В ходе реформирования системы образования в России устанавливаются институты и механизмы, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов и удовлетворения социально значимых потребностей сторон образовательного процесса. С начала действия нового ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.) предполагается, что вырастет качество образовательных услуг. Для того чтобы реформа образования шла открыто и эффективно, необходимо обладать полной и достоверной информацией о состоянии различных систем и сфер образования; знать уровень удовлетворённости населения качеством и объёмом образовательных услуг; иметь точные сведения об уровне коррупции на разных этажах власти и отношению к этому населения. Родительская общественность в настоящее время пристально следит за тем, как согласно законодательству обеспечиваются следующие сферы:
- бесплатность общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- бесплатность дополнительного образования;
- создание условий для сдачи ЕГЭ;
- гарантии получения на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении;
- содержание зданий и обустройство прилежащих к образовательным учреждениям территорий и др.
«Согласно данным доклада Министерства регионального развития Российской Федерации удовлетворённость качеством и доступностью образовательных услуг в Российской федерации снизилась с 64,6 % в2010 г, до 63 % в2011 г. и до 62,4 % в2012 г. Это значит, что каждый третий житель России недоволен качеством образования и образовательных услуг» [1].
Средства массовой информации, социологические опросы, личный опыт россиян указывает на ряд проблем, разрешение которых действительно позволило улучшить качество и доступность образовательных услуг. «Данные проблемы являются своеобразными ограничителями реализации принципов государственной и региональной политики в области образования, также они снижают успешность социализации детей и подростков и мобильность родительской общественности. Ограничения в доступности образовательных услуг ведут к усилению социального неравенства и оформлению социальной уязвимости различных групп населения» [2, с. 268]. Налицо обострение конфликта между образовательным сообществом, родителями и властью, которая, не посоветовавшись с экспертным сообществом и не спрогнозировав развитие событий в долгосрочной перспективе, не проведя широких дискуссий в российском обществе, продолжает реформы в сфере образования. Сегодня по-прежнему идёт оптимизация (закрытие) сельских школ, слияние коррекционных образовательных учреждений с обычными средними школами в крупных городах, сокращение неэффективных вузов по критериям, не всегда объективным и юридически состоятельным. В условиях нестабильности увеличивается количество коррупционных правонарушений, число вовлечённых в эти отношения должностных лиц разных уровней власти и граждан, при этом ситуация продолжает оставаться напряжённой.
Учёные и педагоги, выступая на научно-практических конференциях, давно бьют тревогу, сообщая конкретные и объективные цифры. «Происходит искусственное противопоставление общностей внутри образовательного сообщества: городских и сельских учителей, также противопоставляют городских и сельских учащихся. Процесс оптимизации (закрытия) сельских школ из-за подушевого финансирования, под тем предлогом, что сельская школа затратна, а качество образования там сомнительно, приводит к необратимым последствиям: остаются без работы сельские учителя. По данным Росстата, за 10 лет число сельских школ сократилось с 45 тыс. до 30,6 тыс., количество обучающихся в них – с 6 млн. 15 тыс. до 3 млн. 742 тыс. человек. Основная проблема состоит в том, что 63 из 83 субъектов РФ являются дотационными и зависят от Федерального центра. А принцип, на основе которого выделяются федеральные средства регионам в рамках комплексной программы модернизации образования (120 млрд. рублей с 2011-го по2013 г.) –«деньги в обмен на обязательства». Обязательства состоят в том, что численность учащихся в сельской школе надо довести до 15 человек в каждом классе, в старшем звене – до 100 учащихся. Чтоб выполнить эти требования, малокомплектные школы надо закрыть, что и делается на практике. Поскольку за основу расчётов берётся количество учащихся в классах, выигрывают крупные школы, а малочисленные погибают, в них приходится сокращать учителей, объединять разновозрастные классы» [3]. Ситуация достигла критического уровня, времени на её изменение не остаётся.
Сегодня нужно изыскивать возможности для снижения напряжённости в сфере образования, чтобы изменить следующее положение дел: «Ежегодно в России закрывается более 700 сельских школ, за последние двадцать лет потеряно около 35 тысяч деревень. Такая ситуация напрямую ведёт к вынужденному оттоку сельского населения в города, маргинализации сельских жителей, что способствует социальной нестабильности. Такая политика ведёт к ещё большему расслоению населения страны, лишает сельских детей возможности на получение достойного профессионального образования» [4, c.339]. Налицо неуважение к личности, невнимание к праву человека на образование, отход от конституционной нормы, статьи 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [5, с. 3].
Для изменения ситуации необходимо всем сторонам образовательного процесса строго придерживаться норм статьи 3, ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», где перечисляются Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, но прочитывать их не формально, а следуя духу закона, его гуманистической сущности: «1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения…; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; … 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями…» [6]. К сожалению, многие россияне, в том числе педагогические работники и родители, внимательно не прочитали закон «Об образовании в РФ», не увидели и не почувствовали его демократический характер и антикоррупционный потенциал, а самое главное, не настроены реализовывать его положения, без оглядок на бюрократический аппарат.
В некоторых европейских странах, где соблюдаются наивысшие стандарты образования, например, в богатых и успешных Финляндии и Германии, высшее образование бесплатно, а прослойка управленцев и бюрократов не растёт столь стремительно, как в России. Это происходит, во многом, благодаря воздействию и критике со стороны гражданского общества этих стран. Бездействие и разобщённость российского педагогического и родительского сообществ привели к тому, что неблагополучие в сфере образования закладывается ещё на уровне дошкольных учреждений, которых повсеместно не хватает, продолжается на уровне основного общего и среднего профессионального образования, также некоторые проблемы переходят в высшую школу. При этом проблемы консервируются, не решаются годами, создавая ненужное социальное напряжение.
Обретая общественные смыслы, стремясь найти идеи, объединяющие разные поколения, размышляя о перспективах развития будущего российского государства, уральские историки, социологи, политологи, опираясь на учительство и школьников, провели несколько круглых столов и конференций и высказались о национальной идее. Некоторые из исследователей выявили то, что мешает развитию отечественной системы образования, а значит, препятствует стабильному поступательному движению страны.
И.С. Огоновская в статье «Свободное от бюрократизма образование как фактор консолидации российского общества» подчёркивает: «Оптимизация в системе образования России в полной мере отражает несостоятельность представителей бюрократической системы в деле реформирования сферы образования. Количественное сокращение чего-либо – единственно возможный способ отчитаться о проделанной работе. При этом ни введённое подушевое финансирование, ни сокращение педагогических работников, ни объединение отдельных образовательных учреждений, ни ЕГЭизация не улучшили ситуацию в российском образовании. Образовательные учреждения превратились в своеобразные «поборные» учреждения, собирающие средства с родителей (ремонт, охрана, учебники, рабочие тетради, канцелярские товары и т.д.), но не стали учреждениями, дающими качественное образование. Реалии современного российского образования позволяют видеть укореняющиеся (или сохраняющиеся) в практике черты авторитарного или даже автократического управления, противоречащего идеалам демократического общества. В бюрократической иерархии системы образования в 1990-2000-е годы появилось много специалистов, не имеющих никакого опыта педагогической деятельности, по сути дела – непрофессионалов. Свидетельство этого – появление большого количества документов, не выдерживающих никакой критики» [7, с.130]. Поставив в статье диагноз системе образования, обобщив высказанные на различных педагогических форумах мнения, И.С Огоновская предлагает следующие «видение национальной идеи современной России, которая сможет объединить всех граждан России, так: СВОБОДНОЕ ОТ БЮРОКРАТИЗМА РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПУТЬ В БУДУЩЕЕ!» [7, с. 142]. Осознание этого должно изменить поведение россиян, вовлечённых в образовательные процессы и заботящихся о качестве образования.
Выполнение государством социальных обязательств, исчерпывающее финансирование образовательной сферы на всех уровнях, взаимодействие с институтами гражданского общества, рациональность и эффективность управленческого аппарата, низкий уровень коррумпированности и высокий уровень материального обеспечения (они взаимосвязаны между собой), наличие учебной, научной литературы, повышение зарплат педагогов образовательных учреждений при снижении учебной нагрузки, широкое использование информационных технологий – всё это должно определить успешное проведение реформ, необходимых отечественному образованию.
Библиографический список
- Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. – URL: http://www.minregion.ru
- Жилина Е.А. Проблемы предоставления государственных образовательных услуг в Свердловской области. Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом: Материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета, 15-16 апреля 2013 года: доклады / редкол. Л.А.Закс и др.: в 2 т. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2013. – Т.1. – 728 с.
- Гурьянова М. Закрытие сельских школ продолжается. Ещё шаг, и начнутся необратимые последствия.// Первое сентября. – 2012. – № 13 [Электронный ресурс]. – URL: http:// ps.1september.ru/view_article.php
- Титова Н.Б. Диалог образования и власти как условие предотвращения конфликтного противостояния. Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом: Материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета, 15-16 апреля 2013 года: доклады / редкол. Л.А.Закс и др.: в 2 т. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2013. – Т.1. – 728 с.
- Конституция Российской Федерации. – Екатеринбург: Солярис, 2013. – 50 с.
- Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 // Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru” href=”http://www.pravo.gov.ru/”>http://www.pravo.gov.ru
- Национальная идея в современной России / под общ. ред. И.С.Огоновской, Н.А.Черных. – Екатеринбург : Издательство АМБ, 2013. – 240 с.
Количество просмотров публикации: Please wait