Во внешней политике современный Китай проводит достаточно сбалансированный, прагматичный курс. Девальвация роли идеологических догм и постоянное внимание к проблемам экономического развития страны ведут к проведению последовательной и осмысленной, вполне целесообразной стратегии, отвечающей потребностям хозяйственных реформ и направленной на развитие политического диалога и экономического сотрудничества с различными странами мира [1;2;3]. В 90-е годы XX в. с разной степенью успеха Китай проводил политику нормализации отношений не только с США, но и с такими странами, как Япония, РФ и Индия, развивал политические, военные и экономические контакты со странами Европы. Но все же решающую роль для стремительно растущего Китая, по-прежнему и даже в постоянно увеличивающейся степени, играют его отношения с единственной оставшейся сверхдержавой современного мира – США.
Соединенные Штаты не проводят жесткой линии по отношению к Китаю по нескольким причинам. Прежде всего, враждебная позиция противоречит интересам США, так как может вызвать ответную реакцию Китая и затруднить решение многих требующих сотрудничества международных проблем, в том числе, в Совбезе ООН. Это касается сотрудничества в области экономики, защиты окружающей среды и безопасности. Кроме того, ряд других стан заинтересован в усилении Китая как экономического и стратегического партнера, способного выступить в качестве реального противовеса Америке. Проводя политику, нацеленную на сдерживание Китая или противодействие его возвышению, США могут столкнуться с нежелательной для себя ситуацией. Такие действия способны осложнить отношения американцев с их союзниками и партнерами по всему миру. Однако, самое главное то, что для США гораздо выгоднее дружеская и выжидательная позиция по отношению Китаю, чем настойчивые призывы сегодня начать противодействовать потенциальной угрозе в будущем. Стабильные отношения позволяют отслеживание поведение Китая и более действенно реагировать на возникающие угрозы.
Что касается США, то им вряд ли есть резон в обозримой перспективе опасаться Китая. КНР действительно развивается стремительными темпами, но у гигантского соседа сохраняется множество сложнейших внутренних проблем – экономических, социальных, этнических, идеологических. Единственный способ их разрешения – неуклонно продолжать реформы и политику сотрудничества (а не конфронтации) с зарубежными государствами. В этой связи дружественные отношения с США особенно важны для Китая – из-за протяженной общей границы, экономических потребностей, общих интересов двух стран на мировой арене. США придерживаются мнения, что Китай должен быть их постоянным партнером и сохраняют стабильность в отношениях с ним.
В качестве составной части двусторонних отношений военные контакты между КНР и США продолжают сохранять тенденцию к развитию благодаря совместным усилиям. В частности, визит министра обороны США Дональда Рамсфелда в Пекин продемонстрировал возобновление двусторонних военных контактов. Стороны считают, что такие контакты будут содействовать лучшему пониманию Китая высшими американским военными кругами, а также способствовать устранению недоверия Вашингтона к Пекину.
В позитивном развитии двусторонних отношений немаловажное значение играют и всегда играли культурные обмены. В последние годы можно наблюдать заметное развитие китайско-американских связей в области культуры. Содействие сближению китайского и американского народов через культурные обмены – это постоянная позиция руководителей обеих стран.
Можно сказать, что китайско-американские отношения находятся сейчас в той стадии, когда сильны, остаются старые традиции, и, в то же время, открываются новые возможности на будущее. Для успешного дальнейшего развития отношений между Китаем и США необходимы усилия обеих сторон. Американской стороне, в частности, необходимо для этого в тайваньском вопросе строго придерживаться политики «одного Китая». Обе страны должны действовать согласно трем совместным коммюнике, подписанным Китаем и США.
Как полагают китайские эксперты, хотя между Пекином и Вашингтоном существуют серьезные разногласия, они не превратились в противников, а значит, могут и должны наращивать сотрудничество.
После того, как Буш был переизбран президентом США, китайско-американские отношения получили дополнительный благоприятный шанс для конструктивного развития. Это можно объяснить следующими причинами.
Во-первых, за годы президентства Буша китайское направление политики американской администрации становилось все более и более взвешенным. Прежде всего, это касается более осмотрительного подхода к тайваньскому вопросу – этой важной для Китая теме. Администрация Буша неоднократно заявляла, что она не позволит ни одному из берегов пролива в одностороннем порядке изменить существующее положение. Для Вашингтона не столь важна проблема объединения двух берегов или проблема независимости Тайваня. В национальных интересах США – не допустить военных действий между двумя берегами Тайваньского пролива, так как США неизбежно окажутся втянутыми в эту войну. Они заинтересованы в обеспечении решения этих проблем мирным путем. Хотя последние действия президента Обамы говорят об обратном. Последние договоренности о поставке Тайваню оружия весьма негативно сказались на двухсторонних отношениях.
