В современном обществе остро встает вопрос как помочь будущему или нынешнему первокласснику благополучно адаптироваться к новым условиям школы. Как не странно, но на сегодняшний день обучение в школе является стрессовой ситуации для любого школьника, но в особенности первоклассника. Это может быть связано с новыми микросоциальными условиями.[1] Под микросоциумом можно понимать определенную территориальную общность, которая включает в себя соседство, семью, группы сверстников, различного рода государственные, религиозные, общественные, воспитательные и частные организации, и конечно же разнообразные неформальные группы жителей. Следовательно, любой детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью, ранимостью к разным микросоциальным средам. Поэтому, для ребенка первого класса играет важную роль в процессе адаптации его семья, ведь она всегда может ребенка поддержать, откликнуться и помочь в чем либо.
Таким образом, можно выделить основные положительные факторы семейной микросоциальной среды: многообразие явлений и предметов, которые окружают ребенка; положительное эмоциональное общение со всеми членами семьи, что ведет к индивидуальному вниманию его особенностей. Кроме положительных факторов, необходимо выделить и отрицательные факторы микросоциально среды: ошибка семейного воспитания ребенка; нарушение взаимоотношений и пониманий в семье; неумение вовремя выяснять необходимые моменты и другое. Все вышеперечисленные негативные факторы могут повлечь за собой к соматическим и психическим заболеваниям ребенка. Как показывает социологическое исследование на базе средних школ города Мурома, число детей болеющих соматическим заболеванием составляет 25%, психическим расстройством болеют 15% детей. Причинами заболеваний может служить то, что происходит жесткое обращение в сторону ребенка; коммуникативный барьер между отцом и ребенком, либо ограниченное влияние отца на семейное воспитание; негативные межличностные взаимоотношения между супругами; конфликтные ситуации в семье; несогласованность между родителями определенных требований в сторону ребенка и другое.
В период адаптации огромную роль играет кризис семи лет. В этот период у ребенка происходит переломный момент в его жизни, и что в следствии ведет к перелому эмоциональной неустойчивости. Поэтому, семья должна быть бдительна в этот период времени для ребенка.
Существует достаточно много классификаций адаптации, но самая оптимальная классификация на наш взгляд, это классификация по А.Л. Венгер.[3] Он рассматривает адаптацию ребенка к школе и выделяет три уровня адаптированности первоклассников: высокий, средний и низкий уровень адаптации. Высокий уровень адаптации характеризуется положительным отношением к школе, ребенок адекватно реагирует на требования учителя, хорошо овладевает программным материалом, ко всем заданиям относится с ответственностью. Средний уровень адаптации характеризуется тем, что ученик положительно относится к школьным заданиям, сверстникам, учителю, не вызывает отрицательных переживаний, но при этом он пассивен и немного растерян. К низкому уровню относятся такие дети, как с отрицательным поведением и отношением к школе, наблюдаются постоянные жалобы со стороны учителя, проявляет агрессивность, невнимателен.
Следовательно, на базе средних школ города Мурома было проведено исследование, где объектом явилось система социальной адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьной среды. Перед исследователем стояли ряд эмпирических гипотез, которые были в дальнейшем подтверждены. Итак, основные гипотезы были следующие:
-
личностная среда школьника является основным фактором адаптации;
-
наблюдается, что первоклассник адаптируется к учебной деятельности на недостаточном уровне;
-
степень адаптации детей к школьному режиму недостаточная.
При исследовании, автором было использован метод интервьюирование, наблюдение и анкетный опрос для родителей.[2] В исследовательской программе было задействовано 150 человек, то есть исследование проводилось на базе трех образовательных учреждений города Мурома. По окончанию исследования, автором было сделаны следующие выводы:
-
ребенок первого класса предпочитает общаться на равных только со сверстниками 68%, с родителями ребенок общается только тогда, когда детям что – то потребуется 20%, оставшиеся дети хотят быть в стороне, не в чем не участвовать 12%.
-
дети женского и мужского пола предпочитают в большей степени общаться только с мамами, следовательно, в период адаптации многим детям не хватает отцовского общения.
-
учебная активность у детей проявляется сразу в начале учебного года. Они стремятся познакомится со сверстниками, найти общий язык с преподавателем.
-
смена школьного режима влияет на первоклассника отрицательно, так как, с самого утра они выглядят растерянно, но ближе к обеду они начинают быть активными в игровой форме.
-
Заболеваемость у детей прослеживается уже в середине учебного года, в частности прослеживается такие болезни, как психические расстройства организма, соматические заболевания, болезнь связанные с гастритом и с сердечной недостаточностью.
Таким образом, начало школьной жизни у первоклассника является сложным этапом в его повседневной жизни. Для того, чтобы ребенок успешно прошел школьную адаптацию, необходимо, в образовательном учреждении организовать сотрудничество между специалистами школы и родителями. Поэтому можно предложить ряд рекомендаций, для улучшения взаимодействия между ними и самим ребенком в процессе школьной адатаптации.
-
Организовать кабинет психологической разгрузки, это поможет скорректировать индивидуальный подход не только к ребенку, но и членам его семьи.
-
Специалисту в школе необходимо создавать дневник наблюдений за детьми, это поможет конкретно определить уровень прохождения адаптации как индивидуально, так и в групповом соотношении.
-
Родителям следует совместно со своими детьми проходить тренинговые занятия, что поможет в дальнейшем найти общий язык между взрослым и ребенком.
-
На базе средних школ организовывать телефон доверия, это поможет как родителям, так и детям найти ответ на свой вопрос с психологической точки зрения.
-
Организовывать школьные мероприятия, где будут задействованы не только дети первого класса, но и родители, а так же сами преподаватели и специалисты школы.
Следовательно, соблюдение или организация все выше перечисленного, поможет тщательно организовать общение родителей со специалистами и с детьми, а так же, проконтролировать процесс школьной адаптации ребенка к первому классу.
Библиографический список
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2001.С. 162
-
Аниденкова М.М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды. // Гуманитарные научные исследования. – № 7 Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3611
-
Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? М., 1994. C. 144