МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Тимофеева Наталья Михайловна
Смоленский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и образовательных технологий

Аннотация
Рассматриваются вопросы использования в учебном процессе словарей по методике преподавания дисциплин физико-математического цикла, и их влияние на профессиональную подготовку будущих учителей. Приведены примеры практических заданий на использование словарей в курсе методики обучения математике.

Ключевые слова: методика обучения информатике, методика обучения математике, педагогическая дисциплина, педагогический профиль, профессиональная подготовка педагогов, процесс обучения, учебный словарь


METHODS AND FORMS OF USE OF EDUCATIONAL DICTIONARIES ON PEDAGOGICAL DISCIPLINES IN TRAINING FUTURE TEACHERS

Timopheeva Natalia Mikhailovna
Smolensk State University
Ph.D in Pedagogical Science, assistant professor of information and pedagogical technology

Abstract
This article discusses the use of dictionaries in the educational process for the teaching disciplines of physics and mathematics cycle, and their impact on the training of future teachers. The examples of practical exercises to use dictionaries in the study of technique of training mathematics.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Тимофеева Н.М. Методы и формы использования учебных словарей по педагогическим дисциплинам в профессиональной подготовке будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/06/6874 (дата обращения: 23.02.2024).

Учебный словарь по педагогической дисциплине – это лексикографическое произведение определенного объема, соединяющее, определяющее, систематизирующее и упорядочивающее язык педагогической дисциплины и специально предназначенное для оказания помощи в изучении этого языка [1, 2]. В Смоленском государственном университете уже более десяти лет под руководством доктора педагогических наук профессора Г.Е. Сенькиной ведется работа по разработке учебных словарей по методическим дисциплинам (методика обучения математике, методика обучения информатике) [2, 3, 4, 5]. В настоящее время по данной тематике проведено четыре диссертационных исследования, результатом которых стало написание серии словарных пособий [6, 7]. Разработанные словари широко используются в преподавании дисциплин методического цикла, таких как «Теория и методика обучения математике», «Теория и методика обучения информатике», «Современные методы обучения», а также в рамках курса по выбору «Проектирование методических словарей по дисциплинам физико-математического цикла» в работе со студентами 4, 5 курсов специальностей «Математика и информатика», «Информатика и английский язык», «Физика и информатика», «Информатика». Словарные пособия, служащие, по сути, средством повышения профессиональной подготовленности будущих учителей, повышения их информационной понятийно-терминологической культуры, используются в учебном процессе для определения терминов, выявления сущностных характеристик понятий, установления логических связей между ними и т.п.

Профессиональная подготовленность учителей и студентов к педагогической деятельности, по Морозовой Т.В. [8], складывается из следующих компонентов:

  1. Подготовка в области преподаваемой науки (знание теоретических основ науки преподаваемого предмета; знание методов науки преподаваемого предмета; знание истории развития науки и современных её достижений);
  2. Методическая подготовка (знание содержания образования учащихся по учебному предмету; знание и практическое владение методами и приемами обучения школьников учебному предмету; знание форм организации обучения школьников учебному предмету; знание средств обучения школьников учебному предмету);
  3. Психолого-педагогическая подготовка (знание психологических особенностей учащихся; знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития; знание теоретических основ педагогики; знание педагогических технологий) [8].

Целенаправленное и систематическое использование учебных словарей по педагогическим дисциплинам (методика математики, методика информатики) оказывает положительное влияние на методическую составляющую профессиональной подготовленности будущих учителей.

Применяемые в обучении методы и формы использования учебных словарей по педагогическим дисциплинам опираются на ключевые этапы процесса изучения методических понятий (работы Ю.Колягина, И. Дробышевой) [9, 10]:

  1. Постановка учебной задачи, состоящей в необходимости выявления свойств нового понятия, введения соответствующего термина, формулировки определения нового понятия и овладения им (этап мотивации).
  2. Открытие существенных свойств, на основе которых может быть построено определение понятия (этап подготовки к введению определения).
  3. Формулировка определения изучаемого понятия (этап введения определения).
  4. Выделение из определения родового (определяющего) понятия, видовых отличий, вида логических связей между видовыми отличиями (этап логико-математического анализа структуры определения).
  5. Установление возможности отнести рассматриваемый объект к определенному классу объектов, обозначив его соответствующим термином (этап подведения под понятие).
  6. Систематизация изученных понятий на основе связей и отношений между ними (этап установления связи с ранее изученным).
  7. Получение определений изучаемого понятия на основе комбинирования его свойств (этап формулировки эквивалентных определений).
  8. Выявление и устранение ошибок при усвоении понятия учащимися (этап контроля и оценивания усвоения понятия).

Опишем применяемые в обучении методы и формы использования учебных словарей по педагогическим дисциплинам на основе описанной выше методики изучения понятий.

  1. Непосредственное применение словаря для определения терминов при составлении конспектов лекций, при подготовке к семинарским и практическим занятиям, зачетам и т.п.
  2. Составление обучающимися собственного глоссария понятий педагогической дисциплины с использованием самостоятельно подобранных источников.
  3. Выявление сущностных характеристик понятий из сложных по стилистике словарных статей или текстов учебных пособий по педагогической дисциплине (или других источников).
  4. Самостоятельное определение понятия с логическим доказательством.
  5. Построение классификации понятий предметной области для установления горизонтальных, вертикальных и других логических связей между ними.
  6. Анализ готовых схем, состоящих из понятий предметной области, выявление взаимосвязей между основными элементами подобных схем.
  7. Проведение практических занятий-презентаций – составления презентации информации, подобранной по предложенному преподавателем понятию.
  8. Анализ предложенных словарных пособий на предмет возможности и необходимости добавления в них новой терминологии.

Примеры заданий к практическим занятиям на работу со словарем (раздел общая методика обучения математике) [2]:

I. Методика исследования образовательного запроса пользователей словарей:

-         Каким словарем Вы чаще всего пользуетесь?

-         С какой целью Вы обращаетесь к словарю?

  • поиск значения слова;
  • проверка написания;
  • поиск происхождения слова;
  • поиск синонимов, антонимов;
  • другие цели (укажите).

-         Есть ли у Вас словарные пособия/справочники по предмету, который Вы преподаете?

-         Известны ли Вам какие-либо существующие педагогические (в частности, методические) словари?

-         Хотели бы Вы иметь в пользовании словарь/справочник, который отражал бы специфику преподавания Вашей предметной области?

-         Знаете ли Вы о существовании учебных словарей?

  • нет, не знаю;
  • да, знаю;
  • да, я им пользуюсь.

-         Какую информацию Вы бы хотели получить в учебном словаре?

  • иллюстрации (картинки, схемы, рисунки и т.п.);
  • цитаты;
  • информацию о происхождении слова.

-         Какую из функций учебного словаря Вы считаете наиболее важной – справочную, учебную, систематизирующую?

-         Какая структурная организация словаря для Вас наиболее удобна (алфавитная или тематическая)?

-         Какой объем словаря для Вас наиболее предпочтителен – многотомник, однотомный словарь или карманный словарь-справочник?

-         Хотели бы Вы использовать в своей работе компьютерный вариант учебного словаря по преподаваемой Вами дисциплине?

II. Методика проведения анализа словаря:

-         Назначение словаря

  • характер использования;
  • круг пользователей;
  • информационная область;
  • функции словаря.

-         Способ представления информации (структурная организация).

-         Источники словаря.

III. Частотный анализ методического текста, составление словника. Для предложенного Вам текста по методике обучения математике составить частотный словарь (используя специальную компьютерную программу), определить терминологический каркас предложенного текста.

IV. Анализ схем понятий предметной области – методика обучения математике.

Задание к схеме 1. Используя схему соотношений основных понятий методики

  1. письменно составить логически последовательные тезисы по данной теме;
  2. ответить на следующие вопросы:

А) Что является предметом методики обучения математике?

Б) Что собой представляет компонентное деление процесса обучения математике?

В) Как соотносятся основные компоненты процесса обучения математике?

Г) Дать определения основных понятий методики обучения математике.

Схема 1.

Соотношение основных понятий методики 

Задание к схеме 2. Выявить взаимосвязь дидактической структуры урока с методической подструктурой.

Варианты выполнения задания: тезисы, методическое сочинение, устный рассказ, реферат и т.п. по теме «Урок математики».

Схема 2.

Взаимосвязь дидактической структуры урока с методической подструктурой

Взаимосвязь дидактической структуры урока с методической подструктурой

V. Занятие-презентация по теме «Принципы обучения математике».

Выписать из различных источников, относящихся к области методики обучения математике названия и определения принципов обучения математике.

Из полученного набора терминов отобрать наиболее употребительные, традиционные принципы обучения.

