Изучение семейной политики, является одним из основных направлений в социальных исследованиях современности. Старение населения и падение уровня рождаемости определяют интерес исследователей к тому, как организуется институциональная поддержка рождения детей, а также родительства. Социальная поддержка семьи, на сегодняшний день, является основным направлением в молодой, еще формирующейся социальной политике нашей страны.
Демографическая ситуация в нашей стране на сегодняшний день является одной из основных социально-экономических проблем. Население России ежегодно сокращается на 700-800 тысяч человек. Молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, а так же отсутствие возможности их обеспечить, дать им достойное образование, и так далее.
Для решения данной проблемы государством была предложена программа стимулирования рождаемости, которая включает в себя комплекс мер финансовой, административной, социальной поддержки молодой семьи. Такой мерой материальной поддержки стала дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, который должен поддержать в первую очередь женщину-мать, повысить ее социальный статус, а также стимулировать повышение рождаемости в стране.
И так, материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки семей, в которых после 1 января 2007 года появился второй ребенок (под «вторым ребенком» понимается второй, третий или последующий ребенок, родившийся в семье (или усыновленный) после 1 января 2007 года, если после рождения (или усыновления) предыдущих детей право на получение материнского капитала не оформлялось)[1].
Во время вступления закона в силу материнский капитал составлял 250 тыс. рублей, но ежегодно Правительство индексирует его размер[2]. Например, в 2009 г. материнский капитал составлял 312 162 руб., а в 2010 г. возрос до 343 387 руб. В 2014 году материнский (семейный капитал) составляет 429 408,5 руб., а примерный размер материнского капитала в 2015 году составит — 450 879 руб. При этом в новой редакции закона, отмечается, что для граждан, уже получивших сертификат и успевших распорядиться частью средств, оставшаяся сумма также будет проиндексирована с учетом действующих показателей инфляции.
В соответствии с Федеральным законом право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, у таких граждан Российской Федерации независимо от места их жительства как[3]:
1) Женщина, родившая или усыновившая второго ребенка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года
2) Мужчина, являющийся единственным усыновителем второго ребенка, если решение суда об усыновлении вступило в силу после 1 января 2007 года
3) Отец или усыновитель ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей или усыновившей детей
4) Несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок (дети) до достижения им (ими) 23 –летнего возраста.
В некоторых субъектах Российской Федерации может возникнуть право на региональный материнский капитал. Например, в Приморском крае региональный материнский капитал при рождении третьего или последующих детей в 2012 году выплачивали в размере 30 000 рублей; в 2013 году составил 100000 рублей; в 2014 сумма материнского капитала составляет 125 000 рублей, а в 2015 году ее поднимут до 150 000 рублей.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий
2) получение образования ребенком (детьми), в том числе: на оплату образовательных услуг; на оплату проживания в общежитии, предоставляемом образовательным учреждением.
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, т.е. на увеличение будущей трудовой пенсии.
Цель исследования – изучить дополнительные меры поддержки граждан, имеющих детей, дать свою оценку закону о «материнском капитале».
Проанализировав практическое значение закона, а также результативность использования материнского капитала на примере Приморского края, г. Владивостока, можно сделать вывод о том, что благодаря вступившему в силу Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», к 2013 году в Приморском крае и в частности во Владивостоке своим правом на материнский капитал воспользовалось более 50 тысяч семей. В основном, как и во всех регионах страны, сертификат на материнский капитал используется для решения жилищной проблемы. Тысячи семей приобрели квартиру на материнский капитал в Приморском крае. Кроме того, государственная поддержка помогает жителям Приморского края решить проблему оплаты образовательных услуг детям и увеличения накопительной части пенсии мамы.
Квартирный вопрос — одна из самых актуальных проблем современной России и Приморский край, а в частности Владивосток, не исключение. Поэтому логично, что самый большой процент использования сертификатов на материнский (семейный) капитал занимает улучшение жилищных условий.
Размер материнского (семейного) капитала на 2014 год составляет 429408,50 рублей. Средняя стоимость одного квадратного метра во Владивостоке составляет 65 тысяч рублей, т.е. на сумму сертификата можно приобрести 6,6 квадратных метра жилого помещения, что примерно в 4 раза меньше однокомнатной квартиры во Владивостоке. Соответственно размер ипотечного кредита, который необходимо взять семье, составляет довольно таки немалую сумму.
В Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” законодатель употребил формулировку «улучшение жилищных условий», а не приобретение жилья. И действительно на всю сумму материнского (семейного) капитала жилье не приобретешь (даже в сельской местности). Но увеличение площади жилого помещения возможно.
Рассмотрим использование материнского (семейного) капитала на получение образование ребенком. Семья, владеющая необходимым жильем, не имеющая задолженности по погашению кредита, не планирующая использовать материнский капитал для накопления части трудовой пенсии, может воспользоваться суммой материнского капитала в полном объеме либо частично на оплату обучения любого ребенка семьи не достигшего 25 летнего возраста.
Родителей, чьи дети не смогли поступить на бюджетные места вузов, волнует стоимость обучения, которая неуклонно растет. Если средняя стоимость обучения в год в вузах Владивостока составляет 80058,81 рублей, то за 4 года (бакалавриат) обучение будет стоить 320235,24 рублей. Исходя из этого, можно определить, что материнского капитала хватит на 4 года обучения, и на проживание ребенка в общежитии при необходимости.