Во-вторых, американская дипломатия объявила войну против терроризма и распространения оружия массового уничтожения своей основной стратегической целью в области безопасности. В рамках провозглашенных задач Вашингтону необходимо взаимопонимание с Пекином по вопросам урегулирования проблемы ядерного оружия на Корейском полуострове и в Иране.
В-третьих, у КНР и США остаются общие интересы. Например, обеим странам жизненно необходимо сотрудничество в области охраны окружающей среды, объединение усилий в борьбе против контрабанды наркотиков, а также в борьбе с транснациональной преступностью.
Конечно, между двумя странами продолжают существовать различия в идеологии и социальном строе, некоторое политическое недоверие, есть разногласия в вопросах свободы вероисповедания и прав человека. Неизбежными представляются известные трения в сфере экономики и торговли. Однако существуют и общие стратегические интересы огромной важности. Их наличие открывает широкие возможности для установления взаимных компромиссов с целью сохранения стабильности и взаимовыгодного сотрудничества.
В-четвертых, приоритет для сегодняшнего Китая составляют задачи мирного подъема и стабильного социально-экономического развития, исполнение «китайской мечты» [4]. Для их реализации стране выгодны здоровые и бесконфликтные отношения с США, чтобы обеспечить движение Китая в провозглашенном КПК направлении. С развитием экономики в Китае растет влияние среднего класса, отсюда вытекает, что страна непременно будет меняться в сторону более ощутимого прогресса в укреплении демократии, политических свобод и защиты прав человека. Хотя сегодня
Начиная 1978 г. идет процесс демократизации Китая. Несколько расширилась область личных свобод, развиваются институты правового государства, постепенно прививается уважение к собственности.
Такие перспективы открывают возможность для сближения ценностных ориентации, что позволяет с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие китайско-американских отношений.
По сравнению с периодом холодной войны нынешние отношения между крупными державами более сложны и изменчивы. В ряде областей сотрудничества существуют известные трения. Даже учитывая то, что сильные державы не стремятся противодействовать друг другу, по конкретным вопросам споры неизбежны. Важно в этой ситуации не дать тем силам, которые, преследуют собственные цели, превратить свои стремления в интересы государства и кардинально повлиять на американскую дипломатию. Сохранение тенденции к диалогу и сотрудничеству, отказ от напряженности и конфронтации в отношениях между Китаем и США способствуют не только интересам этих стран, но и соответствуют общим устремлениям мирового сообщества, так как оказывают влияние на весь мир. Весь мир обращает внимание на то, как развиваются двусторонние отношения между Китаем и США, которые являются влиятельными государствами в мире.
Китайско-американские отношения уже вышли за рамки двусторонних связей, они приобрели глобальное влияние на весь мир и имеют стратегическое значение. Китай и США имеют широкие и значимые общие стратегические интересы, общие устремления в вопросах об угрозах безопасности, с которыми столкнулся весь современный мир, они несут общую ответственность за защиту мира, выстраивание процесса устойчивого развития на планете. Поэтому позитивное состояние китайско-американских отношений не только отвечает общим интересам народов двух стран, но и служит миру, стабильности и процветанию в Азиатско-тихоокеанском регионе и во всем мире. В данной ситуации Китай и США обязательно должны быть конструктивными соратниками.
Подводя итог, следует отметить, что факторы сближения в отношениях Китая и США носят постоянный долговременный характер.
Они проистекают не из обоюдной симпатии правящих элит двух стран или сходства их ценностных ориентации в мировой политике. Эти факторы вступают в действие под влиянием жесткой необходимости. Они отражают наличие сфер соприкосновения национальных интересов.
Библиографический список
- Гурулева Т.Л., Ширяева О.А., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (тезисы)//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 146.
- Тимофеева М.Л., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Отношения Китая с Корейской народной демократической республикой//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 176.
- Седунов А.М., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. США во внешнеполитической стратегии Китая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175-176.
- Скрипкарь М.В. «Китайская мечта» как национальная особенность в процессе бренд-билдинга приграничных территорий Северо-Востока КНР//Молодой ученый. 2013. № 7. С. 362-365.
Количество просмотров публикации: Please wait