В современной лингводидактике категория стратегии относится к наиболее точным, адекватным, эффективным инструментам измерения, описания и методической интерпретации профессионального дискурса. Как справедливо замечает В.И. Шляхов, «стратегии организуют общение людей, придают им смысл и форму, поскольку стратегия – это план в начале общения, в то же время – это план в процессе реализации, вектор движения общения от замысла до завершения. Функционирование языка в реальном времени – это дискурс, стратегии придают направленность и связность дискурсу» [5, с. 134]. Стратегия оценки обладает высокой степенью репрезентативности в учебно-научном медицинском дискурсе (УНМД). Целостную стратегию в УНМД выражает соответствующий класс текстовых произведений, но ее отдельные тактики, выраженные посредством простых и сложных предложений-высказываний весьма частотны в текстах с разной функционально-целевой направленностью. Проведенный нами анализ [4] свидетельствует о том, что оценка способна усиливать дискурсивную силу любой стратегии учебно-научного медицинского дискурса, поэтому тактики оценки часто сопровождают стратегии инструкции, аргументации, экспликации: Запрещаются табакокурение, прием алкоголя, поскольку они отрицательно влияют на сердечно-сосудистую систему [8, с, 203]. Ферментативный контроль. Срез обрабатывают в растворе рибонуклеазы в концентрации 0,1 – 0,5 мг/мл в термостате при 37˚ С в течение 4 – 8 часов. Участки клетки, содержащие РНК, после такой обработки пиронином не окрашиваются. Реакция на РНК по Браше не подходит для количественного анализа. Значительно надежнее выявление нуклеиновых кислот с помощью галлоцианина и хромовых квасцов по Эйнарсону [10, с. 33].
Наши наблюдения показывают, что любая информация в учебно-научном медицинском дискурсе пропускается через «оценочный фильтр», ценностные суждения пронизывают медицинский текст. Как показал проведенный нами анализ, в учебно-научном медицинском дискурсе стратегия оценки включает следующие компоненты: а) субъект оценки; б) объект оценки; в) оценочное отношение; г) параметры оценки; д) объектная область оценки; е) мотивировка оценки. Рассмотрим основные тактики, которые представляют в дискурсе данные компоненты. Как показал анализ, субъект оценки в УНМД чаще всего представляется с помощью следующих тактик:
1. Тактики прямого указания на собственное авторство оценочной характеристики: По моему мнению, по своим заслугам перед медициной Кох далеко превосходит всех своих конкурентов [9, с. 21].
2. Тактики имперсональной (бессубъектной, обезличенной) оценочной характеристики: Большое значение следует придавать гематогенному пути распространения инфекции [8, с. 38]; Особенное значение следует придавать данным рентгенологического исследования [8, с. 41].
3. Тактики указания автора оценочной характеристики (в роли которого выступает представитель научно-профессионального сообщества: ученый, врач и т.д.): И.Е. Дядьковский одним из первых указал на огромное значение нервной системы в развитии заболеваний, а также подчеркнул значение влияния внешней среды на организм здорового и больного [8, с. 5].
4. Тактики указания коллективного субъекта общепринятой, общепризнанной оценки объекта: Большинство практикующих врачей считает биомицин ценным лечебным препаратом [8, с. 47].
Вторая составляющая оценочной стратегии – оценочное (ценностно-квалифицирующее) отношение между субъектом и объектом. Содержательное разнообразие тактик выражения оценочного отношения определяется тем, что оценка «колеблется между логическим восприятием и эмоцией… И хотя эти два элемента могут соединяться в самых различных пропорциях,… можно утверждать, что в каждом данном случае преобладает что-то одно: или логическое восприятие или чувство… Каждый речевой факт обладает … логической или эмоциональной доминантой» [1, с. 182-183]. В этой связи тактики представления оценочной характеристики можно подразделить на:
- Тактики эмоциональной оценки: К сожалению, эти высокоинформативные методы еще не вошли в клиническую практику [6, с. 41].
2. Тактики рациональной оценки: При лечении пневмонии наиболее рациональны следующие комбинации антибиотиков: пенициллин + аминогликозиды, оксациллин + ампициллин и др. [8, с.108].
Основанием разграничения этих тактик может служить ответ на вопрос: что лежит в основе оценочной квалификации – логическое суждение или эмоциональная реакция. В естественном языке фиксируются разнообразные виды эмоциональных оценок (которые классифицируют по экспрессивности, интенсивности, направлению, типу эмоциональной реакции: радость, гнев, страх и т.д.) [2]. В УНМД эмоциональная оценка фиксируется, но, безусловно, намного более частотны тактики рационально-оценочной характеристики. Рассмотрим основные варианты тактик этой группы.
2.1. Тактики нормативной оценки: При некоторых заболеваниях наблюдается неправильное (аритмичное) дыхание: то учащается, то становится редким, с большими паузами [8, с. 28];
2.2. Группу тактик телеологической (от греч. telos – завершение, цель; teleos – достигший цели) оценки. Эти тактики подразделяются на:
2.2.1. тактику положительной телеологической оценки: Хороший эффект получается при использовании комбинированных методов исследования [8, с. 45];
2.2.2. тактику отрицательной телеологической оценки: Реакция на РНК по Браше не подходит для количественного анализа [10, с. 5].
Наконец, «точкой отсчета» выражения оценочного отношения может служить параметр пользы для субъекта, поэтому в УНМД можно также выделить:
2.3. Тактики утилитарной оценки. Если точкой отсчета в нормативной оценке является норма, в телеологической оценки – цель (применения, использования), то для утилитарной оценки эту роль выполняет оценочный стереотип – принятое медицинским сообществом представление о «полезном – бесполезном – вредном». Стереотипы утилитарной оценки для разных классов объектов различны, их значения не совпадают. Так, полезный лекарственный препарат – это «хорошее» лекарство, а полезный для диагностики заболевания симптом по своей природе положительным не является, т.к. может привести к негативному исходу заболевания.
Как показывает анализ, в УНМД оценка объекта с точки зрения пользы и вреда обычно сопровождается указанием человека или предмета, для которого эта характеристика является значимой. Этот компонент в тактиках утилитарной оценки имеет статус тактического хода и может быть назван субъектом пользы / вреда: Значение белкового обмена для организма определяется прежде всего тем, что основу всех его тканевых элементов составляют именно белки [9, с. 134].
По степени представленности в учебно-научном медицинском дискурсе все перечисленные выше тактики выражения оценочного отношения можно подразделить на:
- Явные (прямые, эксплицитные): Важным методом фармакологического лечения сердечной недостаточности является применение селективных блокаторов ß-адренорецепторов [9, с. 378].
2. Неявные (косвенные, имплицитные): Этот метод уже не применяется в современных условиях [9, с. 36].
Тактики выражения оценочного отношения также можно подразделить на:
- Тактики абсолютной оценки: Общее торможение ЦНС угнетающе сказывается на деятельности дыхательного процесса [9, с. 131];
- Тактики сравнительной оценки, которые имеют два основных варианта:
2.1. Тактика компаративной оценки (устанавливается сравнительно-оценочное отношение между двумя объектами): (а) Животные белки, содержащие больше незаменимых аминокислот, чем (б) растительные, биологически (в) более ценны [9, с. 134].
Тактика компаративной оценки включает такие тактические ходы: а) объект оценки; б) объект сравнения; в) сравнительно-оценочное отношение.
8.2. Тактика суперлативной оценки (дается оценка одному объекту из группы сравниваемых): Из группы артериальных гипертензий наиболее важной нозологической формой является гипертоническая болезнь [9, с. 381].
Эта тактика включает такие тактические ходы: а) группа сравниваемых объектов; б) объект сравнительно-оценочной характеристики; в) сравнительно-оценочная характеристика объекта: Из (а) лекарственных мероприятий, воздействующих на измененную реактивность организма, (в) наиболее эффективным явилось (б) применение кортизона и его производных [8, с. 24].
Объекты оценки в УНМД разнообразны, и для каждого из них характерен специфический набор тактик выражения оценочного отношения. Рассмотрим в качестве примера объекта оценки предметы неживой природы и организмы как биологические объекты, которые составляют самую большую группу объектов оценки в УМНД. Эта группа включает:
– орган (система органов): Значительную роль в компенсации метаболического ацидоза играют почки [9, с.131];
– органоид: Многие гормоны весьма существенно влияют на транспорт через клеточную мембрану [9, с. 139];
– микроорганизм: Некоторые паразиты почти безвредны или совершенно безвредны для хозяина [7, с. 150];
– лекарственное средство, медицинский инструмент и т.д.: Из лекарственных мероприятий, воздействующих на измененную реактивность организма, наиболее эффективным явилось применение кортизона и его производных [8, с. 24].
Для таких типов объектов, как орган, система органов характерна нормативная оценка, микроорганизмы оцениваются с позиции пользы и вреда, а для лекарственного средства, медицинского инструмента других объектов этого подкласса типичны телеологическая и утилитарная оценки.
Совокупность параметров позволяет оценить объект как полезный или вредный, нормальный или атипичный и т.д. Системы параметров оценки указанных типов объектов образуют оценочно-параметрические сетки, которые необходимо формировать в когнитивной системе будущих врачей, важной методической задачей является также обучение иностранных студентов-медиков способам их вербального представления в учебно-научном медицинском дискурсе. Рассмотрим в качестве примера параметры оценки патологического состояния:
а) степень тяжести (негативного влияния на организм человека): Наиболее серьезные нарушения наблюдаются со стороны белкового обмена [9, с.137];
б) степень выраженности симптома: При объективном исследовании бросается в глаза сильно выраженный цианоз кожи [9, с. 150];
в) интенсивность проявления симптома: При переходе от тепла к холоду или обратно нередко возникают приступы сильного сухого или со скудной мокротой кашля [9, с. 14];
г) клиническое значение (роль симптома в развитии клинической картины заболевания): Диспротеинозом, имеющим большое клиническое значение, является амилоидоз [9, с.140];
д) диагностическое значение симптома (важность для постановки правильного диагноза): Изменение формы и величины головы имеет известное диагностическое значение [9, с. 24];
е) прогностическая значимость симптома (важность для определения исхода заболевания): Дыхание Чейна-Стокса возникает как следствие тяжелого повреждения головного мозга и является плохим прогностическим симптомом [9, с. 28].
В разных областях медицинской науки (физиологии, анатомии, хирургии, десмургии и т.п.) и практики (диагностика, лечение, профилактика) значимыми становятся разные характеристики одних и тех же классов объектов. Поэтому в оценочных суждения нередко встречаются компоненты, указывающие, в какой конкретно области данная оценка является правомерной. На этом основании в стратегии оценки можно выделить еще один компонент, который мы назвали объектной областью оценочной характеристики: В диагностике заболеваний сердца изменение тонов имеет большое значение [9, с. 40].
В заключение рассмотрим еще один важный компонент дискурсивной стратегии оценки – мотивировку – «ту позицию или те доводы, которые склоняют субъектов к одобрению, порицанию или выражению безразличия в связи с разными вещами» [3, с. 27]: Точное определение какого-либо патологического состояния или нозологической формы имеет исключительно важное значение, так как от смысла, который вкладывается в это определение, зависит и диагностика, и разработка наиболее эффективных путей терапии данного заболевания [9, с. 373].
Как мы видим, стратегия оценки является многокомпонентной, достаточно сложно устроенной категорией профессионального дискурса. Ее глубокое изучение и всестороннее описание, несомненно, позволит повысить качество профессионально-коммуникативной подготовки иностранных студентов – будущих врачей и, как следствие, будет способствовать более качественному освоению профильных дисциплин в российском вузе.
Библиографический список
- Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка [Текст] / Балли Ш. М., 2001. 416 с.
- Вольф, Е.М. Грамматика и семантика прилагательного[Текст] / Вольф Е.М. М., 1978.
- Ивин, А.А. Логика [Текст] / Ивин А.А. М., 2002. 347с.Куриленко, В.Б. Обучение иностранных студентов стратегиям медицинского дискурса [Текст] / Куриленко В.Б.// Русский язык в многополярном мире: новые лингвистические парадигмы диалога культур: Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования РУДН. Москва, РУДН, 22 – 24 октября2009 г. – М.: РУДН, 2009. – 508 с. – С. 280 – 284.
- Шляхов, В.И. Сценарии русского речевого взаимодействия [Текст] / Шляхов В.И. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2007. 283 с.
- Копейкин, В.Н. Ортопедическая стоматология: учебник [Текст] / Копейкин В.Н., Пономарева В.А., Миргазизов М.З. и др. М.: Медицина, 1988. 512 с.
- Слюсарев, А.А. Биология с общей генетикой: учебник [Текст] / Слесарев А.А. М.: Медицина, 1978. 472 с.
- Федюкович, Н.И. Внутренние болезни: учеб.пособие [Текст] / Федюкович Н.И. Минск, 1999. 560
- Фролов, В.А. Патологическая физиология: учебник [Текст] / Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П., Демуров Е.А. М., 1997. 568 с.
- Юрина, Н.А. Гистология: учебник [Текст] / Юрина Н.А., Радостина А.И. М.: Медицина, 1995. 256 с.