АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье представлен анализ результатов исследования профессиональной активности обучающихся Университетского комплекса. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.

Ключевые слова: анализ результатов исследования, профессиональная активность, университетский комплекс, формирование профессиональной мотивации


THE ANALYSIS OF RESEARCH RESULTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY COMPLEX STUDENTS

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
The analysis of research results of professional activity of University complex students is presented in article. Research was conducted in control (traditional educational institutions) and experimental groups (educational institutions of the University complex) entrants, students of various courses, young specialists.

Keywords: analysis of research results, formation of professional motivation, professional activity, university complex


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Анализ результатов исследования профессиональной активности обучающихся Университетского комплекса // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6661 (дата обращения: 22.02.2024).

Для исследования профессиональной активности студентов были использованы следующие методики:

–  «Ведущий или ведомый»;

–  «Уверенность в себе»;

–  «Деловой человек».

Тестовая методика «Ведущий или ведомый» [1, с. 100] позволяет определить активность человека, его способность влиять на окружающих, вести за собой.

Автор предлагает следующую интерпретацию по баллам:

– от 65 до 35 – «Вы человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать им, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми Вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их, чтобы пробуждать в них интерес к внешнему миру. И в таком случае с теми, кто не разделяет Ваши принципы, нечего особенно церемониться. Их надо убеждать, и Вы это умеете. Однако Вам надо следить за тем, чтобы Ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе Вы превратитесь в фанатика или тирана».

– от 35 до 0 баллов – «Вы бываете малоубедительны даже тогда, когда абсолютно правы. Вы считаете, что Ваша (и окружающих) жизнь должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и хороших привычек, а ее течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите ничего делать через силу. Иногда Вы бываете чрезмерно не уверены в себе и из-за этого не можете достичь намеченного, в результате оказываетесь несправедливо обделенным».

Средний балл по данной методике отличается у тестируемых экспериментальной и контрольной группы начинающих обучение в ПГУАС: 40,3 балла – в экспериментальной группе (что соответствует позиции «Ведущий») и 27 баллов в контрольной группе (что соответствует позиции «Ведомый»).

Как показывают данные, значительная часть (84%) экспериментальной группы начинающих обучение в ПГУАС, принадлежат к категории «Ведущий». Это объясняет их выбор обучения в учебных заведениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс». Согласно интерпретации позиции «Ведущий», обучающиеся данной категории скорее сами оказывают влияние на позицию других людей, чем зависят от советов окружающих. Сделав еще на раннем этапе обучения в Ассоциации выбор сферы своей будущей профессиональной деятельности (по рекомендации, с помощью, по примеру сотрудников УУК, а не по их настоянию), обучающиеся следуют этому выбору и в последующем обучении и, в конечном результате, целенаправленно, осмысленно поступают на выбранную специальность в вуз Ассоциации – ПГУАС.

В контрольной группе начинающих обучение в ПГУАС большая часть обучающихся (92%) принадлежат к категории «Ведомый».

 Подобная позиция доказывается результатами анкетирования. Большая часть абитуриентов данной группы при выборе профессии следовала советам родителей, друзей, знакомых: «… этот вуз понравился маме…», «… родители решили дать мне эту профессию…». Такой выбор оказывался случайным, не обоснованным ни желанием, ни способностями обучающихся. Они не осознают, какое применение найдут своей специальности в будущей жизни.

Средний балл в контрольной группе – 31,3 – что соответствует позиции «Ведомый»

Средний балл в экспериментальной группе – 49,6 – что соответствует позиции «Ведущий».

Тенденции, характерные для групп начинающих обучение в ПГУАС, сохранились и в группах выпускников ПГУАС (4-5 курсы).

В экспериментальной группе выпускников увеличился как средний балл в категории «Ведущий», так и количество студентов, входящих в эту категорию: 87% в сравнении с 84% в экспериментальной группе начинающих обучение в вузе Ассоциации.

Изначальная уверенность в себе, в своих действиях, самостоятельность в поступках и суждениях, сформированные в учебных заведениях общего и начального профессионального образования Ассоциации «Университетский учебный комплекс», сохранились и получили дополнительную мотивацию при обучении в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. Обучающиеся остались веры выбранной специальности. Часть обучающихся (3%) перешли из категории «Ведомый» в категорию «Ведущий», что свидетельствует о положительном влиянии вуза УУК в формировании профессиональной мотивации.

В контрольной группе наблюдаются также положительные тенденции.

Количество студентов, входящих в группу «Ведомый», превосходит количество студентов, входящих в группу «Ведущий». Однако в процентном соотношении число «Ведущих» увеличилось: с 8% в контрольной группе начинающих обучение в ПГУАС до 39% в контрольной группе выпускников (4-5 курсы) ПГУАС, что является положительным моментом в работе сотрудников Ассоциации УУК.

Данная тестовая методика была предложена молодым специалистам, окончившим ПГУАС и работающим по специальности 3-5 лет, что дало следующие результаты:

Средний балл в контрольной группе – 33,3 – что соответствует позиции «Ведомый».

Средний балл в экспериментальной группе – 56 – что соответствует позиции «Ведущий»

Тенденции сохранились и в контрольной группе и в экспериментальной: в контрольной группе превалирует позиция «Ведомый», в экспериментальной – позиция «Ведущий».

Проанализировав результаты тестирования, можно сделать вывод о том, что тенденции качеств «Ведущий» – «Ведомый», заложенные в начале обучения, являются устойчивыми и сохраняются на момент практической профессиональной деятельности.

Задатки активной, целеустремленной в профессиональном плане личности, полученные обучающимися экспериментальной группы на ранних ступенях обучения в учебных учреждениях Ассоциации, сохраняются и получают дальнейшее развитие на протяжении всего периода обучения в Университетском учебном комплексе и достигают максимального расцвета (91% в группе «Ведущий») в профессиональной деятельности.

Обучающиеся контрольной группы, пришедшие из традиционных учебных заведений, сохраняют качества «Ведомого» и на выпускных курсах вуза и в профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация при обучении в вузе Ассоциации УУК позволяет увеличить количество студентов в категории «Ведущий», однако число студентов в категории «Ведомый» остается подавляющим.

Определению профессиональной активности способствует методика «Уверенность в себе» [1, с. 53].

Средний балл по данному тесту у начинающих обучение в ПГУАС в контрольной группе составляет 11,8 балла, в экспериментальной – 7 баллов.

В контрольной группе большая часть опрашиваемых (64%) склонна к проявлению неуверенности в учебных и жизненных ситуациях. Будучи неуверенными в своих способностях, возможностях, интересах, обучающиеся в выборе высшего учебного заведения, а соответственно и сферы будущей профессиональной деятельности полагались на мнение и советы окружающих их людей.

Меньшая часть опрашиваемых (18%) более уверены в себе и еще меньшая часть (9%) обладают достаточной долей уверенности. В этих группах можно говорить о некоторой доли самостоятельности и осознанности в принятии решения о поступлении в вуз.

В контрольной группе присутствуют также крайние степени проявления уверенности. Так, 1% студентов склонны к излишней степени самоуверенности, либо, по заключению автора методики, были не вполне откровенны в ответах. Это можно объяснить желанием скрыть, завуалировать свое действительное отношение к запрашиваемой информации, что было выражено демонстративным проявлением уверенности и приобрело черты самоуверенности. В случае искренности ответов причину выбора конкретного вуза (ПГУАС) можно интерпретировать желанием доказать окружающим, реже себе, способность к серьезным решениям в жизни.

8% студентов, поступающих в ПГУАС из традиционных учебных заведений, слишком неуверенны в себе, что иногда принимает болезненные черты. Абитуриенты этой группы из-за своей неуверенности легко внушаемы и поддаются влиянию посторонних людей. Выбор специальности и вуза в этой группе был сделан случайно.

Средний балл в 11,8 в контрольной группе также является доказательством превалирования неуверенности в решениях и поступках поступающих в вуз.

В этой группе подавляющее число абитуриентов (55%) набрало от 5 до 8 баллов, что соответствует выраженной потребности чувствовать себя уверенно. Этот показатель выше, чем в контрольной группе (18%). Значительная доля студентов (27%) экспериментальной группы обладает высокой степенью уверенности. Основываясь на показателях 55% и 27%, можно утверждать, что максимальное число абитуриентов проявило самостоятельность в выборе профессии и было изначально (все время обучения в традиционных учебных заведениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс») уверены стремлении получить именно эту специальность. Это свидетельствует о том, что в этой группе сформирован высокий уровень профессиональной мотивации.

Меньшая часть студентов (16%) обладает недостаточной степенью уверенности в себе и 2% имеет страх перед непредвиденными ситуациями.  Этот факт можно объяснить особенностями психологии перехода в новый социальный статус студента. Однако последние показатели абитуриентов, неуверенных в себе в экспериментальной группе значительно ниже этих показателей в контрольной группе: 64% и 8% соответственно. Страх перед новыми ситуациями в экспериментальной группе ниже, так как абитуриенты, пришедшие в вуз Ассоциации из учебных заведений учебного комплекса, знакомы с требованиями, условиями и особенностями обучения в УУК. Они нередко бывали в стенах университета, знакомы со многими преподавателями со времени обучения в школе или гимназии УУК. В контрольной группе для абитуриентов, пришедших из традиционных учебных заведений и не посещавших подготовительные курсы при университете, подобная ситуация является абсолютно новой и естественно вызывает чувство неуверенности, а иногда и чувство страха. Новая, необычная ситуация в жизни обучающихся осложняется также низкой степенью профессиональной мотивации, а иногда и полным отсутствием профессиональной направленности. Имея представление о сущности выбранной будущей специальности, будучи уверенным в том, что она нравится и интересна, легче акклиматизироваться в новых условиях.

Методика «Уверенность в себе» была предложена выпускникам (4-5 курсы) ПГУАС.  Анализируя результаты по данной методике в контрольной группе, можно сделать вывод, что ситуация положительной изменилась. Исчезли крайние проявления уверенности: в позициях излишняя самоуверенность и крайняя неуверенность – 0. Возросли показатели в категориях высокая степень уверенности (от 1 до 4 баллов) и достаточная степень уверенности (от 5 до 8 баллов) до 19% и 35% соответственно.  Снизился процентный показатель в категории низкая уверенность (от 9 до 12 баллов).с 64% до 46%.  Такие положительные преобразования стали возможны за время учебы в вузе Ассоциации УУК. Профессиональная мотивация и профессиональная направленность учебных дисциплин, их практическая привязанность увеличили уверенность студентов в себе.

Опрос проводился на выпускных курсах вуза, где естественным образом встает проблема трудоустройства. Положительную роль в решении этой проблемы сыграла тесная совместная работа с производственными предприятиями. Уверенность и надежность в вопросах трудоустройства повышает общую уверенность у выпускников.

В экспериментальной группе ситуация также изменилась положительным образом. Как и в контрольной группе, исчезло крайнее проявление неуверенности, страха перед непредвиденными ситуациями. Значительно возрос процент студентов с высокой (от 1 до 4 баллов) и достаточной (от 5 до 8 баллов) степень уверенности до 49% и 43% соответственно. Вдвое снизился процент неуверенных в себе студентов (от 9 до 12 баллов) с 16% до 8%. Подобные положительные тенденции можно объяснить позитивным влиянием высшего учебного заведения Университетского учебного комплекса на формирование профессиональной мотивации, которое продолжило традиции учебных заведений общего и начального профессионального образования Ассоциации УУК.

Эта же тестовая методика была проведена среди молодых специалистов, окончивших ПГУАС и проработавших 3-5 лет по специальности.

И в контрольной и в экспериментальной группах положительные тенденции, наметившиеся в группах выпускников ПГУАС, были продолжены. Значительно возросло число уверенных в себе молодых людей до 71% в экспериментальной и до 51% в контрольной группе. Максимально снижено число неуверенных в себе до 19% в контрольной группе и до 2% в экспериментальной.

Положительные изменения произошли во всех выделенных группах. Однако, в экспериментальной группе конечный результат (группа – молодые специалисты, проработавшие 3-5 лет по специальности) значительно выше, чем аналогичный в контрольной группе. Следовательно, исходя из результатов этой методики, можно сделать следующие выводы:

1) Абитуриенты экспериментальной группы,  поступающие в ПГУАС из учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс», обладают более высокой степень уверенности, что способствует осознанному и целенаправленному выбору специальности и вуза.

2) Абитуриенты контрольной группы, пришедшие из традиционных учебных заведений, за время обучения в вузе Ассоциации значительно улучшило показатели в категории «Уверенность в себе». Был увеличен процент студентов с высокой и достаточной степенью уверенности, исчезли крайние проявления уверенности: самоуверенность и страх перед непредвиденными ситуациями.

3) Несмотря на улучшение результатов в контрольной группе, конечные показатели в категории «Молодые специалисты» значительно отстают от аналогичных показателей в экспериментальной группе.

Для изучения профессиональной активности был использован тест «Деловой человек».

Тест «Деловой человек» [1, с. 274] позволяет оценить деловые качества личности, степень деловой активности. Опрашиваемым из группы начинающих обучение в ПГУАС предложено 8 жизненных ситуаций и 3 варианта поведения в каждой из них.

Средний балл по данному тесту у начинающих обучение в вузе Ассоциации «Университетский учебный комплекс» составил: в контрольной группе – 43,4 балла, в экспериментальной – 44,6 балла.

В контрольной группе значительная группа абитуриентов (68%) согласно проведенной методике не обладает достаточными деловыми качествами, слишком легкомысленно подходят к решениям и делам. Подобное отношение проявилось и в вопросе выбора будущей специальности и высшего учебного заведения.

В экспериментальной группе преобладает число абитуриентов с достаточно серьезным отношением к делу образования (84%). Этот факт обоснован ранним вхождением в учебное заведение Ассоциации «Университетский учебный комплекс» и соответственно ранней профессиональной мотивацией.

Тест «Деловой человек» был проведен и среди выпускников ПГУАС (4-5 курсы). В контрольной группе возросло число студентов обладающих необходимыми деловыми качествами (35 – 60 баллов) с 52% в группе начинающих обучении до 59% в группе выпускников 4-5 курсов.  Схожие положительные изменения произошли и в экспериментальной группе – 94% выпускников сформировали в себе деловые качества.

Тест на деловые качества был предложен и молодым специалистам, закончившим ПГУАС и проработавшим 3-5 лет по специальности.

Для контрольной группы молодых специалистов на диаграмме произошли значительные изменения. Число работающих по специальности, обладающих сформированными деловыми качествами значительно возросло – с 59% в группе выпускников до 89% в группе молодых специалистов.

В экспериментальной группе незначительно возросло число молодых специалистов серьезно относящихся к своей профессиональной деятельности – с 94% в группе выпускников ПГУАС до 98% в группе работающих по специальности специалистов.

В целом, за весь период исследования произошли изменения в трех выделенных групповых категориях. Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы:

1) Результаты по данной тестовой методике у абитуриентов, пришедших из традиционных учебных заведений (контрольная группа) были значительно ниже результатов абитуриентов, поступивших в вуз из учебных заведений университетского комплекса. Это подтверждает случайность поступления в вуз и пассивное отношение к этому выбору со стороны абитуриентов контрольной группы.

2) За время обучения в ПГУАС студенты значительно улучшили свои показатели в категории «Деловые качества». Максимальных результатов достигают молодые специалисты, окончившие ПГУАС и работающие по специальности 3-5 лет. Процентные данные в этой группе увеличились с 52% у начинающих обучение до 89% у молодых специалистов.

3) В экспериментальной группе изначально были высокие показатели сформированности деловых качеств. За время обучения они возросли, но не так значительно, как в контрольной группе: с 84% у начинающих обучение до 98% у молодых специалистов. Объяснением этому служит тот факт, что формированию деловых качеств уделялось большое внимание еще в учреждениях общего и начального профессионального образования УУК. Продолжение этой тенденции в вузе Ассоциации позволило довести этот результат практически до 100%  (98%) [2].


Библиографический список
  1. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. – Саратов. Издательство «Научная книга». – 1996. – 336 с.
  2. Каргина Е.М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс»). – Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Пенза, 2004.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: