В настоящее время наблюдается существенный рост инновационной активности в странах мира. Одной из причин данного процесса является особая роль инноваций в развитии общества. В странах с рыночной экономикой инновации входят в число основных инструментов, способствующих укреплению и повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. В развивающихся странах, странах с формирующейся постиндустриальной экономике, инновации представляют собой катализатор экономического роста, источник формирования новых знаний.
На современном этапе чрезвычайно актуальной задачей для Российской Федерации является формирование инновационной экономики. Это вызвано ростом конкуренция в данной сфере. Отличительным признаком новой экономики становится постоянное появление новых продуктов и услуг, а также более короткий срок жизненного цикла инноваций. Современным научным обществом доказано, что улучшение конкурентоспособности как предприятий, так и стран в целом, невозможно без повышения инновационной составляющей в экономическом развитии. Инновационный характер экономики является средством улучшения функционирования хозяйственных систем, повышения производительности труда, и, в итоге – улучшения качества жизни населения, что является глобальной целью любого государства. Инновационная экономика обеспечивает стране твердые позиции на мировой арене в рамках внешнеэкономической деятельности.
Термин «инновация» образован путем сложения из двух латинских слов – «novatio» («изменение») и «in» («в направлении»), таким образом, дословно переводится как «в направлении изменения». Пользоваться данным термином в научных кругах стали еще в 19 веке, однако, масштабное употребление термин получил в начале 20 века в результате работы экономиста Й. Шумпетера (США) [1], который применил его в отношении к экономике (теория инноваций – это в основном экономическая теория).
Инновация – новый продукт/услуга/технология, дополнительная ценность, обновляющая и улучшающая сферы жизни людей, обязательно внедренная на практике.
Инновация – это получение нового знания, улучшающего или полностью меняющего к лучшему жизнь людей, которое приносит дополнительную ценность (как правило, это прибыль, реже – лидерство в отрасли, преимущество, общий прогресс).
Таким образом, инновация – это инструмент изменения, приносящий дополнительную ценность, чаще всего экономическую.
Традиционно выделяют следующие признаки инноваций:
• Значимость;
• Направленность;
• Место реализации;
• Широта воздействия;
• Глубина изменения;
• Разработчик;
• Масштаб распространения;
• Характер удовлетворяемых потребностей;
• Степень новизны;
• Время выхода на рынок;
• Причина возникновения;
• Область применения;
• Преемственность.
Каждый признак может быть отдельно детерминирован и разделен на несколько аспектов. Данные классификации инноваций необходимы не только в теоретико-научном контексте, но и имеют научную практическую значимость, поскольку создают возможность составить детальное представление и дать характеристики того или иного прогрессивного нововведения.
Говоря об инновационной политике Российской Федерации, необходимо, в первую очередь, определить нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок реализации данной политики. Основным документом, регулирующим данную сферу, следует признать «Стратегию инновационного развития Российской Федерации до 2020 года», поскольку именно эта стратегия задает основной вектор формирования политической мысли в рамках развития Российской Федерации.
Данная Стратегия разработана на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также в соответствии с положениями ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Стратегия описывает вызовы и угрозы, стоящие перед Россией в сфере инновационного развития, определяет цели и приоритеты в данном вопросе, указывает инструменты проведения государственной ИП. Концепция основана на результатах всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технического прогноза.
Ключевыми внешними вызовами определены: ускорение технологического развития мировой экономики, усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы за высококвалифицированные кадры и инвестиции, изменения климата.
В Стратегии дается полная оценка состояния инновационной сферы на современный исторический момент (умеренно критическая), по всем отраслям экономики. Этот документ является системообразующим для последующих стратегических документов, государственных программ.
Основная цель Стратегии – перевод Российской экономики на инновационный путь развития к 2020 году. Достижение данной цели должно характеризоваться следующими показателями: увеличение доли инновационных производств в общем количестве предприятий до 40-50% (при нынешнем показателе 10%); увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг до 5-10% в пяти и более секторах экономики; увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в 4 раза; увеличение доли инновационных товаров и услуг в ВВП в 7 раз; увеличение затрат на исследования и разработки в 2 раза и т.д. [2]. Также есть ряд и других документов, относящихся к инновационной политике России:
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3];
• Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года;
• Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу;
• Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года;
• Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации;
• Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года;
• Доктрина развития российской науки;
• Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике».
В целом, нормативный механизм реализации инновационной политики есть. Основная миссия органов государственной власти исследовать объекты законодательства на предмет практической реализации инновационных задач.
Термин «инновация» следует рассматривать как звено национальной инновационной системы (НИС). НИС – это совокупность государственных национальных, частных и общественных организаций, механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий [5]. В таблице 1 рассмотрены основные характеристики национальных инновационных систем ведущих стран мира.
Таблица 1. Основные характеристики национальных инновационных систем ведущих стран мира
страна |
специфика |
Характеристика инноваций |
Срок реализации НИС |
США | «научные парки», «исследовательские парки», «инкубаторы» – основные формы инновационных предприятий | Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы (соблюдения баланса с частными средствами); стимулирование симметричного сближения университетов и корпораций; создание особых информационных сетей для связей инновационных субъектов; налоговые вычеты к расходам на НИОКР | около 25 лет |
Страны ЕС | диверсификация экономики,
Стратегические центры компетенции |
ускоренная амортизация затрат на НИОКР, включение данных затрат в себестоимость, налоговые льготы на приобретение или сооружение зданий и прочего имущества для научно исследовательских целей, развитая система региональных льгот, ориентация на экспорт технологий | 10 лет |
Япония | технополисы | государственное планирование в сфере инноваций, оптимизация взаимодействия государственного и частного капиталов
стимулирование научных инноваций в национальной среде. |
15 лет |
Китай | основной инструмент НИС – это создание сети особых экономических зон различных формаций (СЭЗ, технико-внедренческие СЭЗ и т.д.) | налоговые вычеты затрат на НИОКР – до 100%. Ряд категорий имущества, используемого для инновационной деятельности освобождается от налога на имущество. Специальная система кредитования инновационного предпринимательства – «длинные деньги», то есть на длительный срок под минимальные проценты | 15-20 лет |
Анализируя мировой опыт построения и реализации НИС, можно сделать ряд выводов. Позитивные тенденции инновационного развития достигались рядом инструментов: осуществление многоярусной (федеральный, региональный, местный уровни) инновационной политики привлечения инвестиций путем создания благоприятного климата (финансовые инструменты плюс государственные гарантии, обязательства и программы поддержки); определение векторов развития национальной инновационной политики; создание связующих звеньев инновационного процесса между фундаментальными, прикладными и рыночными субъектами. Также выявлен значимый фактор построения инновационных кластеров, особых экономических зон, форм инновационной деятельности (инкубаторы, технополисы) – данные форматы взаимодействия государства и частных капиталов и форм собственности могут реализовывать инновационные проекты любого масштаба.
Международный опыт инновационного развития также позволил выявить ключевые закономерности в создании НИС – финансирование науки, образование, стимулирование производства и рынка, их интеграция ведет к интенсивному росту. Следующая закономерность – наиболее успешные страны имеют развитую инфраструктуру НИС. А также высокая роль регионов и отдельных территориальных межрегиональных комплексов в развитии национальной инновационной системы, и роль малого бизнеса – чем больше небольших инновационных предприятий, тем лучше. Все эти методы стимулирования инновационной деятельности могут быть заимствованы для использования в Российской Федерации.
На основе матрицы SWOT-анализа выделим плюсы и минусы национальной инновационной системы Российской Федерации.
Минусы (данность)
- Преимущественно сырьевая ориентация экономики;
- Системная коррупция (как в научно-техническом секторе, так и в государственном аппарате);
- Климатические условия (низкая производительность труда);
- Ограниченность бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. привлеченных и заемных средств;
- Неразвитая инфраструктура (в т. ч. и специфическая инновационная – венчурный капитал, инвесторы);
- Неудовлетворенность большинства населения уровнем жизни в стране, предлагаемыми законными возможностями ее улучшения;
- Низкая конкурентоспособность страны не только в международных экономических аспектах, но и во внешнеполитических;
- Конфликт консервативной государственной системы и инновационно развивающегося общества;
- Кадровый кризис: низкое качество управленческих кадров высшего звена, элит власти, неэффективность выполнения поручений руководства страны, и, вместе с этим, нехватка специалистов на всем инновационном процессе (от специалистов и разработчиков до менеджеров инновационной среды)
- Бюрократизация системы управления инновационным процессом;
- Несогласованность правовых актов и законодательства в сфере инновационной политики в целом. Несовершенство и противоречивость отдельных законопроектов (н-р, налоговое законодательство в сфере патентования);
- Утрата престижа научной деятельности в стране;
- Отсутствие системы общественно-административного управления;
- Отсутствие системы планирования;
- Несоответствие современного состояния российского образования и экономики с необходимыми задачами инновационного развития.Также хотелось бы указать на ряд региональных проблем – отсутствие долгосрочных инструментов планирования и текущего управления региональной инновационной системой, реальных индикаторов эффективности проводимой политики, неполнота и отсутствие четких понятий и критериев в законодательстве, непонимание вопроса местными властями. В этом есть вина и федеральной власти, которая проявляется в недостаточности консалтинговой функции, а также аналитического ресурса и координирующих действий.Плюсы
- Уникальная научно-производственная база (наследие от СССР);
- Высококвалифицированные научные и инженерные кадры (наследие от СССР), высокий уровень образования населения;
- Передовые технологические разработки, фундаментальные научные работы (во многом – наследие СССР);
- Интегрированные технологичные сектора производства (в большей степени – относящиеся к ВПК, космическому и авиастроению);
- Опыт построения эффективной системы НИС (в советский период с конца 60-х до 80-х годов), единственный недостаток которой – не ориентированность на рынок;
- Национальные природные богатства;
- Особенности населения страны (ум, смекалка, предрасположенность к изобретательству);
- Часть конкурентоспособной инфраструктуры (РАН РФ, Академгородки, НИИ, Конструкторские Бюро)
Разобрав минусы и плюсы современной НИС России, с целью оптимизации информации, следует провести сжатый SWOT-анализ – см. Таблица 2.
Таблица 2. SWOT-анализ.
S | W |
|
|
О | Т |
|
|
Проблемы несовершенства инновационной политики РФ могут быть выделены следующим образом:
- Отсутствие системности в законодательстве Российской Федерации в сфере инновационной политики отражается и на самой инновационной системе – не регулируются взаимоотношения субъектов, не определены роли, не выявлены стратегические направления науки и технологий и т.д.
- Нет закрепления высокой роли университетской науки (затягивание ВУЗов в сферу научных исследований без адекватного законодательства, финансирования, инфраструктуры, площадок взаимодействия с бизнесом и властями).
- Отсутствие современных форм инновационной инфраструктуры (западные образцы, внедренные в российскую практику создания инноваций, не работают).
- Слабое развитие финансовых институтов (инвестиционных банков, венчурных фирм).
- Разложение кадровой системы – отсутствие стимулов к продолжению научной и исследовательской работы, недофинансирование, привлекательные условия в других странах.
- Отсутствие благоприятной инновационной экономической среды. Коррупция, низкая эффективность государственного управления, абстрактные формы инфраструктуры, бессистемность льгот и преференций, административные барьеры
Таким образом, совершенствованию и улучшению функционирования экономики страны может помочь постепенное пошаговое устранение вышеперечисленных проблем. Рост инновационного потенциала может повлиять на последующий рост инвестиционной активности как на национальном рынке, так и во взаимодействии с зарубежными партнёрами. При этом стоит отметить, что в данном процессе наиболее эффективно применение не привычного для России формата «сверху-вниз» и «от глобального-к частному», а наоборот «от базы – к надстройке».
Библиографический список
Библиографический список
- Шумпетер Й., Теория экономического развития, 1995г.
- Министерства экономического развития РФ, http://www.economy.gov.ru
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, http://www.consultant.ru
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года, http://www.consultant.ru
- Федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент http://ecsocman.hse.ru/text/33651919/
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, http://www.consultant.ru;
- Якобсон А.Я., Инновационный менеджмент. М.: Омега-Л, 2012 г., – 176 с.
- Министерство экономического развития Российской Федерации, http://www.economy.gov.ru/minec/main
- Министерство образования и науки РФ, http://минобрнауки.рф/
- Информационный ресурс, http://worldcrisis.ru
- Научная электронная библиотека, http://elibrary.ru