Средства массовой коммуникации в современных условиях являются системой распространения информации, которые способны формировать духовные ценности общества и активного воздействуют на представления, оценки, мнения, поведения людей. Кроме того, можно утверждать, что СМИ выступают важнейшим ресурсом социального управления и необходимым условием функционирования современного общества.
Признавая за СМИ статус немаловажного политического института, следует проанализировать формы взаимодействия политических и финансовых институтов и системы СМИ, что и явилось целью данной статьи.
Еще с появления первой французской газеты «La Gazzette» в 1631 году печать использовалась для воздействия на людей, на их сознание и поведение. В дальнейшем главной целью изданий, функционирующих в рамках авторитарной теории печати являлась поддержка и проведение политики действующего правительства. СМИ считаются источником социальных преобразований, когда они соответствуют концепции свободы печати или либертарианcкой теории, основанной на свободе воли и отвергающей зависимость печати от государства. Основоположниками данной теории считают английский философов XVII века Джона Мильтона, Джона Локка.
В современных условиях мы становимся свидетелями усиления роли печати, радио и телевидения в лоббировании интересов различных политических и финансовых групп и объединений. Масс-медиа на сегодня являются одним из основных институтов социализации современного человека и формирования его культурных и идеологических установок, то есть СМИ непосредственно задействованы в процессе становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
В 1964 году в Бостоне был опубликован один из самых известных трудов немецко-американского философа Герберта Маркузе «Одномерный человек». В своей книге автор анализирует классовые различия в рамках целостной системы, «никто не действует по собственной воле. На Западе человек одномерен, поскольку им манипулируют. При этом одной из главных ролей в этом играют непосредственно средства массовой коммуникации в целом, и телевидение, в частности. Они деформируют опыт и порабощают воображение, поэтому человек определяется не столько классовой принадлежностью, сколько вовлеченностью в систему потребления. Исследователь Г.Маркузе рассматривает «потребление как ситуацию детерминации ложными потребностями, а не как удовлетворение потребностей» [1].
Многие исследователи (М. Маклюэн, Дж. Гербер, Б. Багдикян, И.Н. Панарин, С.Г. Кара-Мурза, И.М. Дзялошинский и другие) в разное время признавали значительную роль масс-медиа в формировании общественного сознания и в протекании политических процессов. Кроме того, уже посвящено немало работ изучению СМИ как инструмента целенаправленного использования для достижения политических целей, информационного обеспечения внутренней и внешней политики. В силу этого средства массовой коммуникации постоянно становятся ареной столкновения разнонаправленных политических интересов и позиций, а контроль над информационными потоками является важной ставкой в политической борьбе. В XXI веке все больше и больше побед одерживается не с помощью оружия, а при участии газет, журналов, телеканалов и интернет-сайтов.
«Информационная открытость современного мира становится тем мостом, по которому осуществляются самые различные контакты, в том числе и в геополитической сфере. Информационное пространство становится, с одной стороны, ареной ожесточенной геополитической конкуренции, с другой – одной из важнейших сфер жизнедеятельности современного сообщества, с третьей – важнейшим инструментом воздействия на мировое общественное мнение» [2, с. 12].
Следует отметить, что СМК играют далеко не последнюю роль в достижении геополитических целей. Геополитика как научная дисциплина зародилась в конце XIX века. Постепенно в спектр изучения геополитики входят новые аспекты жизнедеятельности государств, поднимая ее до уровня системной науки. Советский словарь иностранных слов даёт следующую трактовку термина геополитика: «Реакционная лженаучная теория, возникшая и получившая развитие в эпоху империализма, , которая утверждает, что развитие государства, социальные и экономические отношения определяются исключительно географическими, физическими и т.п. условиями. Империалистические государства и стоящие за ними капиталистические монополии обосновывают геополитикой свою империалистческую захватническую политику. Опираясь на геополитику германский фашизм выводил теорию «жизненного пространства». Направленную на завоевание чужих стран и порабощение других народов. Американские империалисты пытаются с помощью геополитики обосновать свои притязания на мировое господство» [3, с. 153]. В современных же исследованиях геополитика интерпретируется более многопланово, например, как наука о взаимодействии и связях политики и пространства. «Геополитика – это наука, рассматривающая зависимость поведения государства от совокупности материальных факторов, которые позволяют этому государству осуществлять контроль над пространством, в том числе и своим собственным» [4].
Учёные считают геополитику областью знаний, которая изучает в комплексе географические, демографические, экономические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, оказывающие значительное влияние на стратегический потенциал государства. Такая трактовка геополитики, в частности, представлена в работах таких отечественных авторов, как Э. А. Поздняков, К.С. Гаджиев, Ю.В. Тихонравов и др. Среди зарубежных исследователей геополитики выделяются труды И. Лакоста, Ж. Леви, А. Т. Мэхэна, К. Риттера, Р. Челлена, К. Шмитта и других. Геополитика, по мнению Э.А. Позднякова, основной акцент делает на «раскрытии возможностей активного использования факторов физической среды и воздействия на неё в интересах экономической, военно-политической и экологической безопасности государства» [5, с.24].
Вступив в эпоху глобализации, СМИ неравноправно обеспечивают информацией мировое сообщество. «Немалое значение приобрела в этой связи и движение антиглобалистов, которое определяет в свою очередь собственные подходы идеям глобализма и к глобализации» [6, с.14]. Следовательно, принятие адекватных геополитических подходов в процессах глобализации с помощью журналистского участия может способствовать формированию наиболее справедливого и гуманного мирового сообщества.
Благодаря высокому экономическому развитию США, Европа и Япония стали естественными лидерами глобализации. В связи с этим, можно рассматривать глобализацию как наращивание монопольной позиции экономически развитых стран на мировом рынке, а также как экспансию национального капитала. Вместе с тем, как писал в своей диссертации в 2008 г. М.Луна, «монополизм – это побочный эффект глобализации, который может быть значительно ослаблен. Однако глобализация – не только итог, она еще и механизм становления мировой экономики. Как таковая она характеризуется не только масштабами и глубиной интеграционных процессов, но еще и приоритетом финансовой интеграции» [7, с.10].
Стало возможным использование геополитики в качестве средства идеологической мотивации внешней политики и обоснования приоритетов в данной области. В XXI веке все ярче проявляются геополитические цели отдельных держав, которые стали формироваться после окончания II мировой войны. В 1940-е годы «политологи США стали разрабатывать новую американскую глобальной внешнеполитическую стратегию. Они пришли к выводу, что главной выигравшей стороной в ходе Второй мировой войны явились Соединенные Штаты, поскольку потери СССР и Германии, геополитических противников США, колоссальны. Благодаря этой войне американская экономика вышла из многолетнего экономического кризиса. Экономический и политический успех, достигнутый в ходе второй мировой войны, было необходимо закрепить. Для американских теоретиков отправной точкой служило утверждение об особой миссии США в мире» [8, с.15].
Современная геополитика, получившая распространение в США и некоторых других странах, является претензией крупных западных держав на мировое господство. Использование СМИ в геополитических интересах приводит к крайним проявлениям этнической, национальной и религиозной нетерпимости. Пример бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия, распавшейся на множество мелких государств; распад Чехии и Словакии… – все это говорит о тех трудностях и перегибах, которые возможны на пути конституирования новых политических систем» [9, с.43]. В 2014 г. подтверждением деструктивной геополитики США являются события в Украине. Как заявил в апреле 2014 г. на глобальном университетском форуме Министр Иностранных Дел С.Лавров, «США пытается использовать Украину как пешку в своей геополитической игре».
В круг исследуемых геополитикой вопросов с конца ХХ века вводятся проблемы медиакратии, как геополитического фактора. Один из первых теоретиков медиакратии Маршалл Герберт Маклюэн полагал, что СМИ выполняют ту же функцию, что и фольклор, потому что объединяют людей и порождают коллективизм. Медиакратия трактуется как «власть информационных средств связи. Согласно прогнозам по развитию информационного общества, существует вероятность того, что под контролем масс медиа могут оказаться все сферы – от экономики, быта, досуга и образования до политики и международных отношений. Некоторые аналитики полагают, что понятие медиакратии утопично, так как основано на абсолютизации роли СМИ, по мнению этой группы исследователей, само понятие внедрено в понятийный аппарат коммуникативистики для того, чтобы способствовать распространению концепций, стимулирующих фетишизацию масс медиа и их манипулятивную деятельность, направленную на создание мнимых представлений о реальности и будущем».
По мнению известного отечественного политолога И.Н.Панарина, в 1945 году стала формироваться Новая Британская империя с управляющими центрами в Лондоне и Нью-Йорке. Транснациональный американо-британский капитал постепенно создал медиакратию, с помощью которой осуществляется навязывание определенных стереотипов всему населению планеты.
Крупнейшие мировые СМИ, контролируемые НОВОЙ Британской империей:
- Телеканалы СNN, ABC,CBS, NBC, BBC;
- газеты “Wall-Street Journal”;”New York Times”, “Washington Post”
- журналы “Newsweek”, “Time”, “US News & World Report”;
- медиаконцерны “Walt Disney”, “News Corporation”, “Time Warner”,
В 1990-е годы стали образовываться громадные транснациональные корпорации (ТНК) – новые субъекты геополитики, которые в значительной мере освободились от контроля конкретного государства. «Появился специфический тип глобализма – финансово-экономический глобализм транснациональных элит, нацеленный на сохранение и упрочение мировой власти новых субъектов геополитики (ТНК) путем доминирования Новой Британской империи (НБИ)» [10].
Конец ХХ века был ознаменован также образованием очень крупных собственников в сфере масс медиа, часть которых росла в международных масштабах. На сегодняшний день среди крупнейших транснациональных медиакорпораций, можно выделить «News Corporation» (США – Великобритания) Руперта Мэрдока, “Bertelsmann”(ФРГ), “Time Warner” (США), “Walt Disney Company” (США), “Viacom” (США). Ведущие медиаконцерны достигают своих целей не только путем накопления капитала и ориентации на клиентов (читателей, зрителей, слушателей, потребителей). Транснациональные медиакорпорации способны также оказывать давление на политику именно благодаря тому, что продуктом их деятельности является публицистика и непосредственное влияние на многочисленные умы. При этом медиакорпорации стараются учитывать и объединять развитие технологий с классическими механизмами управления общественностью. Благодаря умелой политике и использованию новейших коммуникационных технологий медиамагнаты – Руперт Мердок (News Corp.), Самнер Редстоун (Viacom) – достигли не только колоссальных капиталов, но и смогли занять ведущие позиции на международном рынке производства и распространения медиапродукции. В последние годы транснациональные информационные корпорации, дающие возможность поистине всемирного охвата стран и континентов, привлекают пристальное внимание не только зарубежных, но и отечественных исследователей [11].
Можно с уверенностью заявлять, что ведущие печатные СМИ США выступают как часть корпоративной системы, входящей в состав американского истеблишмента. СМИ такого уровня, как «New York Times», «Washington Post», «Wall-Street Journal», «Forbes», «Fortune» активно участвуют во всех этапах политических процессов как внутри страны, так и за рубежом.
Качественная пресса США функционирует как один из наиболее проверенных способов влияния на общественное мнение в интересах могущественных в экономическом и политическом отношении представителей американского истеблишмента. Близость к центрам политической и экономической власти – вот причины столь высокого мирового влияния американских деловых и качественных изданий. Читатели газет «New York Times «Wall-Street Journal»,», журналов «Forbes» и «Fortune» не без основания могут полагать, что знакомы с мнением людей, решающих судьбы мира. «Они являются представителями суперклана, сформированного из космополитической элиты без гражданства, где американский политико-экономический истеблишмент выступает первичным компонентом. Организующим элементом этого суперклана выступает НБИ. Аналитические и «мозговые тресты» НБИ оказывают огромное влияние на политику США [12, с. 20].
Многие крупные медиапредприятия, владеющие коммуникационными сетями, стремятся получить контроль над сознанием и умами миллионов читателей, слушателей, зрителей. Причем в XXI веке их позиции усиливаются. Так, по мнению некоторых экспертов, расцвет интернета должен был привести к демонополизации информационного пространства и возродить честную доступную конкуренцию. Однако реальность оказалась прямо противоположной: бесконечная «многовариантность», очевидно характеризующая всемирную сеть, вовсе не служит препятствием к монополизации и этого информационного пространства. Медиагиганты уже практически завоевали «мировую паутину», утверждая он-лайн присутствие, и занимая все большее пространство в мире информации и в сознании своих потребителей. На данный момент в США базируется значительная часть крупнейших мировых медиакорпораций, которые оказывают влияние как на функционирование национального американского медиарынка, так и и на развитие многих процессов во всем мире. В качестве примера можно привести News Corporation – диверсифицированую транснациональную коммуникационную корпорацию, состоящей из значительных владений в Австралии, нескольких крупнейших газет и книжных издательств в Великобритании, США, Азии и Латинской Америке. News Corp. занимается разработкой цифровых систем телерадиовещания, производством и распространением телевизионных программ, кинопродукции, изданием журналов, газет, книг и прочее. News Corp. принадлежат киностудия «20th Century Fox», телевещательная сетья Fox, National Geographic Channel, кабельный канал Fox News. «В том числе в её медиа активы входят 25 журналов (включая «TV Guide» и «The Weekly Standard»), 132 газеты (американская «New York Post» и всемирно известные британские «The Times» и «The Sun»), а также книжное издательство «HarperCollins». Владелец «News Corporation» Руперт Мэрдок, оказавшись перед необходимостью выбора стратегии развития в момент кризиса «новой экономики», пошел своим собственным региональным» путем – его империя BskyB активизировалась на азиатских рынках, особенно в Китае. Однако при этом осторожный мистер Мэрдок не забыл о своих интересах в других частях света» [13].
В начале 2000-х годов практически все лидеры информационно-коммуникационных отраслей США искали оптимальные корпоративные стратегии, которые бы улучшили их финансовые показатели и оптимизировали операционную деятельность. Так, в частности, американская корпорация Viacom равномерно распространяла свой контент по интернету, телевидению, радиоэфиру и печати, по «старинке» докупая к одним СМИ другие. Viacom признан мировым лидером в создании и реализации информационно-развлекательной продукции, включая музыку и спортивные программы. Эта корпорация кроме этого занимается издательством и развитием веб-страниц, концентрирует телевизионные спутниковые станции, парки развлечений и отдыха, производство и распространение театрализованных шоу, оперирует в сфере продаж музыкальных дисков и видеофильмов. История данной транснациональной корпорации началась 4 июня 1971 года, когда Viacom International окончательно отделилась от материнской компании CBS Incorporation и стала самостоятельной общественной компанией. «1987 год становится переломным для корпорации, так как в этом году на медиасцену выходит Самнер Редстоун, который выкупает 83% компании Viacom, после чего она стремительно набирает обороты. Именно С.Редстоун активно скупает новые активы, что в результате выводит корпорацию Viacom на один уровень с такими медиагигантам как Time Warner, News Corporation, Bertelsmann, Walt Disney Co, Vivendi» [14]. Со временем Редстоун убеждается в том, что производства содержания, то есть контента – намного более важный и прибыльный компонент, чем механизмы дистрибуции. И именно поэтому он инвестирует в такие компании как Columbia Pictures, Twentieth Century Fox, Orion Pictures и Paramount Pictures, что впоследствии приносит огромную прибыль.
Решающую роль в судьбе Viacom стало приобретения контрольного пакета акций над MTV. Владелец С. Редстоун уже владел к тому времени огромной сетью кинотеатров в США и понимал молодежную культуру, что стало важным фактором в дальнейшем развитии MTV. Когда 1 августа 1987 г. в эфир впервые вышел канал MTV Europe, то началась длительная эволюция и продвижение MTV от «американского продукта» в мировой универсальный брэнд. Таким образом, в области СМИ тенденция к глобализации выразилась в небывалом расширении рынка телепродукции.
Что касается воздействия телевидения на культурные ценности, на духовную жизнь, на эстетический внутренний мир современной российской молодежи, то можно выделить следующее: резко снизилось количество образовательных программ. На многих молодежных каналах (Муз ТВ, MTV) интервьюеры нередко демонстрируют невежливость и разнузданность, намеренное употребление жаргонной лексики, фамильярность ради популярности у аудитории.
Опираясь на вышеизложенные принципы и подходы, следует отметить, что сегодня развитые державы располагают широкими и разнообразными возможностями для достижения своих геополитических целей и защиты государственных интересов посредством информационно-идеологического влияния через транснациональные медиакорпорации (ТНК) на мировое общественное сознание. В политической сфере все большее значение приобретают не силовые, а информационные и идеологические факторы, поскольку интеллектуальное влияние остается важнейшим аспектом политического регулирования. «Информация и коммуникации стали более важной составляющей, так как понятия «информация» и «мощь» все более и более переплетаются и становятся неразрывно связанными между собой [15, c.46].
Можно с уверенностью говорить о том, что на сегодня глобальные транснациональные корпорации экономически развитых стран являются главными игроками на мировой арене. Именно ТНК являются ведущей силой развития и повышения эффективности экономики большинства стран, их основным структурным элементом, Значительных масштабов данные процессы приобрели в последние три десятилетия. В целом транснациональные медиакорпорации — это сложный, постоянно развивающийся феномен в системе современного информационного пространства, который требует постоянного внимания, дальнейшего изучения и международного контроля.
Библиографический список
- Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: изд-во REFL – book. -1994.
- Фролов Д.Б.. Информационное противоборство в сфере геополитических отношений : дис. … д-ра полит. наук : 10.01.10. – М., 2006.
- Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лёхина и проф. Ф. Н. Петрова. – М.: госуд. изд-во иностранных и национальных словарей. – 1949. – 803 с.
- Дугин А. Основы геополитики. – М., 1999. URL: http://polbu.ru/dugin_geopolitics (дата обращения: 20.02.2014).
- Поздняков Э. А. Геополитика. – М., 1995.
- Гаджиев К. С. Введение в геополитику. Изд. 2-е. – М., 2000.- 415 с.
- Луна М. Х. Геополитические учения и геополитический дискурс в журналистике: на материале публикаций в газетах “Время новостей”, “Коммерсантъ”, “Нью-Йорк Таймс” и “Эль Паис”: автореферат диссерт. … канд. филол. наук : 10.01.10 .- М., 2008.- 26 с.
- Р.Н.Евстигнеев, Л.П.Евстигнеева. Россия и экономическая глобализация // Общественные науки и современность.- М., 2000. – № 2. С.5-17.
- Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. – СПб. – 2002. С. 43- 44.
- Панарин И.Н. От Единой России к Евразийской Руси. М.- 2007. URL: http://panarin.ucoz.com/Stranitsi/konsteptsia12.html (дата обращения: 5.02.2014).
- Мовсеян А.Г, Огнивцев С.Б. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения.- 2005 – № 6. – С. 45-57 / Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. – М.: МГУ, 1991 / Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003 / Качкаева А.Г. Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации СМИ в России. – М., 1999
- Озерова Е.Г. Деловая пресса и истеблишмент США: стратегии взаимодействия и контроля // Автореферат диссертации на… канд. полит. наук. Специальность 10.01.10 – Журналистика. СПб., 2008. – с. 11-23
- Руперт Мердок – Американский медиамагнат, глава News Corporation / URL: http://www.release-me.ru/history/merdok.php(дата обращения: 5.02.2014).
- Транснациональные корпорации в интернет-энциклопедии «Кругосвет» URL: http://www.krugosvet.ru/articles (дата обращения: 14.01.2014).
- Байчик А.В. Политические стратегии транснациональных корпораций СМИ в процессе глобализации информационного пространства. Диссертация…канд. полит. наук. - СПб., 2005. - С. 46
Количество просмотров публикации: Please wait