Разделиться на микрогруппы по интересам с выбором конкретного принципа обучения. Задача решается в течении 40 минут, необходимо: обосновать закономерность выбора принципа; дать точное определение принципу (сформулировать кратко, четко); оформить презентацию-представление принципа, где необходимо описать всю наработанную информацию, включая и общепедагогические и частнометодические аспекты; защитить свое представление перед аудиторией, доказательно изложить его содержание.

Примеры заданий к практическим занятиям на работу со словарем (раздел частная методика обучения математике) [3]:

I. Составьте модель системы понятий раздела «Функция» в виде схемы. По каким принципам можно проводить структуризацию понятий?

II. Какие трактовки понятие «Функция» может иметь в школьном курсе алгебры и в курсе геометрии? Какова взаимосвязь этих трактовок?

III. Составьте классификацию основных видов функций, рассматриваемых в школьном курсе математики. В какой последовательности происходит их изучение?

Примеры заданий к практическим занятиям на работу со словарем (исторический словарь по методике обучения математике) [4]:

I. Методика анализа образовательного запроса пользователей словаря

-         Встречались ли Вы с различными толкованиями методических терминов и понятий в литературе разных лет выпуска?

  • да,
  • нет.

-         На Ваш взгляд, существует ли потребность в обобщении и систематизации опыта по методике обучения математике разных исторических периодов?

  • да,
  • нет.

-         Считаете ли Вы необходимым исследование вопросов истории развития методики обучения математике как науки для понимания самой науки?

  • да,
  • нет.

-         Считаете ли Вы, что знание изменений, происходящих в основных категориях методики обучения математике, помогут Вам лучше понять их современную трактовку?

  • да,
  • нет.

-         Отразится ли, на Ваш взгляд, знание истории методики обучения математике на повышении качества подготовки современного специалиста?

  • да,
  • нет.

-         Знание истории методики обучения математике имеет, на Ваш взгляд:

  • только познавательное значение;
  • представляет интерес с точки зрения внутренней логики развития науки, т.е. имеет только теоретическое значение;
  • практическое значение;
  • все вышеперечисленное;
  • не имеет значения;
  • другое.

-         Какие вопросы в истории отечественно математического образования представляют для Вас наибольший интерес:

  • история событий (съезды, реформы);
  • история учебной литературы;
  • становление и развитие понятий методики обучения математике (содержание обучения, цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и т.д.);
  • деятельность выдающихся педагогов-математиков прошлых лет;
  • все вышеперечисленное;
  • иное.

-         Хотелось бы Вам иметь словарь-справочник, отражающий становление и развитие понятий методики обучения математике?

  • да,
  • нет.

II. Составление пользователем (студентом) собственного словаря понятий

-         Изучить предложенные преподавателем интернет источники по истории методики обучения математике, относящиеся к конкретному периоду отечественного математического образования.

-          На основе изученных материалов составить словарную статью, характеризующую математическое образование на данном историческом этапе по следующей схеме:

  • цель обучения математике;
  • содержание математического образования (анализ литературных источников учебного характера, учебников, программ);
  • пособия по преподаванию математики, периодические педагогические и методико-математические издания;
  • принципы, методы и формы обучения математике;
  • виды учебных заведений.

Примеры заданий к практическим занятиям на работу со словарем (билингвальный методический словарь по обучению информатике) [5]:

-         Переведите следующие методические термины, используя предложенный билингвальный методический словарь:

School

Learning

Lesson

Method

Technique

Approach to

Objective/Aim/Purpose/Goal

Principles/foundations of teaching

-         Прочитайте текст и ответьте на вопрос: в чем заключается основное отличие традиционных методов обучения от инновационных?

Traditional vs Innovative Teaching methods

Are the ‘tried and true’ teaching methods that we grew up with the best way to help today’s kids learn, or are there new, innovative approaches that work better?

Do today’s students need new approaches because of television and video games, or are more traditional approaches to learning more important than ever because of television and video games?

Or perhaps the schools should use more traditional approaches in the early grades and more innovative ones later on?

Do today’s jobs require more teamwork, creativity and ongoing learning than in the past, and does this require us to change the way we teach?

School district A relies on traditional teaching methods. Classes are conducted in a traditional teaching style, with an emphasis on lectures and note-taking. Lessons are organized around traditional subjects, so that Columbus would be studied during history, astronomy during science and so on.

Because a foundation of basic knowledge is emphasized, history lessons stress facts, English lessons concentrate on spelling and grammar, and students do math by hand before using calculators. Students are placed in class according to academic ability.

Those who like this approach often say:

- The traditional methods are tried and true, and while they may not be the most exciting way to learn, they worked well enough in the past.

- It’s easier for parents to help their kids with schoolwork if they understand the way things are being taught.

- Traditional grades give parents clearer indications about whether their kids are making progress or not.

School district B relies on innovative teaching methods. Classes emphasize discussion more than lecture, and students are encouraged to participate. Several subjects are taught together by organizing lessons around themes rather than dividing them into traditional subjects. In addition to history, a lesson about Columbus might cover economics, the environment and astronomy.

Kids of different abilities are grouped together, sometimes working in teams and graded on group, not individual, accomplishments. Student progress is assessed through teacher’s observations, portfolios and demonstration projects, rather than through traditional tests, letter grades and report cards.

Those who like this approach often say:

- Drills and rote learning are so boring that they make kids hate school.

- It’s more important to learn how to learn than to stuff kids full of a lot of facts.

- Traditional grading can be misleading – some kids can do great work in school even if they don’t test well. [9]

-         Вставьте пропущенное слово, используя предложенный словарь и текст выше:

a) Are traditional …………….. to learning more important than ever?

b) Many schools relay on traditional teaching ………………. .

c) ………….. are organized around traditional subjects.

d) Traditional ……………. give parents clear indication about whether their children are making progress or not.

e) Classes emphasize ………………… more than lectures, and students are encouraged to participate.

f) Several ……………………. are taught together by organizing lessons around themes rather than dividing them into traditional ……………………. .

g) ………… and rote learning are so boring that they make children hate school.

-         Установите соответствие между английскими и русскими словосочетаниями, используя предложенный словарь и текст  выше:

a) teaching methods          1)   зубрежка (учение с использованием механической памяти)

b) approach to learning     2)   успех оценивается

c) basic knowledge           3)   непрерывное   обучение

d) academic abilities         4)   методы обучения

e) progress is assessed     5)   академические способности

f) rote learning                 6)   основные знания

g) ongoing learning           7)   подход к изучению

-         Вспомните методы обучения, используемые в российской методике, и найдите их переводы в предложенном словаре.

-          Составьте диалог  с зарубежным коллегой, обсуждая инновационные и традиционные методы обучения информатике, плюсы и минусы каждого из видов методов. Используйте следующие термины и словосочетания:

Teaching methods

Approach (traditional and innovative)

Academic abilities

Ongoing learning

Rote learning

Drill

Project method

Advantages and disadvantages

Многолетняя практика широкого внедрения учебных словарей по педагогическим дисциплинам в преподавание вузовских курсов педагогического и методического циклов позволяет сделать вывод о положительном влиянии использования разработанных словарных пособий на общий уровень подготовленности к профессиональной деятельности будущих педагогов.


Библиографический список
  1. Тимофеева Н.М., Киселева О.М. Моделирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам // Общественные науки. 2012. Т. 2. № 6. С. 157-164.
  2. Тимофеева Н.М. Проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам: дисс. …канд. пед наук. – Смоленск, 2004. – 215 с.
  3. Самарина А.Е. Дидактические основы проектирования методических словарей по учебным дисциплинам: дисс. …канд. пед наук. – Смоленск, 2005. – 262 с.
  4. Куприкова О.Н. Проектирование учебных исторических словарей по педагогическим дисциплинам: дисс. …канд. пед наук. – Смоленск, 2006. – 242 с.
  5. Давыдова А.А. Проектирование электронных билингвальных словарей по педагогическим дисциплинам: дисс. …канд. пед наук. – Смоленск, 2013. – 238 с.
  6. Тимофеева Н. М., Сенькина Г. Е. Краткий карманный словарь-справочник по общей методике обучения математике. – Смоленск: СГПУ, 2004.
  7. Сенькина Г.Е., Тимофеева Н.М., Самарина А.Е., Куприкова О.Н. Словарь по теории и методике обучения математике. Смоленск: СмолГУ, 2008.
  8. Диагностика успешности учителя. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 160 с.
  9. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1975. – 462 с.
  10. Дробышева И.В., Дробышев Ю.А., Малахова Е.И. Теоретические основы методики обучения математике: Тексты лекций. Ч. 1. – Калуга: КГПУ, 2002. – 130 с.


Все статьи автора «Наталья Тимофеева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: