ВОЗМОЖНОСТИ СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Верстунина Ирина Викторовна
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Ограничения в доступности образовательных услуг ведут к усилению социального неравенства и оформлению социальной уязвимости различных групп населения. В статье анализируются проблемы, вызвавшие появление данной ситуации и предлагаются возможные направления разрешения ситуации.

Ключевые слова: будущее, государство, напряженность, образование, реформа, услуга


THE POSSIBILITY OF REDUCING SOCIAL TENSION

Versioning Irina Viktorovna
Ural state economic university
master degree student

Abstract
Limitations in the availability of educational services lead to increased social inequality and the design of social vulnerability of different population groups. The article analyses the problems that caused the emergence of this situation and possible directions of resolving the situation.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Верстунина И.В. Возможности снижения социальной напряженности // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/06/6683 (дата обращения: 22.02.2024).

В ходе реформирования системы образования в России устанавливаются институты и механизмы, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов и удовлетворения социально значимых потребностей сторон образовательного процесса. С начала действия нового ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.) предполагается, что вырастет качество образовательных услуг. Для того чтобы реформа образования шла открыто и эффективно, необходимо обладать полной и достоверной информацией о состоянии различных систем и сфер образования; знать уровень удовлетворённости населения качеством и объёмом образовательных услуг; иметь точные сведения об уровне коррупции на разных этажах власти и отношению к этому населения. Родительская общественность в настоящее время пристально следит за тем, как согласно законодательству обеспечиваются следующие сферы:

- бесплатность общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- бесплатность дополнительного образования;

- создание условий для сдачи ЕГЭ;

- гарантии получения на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

- содержание зданий и обустройство прилежащих к образовательным учреждениям территорий и др.

«Согласно данным доклада Министерства регионального развития Российской Федерации удовлетворённость качеством и доступностью образовательных услуг в Российской федерации снизилась с 64,6 % в2010 г, до 63 % в2011 г. и до 62,4 % в2012 г. Это значит, что каждый третий житель России недоволен качеством образования и образовательных услуг» [1].

Средства массовой информации, социологические опросы, личный опыт россиян указывает на ряд проблем, разрешение которых действительно позволило улучшить качество и доступность образовательных услуг. «Данные проблемы являются своеобразными ограничителями реализации принципов государственной и региональной политики в области образования, также они снижают успешность социализации детей и подростков и мобильность родительской общественности. Ограничения в доступности образовательных услуг ведут к усилению социального неравенства и оформлению социальной уязвимости различных групп населения» [2, с. 268]. Налицо обострение конфликта между образовательным сообществом, родителями и властью, которая, не посоветовавшись с экспертным сообществом и не спрогнозировав развитие событий в долгосрочной перспективе, не проведя широких дискуссий в российском обществе, продолжает реформы в сфере образования. Сегодня  по-прежнему идёт оптимизация (закрытие) сельских школ, слияние коррекционных образовательных учреждений с обычными средними школами в крупных городах, сокращение неэффективных вузов по критериям, не всегда объективным и юридически состоятельным. В условиях нестабильности увеличивается количество коррупционных правонарушений, число вовлечённых в эти отношения должностных лиц разных уровней власти и граждан, при этом ситуация продолжает оставаться напряжённой.

Учёные и педагоги, выступая на научно-практических конференциях, давно бьют тревогу, сообщая конкретные и объективные цифры. «Происходит искусственное противопоставление общностей внутри образовательного сообщества: городских и сельских учителей, также противопоставляют городских и сельских учащихся. Процесс оптимизации (закрытия) сельских школ из-за подушевого финансирования, под тем предлогом, что сельская школа затратна, а качество образования там сомнительно, приводит к необратимым последствиям: остаются без работы сельские учителя. По данным Росстата, за 10 лет число сельских школ сократилось с 45 тыс. до 30,6 тыс., количество обучающихся в них – с 6 млн. 15 тыс. до 3 млн. 742 тыс. человек. Основная проблема состоит в том, что 63 из 83 субъектов РФ являются дотационными и зависят от Федерального центра. А принцип, на основе которого выделяются федеральные средства регионам в рамках комплексной программы модернизации образования (120 млрд. рублей с 2011-го по2013 г.) –«деньги в обмен на обязательства». Обязательства состоят в том, что численность учащихся в сельской школе надо довести до 15 человек в каждом классе, в старшем звене – до 100 учащихся. Чтоб выполнить эти требования, малокомплектные школы надо закрыть, что и делается на практике. Поскольку за основу расчётов берётся количество учащихся в классах, выигрывают крупные школы, а малочисленные погибают, в них приходится сокращать учителей, объединять разновозрастные классы» [3]. Ситуация достигла критического уровня, времени на её изменение не остаётся.

Сегодня нужно изыскивать возможности для снижения напряжённости в сфере образования, чтобы изменить следующее положение дел: «Ежегодно в России закрывается более 700 сельских школ, за последние двадцать лет потеряно около 35 тысяч деревень. Такая ситуация напрямую ведёт к вынужденному оттоку сельского населения в города, маргинализации сельских жителей, что способствует социальной нестабильности. Такая политика ведёт к ещё большему расслоению населения страны, лишает сельских детей возможности на получение достойного профессионального образования» [4, c.339]. Налицо неуважение к личности, невнимание к праву человека на образование, отход от конституционной нормы, статьи 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [5, с. 3].

