ФЕНОМЕН МАССЫ: КУЛЬТУРНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ

Скрипкарь Мария Викторовна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
В статье рассматривается феномен массы в свете культурного и социального аспекта манипуляции сознанием. Раскрываются такие характеристики массы как однородность, стандартизированность и предсказуемость.

Ключевые слова: манипуляция сознанием, масса, массовая культура


THE PHENOMENON OF MASS CULTURAL AND SOCIAL ASPECTS OF MANIPULATION OF MASS CONSCIOUSNESS

Skripkar Maria Viсtorovna
Transbaikal State University

Abstract
The article discusses the phenomenon of mass in the light of the cultural and social aspect of consciousness manipulation. Revealed such features as mass uniformity, standardisierung and predictability.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Скрипкарь М.В. Феномен массы: культурный и социальный аспекты манипуляции массовым сознанием // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/04/6389 (дата обращения: 26.02.2024).

Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер, немецкие философы, представители франкфуртской школы являются одними из первых исследователей массы и массовой культуры. Именно они выявили такие ее характеристики как однородность, стандартизированность и предсказуемость. Массовая культура не может быть разнообразной, в силу того, что она призвана воздействовать на инстинкты, а не на разум.

С тех пор и по настоящее время представители политических, психологических, социологических, философский и других наук пытаются найти ответы на вопросы: каковы причины, побуждающие свободных индивидов становиться частью толпы? Если в составе массы человек утрачивает свою индивидуальность, способность к критической оценке, то не является ли вполне рациональным стремление избежать явной деградации?

Японский социолог Такада Ясума, исследуя феномен массы, выдвинул гипотезу о том, что манипуляции общественным сознанием всегда предшествует манипуляция сознанием отдельного индивида.

Анализируя развитие общества с помощью понятий ассоциации и диссоциации, сотрудничества и конфликта, интеграции и дезинтеграции, Ясума выдвинул теорию о «стремлении к общности» как основе интеграции.  За довольно короткий срок произошли существенные изменения социального, экономического, культурного и т.д. характера, к которым психологически обычный человек не был готов. С разрушением прежних отношений индивид почувствовал себя одиноким, потерявшим свое место в мире прогрессирующей науки и техники. Именно это, по мнению Ясума, побудило человека искать и устанавливать новые связи. Таким образом, масса представляет собой совокупность людей, спасающихся от одиночества и стремящихся обрести некий смысл своего существования, который помогает определить лидер.

Несмотря на то, что данная теория, не найдя своих сторонников, так и не была более подробно разработана, и поэтому вызывает сомнения в адекватности части своих положений, она объясняет гипотезу Лебона о склонности масс к подчинению и подверженности манипулятивному воздействию. Лебон, Фрейд, Московичи, Канетти и др. исследователи феномена массы рассматривают саму суть явления, однако не акцентируют внимание на мотивах, побуждающих индивида стремиться к включению в массу. Прежде чем манипулировать толпой, необходимо эту толпу собрать, что также достигается путем манипуляции сознанием, однако в ход идут уже другие механизмы. Согласно логике Ясума, чтобы создать толпу нужно воздействовать на чувство страха одиночества и отторжения индивида. Однако данный подход может быть уместен, если речь идет о массе как количественном и визуальном явлении. Если же под массой понимать явление качественное, в ход вступают совершенно иные механизмы ее формирования.

Теория массы получила свое развитие в трудах  Х…Ортега–и–Гассета. Для последнего масса – это качественное понятие: «средний человек». «В сущности, чтобы ощутить массу как психологическую реальность, не требуется людских скопищ. По одному–единственпому человеку можно определить, масса это или нет. Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью»[1].

Врожденная психическая функция подражания, инстинкт послушания, стремление к некоторому образцу, свойственные «человеку массы», отсутствие теоретического понимания социальной реальности и потребность в вере не позволяют  принимать разумные решения. В результате, предпосылка, что общественность имеет мнение, является ложной. Но без мнения, по утверждению Ортега–и–Гассета человеческое общество стало бы неким подобием хаоса.

Как и Ясума, Ортега–и–Гассет пытается найти ответ на вопрос: почему появился «человек массы». Основной причиной он называет скученность и переполненность современных городов. «Вырванные из родных мест, из своей почвы люди, собранные в нестабильные городские конгломераты, становились массой и с переходом от традиции к модернизму на рынок выбрасывается множество анонимных индивидов, социальных атомов, лишённых связи между собой»[2].

Представления Ортега–и–Гассета о «человеке массы» легли в основу теории Ж. Делеза и Ф. Гватари о «номадической» массе, представляющей небольшие контактные группы, и, в настоящее время, являются основой доктрины манипуляции сознанием.

Современные исследования манипуляции сознанием сводятся к изучению феноменов массы и массового человека, возможностям манипулятивного воздействия на них, особенностям и последствиям такого воздействия, а также к анализу манипулятивных технологий и методов, психологической защиты от манипуляции, мировоззренческого значения манипулятивного воздействия на человека.

Отмечая, что в настоящее время манипуляция сознанием является необходимым условием существования и развития общества [3],  исследователи (С.Г. Кара-Мурза, Е.Л. Доценко, Ю.А. Ермаков и др.) называют скрытый характер воздействия, сам факт которого не должен быть замечен объектом  манипуляции основным признаком последней, и утверждают, что манипуляция сознанием осуществляется  во всех сферах и на всех уровнях организации общества [4].

Например, согласно Э. Шострому, манипуляция сознанием – распространенное явление: практически любой человек – в той или иной степени и сфере жизни — «манипулятор». «Современный человек – это манипулятор, кем бы он ни был – продавцом автомобилей, уговаривающим нас совершить покупку… или мужем, скрывающим свою зарплату от жены… Манипуляторов – легион. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага» [5].

В отечественной науке проблема манипуляции сознанием масс как самостоятельная начала изучаться лишь с конца ХХ в., что отразилось в сравнительно небольшом количестве исследований данного феномена, по сравнению с западной наукой.

В фокусе внимания российских исследователей находятся такие проявления массового сознания, как общественное мнение, массовые настроения, действия масс. Специфическими для отечественной науки являются положения об иррациональности сознания масс, о повышенной внушаемости последнего, что дает возможность таргетированного внешнего воздействия, манипулирования сознанием масс.

Отечественный исследователь Ю.В. Ирхин, развивая взгляды Ортега–и–Гассета,  выделяет следующие типичные признаки индивида, ставшего частью массы:

1) индивид постепенно начинает терять свои уникальные индивидуальные особенности, действует под влиянием исходящих от массы импульсов;

2) мыслительный процесс замедляется, основополагающим мотивом действий становятся чувства, эмоции и инстинкты, которые опять таки, поступают индивиду из массы;

3) как следствие указанного, значительно снижаются интеллектуальные способности индивида, а также ценностный уровень;

4) исчезает чувство ответственности, в составе массы индивид способен на такие мышления и действия, которые он бы не совершил, находясь в ином состоянии.

Таким образом, в настоящий момент в науке существует единообразие теоретических рассуждений о феномене массы: чаще всего она расценивается как сугубо негативное явление, вызывающее деградацию личности. Большинство исследователей поддерживают позицию о повышенной внушаемости массы, рассматривая ее как ингибитор [6] носящих положительную окраску социальных процессов. Таким образом, принижая значение манипуляции в формировании общественного сознания и сознания отдельного человека, большинство современных ученых утверждают, что личность может и должна стать независимым от манипуляций актором общественных отношений.


Библиографический список
  1. Ортега–и–Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега–и–Гассет – М.: АСТ,  2008. – 347 с.
  2. Московичи, С. Век толп: исторический трактат по психологии масс / С. Московичи – М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. – С. 16.
  3. Скрипкарь М.В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи: автореф. … канд. социол. наук дис. – Чита, 2009. 24 с.
  4. Скрипкарь М.В. Манипулятивные технологии кинематографа // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 6. С. 288-291.
  5. Шостром, Э. Анти-Карнеги или «Человек-манипулятор» / Э. Шостром –  М.: Полифакт, 1992. – С. 67.
  6. Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов // Вопросы управления. 2011. № 16. С. 197-201.


Все статьи автора «Yahondra»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: