Деловая игра (ДИ) – это средство имитации рабочего процесса, имитационного моделирования условий и процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения, решения поставленных и возникших проблем. Цель проведения ДИ – закрепить теоретический материал, дать практику принятия решений в условиях, приближенных к реальным. Обязательные признаки деловой игры: наличие общих целей и проблем всего игрового коллектива, связанных с управлением социально-экономической системой; различные роли, вытекающие интересы и конфликты; неопределенность в обстановке, фактор времени, реального или условного, учет вероятностного характера многих факторов, присутствие имитационной игровой модели рассматриваемого процесса; изменения и зависимость обстановки от решений участников игры, то есть наличие «цепочки решений» и альтернативности решений игроков; система мотивации участников, дающая оценку вклада участника игры в достижение цели, общего результата деятельности коллектива, системы оценки результатов игры [2, 3, 5].
Для достоверности эффективности использования активных и интерактивных методов в обучении студентов лесного направления по дисциплине «Таксация леса», ниже рассмотрим тему практического занятия: Приобретение права пользования арендуемым участком лесного фонда. Цель ДИ: подбор оптимального сочетания участков арендуемого лесосечного фонда.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
анализ таксационных показателей аукционных лотов;
построение зависимости суммарной платы от шага аукциона;
определение суммарного выхода деловой древесины.
Порядок проведения занятия:
Характеристика игровой модели
Введение в игру: этот этап помогает игрокам понять цель и характеристику игры, и основные правила.
В настоящее время для заготовки древесины необходимо приобретение права пользования лесным участком в аренду. Для того чтобы стать арендатором, необходимо выиграть конкурс-аукцион. Узнать о его проведении можно из Internet или печатных СМИ. Чтобы принять участие, необходимо направить организатору заявку на участие, содержащую сведения о заявителе, с приложением к ней документов, подтверждающих внесение задатка. В документах также должны быть указаны местоположение лесного участка и предполагаемые размеры, объемы и виды лесопользования (цели), а также вид права аренды, без ведения или с ведением лесного хозяйства. На основании выше указанных документов организатор регистрирует заявителя в качестве участника. Предложения о ставке заявляются участниками открыто в ходе проведения конкурса. Размер ставки арендной платы, установленный по результатам конкурса, не может быть меньше начальной ставки. Конкурс выигрывает тот, кто предложил наиболее высокую ставку арендной платы, а в случае равенства предложений по размеру ставки, при закрытой форме подачи предложений – выигрывает участник, подавший заявку раньше других [6, 7, 8].
Разделение на группы: оптимальный размер группы – 4-6 человек. Желательно, чтобы игроки группы были равны по интеллектуальному развитию, социальному статусу, а также психологически совместимы [1].
Наличие и специфика необходимого демонстрационного материала: для проведения данной деловой игры необходимо следующее техническое оснащение:
Проектор
Экран
Ноутбук
Персональные компьютеры, подключенные к сети Internet
Протоколы работы групп и ведения аукциона.
Изучение ситуации: для изучения участники групп получают необходимую информацию от ведущего игры, а также обеспечиваются добавочной информацией.
Предоставляемая информация:
1) название сайта о проведении аукциона: http://www.sakha.gov.ru – официальный информационный портал РС(Я);
2) на портале последовательно переходим по следующим вкладкам: исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) /Комитеты, департаменты и управления / Департамент по лесным отношениям / Деятельность / Лесные аукционы / Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Обсуждение ситуации игры: в процессе данного этапа основная задача ведущего игры – регулировать и управлять работой групп, помогая отстающим участникам, консультируя возникающим у них в процессе обсуждения вопросов. Значительным моментом является фактор времени, необходимо чтобы в каждой группе был ответственный за хронометраж. Расчетное время обсуждения – 25-30 мин. [4].
В процессе обсуждений выявляется лидер и разрабатывается групповая структура:
- назначается «директор» предприятия;
- назначаются заместители, бухгалтер, и.т.п.
Игровой процесс (анализ задач, ситуации, прием решения, оформление): после изучения поставленных задач и ситуации начинается процесс игры, заключающийся в вырабатывании возможных совокупностей вариантов приобретаемых лотов.
