ОЦЕНКА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ СТОРОН ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ РФ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Недопрядко Елена Сергеевна1, Фардзинова Зарина Арсеновна2
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, студентка 5 курса специальности «Социальная работа»
2Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления института управления

Аннотация
В данной статье рассмотрены сильные и слабые стороны современной пенсионной реформы, а также проведен анализ отношения граждан к проводимым изменениям.

Ключевые слова: накопительная часть пенсии, пенсионная система, пенсионный коэффициент, повышение пенсионного стажа, реформа


ASSESSMENT OF THE POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF THE PENSION REFORM THROUGH THE PRISM OF RUSSIAN PUBLIC OPINION

Nedopryadko Elena Sergeevna1, Fardzinova Zarina Arsenovna2
1Vladivostok State University of Economics and Service, 5-year student majoring "Social Work"
2Vladivostok State University of Economics and Service, Senior Lecturer, Department of Public Administration Institute of Management

Abstract
This article examines the strengths and weaknesses of the current pension reform, as well as an analysis of the relationship of citizens to the changes.

Keywords: funded part of pensions, pension factor, pension system reform, raising the retirement seniority


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Недопрядко Е.С., Фардзинова З.А. Оценка положительных и отрицательных сторон пенсионной реформы РФ через призму общественного мнения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/7015 (дата обращения: 29.02.2024).

Пенсионная реформа, осуществляемая в Российской Федерации на данный момент времени, является многоступенчатой и долгосрочной, так как продолжает незавершенные этапы прошлых реформ пенсионной системы, и устраняет кризисные моменты, возникающие в настоящем. С 1 января 2013 года, началось постепенное внедрение новых условий получения и перерасчета пенсий, начисления выплат и учета пенсионного стажа.

Если вкратце, то реформа пенсионной системы 2013-2015 года, должна перестроить всю схему выплат пенсионерам, убрав накопительную часть пенсий (пока что только у тех граждан, которые не написали заявление в Пенсионный Фонд России, о выборе разделения накопительной и страховой части пенсии в соотношении 6% и 10% соответственно, либо же об оставлении 6% в пользу страховой части пенсии), отправив «лишние» 6% от накопительной части в страховую, которая составит 16%. Так же предстоит увеличение пенсионного возраста, по причине повышения минимального стажа для получения трудовой пенсии.

Поскольку прошло уже больше года, с начала перестройки пенсионной системы России, то можно сделать ряд промежуточных итогов и выводов, выявив сильные и слабые стороны современной пенсионной реформы и оценив отношения граждан к проводимым изменениям. В качестве источника практических данных, было выбрано ГУ-Отделение Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток.

Итак, по первым официальным данным, в силу вступает повышение минимального трудового стажа с 5 до 15 лет. По данным проведенного опроса, из 105 опрошенных клиентов Пенсионного фонда, к увеличению срока минимального стажа, негативно отнеслись 92 клиента. По большей части, это было вызвано недостаточной осведомленностью о смысле  проводимых нововведений, а так же недоверием к государственной системе пенсионного обеспечения. По мнению же специалистов отделения, данное изменение в пенсионной системе, должно благоприятно сказаться на финансовом благополучии Пенсионного Фонда России, а так же в целом, по стране, будет наблюдаться уменьшение «теневых» рабочих мест, из-за необходимости официального трудоустройства. По данным ГУ-Управления Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток на 2013 год, 60 тыс. граждан работают без отчислений в Пенсионный Фонд  России. Так же, по данным ГУ-Управления Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток, на начало 2014 года, был отмечен рост страховых отчислений от работодателей, с 745 представителей компаний до 805 компаний. Причем, многие из них, осуществляют свою деятельность на протяжении 5 и более лет, в основном это общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели. Однако, повышение пенсионного стажа, приведет к тому, что люди из-за позднего выхода на пенсию, могут вообще не дожить до назначения  трудовой пенсии. По данным Минвостокразвития России, продолжительность жизни дальневосточников    является самой низкой в России и составляет 67,7 лет.

Из наиболее «неожиданных» нововведений, можно отметить пенсионный коэффициент, который стал главным критерием оценки труда гражданина, на протяжении всей трудовой жизни. По данным предоставленным ГУ-Управление Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток, при расчете годового пенсионного коэффициента, учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц (13%). С 2021 года, по внедренной стратегии развития Пенсионного Фонда России, при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской

зарплаты максимальное значение годового пенсионного коэффициента достигнет 10 с 7,39 в 2015 году. По словам специалистов отделения Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток, в новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал. Однако, многие граждане, знающие о сути реформы и разбирающиеся в значении коэффициента, обращаются с негативными отзывами в отдел клиентской службы ГУ-Управление Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток. Пенсионеры (будущие и нынешние), недоумевают, почему за службу в армии предлагается установить коэффициент ниже по сравнению с обычным периодом трудовой деятельности. В результате тот гражданин, кто отслужил год или два, будет получать пенсию меньше, чем его ровесник, который в армии не служил. Так же, возникли сомнения, отвечает ли пенсионная реформа задачам улучшения демографической ситуации. За первого рожденного ребенка установлен коэффициент 0,85, за второго – 1,7, за третьего – 2,55. Это значит, что пенсия матери, например, с двумя детьми будет меньше, чем у бездетной женщины. По данным отделения Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток, при средней зарплате 29 907 рублей, которую разработчики реформы взяли как расчетную, пенсия женщины с двумя детьми 1966 года рождения составит 13 397 рублей. Если детей нет, соответственно, стаж увеличится на 3 года, и пенсия при такой же зарплате у бездетной женщины-ровесницы будет больше на 534 рубля. А коэффициентов для матерей с 4, 5, 6 детьми в новой формуле просто нет. Поэтому, граждане считают такие нововведения асоциальными. По мнению специалистов-экспертов отдела персонифицированного учета, отделения Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток, пенсионный коэффициент является нестабильным показателем и будет зависеть от экономической ситуации по стране в целом, а так же от региона в частности.

Подверглась изменению и законодательная база: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан», Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 428-ФЗ «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Были приняты так же и совершенно новые акты – Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ “О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования  Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий   труда», Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Все эти законодательные акты, должны полностью перестроить пенсионную систему России к 2025 году. Насчет законодательной базы реформы, многие специалисты, работающие в отделении Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток, считают ее «авантюрной» и излишне запутанной, некоторые сотрудники признались, что сами не до конца понимают смысла нововведений.

К «острым» вопросам реформы пенсионной системы, относится так же отсутствие системы пересчета для пенсионеров продолжающих работать. По данным отделения Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток, на учете в отделении стоит 9 тыс.405 работающих пенсионеров, из 25 тыс. зарегистрированных. А по всему Владивостокскому городскому округу, зарегистрировано  75.3 тыс. работающих пенсионеров, из 152.5 тыс. стоящих на учете пенсионеров. В документе закона «О страховых пенсиях»,  не содержится норм, определяющих порядок и условия перерасчета пенсии работающим пенсионерам с учетом уплачиваемых за них страховых взносов. Это означает, как говорится в заключении Российского союза промышленников и предпринимателей, направленном в правительство, что у работающих пенсионеров не будут формироваться их пенсионные права, в то время как работодатель уплачивает за них страховые взносы в Пенсионный фонд.

Что же касается, осведомленности жителей о проходящей реформе, хочется отметить, что подавляющее количество клиентов отделения пенсионного фонда, не информированы о сущности реформы пенсионной системы 2013-2015 гг., некоторые граждане впервые услышали о том, что в системе пенсионного обеспечения России, проводится целый ряд преобразований.

Опрос, включал в себя вопросы, касающиеся осведомленности населения о проводимой реформе, их отношения к новому порядку начисления пенсий, вопросы уточняющего характера для выявления сильных и слабых сторон реформы с точки зрения граждан Российской Федерации (в частности клиентов отделения Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток).

По обработанным данным исследования, обнаружился факт практически полного отсутствия экономического просвещения населения, в   рамках реформы пенсионной системы. 73 опрошенных респондента, ответили на вопрос «Знаете ли Вы, о проводимой реформе пенсионной системы 2013-2015 года?» отрицательно, а так же, соответственно, не смогли ответить на вопросы касающиеся значения термина «пенсионный коэффициент» и нового числового значения трудового стажа. Остальные опрошенные клиенты пенсионного фонда, более или менее представляли себе, что именно видоизменяется в системе пенсионного обеспечения, а так же выражали свою точку зрения по данному вопросу. Среди опрошенных были люди разных возрастных категорий, от 17 лет (минимальный возраст среди опрашиваемых) до 69 лет. Этот «разброс» позволил более тщательно рассмотреть проблематику осведомленности населения о новых правилах, по которым  теперь будет начисляться пенсия. И выяснилось, что среди тех, кто был полно или частично осведомлен, в основном граждане от 59 до 69 лет, т.е. именно те граждане, которых реформа практически не коснется. Отсюда следует, что на местном уровне, Пенсионным Фондом России и его отделениями в частности, не проводится достаточной разъяснительной работы, граждан ставят перед свершившимся фактом, не объясняя всей сути и смысла реформирования. Отсутствие информационных буклетов, специалисты отделения Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток, объясняют постоянными задержками поставок информационного материала из центрального   управления Пенсионного Фонда России. Однако, данную проблему можно было решить и на местном уровне, с помощью регионального управления  Пенсионного Фонда, чего сделано, увы, не было.

Ролики «социальной рекламы», которые транслируются непосредственно в отделении Пенсионного Фонда России по Ленинскому району города Владивосток, являются пока что единственным источником информации по реформе пенсионной системы 2013-2015 года. По просветительской обстановке в конкретно взятом отделении, можно сделать вывод о том, что контроль за доведением до сведения граждан о сути проводимых изменений в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации, практически не ведется. Вследствие, растет недоверие и недовольство граждан работой, как сотрудников пенсионного фонда, так и государства в целом.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что, несмотря на большое количество недостатков и «шоковых» моментов, реформа 2013-2015 года в пенсионной системе Российской Федерации, это все же необходимая мера, направленная на стабилизацию экономической составляющей, и поскольку процесс преобразований уже запущен, необходимо на практике реализовывать корректировку принятых решений, осуществлять постоянный сбор данных общественного мнения, информировать население обо всех нововведениях используя средства массовой информации (социальная реклама, информационные стенды и буклеты и т.п.). Несмотря на кажущуюся поспешность в принятии ряда законопроектов в системе пенсионного обеспечения, реформа является своевременной и  актуальной, учитывая реалии современной России, так как состояние современной пенсионной системы является убыточным и неэффективным.


Библиографический список
  1. Аналитический доклад, подготовленный Министерством здравоохранения и социального развития РФ – М: «Пенсионное обозрение» №1, 2011. – 55 с.
  2. Гурвич Е.Т. Долгосрочные демографические вызовы и пенсионная политика/Е.Т. Гурвич – М.: «Журнал Новой экономической ассоциации», №9, 2011. – 65 с.
  3. Долина О.Н. Развитие российской пенсионной системы в условиях современной модели рыночного хозяйствования/ О.Н.Долина – М.: «Аудит и финансовый анализ» №3, 2010. – 105 с.
  4. Евдокимова Ю.В. Основные направления пенсионной реформы в РФ /Ю.В. Евдокимова – М.: «Современные научные исследования и инновации» № 10, 2010. – 64 с.
  5. Назаров В.С. Актуальные проблемы пенсионной реформы/ В.С.Назаров – М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010. – 144 с. (Сер.«Экономическая политика: между кризисом и модернизацией»)
  6. Оконишников А.А. Пенсионная система Российской Федерации. Другая модель/ А.А. Оконишников – М: «Лаборатория пенсионной реформы» №5, 2012. – 87 с.
  7. Официальный сайт ПФР. Код доступа: http://www.pfrf.ru

 



Все статьи автора «Недопрядко Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: