г. | Кроме инвестиций в интернет-стартапы ФРИИ будет заниматься проектами в сферах носимых устройств («умные» часы, очки и проч.), «интернета вещей» («умная» бытовая техника, подключенные к Сети датчики) и «больших данных». Это дань тенденции. По данным MIT Technology Review Business Report, к 2020 г. количество подключенных к Интернету «умных» вещей, обменивающихся данными без участия человека, превысит число смартфонов и компьютеров в Сети |
С помощью ФРИИ государство планирует помочь Интернету в России и дать жизнь перспективным идеям [9]. Для этого ФРИИ: 1) реализует трехмесячную программу акселерации, включающая финансирование; 2) финансирует онлайн-стартапы на ранних стадиях развития; 3) обеспечивает полноту инфраструктуры для совершения инвестиционных сделок; 4) формирует законодательные инициативы. В зависимости от стадии развития (что выявляется аналитиками Фонда при анализе заявок) проекты могут претендовать на суммы от 1,4 до 275 млн руб.
Типы инвестиций: 0,8 млн руб. на счет и услуги обязательной акселерации стоимостью 0,6 млн руб. (ФРИИ получает 7% доли в проекте). Трёхмесячная программа акселерации позволяет найти и/или проверить бизнес-модель при участии лучших экспертов-практиков российского рынка. Проекты, доказавшие жизнеспособность бизнес-модели, уже через 1,5 месяца с начала программы акселерации могут получить предложение от ФРИИ о финансировании seed-раунда в размере до 14 млн. руб. Проекты, успешно закончившие программу Акселератора по истечении 3 месяцев, также могут претендовать на получение инвестиций seed-раунда до 14 млн руб. Проекты на стадии Round A могут претендовать на получение более солидного финансирования от ФРИИ – до 275 млн руб., минуя программу акселерации.
Все это позволит улучшить состояние венчурного бизнеса России. Позитивные прогнозы уже подтверждаются данными опроса респондентов, проведенного экспертами компании J’son & Partners Consulting. Согласно им, в наступившем 2014 г. ожидается рост венчурного рынка России на 20%. Хотя по итогам ушедшего 2013 г. доля венчурного рынка в структуре ВВП России составила лишь 0,04%, что в четыре раза ниже, чем у США (0,17%), она вполне сравнима с показателями Китая и Европы за III квартал 2013 г. (0,03% и 0,04% соответственно) [10].
*Социальная сеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ.
Библиографический список
- Корчагин Ю. Рост за счет тени. – http://www.rg.ru/2013/04/23/zanatost.html (публ. 23.04.2013).
- Курносова Т.И. Гибкая занятость в экономике развитых стран: причины, формы, эффективность: дис…канд. экон. наук. – М.: МГУ, 1998. – 143 c.
- Санкова Л.В. Занятость инновационного типа: теория, методология исследования, управление: автореф. дис…д-ра экон. наук. – М.: МГУ, 2008. – 48 с.
- Развитие интернета в регионах России. – http://company.yandex.ru/researches/reports/2013/ ya_internet_regions_2013.xml
- Число пользователей интернета в РФ к 2014 году достигнет 80 млн. – http://newsland.com/news/detail/id/1007025/
- Самый прибыльный бизнес в мире: оружие, лекарства, Интернет. – http://www.luxurynet.ru/ russian-market/5897.html
- Дедова Е. Бизнес-ангелы в России: кто они и что они делают? – http://www.nanonewsnet.ru/ articles/2013/biznes-angely-v-rossii-kto-oni-chto-oni-delayut (публ. 17.01.2013)
- Обухова Е. Пахнет средним классом // Эксперт. 2012. № 12(795). – http://expert.ru /expert/ 2012/12/pahnet-srednim-klassom (публ. 26.03.2012)
- Фонд поддержки инициатив в интернете скоро начнёт свою деятельность. Оправдается ли начинание? – http://www.spb-venchur.ru/news/21790.htm (публ. 11.03.2013).
- Объем российского венчурного рынка в 2013 году превысил 3 миллиардов долларов. – http://lenta.ru/news/2014/05/12/venturejson/