Человек всегда является частью какой-либо группы, и без сомнения можно утверждать, что в каждой группе имеется личность, которая берет на себя функцию принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть лидер. Изучение лидерства является междисциплинарной областью знания, этим вопрос занимаются такие науки как социология, философия, история, политология и, конечно, психология. В 1978 М. Г. Ярошевский выделил отдельную область психологии под названием «лидерология».
Лидер (от англ. leader — ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [7].
История вопроса лидерства начинается с Платона, в произведении государство он дает первую типологию лидерства, а именно:
1) философ – государственный деятель, управляющий республикой на основе разума и справедливости
2) военачальник, защищающий государство и подчиняющий других людей своей воле
3) деловой человек, обеспечивающий удовлетворение материальных потребностей.
В настоящее время изучение лидерской позиции производится, в основном, с точки зрения политики. Как пишет Д.В.Ольшанский [8], если для политической науки в целом главной проблемой является власть, то для политической психологии — конкретное выражение этой власти в том самом «человеческом факторе» политики, который она изучает. В русле политической психологии исследователи обращаются к изучению таких феноменов как особенности создания образа политика, особенности восприятия политика, имидж политика.
Если обратится к психологии малых групп, то здесь изучаются следующие аспекты лидерства:
Личностная детерминация лидерства:
Здесь стоит обратить внимание на, так называемые, «имплицитные теории» лидерства, обратились Е. Холландер и Д. Джулиан (1969), они утверждали, что люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (например, интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере. Позднее Р. Лордом с сотрудниками (1991) было показано, что люди для оценки лидерского потенциала незнакомцев, формируют некие обобщенные представления о лидерстве, которые назвали «прототипы лидерства». Эти прототипы лидерства делятся на иерархических три уровня:
- Высший уровень это наиболее обобщенные категории (лидер в сравнении с нелидером).
- Средний уровень это более дифференцированные категории в зависимости от сфер деятельности лидеров (лидеры в спорте, сфере бизнеса, в вооруженных силах и т.д.).
- Низший уровень это разделение конкретной предметной области (дифференциация военных лидеров по званию) [8].
Связь уровня социального интеллекта и феномена лидерства:
По мнению Б. Баса (1985), социальный интеллект занимает важное место в способностях построения взаимоотношений и воодушевления последователей лидера [13].
Дж. Гилберт, изучал влияние социальной перцепции и поведенческой гибкости в структуре социального интеллекта на возникновение лидерства и его эффективность [3].
С. Заккаро (2001) выявил, что высокий уровень социального интеллекта у руководителей, дает им возможность к более точному восприятию требований организационных ситуаций и более адекватно реагируют на них [14].
Р. Риджиос с соавторами (2002) полагают, что эмоциональный и социальный интеллект отличают эффективных лидеров и позволяют им действовать успешно в любой ситуации [15].
Связь уровня эмоционального интеллекта и феномена лидерства: Д. Гоулмен(1998), проводил исследование влияния уровня эмоционального интеллекта на эффективность руководства. Он сделал вывод о том, что в управленческой деятельности вклад эмоционального интеллекта вдвое превосходит вклад таких факторов, как технические умения и IQ. Д. Гоулмен с соавторами (2007) вводят понятие резонансного лидерства – это лидерство на основе настройки лидера и его аудитории на одну эмоциональную волну. В его основе лежит эмоциональный интеллект, активность сознания, оптимизм и эмпатия. На основе своих исследований ученые выделяют стили лидерства, четыре из которых способствуют эмоциональному резонансу, а остальные вызывают диссонанс, если используются без учета ситуации. (Идеалистический стиль, Обучающий, Товарищеский, Демократический, Амбициозный, Авторитарный) [5].
Д. Джордж (2000) также занималась проблемой взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью лидерства. С помощью теоритического анализа возможных связей эмоционального интеллекта с деятельностью эффективных руководителей, выделила элементы, характеризующих содержательную сторону поведения руководителей, на которые, по ее мнению, влияет эмоциональный интеллект [2]. А именно:
1)Развитие коллективного осознания целей и задач, а также представлений о путях их достижения.
2) Содействие пониманию персоналом важности выполняемых рабочих заданий.
3) Возбуждение и поддержание в организации как духа увлеченности, энтузиазма, уверенности и оптимизма, так и отношений сотрудничества и доверия
4) Проявление гибкости в принятии решений и адаптации к организационным изменениям.
5) Установление и сохранение осмысленной организационной идентичности.
С. Волфом с соавторами (Wolffetal., 2002) изучали роль эмоционального интеллекта в неформальном лидерстве в малых группах. Была показана связь эмоционального интеллекта и лидерства, но она была не прямой, а опосредованной промежуточными когнитивными процессами, которые, в свою очередь, влияют на действия по координации индивидуальных усилий в решении групповой задачи [14].
Дж. Келлетт с сотрудниками, в рамках изучения организационного поведенияпоказали, что и эмоциональный интеллект, в части таких компетенций как эмпатия и когнитивные способности влияет на особенности восприятия лидерства в малых группах [2].
Социально-когнитивный аспект:
А. Тэпгфел, Дж. Тернер, М. Хогг изучали связь самокатегоризации и лидерства. Самокатегоризация это процесс социальной категоризации людьми себя с точки зрения ингрупповых и аутгрупповых прототипов, т. е. выяснение своего соответствия типичным представлениям о том, какими должны быть члены своей и чужой группы. Различия в воспринимаемой прототипичности могут явиться источником внутригрупповой статусной дифференциации. Индивиды с высоким уровнем прототипичности производят впечатление имеющих значительное влияние на остальных членов группы [5].
В настоящее время остается большой пробел в изучении лидерства с позиции представления о его внешнем облике, и этот вопрос требует дальнейшего исследования, ведь, как известно, человек в процессе общения воспринимает большую часть информации через невербальный канал связи.
В области изучения внешней составляющей лидерства, внимание большинства исследователей привлечено к невербальному поведению и имиджу политиков. Например, проводились исследования эмоциональных проявлений политических лидеров(Bucy, 2000, Bucy and Bradley, 2004, Bucy and Newhagen, 1999, Masters and Sullivan, 1989Sullivan and Masters, 1988). Также в исследование мимических проявлений лидеров с были получены следующие результаты: пониженные брови и неулыбчивый рот были восприняты как признаки доминирования(Keating и др., 1977 и Keating и др., 1981), улыбка, во время произнесения речи была воспринята как обаятельность(Awamleh&Gardner, 1999) [16].
Melvyn R.W. Hamstra провел исследование связи роста человека и восприятием его как харизматичного лидера. Результаты показали, что высокий рост лидеров-мужчин положительно коррелирует с восприятием харизмы, у лидеров женщин эта связь не значительна.
F. F. Chen, Y. Jing, J. M. Lee [15] провели исследование, в которых участники выявляли черты личности политических кандидатов, оценивая их внешний облик, и в частности лицо.
Таким образом, мы видим, что внимание авторов в изучении вопросов лидерства направлено в основном на изучение личностных свойств лидеров, в зарубежной литературе существует немногочисленное число исследований связанных с изучением внешней составляющей лидерства.
Однако все эти теории не дают ответа на главный вопрос: «лидерами рождаются» или «лидерами становятся». Однако в некоторых исследования акцент делается на «харизму», однако и этих исследований крайне мало и они носят фрагментарный характер и чаще исследуют роль харизмы на оценку (в том числе на оценку лидерских качеств) [18], но данный пробел в эмпирических исследованиях довольно легко объяснить отсутствием инструментария для изучения данного феномена, учитывая, что в целом феномен «харизмы» не на столько хорошо изучен, что отмечено в ряде работ [6, 9, 12, 14, 17]. Другими, близкими понятием к харизма, являются категории обаяния и аттракции. Обаяние, являясь специфической характеристикой одной личности, способствует усилению ее коммуникативного воздействия на другую личность [1]. В свою очередь А.В. Петровский [10], отмечает, что аттракция субъекта для другого человека в условиях межличностного восприятия, трактуется в психологии как характеристика личности субъекта. Но в тоже время, аттракция не может рассматриваться как характеристика психики из-за того, что человек оценивается как привлекательный для других; осознанно или неосознанно. В тот момент, когда складывается специфическое эмоциональное отношение к другому, как к привлекательному человеку, формируется соответствующая социальная установка. Кроме того некоторые авторы отмечают необходимость изучения нравственного идеала. Так, в своей работе М.И. Воловикова [4] рассматривает понятие нравственного идеала и отмечается, что этика изучает общие законы функционирования нравственного идеала в общественном сознании, в тоже время, в контексте психологической науки понятие идеала связано с выявлением представлений о нравственном идеале на уровне индивида и социума, с фиксацией личностных впечатлений о нравственных поступках, отвечающих идеалу, со значением и местом в социально-психологических процессов, примеров и образцов подлинно нравственных людей. Таким образом, нравственный идеал передается от поколения к поколению через традиции, благодаря памяти о конкретных людях и живых образах нравственных личностей, в той или иной степени воплотивших этот идеал.
Таким образом, как мы уже отмечали ранее [11] категорию лидерства необходимо изучать как совокупность личностных характеристик лидера, его внешнего облика (имиджа, экспрессии), особенностей его поведения (соответствие нравственным нормам) и, в тоже время, учитывать наличие или отсутствие таких параметров как обаяние, харизма, аттрактивность ит.д. И мы видим необходимость изучать лидера как совокупность личностных и ситуативных характеристик.
Библиографический список
- Агеичева О. Оценка обаяния телеведущего телезрителями с разными личностными качествами: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. О.Агеичева. М., 2007. 39 с.
- Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
- Бзезян А. Особенности представлений русских предпринимателей о партнёрах по малому бизнесу, принадлежащих к «своей» и «чужой» этнической группе // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9. № 3. С. 10-14.
- Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. 2004. № 5. С. 16-23.
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М.Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318с.
- Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Москва, 1989.
- Лидер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
- Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
- Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей//Вопросы психологии. – 1982. — №5. С. 139-141.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 15-26.
- Погонцева Д.В., Солимчук А.В. Внешний облик лидера в современных исследованиях // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс].URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32330 (дата обращения: 07.04.2014).
- Погонцева Д.В., Узлова Д.Д. Категоризация мужчин как успешных и красивых // GESJ:Education Sciences and Psychology . 2013. No.2(24) , pp. 35-38
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. 1983.
- Шипитько О.Ю. Роль оптимизма и активности в профессиональной самореализации менеджеров по продажам // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9. № 1. С. 67-69.
- Chen F.F., Jing Y., Lee J.M. The looks of a leader: Competent and trustworthy, but not dominant // Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 51, 2014, p.27–33
- Little A. C., BurrissR. P., Jones B. C., Roberts S. Facial appearance affects voting decisions //Evolution and Human Behavior, Vol. 28, №1, 2007, P. 18-27.
- Rule N. O., Ishii K., Ambady N. Cross-cultural impressions of leaders’ faces: Consensus and predictive validity // International Journal of Intercultural Relations. Vol.35, Iss. 6, .2011, p.833–841
- Sy T., Choi J. N., Johnson S. K. Reciprocal interactions between group perceptions of leader charisma and group mood through mood contagion // The Leadership Quarterly Vol. 24, Is. 4, 2013, P. 463–476
- Trichas S., Schyns B.The face of leadership: Perceiving leaders from facial expression // The Leadership Quarterly. Vol. 23, № 3, 2012, р. 545–566.
Количество просмотров публикации: Please wait