Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность государственных органов по защите участников уголовного судопроизводства в Литовской республики является Закон Литовской Республики о защите участников уголовного процесса и оперативной деятельности, должностных лиц институций правосудия и правоохраны от преступного воздействия определяет основные меры защиты от преступного влияния, основания и порядок их назначения. Данный нормативный правовой акт принят в Вильнюсе 15 мая2008 г.
Однако данный закон не охватывает мер защиты от преступного воздействия и оперативных действий, предусмотренных Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законами судов и прокуратуры, также Законом об оперативной деятельности.
Кроме этого правовую основу деятельности государственных органов и должностных лиц по защите участников уголовного судопроизводства в Литовской республике составляют ряд международных нормативных правовых актов и в частности акт Европола № 340004, основные принципы ЕС по сотрудничеству в сфере защиты свидетелей и модельном соглашении по защите свидетелей, которые являются частью международного сотрудничества между балтийскими странами в рамках борьбы с оргпреступностью (Конференция в г. Висбю, Швеция), а также рекомендации первого Европейского семинара по защите свидетелей, проходившего в г. Риме в сентябре1999 г.
При этом ряд позиций Литовского законодательства в целом сходны с законодательством Российской Федерации о защите участников уголовного судопроизводства регламентированных Федеральным законом Российской Федерации от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Однако существует ряд существенных отличий.
В частности в Законе Литовской Республики о защите участников уголовного процесса и оперативной деятельности, должностных лиц институций правосудия и правоохраны от преступного воздействия определяет основные меры защиты от преступного влияния, основания и порядок их назначения указаны основные понятия, используемые при осуществлении защиты свидетелей. К таким понятиям в частности относятся: защищаемое лицо, места лишения свободы, психическое принуждение, особая сила, специальные средства, специальные средства, субъекты оперативной деятельности полиции.
Данная позиция по нашему мнению весьма полезна для определения спорных аспектов в деятельности сотрудников правоохранительных органов при осуществлении деятельности по государственной защите участников уловного судопроизводства.
В частности весьма удачно дается определение защищаемого лица. Так защищаемое лицо, определено, как лицо, в отношении которого применяются предусмотренные данным законом меры защиты от преступного воздействия. В Российском законодательстве данного понятия не дается, что по нашему мнению является пробелом Федерального закона Российской Федерации от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
Ряд других определений используемых в Законе Литовской Республики о защите участников уголовного процесса и оперативной деятельности, должностных лиц институций правосудия и правоохраны от преступного воздействия определяет основные меры защиты от преступного влияния, основания и порядок их назначения в отечественном законодательстве не профильном нормативном акте, а нормативных актах регулирующих деятельность соответствующих правоохранительных органов вовлеченных в орбиту правоотношений в сфере обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства. В частности ФЗ «О полиции» и УИК РФ.
Весьма интересно в Литовском законодательстве звучит формулировка о психическом принуждении. Психическое принуждение определено, как предупреждение о намерении применения особой силы, огнестрельного оружия или взрывчатых веществ. К психическому принуждению приравнивается показ огнестрельного оружия и предупредительные выстрелы. Данная формулировка весьма интересна. Более того, соответствующие изменения по нашему мнению необходимо внести и ФЗ «О полиции», в частности в отечественном законодательстве вообще отсутствует четкое определение психического принуждения. Зачастую именно психическое принуждение применяют сотрудники государственных органов в сфере осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Кроме этого именно вопрос о применении психического принуждения вообще не урегулирован в отечественном законодательстве. В частности по нашему мнению весьма удачно звучит формулировка, используемая в законодательстве Литвы, характеризующая психическое принуждение. Так под психическим принуждением понимают – предупреждение о намерении применения особой силы, огнестрельного оружия или взрывчатых веществ (данная позиция отчасти сходна с положениями главы 5 ФЗ «О полиции»). Под особой силой в данном случае понимается физическая сила любого характера. Данная формулировка по нашему мнению весьма удачна и может быть использована при совершенствовании отечественного законодательства.
Однако в отличие от ряда положительных черт Литовского законодательства, есть в нем и ряд по нашему мнению позиций нуждающихся в совершенствовании. В частности весьма «скупо» расписана цель мер защиты от преступного воздействия (защита жизни, здоровья, имущества лиц, участников уголовного судопроизводства, а также обеспечение исчерпывающего и беспристрастного расследования обстоятельств уголовного дела). При этом в формулировке целей нет указания на судебное разбирательство, что по нашему мнению является, безусловно, пробелом. Однако данный пробел существенно не влияет на общую конструкцию Литовского законодательства в области обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства.
Отдельно стоит затронуть вопрос о перечне лиц подлежащих государственной защите. Так в соответствии со ст. 4 Закона Литовской Республики о защите участников уголовного процесса и оперативной деятельности, должностных лиц институций правосудия и правоохраны от преступного воздействия определяет основные меры защиты от преступного влияния, основания и порядок их назначения меры защиты от преступного воздействия могут быть применены:
- к лицам, участвующим в уголовном процессе: свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам и защитникам (представителям), законным представителям, подозреваемым, обвиняемым, осужденным, оправданным, к лицам, в отношении которых дело (досудебное расследование) прекращено;
- к должностным лицам институций правосудия и правоохраны: судьям, прокурорам, сотрудникам досудебного расследования, организующим и осуществляющим мероприятия по защите должностных лиц от преступного воздействия;
- к скрытым участникам оперативной деятельности;
- к родителям (приемным родителям), детям (приемным детям), братьям, сестрам, дедам, внукам, супругам и сожителям лиц, указанных выше.
В отечественном законодательстве список лиц подлежащих государственной защите выглядит несколько иначе, однако это связано прежде с особенностями Российского уголовного судопроизводства.
В заключении хотелось бы отметить, что ряд позиций рассмотренных выше в законодательстве Литовской республики, безусловно, заслуживают внимания отечественных юристов и по нашему мнению могут быть внедрены ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, что в целом положительно скажется на уголовном судопроизводстве России.
Количество просмотров публикации: Please wait