Задача создания, редактирования и сопровождения электронных учебных материалов является сложной и многозадачной. Поэтому при ее решении следует ограничить круг решаемых вопросов. Формирование единого обучающего пространства для конкретной области знаний на основе образовательных информационных технологий предполагает наличие нескольких основных компонентов. Ограничимся в данном случае двумя компонентами: системой конструирования и управления учебным материалом и системой тестирования и оценки знаний, как одними из основных составляющих учебного процесса.
Обеспечение этих составляющих учебного процесса в едином электронном учебно-методическом издании не представляется оптимальным. Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе тестирования и оценки знаний можно заложить общие принципы и, следовательно, его унифицировать, используя существующий стандарт IMS QTI. Данное обстоятельство позволяет создать общую программу-оболочку для контроля знаний по различным дисциплинам, и преподавателям останется лишь вводить в программу соответствующий контролирующий материал. Сегодня имеется ряд тестирующих компьютерных программ приемлемого качества, которые можно использовать независимо от разрабатываемых материалов.
Намного сложнее представляется решение задачи, связанной с созданием системы конструирования и управления учебным контентом. При решении данной задачи следует учитывать особенности учебного процесса (наличие основных компонентов) высшего учебного заведения. Основная особенность состоит в том, что большая часть учебно-методических материалов, подготовленных преподавателями вуза в электронной форме, имеют формат, соответствующий формату текстового процессора Microsoft Word (*.doc). [1]
Поскольку данный формат не является форматом, приемлемым для представления электронных учебных изданий, то необходимо воспользоваться уже накопленным в вузе богатым методическим материалом для преобразования его в HTML-формат, который отвечает требованиям, предъявляемым к электронным учебным изданиям. Однако, очевидно, что преобразование имеющегося материала в приемлемую электронную форму является весьма трудоемкой задачей. Освещение оптимальных путей решения данной задачи и поиск методов уменьшения временных и трудовых затрат при создании электронных методических материалов являются основными целями, поставленными при написании отчета и выполнении данной научно-исследовательской работы.
Существующие технологии создания и редактирования электронных учебных материалов основаны преимущественно на использовании современных стандартных программных средств, позволяющих преобразовать исходный учебно-методический материал в HTML-формат, и отобразить его на компьютере с помощью программы – браузера. К таким стандартным программным средствам можно отнести компьютерные программы Dreamweaver, Microsoft FrontPage, Microsoft Word и т.д. Данные программы реализуют технологию WYSIWYG (What You See Is What You Get – «что вы видите, то и получаете») и позволяют отчасти автоматизировать процесс преобразования исходного учебного материала в HTML формат. Использование данных программ ставит перед разработчиком учебного электронного издания ряд проблем:
- необходимо участие в создании электронных учебных изданий специалиста, хорошо знакомого с этими программами;
- создание электронного учебного издания начинается практически с нулевого уровня, поскольку достаточно трудно воспользоваться уже имеющимися учебными материалами, созданными в формате, отличном от HTML;
- невысокий уровень автоматизации создания и редактирования электронных учебных изданий, что значительно увеличивает трудоемкость;
- невозможность получения HTML-файлов оптимального качества.
Остановимся более подробно на четвертой проблеме, поскольку три первых являются очевидными. Известно, что пока самое оптимальное качество HTML-файла можно получить только при его создании в ручном режиме [2]. В данном случае под оптимальным качеством HTMLфайла понимается тот минимальный его информационный объем, который может быть получен, если его создавать в ручном режиме, т.е. при написании соответствующих конструкций языка HTML в стандартной программе «Блокнот».
Так, если широко использовать для создания электронного учебного издания программу Microsoft Word, при вводе дополнительно в текст издания только одного символа и сохранения текста в HTML формате в результирующий документ учебного издания добавляется 2520 символов, что приводит к увеличению его объема в 2520 раз. Это связано с тем, что результирующий HTML-документ электронного учебного издания получает избыточные (служебные) символы и, таким образом, существенно увеличивает свой объем. Как будет показано ниже, это относится и к компьютерным программам Microsoft FrontPage и Dreamweaver.
Таким образом, если полностью ориентироваться при создании и редактировании электронного учебного издания на существующие аппаратные и программные средства [3], то следует ожидать значительного увеличения информационного объема полученного электронного учебного издания по сравнению с тем же изданием, подготовленным в ручном режиме. Значительное увеличение информационного объема имеет существенный недостаток, связанный с тем, что он может оказаться критичным при использовании электронного учебного издания в системе дистанционного образования, при котором задействована сеть Интернет.
Выход из этой ситуации авторы видят в поиске компромисса между оптимальным качеством HTML-файлов электронного учебного издания и трудозатратами на его создание, который лежит в плоскости обеспечения приемлемого уровня автоматизации.
Таким образом, существующие технологии создания и редактирования электронных учебных изданий, основанные на использовании современных стандартных программных средств, могут быть использованы как вспомогательные инструменты при решении общей задачи автоматизации создания и редактирования электронных учебных изданий.
Библиографический список
- Бобкова Е.Ю., Логинов С.М., Мелишева Е.П., Яшин В.Н. Научный потенциал кафедры информатики и математики СИ РГТЭУ 2010-2012. Москва, 2013.
- Мотов В.В., Яшин В.Н. Современное состояние автоматизации процесса разработки электронных методических материалов// Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2008. № 1. С. 229-232.
- Яшин В.Н. Информатика: аппаратные средства персонального компьютера. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Прикладная информатика (по областям)” и другим специальностям / В. Н. Яшин. Москва, 2008. Сер. Высшее образование
Количество просмотров публикации: Please wait