Таблица 1 – Фрагмент карточки аукционных лотов
Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) |
|||||||||
проводит аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных нужд или муниципальных нужд |
|||||||||
Форма торгов: устный аукцион | |||||||||
Предмет аукциона: право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных нужд или муниципальных нужд | |||||||||
Адрес: 677027, г.Якутск, ул. Орджоникидзе 44/1, каб.4 | |||||||||
Контактный телефон: 8-4112-428419 | |||||||||
Факс: 8-4112-428414 | |||||||||
Адрес электронной почты: les.arenda@mail.ru | |||||||||
Дата аукциона: “17″ февраля 2014года | |||||||||
Дата начала подачи заявок на участие в аукцион: “30″ января 2014 года | |||||||||
Срок окончания приема заявок: “13″ февраля 2014 года | |||||||||
Характеристика выставляемых на аукцион лесных насаждений: | |||||||||
№ лота |
Лесничество |
№ квартала |
№ делянки |
Участковое лесничество |
Состав насаждения |
Площадь (га) |
Объем древесины, подлежащей заготовке, м3 |
Начальная цена, руб. |
|
всего |
в т.ч. деловой |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
571 |
Мегино-Кангаласское |
19,выд.17 |
1 |
Бестяхское |
10С |
5,3 |
214 |
201 |
16465 |
370 |
Горное |
939,выд.4 |
1 |
Бердигестяхское |
10Л |
0,8 |
56 |
32 |
1226 |
692 |
Нюрбинское |
148,выд.59 |
43 |
Нюрбинское |
10Л |
2 |
100 |
73 |
5141 |
700 |
Мегино-Кангаласское |
162,выд.24 |
1 |
Тюнгюлюнское |
10Л |
2,4 |
90 |
70 |
4463 |
715 |
Олекминское |
24 |
30 |
Токкинское |
10С |
3,9 |
702 |
507 |
43622 |
738 |
Усть-Майское |
1332, выд.4 |
1 |
Усть-Майское |
10Л |
1,2 |
104 |
90 |
4156 |
744 |
Нюрбинское |
148, выд.103 |
56 |
Нюрбинское |
10Л |
1,2 |
70 |
51 |
3606 |
745 |
Нюрбинское |
74, выд.24 |
62 |
Мархинское |
10Л |
1,8 |
100 |
72 |
4831 |
1. Вначале необходимо выбрать оптимальные варианты совокупности лотов, для чего определить лоты с максимальным удельным весом деловой древесины. Для этого находим процентное содержание деловой древесины (колонка 9, далее номера колонок приведены в скобках без слова «колонка») от объема древесины подлежащего заготовке (10):
2. Определяем лоты с коммерчески более ценными преобладающими породами. Принимаем следующий порядок убывания коммерческой ценности древесных пород: лиственница, сосна, ель, береза, осина.
3. Формируем последовательность лотов в порядке убывания процентного содержания деловой древесины и коммерчески ценных пород.
4. Исходя из ограниченного бюджета денежных средств участвуем в аукционе, стремясь приобрести как можно больше выгодных лотов по меньшей стоимости.
Информация, отражающая деятельность участников, по надобности заносится в специальные протоколы, эти протоколы после ДИ обрабатываются и анализируются ведущим. Анализируются стратегии взаимодействий и эффективность производительности взаимодействия, количество выдвинутых решений, со сравнительной степени реалистичности решений и т.д.
Подведение итогов: этот этап представляет анализ деятельности групп и оценки принятых решений. Оценивается эффективность каждого участника коллектива. Группы сравнивают стратегии, наблюдают эффективность различных стратегий принятия решений.
Выбор оптимального варианта: после анализа работы групп важным является вынесение правильного, наиболее эффективного решения ситуации, сравнение его с приближенными к реальным обстоятельствам, обоснование принятия данного решения.
Пленарная дискуссия: целью является зафиксировать принятые решения, а также сосредоточение внимания игроков на прелиминарии, взаимодействия в решении ряда проблем [9].
Обсуждение проведения ДИ:
При прохождении деловой игры – «Приобретение права пользования арендуемым участком лесного фонда», студенты знакомятся со структурой лесного аукциона, учатся составлять документацию и работать в коллективе, что поможет им в их будущей профессиональной деятельности. ДИ по узким направлениям охватывают важнейшие виды деятельности специальности, развивают профессиональные умения и компетенции. На основе ДИ студенты учатся использовать теоретические знания в приближенных условиях ситуации, дискуссировать, узнают о новых технологиях в отрасли своей специальности.
В результате применения указанной ДИ достигаются следующие цели:
подбор наиболее выгодного участка арендуемого лесосечного фонда;
расчет максимально возможной арендной платы в структуре себестоимости затрат лесозаготовительного производства.
Достижение указанных целей сопряжено с формированием и совершенствованием следующих компетенций: владение культурой мышления, обобщение и восприятие анализа информации, постановка проблемы и решение задач, умение логически верно строить речь, умение кооперироваться и работать в коллективе, способность находить пути решения в нестандартных ситуациях и устранять недостатки.
Таким образом, согласно ФГОС ВПО нового поколения, целью обучения дисциплин специализации и профессионального цикла лесного направления в сельскохозяйственном вузе является достижение достаточного уровня для использования практических навыков в будущей профессиональной деятельности. Для реализации данной цели необходимо осуществлять модульный подход к обучению, переходить на активные методы обучения с использованием электронных ресурсов, совершенствовать контроль знаний, перестраивать самостоятельную работу студентов, а также развивать взаимосвязь и сотрудничество с преподавателями обеспечивающих кафедр. Все это позволит подготовить более качественного специалиста, способного вести профессиональную и научную деятельность в современной среде.
Библиографический список
- Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры – Рига: АВОТС, 1989 – 304 с.
- Образцов П.И. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения / П.И. Образцов, А.И. Ахулкова, О.Ф. Черниченко. – Орел, 2005. – 61 с.
- Активные методы обучения: рекомендации по разработкеи применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
- Зарукина Е.В. Деловые игры: методические рекомендации по разработке и оформлению / Е.В.Зарукина. – СПб: СПб ГИЭУ, 2011. – 17 с.
- Санникова Н.П. Роль деловых игр в создании компетентностно-ориентированной образовательной среды в социально-педагогическом колледже. Режим доступа: http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1081
- Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 г.] (в ред. федер. законов, с изм., внесенными Федер. законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/newwood/.
- Федеральное агентство лесного хозяйства. Постановление №324 от 28 мая 2007 г.««О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»» Электронный доступ: http://www.rosleshoz.gov.ru/docs/enactions/10
- Голден Т. Как купить или арендовать лес. Электронный доступ: http://realty-gold.livejournal.com/6591.html?thread=4543
- Березина С.В., Лисецкого К.С. Технология формирования социальных навыков. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. – 224 с.
Количество просмотров публикации: Please wait