Для того чтобы понять как население относится к введению данной меры поддержки семей, имеющих детей, был проведен опрос. Опрос проводился среди клиентов ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ленинскому р-ну г. Владивостока, а также среди студентов пятых курсов Владивостокского государственного института экономики и сервиса. Целью исследования была оценка результативности использования программы «материнского капитала» для решения социальных проблем.
Задачи исследования:
1) Выявить мнение респондентов о существующей системе социальной поддержки молодой семьи;
2) Выявить репродуктивные установки респондентов;
3) Узнать мнение о существующих проблемах молодых семей;
4) Определить степень информированности населения о «материнском капитале».
Было опрошено 17 женщин и 13 мужчин. Требования к выборке были в возрастной категории, больше интересовало мнение молодых людей, которые еще либо не имеют детей, либо имеют не более одного ребенка, то есть те, кто в будущем может воспользоваться «материнским капиталом».
Принципы, на которых построена анкета:
1) Доступность и понятность;
2) Разделение на смысловые блоки;
3) Анонимность.
Большинство опрошенных 18 человек хотели бы иметь 1 ребенка, что свидетельствует о снижении репродуктивных установок. При этом половина порошенных – 15 человек считают, что государственная социальная поддержка может оказать влияние на репродуктивное поведение, 14 человек считают, что государственная социальная поддержка не может оказать влияние на репродуктивное поведение, 1 человек затруднялся ответить.
Что же касается самого материнского (семейного) капитала, то мнения респондентов разделились. На вопрос «Считаете ли Вы материнский капитал серьезной поддержкой семьи?» 9 человек ответили «да», 10 человек «нет», 11 человек затруднились ответить. Возможно, это вызвано тем, что 15 респондентов отметили, что недостаточно осведомлены о данном законе, 5 человек – ничего не знают об этом.
Интересны ответы, данные на вопрос «С какими проблемами, на Ваш взгляд, сталкиваются молодые семьи в нашем городе?». Этот вопрос был задан, в первую очередь для того, чтобы добавить вопрос, с которого начинается второй смысловой блок опроса, а также для того, чтобы узнать, какие проблемы наиболее остро стоят для молодой семьи во Владивостоке на сегодняшний день. На этот вопрос, 24 человека отметило вариант «жилищный вопрос», что дает нам возможность предположить, какое направление из предусмотренных законом для расходования средств сертификата на материнский (семейный) капитал, является наиболее популярным.
На взгляд большинства респондентов, недостаточная информированность, мешает реализации данного закона. Подавляющие количество респондентов (28 человек), считают, что достаточный для молодой семьи доход должен превышать 70 тысяч рублей в месяц.
Как видно из опроса, несмотря на то, что сама идея такой меры государственной поддержки семей, имеющих детей, как материнский (семейный) капитал, достаточно позитивна, предполагает дополнительную помощь молодым семьям, надо отметить, что существуют и определенные проблемы с реализацией данного закона на практике. Тут мы сталкиваемся с проблемами организационного, административного характера, являющиеся проблемой самой системы социальной защиты населения – коррупция, некомпетентность государственных служащих, занимающихся данной проблемой, плохая подготовка социальных служб на региональном и местном уровнях.
Для улучшения и укрепления семейной политики в России, можно порекомендовать следующие меры:
1) При формировании семейной политики проводить исследования, которые составят ее научно – методическую базу;
2) Наладить сотрудничество между органами государственной власти и общественностью;
3) Реформировать социальные службы, изменить подходы к решению проблем молодых семей.
4) Предпринять шаги к увеличению пособий и материнского капитала в частности;
5) В тоже время, нужно понимать, что увеличение рождаемости зависит не только от материальной помощи – поэтому необходимо обратить особое внимание на работу служб, помогающих в планировании семьи, увеличение числа дошкольных образовательных учреждений;
6) Более активные меры должны принимать в отношении молодежной политики по пропаганде здорового, семейного образа жизни;
7) В поддержке нуждаются не только полные семьи, но и матери – одиночки, в том числе несовершеннолетние, они нуждаются в особом внимании со стороны государства, как и родители детей-инвалидов;
8) Социальную поддержку нужно оказывать не только за второго, но и за первого ребенка.
Существующая ситуация в сфере семейной политики требует модернизации стратегии и тактики. Она должна стать активной в отношении молодых семей и семей, имеющих детей. Но в целом, можно сделать вывод, что стимулирующее экономическое содействие материнского капитала в соответствии с возможностью его использования является вполне эффективным.
Семейная политика в России на сегодняшний день сталкивается с множеством проблем, но все они преодолимы, если иметь политическую волю и экономический потенциал. Главная задача состоит в том, чтобы граждане нашей страны поняли, что стране нужны дети, а главное дети нужны им самим.
Библиографический список
- Брошюра для семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала на 2014 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.materinskiy-semeyniy-kapital.ru/files/4/matcap.pdf
- Сайт пенсионного фонда Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/family_capital/
- Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”
Количество просмотров публикации: Please wait