Для изменения ситуации необходимо всем сторонам образовательного процесса строго придерживаться норм статьи 3, ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», где перечисляются Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, но прочитывать их не формально, а следуя духу закона, его гуманистической сущности: «1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание  взаимоуважения…; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения,  организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; … 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями…» [6]. К сожалению, многие россияне, в том числе педагогические работники и родители, внимательно не прочитали закон «Об образовании в РФ», не увидели и не почувствовали его демократический характер и антикоррупционный потенциал, а самое главное, не настроены реализовывать его положения, без оглядок на бюрократический аппарат.

В некоторых европейских странах, где соблюдаются наивысшие стандарты образования, например, в богатых и успешных Финляндии и Германии, высшее образование бесплатно, а прослойка управленцев и бюрократов не растёт столь стремительно, как в России. Это происходит, во многом, благодаря воздействию и критике со стороны гражданского общества этих стран. Бездействие и разобщённость российского педагогического и родительского сообществ привели к тому, что неблагополучие в сфере образования закладывается ещё на уровне дошкольных учреждений, которых повсеместно не хватает, продолжается на уровне основного общего и среднего профессионального образования, также некоторые проблемы переходят в высшую школу. При этом проблемы консервируются, не решаются годами, создавая ненужное социальное напряжение.

Обретая общественные смыслы, стремясь найти идеи, объединяющие разные поколения, размышляя о перспективах развития будущего российского государства, уральские историки, социологи, политологи, опираясь на учительство и школьников, провели несколько круглых столов и конференций  и высказались о национальной идее. Некоторые из исследователей выявили то, что мешает развитию отечественной системы образования, а значит, препятствует стабильному поступательному движению страны.

И.С. Огоновская в статье «Свободное от бюрократизма образование как фактор консолидации российского общества» подчёркивает: «Оптимизация в системе образования России в полной мере отражает несостоятельность представителей бюрократической системы в деле реформирования сферы образования. Количественное сокращение чего-либо – единственно возможный способ отчитаться о проделанной работе. При этом ни введённое подушевое финансирование, ни сокращение педагогических работников, ни объединение отдельных образовательных учреждений, ни ЕГЭизация не улучшили ситуацию в российском образовании. Образовательные учреждения превратились в своеобразные «поборные» учреждения, собирающие средства с родителей (ремонт, охрана, учебники, рабочие тетради, канцелярские товары и т.д.), но не стали учреждениями, дающими качественное образование. Реалии современного российского образования позволяют видеть укореняющиеся (или сохраняющиеся) в практике черты авторитарного или даже автократического управления, противоречащего идеалам демократического общества. В бюрократической иерархии системы образования в 1990-2000-е годы появилось много специалистов, не имеющих никакого опыта педагогической деятельности, по сути дела – непрофессионалов. Свидетельство этого – появление большого количества документов, не выдерживающих никакой критики» [7, с.130]. Поставив в статье диагноз системе образования, обобщив высказанные на различных педагогических форумах мнения, И.С Огоновская предлагает следующие «видение национальной идеи современной России, которая сможет объединить всех граждан России, так: СВОБОДНОЕ ОТ БЮРОКРАТИЗМА РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПУТЬ В БУДУЩЕЕ!»  [7, с. 142]. Осознание этого должно изменить поведение россиян, вовлечённых в образовательные процессы и заботящихся о качестве образования.

Выполнение государством социальных обязательств, исчерпывающее финансирование образовательной сферы на всех уровнях, взаимодействие с институтами гражданского общества, рациональность и эффективность управленческого аппарата, низкий уровень коррумпированности и высокий уровень материального обеспечения (они взаимосвязаны между собой), наличие учебной, научной литературы, повышение зарплат педагогов образовательных учреждений при снижении учебной нагрузки, широкое использование информационных технологий – всё это должно определить успешное проведение реформ, необходимых отечественному образованию.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. – URL: http://www.minregion.ru
  2. Жилина Е.А. Проблемы предоставления государственных образовательных услуг в Свердловской области. Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом: Материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета, 15-16 апреля 2013 года: доклады / редкол. Л.А.Закс и др.: в 2 т. –  Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2013. – Т.1. – 728 с.
  3. Гурьянова М. Закрытие сельских школ продолжается. Ещё шаг, и начнутся необратимые последствия.// Первое сентября. – 2012. – № 13 [Электронный ресурс]. – URL: http:// ps.1september.ru/view_article.php
  4. Титова Н.Б. Диалог образования и власти как условие предотвращения конфликтного противостояния. Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом: Материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета, 15-16 апреля 2013 года: доклады / редкол. Л.А.Закс и др.: в 2 т. –  Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2013. – Т.1. – 728 с.
  5. Конституция Российской Федерации. – Екатеринбург: Солярис, 2013. – 50 с.
  6. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 // Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru” href=”http://www.pravo.gov.ru/”>http://www.pravo.gov.ru
  7.  Национальная идея в современной России / под общ. ред.  И.С.Огоновской, Н.А.Черных. – Екатеринбург : Издательство АМБ, 2013. – 240 с.


Все статьи автора «Маркова Наталья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: