ЛИДЕР – КАК СОВОКУПНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ И СИТУАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Погонцева Д.В.1, Солимчук А.В.1
1Южный федеральный университет

Аннотация
В статье приводится теоретический анализ проблемы лидерства в современной зарубежной и российской психологии. Делается вывод о феноменологии лидерства как совокупности личностных и ситуативных характеристик.

Ключевые слова: лидер, лидерство, личность, харизма


LEADER - AS PERSONAL AND SITUATIONAL CHARACTERISTICS

Pogontseva D.V.1, Solimchuk A.V.1
1Southern federal University

Abstract
The article provides theoretical analysis of the problem of leadership in the modern Russian and foreign psychology. Concludes phenomenology of leadership as a set of personal and situational characteristics.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Погонцева Д.В., Солимчук А.В. Лидер – как совокупность личностных и ситуативных характеристик // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/04/6477 (дата обращения: 22.02.2024).

Человек всегда является частью какой-либо группы, и без сомнения можно утверждать, что в каждой группе имеется личность, которая берет на себя функцию принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть лидер. Изучение лидерства является междисциплинарной областью знания, этим вопрос занимаются такие науки как социология, философия, история, политология и, конечно, психология. В 1978 М. Г. Ярошевский выделил отдельную область психологии под названием «лидерология».

Лидер (от англ. leader — ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [7].

История вопроса лидерства начинается с Платона, в произведении государство он дает первую типологию лидерства, а именно:

1) философ – государственный деятель, управляющий республикой на основе разума и справедливости

2) военачальник, защищающий государство и подчиняющий других людей своей воле

3) деловой человек, обеспечивающий удовлетворение материальных потребностей.

В настоящее время изучение лидерской позиции производится, в основном, с точки зрения политики. Как пишет Д.В.Ольшанский [8], если для политической науки в целом главной проблемой является власть, то для политической психологии — конкретное выражение этой власти в том самом «человеческом факторе» политики, который она изучает. В русле политической психологии исследователи обращаются к изучению таких феноменов как особенности создания образа политика, особенности восприятия политика, имидж политика.

Если обратится к психологии малых групп, то здесь изучаются следующие аспекты лидерства:

Личностная детерминация лидерства:

Здесь стоит обратить внимание на, так называемые, «имплицитные теории» лидерства, обратились Е. Холландер и Д. Джулиан (1969), они утверждали, что люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (например, интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере. Позднее Р. Лордом с сотрудниками (1991) было показано, что люди для оценки лидерского потенциала незнакомцев, формируют некие обобщенные представления о лидерстве, которые назвали «прототипы лидерства». Эти прототипы лидерства делятся на иерархических три уровня:

  • Высший уровень это наиболее обобщенные категории (лидер в сравнении с нелидером).
  • Средний уровень это более дифференцированные категории в зависимости от сфер деятельности лидеров (лидеры в спорте, сфере бизнеса, в вооруженных силах и т.д.).
  • Низший уровень это разделение конкретной предметной области (дифференциация военных лидеров по званию) [8].

Связь уровня социального интеллекта и феномена лидерства:

По мнению Б. Баса (1985), социальный интеллект занимает важное место в способностях построения взаимоотношений и воодушевления последователей  лидера [13].

Дж. Гилберт, изучал влияние социальной перцепции и поведенческой гибкости в структуре социального интеллекта на возникновение лидерства и его эффективность [3].

С. Заккаро (2001) выявил, что высокий уровень социального интеллекта у руководителей, дает им возможность к более точному восприятию требований организационных ситуаций и более адекватно реагируют на них [14].

Р. Риджиос с соавторами (2002) полагают, что эмоциональный и социальный интеллект отличают эффективных лидеров и позволяют им действовать успешно в любой ситуации [15].

Связь уровня эмоционального интеллекта и феномена лидерства: Д. Гоулмен(1998), проводил исследование влияния уровня эмоционального интеллекта на эффективность руководства. Он сделал вывод о том, что в управленческой деятельности вклад эмоционального интеллекта вдвое превосходит вклад таких факторов, как технические умения и IQ. Д. Гоулмен с соавторами (2007) вводят понятие резонансного лидерства – это лидерство на основе настройки лидера и его аудитории на одну эмоциональную волну. В его основе лежит эмоциональный интеллект, активность сознания, оптимизм и эмпатия. На основе своих исследований ученые выделяют стили лидерства, четыре из которых способствуют эмоциональному резонансу, а остальные вызывают диссонанс, если используются без учета ситуации. (Идеалистический стиль, Обучающий, Товарищеский, Демократический, Амбициозный, Авторитарный) [5].

Д. Джордж (2000) также занималась проблемой взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью лидерства. С помощью теоритического анализа возможных связей эмоционального интеллекта с деятельностью эффективных руководителей, выделила элементы, характеризующих содержательную сторону поведения руководителей, на которые, по ее мнению, влияет эмоциональный интеллект [2]. А именно:

1)Развитие коллективного осознания целей и задач, а также представлений о путях их достижения.

2)  Содействие пониманию персоналом важности выполняемых рабочих заданий.

3) Возбуждение и поддержание в организации как духа увлеченности, энтузиазма, уверенности и оптимизма, так и отношений сотрудничества и доверия

4) Проявление гибкости в принятии решений и адаптации к организационным изменениям.

5) Установление и сохранение осмысленной организационной идентичности.

С. Волфом с соавторами (Wolffetal., 2002) изучали роль эмоционального интеллекта в неформальном лидерстве в малых группах. Была показана связь эмоционального интеллекта и лидерства, но она была не прямой, а опосредованной промежуточными когнитивными процессами, которые, в свою очередь, влияют на действия по координации индивидуальных усилий в решении групповой задачи [14].

Дж. Келлетт с сотрудниками, в рамках изучения организационного поведенияпоказали, что и эмоциональный интеллект, в части таких компетенций как эмпатия и когнитивные способности влияет на особенности восприятия лидерства в малых группах [2].

Социально-когнитивный аспект:

А. Тэпгфел, Дж. Тернер,  М. Хогг изучали связь самокатегоризации и лидерства. Самокатегоризация это процесс социаль­ной категоризации людьми себя с точки зрения ингрупповых и аутгрупповых прототипов, т. е. выяснение своего соответст­вия типичным представлениям о том, какими должны быть члены своей и чужой группы. Различия в воспринимаемой прототипичности могут явиться источником внутригрупповой статусной дифференциации. Индивиды с высоким уровнем прототипичности производят впечатление имеющих значительное влияние на остальных членов группы [5].

В настоящее время остается большой пробел в изучении  лидерства с позиции представления о его внешнем облике, и этот вопрос требует дальнейшего исследования, ведь, как известно, человек в процессе общения воспринимает большую часть информации через невербальный канал связи.

В области изучения внешней составляющей лидерства, внимание большинства исследователей привлечено к невербальному поведению и имиджу политиков. Например, проводились исследования эмоциональных проявлений политических лидеров(Bucy, 2000, Bucy and Bradley, 2004, Bucy   and Newhagen, 1999, Masters and Sullivan, 1989Sullivan and Masters, 1988). Также в исследование мимических проявлений лидеров с  были получены следующие результаты: пониженные брови и неулыбчивый рот были восприняты как признаки доминирования(Keating и др., 1977 и Keating и др., 1981), улыбка, во время произнесения речи была воспринята как обаятельность(Awamleh&Gardner, 1999) [16].

Melvyn R.W. Hamstra провел исследование связи роста человека и восприятием его как харизматичного лидера. Результаты показали, что высокий рост лидеров-мужчин положительно коррелирует с восприятием харизмы, у лидеров женщин эта связь не значительна.

F. F. Chen, Y. Jing, J. M. Lee [15] провели исследование, в которых участники выявляли  черты личности политических кандидатов, оценивая их внешний облик, и в частности лицо.

Таким образом, мы видим, что внимание авторов в изучении вопросов лидерства направлено в основном на изучение личностных свойств лидеров, в зарубежной литературе существует немногочисленное число исследований связанных с изучением внешней составляющей лидерства.

Однако все эти теории не дают ответа на главный вопрос: «лидерами рождаются» или «лидерами становятся».  Однако в некоторых исследования акцент делается на «харизму», однако и этих исследований крайне мало и они носят фрагментарный характер и чаще исследуют роль харизмы на оценку (в том числе на оценку лидерских качеств) [18], но данный пробел в эмпирических исследованиях довольно легко объяснить отсутствием инструментария для изучения данного феномена, учитывая, что в целом феномен «харизмы» не на столько хорошо изучен, что отмечено в ряде работ [6, 9, 12, 14, 17]. Другими, близкими понятием к харизма, являются  категории обаяния и аттракции. Обаяние, являясь специфической характеристикой одной личности, способствует усилению ее коммуникативного воздействия на другую личность [1]. В свою очередь А.В. Петровский [10], отмечает, что аттракция субъекта для другого человека в условиях межличностного восприятия, трактуется в психологии как характеристика личности субъекта. Но в тоже время, аттракция не может рассматриваться как характеристика психики из-за того, что человек оценивается как привлекательный для других; осознанно или неосознанно. В тот момент, когда складывается специфическое эмоциональное отношение к другому, как к привлекательному человеку, формируется соответствующая социальная установка. Кроме того некоторые авторы отмечают необходимость изучения нравственного идеала. Так, в своей работе М.И. Воловикова [4] рассматривает понятие нравственного идеала и отмечается, что этика изучает общие законы функционирования нравственного идеала в общественном сознании, в тоже время, в контексте психологической науки понятие идеала связано с выявлением представлений о нравственном идеале на уровне индивида и социума, с фиксацией личностных впечатлений о нравственных поступках, отвечающих идеалу, со значением и местом в социально-психологических процессов, примеров и образцов подлинно нравственных людей. Таким образом, нравственный идеал передается от поколения к поколению через традиции, благодаря памяти о конкретных людях и живых образах нравственных личностей, в той или иной степени воплотивших этот идеал.

Таким образом, как мы уже отмечали ранее [11] категорию лидерства необходимо изучать как совокупность личностных характеристик лидера, его внешнего облика (имиджа, экспрессии), особенностей его поведения (соответствие нравственным нормам) и, в тоже время, учитывать наличие или отсутствие таких параметров как обаяние, харизма, аттрактивность ит.д. И мы видим необходимость изучать лидера как совокупность личностных и ситуативных характеристик.


Библиографический список
  1. Агеичева О. Оценка обаяния телеведущего телезрителями с разными личностными качествами: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. О.Агеичева. М., 2007. 39 с.
  2. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
  3. Бзезян А. Особенности представлений русских предпринимателей о партнёрах по малому бизнесу, принадлежащих к «своей» и «чужой» этнической группе // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9. № 3. С. 10-14.
  4. Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. 2004. № 5. С. 16-23.
  5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М.Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318с.
  6. Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Москва, 1989.
  7. Лидер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  8. Ольшанский Д.В.  Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  9. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей//Вопросы психологии. – 1982. — №5. С. 139-141.
  10. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности  // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 15-26.
  11. Погонцева Д.В., Солимчук А.В. Внешний облик лидера в современных исследованиях // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс].URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32330 (дата обращения: 07.04.2014).
  12. Погонцева Д.В., Узлова Д.Д. Категоризация мужчин как успешных и красивых // GESJ:Education Sciences and Psychology . 2013. No.2(24) , pp. 35-38
  13. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. 1983.
  14. Шипитько О.Ю. Роль оптимизма и активности в профессиональной самореализации менеджеров по продажам // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9. № 1. С. 67-69.
  15. Chen F.F., Jing Y., Lee J.M. The looks of a leader: Competent and trustworthy, but not dominant // Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 51, 2014, p.27–33
  16. Little A. C., BurrissR. P., Jones B. C., Roberts S. Facial appearance affects voting decisions //Evolution and Human Behavior, Vol. 28, №1, 2007, P. 18-27.
  17. Rule N. O., Ishii K., Ambady N. Cross-cultural impressions of leaders’ faces: Consensus and predictive validity // International Journal of Intercultural Relations. Vol.35, Iss. 6, .2011, p.833–841
  18. Sy T., Choi J. N., Johnson S. K. Reciprocal interactions between group perceptions of leader charisma and group mood through mood contagion // The Leadership Quarterly Vol. 24, Is. 4, 2013, P. 463–476
  19. Trichas S., Schyns B.The face of leadership: Perceiving leaders from facial expression //  The Leadership Quarterly. Vol. 23, № 3, 2012, р. 545–566.


Все статьи автора «svekolet13»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: