Современные тенденции развития мировых экономических отношений свидетельствуют о всё более возрастающей роли человеческого капитала. Именно этот фактор в ближайшем будущем будет во многом определять эффективность функционирования как отдельно взятого хозяйствующего субъекта, так и государства в целом. В частности, как было отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности [1]. В этой связи становится очевидно, что необходимо пересмотреть подходы к подготовке кадров для профессиональной деятельности, так как нынешняя ситуация на рынке труда характеризуется:
- невостребованностью большого числа специалистов с высшим профессиональным образованием и нехваткой – со средним и начальным профессиональным;
- несоответствием содержания подготовки квалифицированных кадров требованиям современного производства;
- недостаточностью практического опыта персонала и др. [2, с.11].
Подобная ситуация, безусловно, негативно влияет на возможность дальнейшего активного развития экономики. В этой связи необходимо кардинально пересмотреть принципы обучения с целью достижения большей эффективности всей образовательной системы.
Полагаем, что целями реформирования существующей системы подготовки кадров должны стать практическая направленность обучения и более тесное взаимодействие работодателей и учебных заведений.
Данная проблема вызывает озабоченность как на уровне органов государственной власти, так и в среде ученых-исследователей. Так, согласно положениям федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61, предполагается проведение ряда мероприятий по разработке и внедрению программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации, в результате которых будет осуществлено:
- достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;
- обеспечение разработки региональной программы при участии объединений работодателей;
- разработка, апробация и введение в действие новых программ профессионального образования;
- создание условий для дальнейшей занятости работников сферы профессионального образования, высвобождающихся в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации;
- и др. [3].
В свою очередь ученые-исследователи обращают внимание на необходимость согласования потребностей производства и возможностей образования в подготовке квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства [4, с.12]. При этом в качестве компонентов выделяются следующие:
- прогнозирование спроса на специалистов различных уровней подготовки и квалификации;
- определение требований работодателей к подготовке персонала через разработку и аккредитацию образовательных программ;
- участие работодателей в процессе подготовки кадров через совместную реализацию научно-исследовательских проектов, систему стажировок и производственных практик;
- содействие трудоустройству выпускников.
В настоящее время учебные программы строятся на основе компетентностного подхода, однако одна данная мера не может быть признана достаточной. Помимо обучения слушателей теоретическим аспектам какого-либо предмета, необходимо дать им возможность реализовать. В настоящее время это может быть осуществлено в рамках так называемых практик, однако в современных условиях это не приносит должного результата. Представляется целесообразным построить образовательный процесс таким образом, чтобы реализация теоретических знаний на практике осуществлялась на постоянной основе, например, посредством закрепления за студентом куратора-практика, с которым он будет работать на протяжении всего процесса получения образования. В этой связи интересным представляется опыт зарубежных стран, который мог бы быть использован при модернизации существующей образовательной системы [5, с.12-16].
По нашему мнению, для построения действительно эффективной системы образования, позволяющей готовить конкурентоспособные кадры, следует, во-первых, ориентировать ее на нужды бизнеса и производства, а во-вторых, придать ей большую практическую направленность. В этом случае ее результативность достигнет желаемых показателей.
Библиографический список
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года// СПС «Консультант Плюс»//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/?frame=1
- Новопашина В.Л., Сорокина Н.В., Удалова И.Б. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда (анализ зарубежного и отечественного опыта) // Труд и социальные отношения. 2011. №7. C. 11-19
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы//Официальный сайт Министерства образования и науки РФ// http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2010
- Новопашина В.Л., Сорокина Н.В., Удалова И.Б. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда (анализ зарубежного и отечественного опыта) // Труд и социальные отношения. 2011. №7. C. 11-19
- Новопашина В.Л., Сорокина Н.В., Удалова И.Б. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда (анализ зарубежного и отечественного опыта) // Труд и социальные отношения. 2011. №7. C. 11-19
Количество просмотров публикации: Please wait