ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ ГУДВИЛА (ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ)

Юдина Людмила Николаевна
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
студентка филиала в г. Сатке

Аннотация
В статье рассматривается возникновение учетной категории «гудвил» (деловая репутация организации) и развитие взглядов ученых-экономистов на нее. Автором сделан вывод о том, что в середине XX в. методы признания и оценки гудвила стали задаваться не отдельными учеными, а требованиями нормативных документов, регулирующих учет гудвила.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, гудвил, деловая репутация


HISTORICAL PRECONDITIONS FOR THE EMERGENCE OF THE CONCEPT OF GOODWILL

Yudina Lyudmila Nikolaevna
South Ural State University (National Research University)
student of filial branch in Satka

Abstract
The article discusses the emergence of the accounting category of «goodwill» and the development of the views of economists on it. The author concludes that in the middle of the XX century methods for recognition and measurement of goodwill have started to ask not individual scientists, as well regulatory requirements governing the accounting for goodwill.

Keywords: accounting, goodwill


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Юдина Л.Н. Исторические предпосылки возникновения понятия гудвила (деловой репутации организации) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/08/7563 (дата обращения: 21.02.2024).

Рыночная стоимость каждой организации, независимо от ее организационно-правовой формы, трактуемой как единый имущественно-хозяйственный комплекс, отличается от совокупной балансовой стоимости активов и пассивов. Другими словами, всегда существует разница между рыночной стоимостью самой организации и стоимостью ее имущества, и порой эта разница достаточно значительная. В отечественной экономической литературе эта разница называется «деловая репутация», в англоязычной – «гудвил» (goodwill) [1, 2, 4]. Любая организация помимо материальных активов в виде оборудования, материалов, денежных средств, готовой продукции имеет также некий нематериальный объект – деловую репутацию, атрибутами которой являются  клиентская база, удачное месторасположение, известность и узнаваемость брэнда и торговых марок и т.д. – всё то, что объективно существует, может быть идентифицировано, но фактически неотделимо от данной организации и  при этом способно оказывать значительную роль на принятие экономических решений пользователями различных уровней. Прямое доказательство объективного существования гудвила в международной деловой практике – совершение сделок по слиянию и поглощению компаний по цене, превышающей их балансовую стоимость.

Концепция гудвила как экономической категории насчитывает несколько столетий. Возникнув в англоязычной литературе еще до выхода в свет трактата Луки Пачоли  «Сумма арифметики» (1494 г.), который положил начало бухгалтерскому учету, понятие «гудвил» характеризовало добрую волю покупателя совершать сделку по завышенной цене, однако долгое время английское законодательство запрещало подобного рода сделки, мотивируя свое решение тем, что возможность покупки фирмы «с гудвилом» облегчает скупку предприятий и способствует ограничению конкуренции, а иногда появлению монополий в различных сферах деятельности.

Первые научные упоминания гудвила появляются значительно позднее, как минимум со второй половины 19 века, о чем свидетельствуют различные энциклопедии и словари того времени [3, 5, 6]. Так, известно, что в 1882 г. в свет вышел Бухгалтерский словарь, представленный англичанином Бифеллом, в котором гудвил трактовался как «преимущества коммерческого учреждения, имеющего хорошую репутацию» [7]. Отлично поставленное коммерческое дело сулит прибыль всем, кто пожелает принять в нем участие, – и поэтому, совершенно естественно, что они платят за это преимущество реальные деньги. Всякий, кто занят в таком деле и вынужден по той или иной причине его оставить, может «продать репутацию своего дела (to sell the goodwill of that business). Однако сегодня данная фраза звучит нелепо, так как гудвил – неотделимая характеристика организации.

Вскоре сформировались две антагонистических позиции по отношению к гудвилу. Некоторые специалисты и ученые были категорически против учета  этого «сомнительного объекта», другие же – его ярыми сторонниками. Идеологами развития этих тенденций стали –швейцарский ученый Иоганн Фридрих Шер (1846 – 1924) и английский бухгалтер Френсис Пикслей (1852-1933).

И.Ф. Шер, автор теории балансоведения, впервые проанализировал и систематизировал типичные способы искажения баланса, к которым отнёс: соединение разнородных имущественных ценностей под одним названием; неправильное начисление амортизационных сумм; включение фиктивных дебиторов и кредиторов; манипуляции с переоценкой средств; создание фиктивных фондов и резервов. А гудвил он рассматривал как «особый вид вуалирования баланса» и писал, что прием «вуалирования» баланса «…представляет собой так называемое «разводнение капиталов», имеющее место при слиянии акционерных обществ…» [10]. Вуалирование состоит в том, что стоимость приобретаемой фирмы неестественно увеличивается на величину стоимости гудвила, а поскольку эти активы амортизируются в течение длительного времени, происходит искажение финансовых результатов, что способствует манипулированию показателями финансовой отчетности и варьированию текущей рыночной стоимостью акций.

В противовес позиции Шера существовала другая точка зрения по отношению к учету гудвила, наиболее ярким представителем  которой выступал Френсис Пикслей. Развитию этой точки зрения во многом способствовала так называемая первая мировая волна горизонтальных поглощений в индустриальной экономике (1887-1904 г.г.).

Ф. Пикслей считал, что  гудвил является одной из важных категорий бухгалтерского учёта, которая присуща любому предприятию, способному получить сверхприбыль. Под сверхприбылью же понималась величина полученного дохода,  превышающая норму прибыли на инвестированные в бизнес средства с учетом рисков, присущих бизнесу в каждой конкретной отрасли. С точки зрения Пикслея, гудвил рассматривался  не только в качестве дополнительных конкурентного превосходства компании и экстраординарных прибылей, но и в виде нематериального  актива, который возникает вследствие сделки слияния и поглощения. Таким образом, внутренне созданный предприятием гудвил характеризует  потенциальные возможности получения сверхприбылей, однако по «…чисто техническим причинам объектом отражения в бухгалтерском учете может быть только приобретенный гудвил, то есть гудвил, возникающий при купле-продаже собственно предприятия или его акций, гудвил, за который заплачены или должны быть заплачены деньги…» [9]. Так же стоит отметить, что Пикслей считал возможным существование гудвила не только при приобретении целого предприятия, но и при приобретении его одной акции.

Таким образом, с позиции Пикслея, гудвил – вся дисконтированная стоимость сверхприбылей, которые покупатель надеется  получить в будущем, а гудвил, как категория бухгалтерского учёта –лишь часть дисконтированной стоимости ожидаемых в будущем сверхприбылей, которая была оплачена покупателем предприятия продавцу.

Значительную роль в теории бухгалтерского учета гудвила сыграл один из крупнейших теоретиков бухгалтерского учета немецкий экономист-теоретик бухгалтерского учета Эйген Шмаленбах (1873 – 1955 г.г.). Он также признавал гудвил важнейшей категорией бухгалтерского учета, при этом считал основной причиной его возникновения слаженную работу коллектива компании. Фактически он развивал мысль  французского политолога-экономиста Пьера Жозефа Прудона (1809 – 1865 г.г.) о том, что возникновению прибавочного продукта способствует успешная организация усилий работников, занятых в производственном процессе. Прудон считал, что каждый сотрудник в организации производит свой продукт, а благодаря их слаженной совместной деятельности создаются ещё и прибавочная стоимость, которая, по мнению Шмаленбаха, и представляет собой гудвил [9]. Величина прибавочной стоимости определяется затратами на координацию управления коллективом и повышение квалификации работников. С точки зрения Шмаленбаха, такие расходы следует капитализировать, отразить в статье баланса «Расходы будущих периодов»  и амортизировать в течение 10-15 лет.

С 1924 г. в Великобритании  вступил в действие Акт о компаниях, в котором гудвил стал обязательной статьей публикуемых балансов, в следствие чего участники сделок, связанных с куплей-продажей предприятий прекратили скрывать и вуалировать наличие гудвила, наличие которого  прежде могло привести к уплате штрафов и даже к тюремному заключению [7, 8].

Bэто время в Америке еще не сформировалось единой формулировки гудвила, поэтому гудвил мог отражаться в учёте несколькими способами:

– по себестоимости, т. е. как разность между стоимостью приобретенного предприятия и показателем его чистых активов либо между рыночной и номинальной стоимостьюакций на дату их приобретения;

– как расходы, отнесенные на рекламу;

– величина гудвила определяется путем субъективной оценки. Здесь речь идет, как о гудвиле у покупателя (в форме актива, полученного путем приобретения организации), так и о гудвиле у продавца (внутренне созданный актив -потенциальный или непроданный гудвил).

Способ отражения гудвила не регулировался нормативными документами и выбирался предприятиями самостоятельно.  А в силу того, что эти различные подходы не являлись взаимоисключающими, нередко встречалось их комбинирование в учете.

Однако во времена великой депрессии (1929 – 1933 г.г.) стала очевидной необходимость единообразия учета, в связи с чем широкое применение получил принцип осторожности (консерватизма), основанный на большей готовности бухгалтера признать расходы в финансовой отчетности. Это повлекло за собой негативное отношение к отражению в финансовой отчетности гудвила, поэтому большая часть американских бухгалтеров тех лет  придерживалась списания гудвила в момент приобретения фирмы.

Лишь в декабре 1944 г. в США был издан первый нормативный документ, стандартизирующий правила учета гудвила – «Учёт нематериальных активов» (Accounting Research Bulletin №24), в котором были предусмотрены несколько способов учета этого актива: перманентная капитализация и систематическая амортизация [2, 6]. Списание гудвила в момент приобретения предприятия было разрешено лишь с согласованием с Комитетом по методологии бухгалтерского учёта, однако позднее в стандарте «Пересчет и Пересмотр Бухгалтерских Исследований» (Restatementand Revisionof Accounting Research Bulletins № 43), выпущенном в 1953 г., мгновенное списание было запрещено. В дальнейшем взгляды на гудвил менялись уже не под влиянием отдельных ученых, а эволюционировали вместе с развитием нормативно-правовых документов, регулирующих его учет.


Библиографический список
  1. Генералова Н.В., Соколова Н.А. Гудвилл в финансовой отчетности по МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 16 (262). С. 16-28.
  2. Гусев, Е.В. Генезис дефиниции гудвила / Е.В. Гусев, А.Е. Иванов, Е.Ю. Саломатина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 2. С. 13-19.
  3. Иванов, А.Е. Анализ современных методов оценки деловой репутации / А.Е. Иванов, Е.М. Матвийшина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2009. – №21. – С. 16-21.
  4. Иванов, А.Е. Внутренне созданная деловая репутация компании как условный актив / А.Е. Иванов // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – № 26 (224). – С. 28-33.
  5. Иванов, А.Е. Гудвилл в финансовой отчетности: сравнительный анализ национальных норм / А.Е. Иванов, Е.Ю. Саломатина // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – №12(306). – С. 16-25.
  6. Иванов, А.Е. Деловая репутация компании (гудвил) как проекция синергетического эффекта ее деятельности на финансовую отчетность / А.Е. Иванов // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – № 34 (280). – С. 18-26.
  7. Соколов, Я.В. Гудвил – большая новость / Я.В. Соколов // БУХ.1С. – 2005. – №7.
  8. Соколов,  Я.В. Гудвил – «новая» категория бухгалтерского учета / Я.В. Соколов, М.Л.Пятов //  Бухгалтерский учет, 1997, №2.
  9. Соколова, Н.А. Загадки гудвилла / Н.А. Соколова // Финансы и бизнес. – 2005. – №1. – С. 108-112.
  10. Шер, И.Ф. Бухгалтерия и баланс. 2-е издание. М.: «Экономическая жизнь», 1925.


Все статьи автора «Updater»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: