Сегодня на данном этапе развития образования, важную роль играет социально-педагогическое и социально- психологическое сопровождение первоклассника в процессе школьной деятельности. Однако сама проблема адаптации ребенка к школе имеет проблемы, как в педагогики, так и в психологии. Ведь на сколько успешнее пройдет его адаптированный процесс в первый и во второй месяц, на столько и будет его успешность не только в образовательном процессе, но и в личностном, психическом и социальном развитии.
Очевидно, что социально-педагогическое и социально-психологическое сопровождение играет значительную роль в развитии ребенка. Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается как особый вид поддержки и помощи первоклассника, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса [1].
Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности[3].
- первый этап, определяется как ориентировочный, то есть, характеризуется бурной реакцией и напряжением всех систем организма. В основном длительность этого этапа 1-3 недели
- второй этап, определяется как неустойчивое приспособление (когда организм ребенка ищет либо находит оптимальные варианты реакций на такие воздействия). Здесь затраты снижаются, реакция начинает затихать.
- третий этап характеризуется тем, что определяется период устойчивого приспособления, то есть, когда организм первоклассника находит подходящие варианты реагирования на нагрузку.
Таким образом, основой благоприятной адаптации первоклассника является:
- установление контакта с учителем и с одноклассниками;
- умение овладевать своими навыками в учебной деятельности;
- сохранение психического, социального, физического здоровья ребенка;
- формирование хорошего поведения.
При исследовании данного вопроса в городе Владимир, можно определить, что психолого-педагогическая адаптация детей первого класса проходит по-разному. В основном 56% детей в школе адаптируются в течении двух месяцев (это может составлять от 6 до 8 недель), другая группа детей 31% имеют наиболее длительный период в процессе адаптации, и есть категория детей (15%), у которых адаптация связана с различными школьными трудностями.
Следовательно, для сопровождения ребенка в первом классе, значительную роль должны играть как учителя, так и другие специалисты (социальный педагог, психолог и логопед) [2]. Каждый специалист в школе должен разрабатывать на весь год индивидуальный план своей работы с детьми. Это в свою очередь поможет тщательно скоординировать свою деятельность, и найти правильный подход к каждому ребенку.
Под индивидуальной работой можно понимать деятельность «один на один», то есть взаимодействие специалиста в школе с конкретным ребенком. В данной работе необходимо применять личностный подход (это принцип педагогической науки, который предусматривает учет индивидуальности личности и воспитания ребенка). Этот подход определяет особое положение первоклассника в воспитательном процессе, и означает становление субъективных отношений. В ее основе, определяется то, что ребенок в школьной среде является не только учеником, но и учеником – личности со своим внутренним миром. Это главный момент при работе специалиста с ребенком. Он должен знать и уметь применять определенные приемы, при которых каждый ребенок чувствует себя личностью, ощущает внимание специалиста лично к нему, он уважаем, и никто его не может оскорбить.
Следовательно, индивидуальный подход к ребенку в процессе воспитания может предполагать организацию воздействия со стороны педагогов с учетом уровня воспитания и особенностей ребенка. При осуществлении данного подхода, необходимо чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно и целенаправленно.
Таким образом, индивидуальная работа – это деятельность педагога-воспитателя, которая осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она в основном выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.
При работе с детьми используя индивидуальный подход, педагоги и специалисты школ должны руководствоваться следующими принципами:
- уважать самооценку личности каждого ребенка;
- вовлекать ученика во все виды деятельности на базе школ, и вне школы;
- развивать и устанавливать деловые межличностные контакты на уровне «ученик – ученик, учитель-ученик»;
- создавать на базе психологической почвы и стимулирования в самовоспитании, которое является эффективным средством реализации программы воспитания.
При индивидуальной работе специалист должен придерживаться несколько этапов:
-
На первом этапе, необходимо изучить основы научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания. Тут необходимо установить дружеские контакты с первоклассниками, организовать совместную коллективную деятельность и провести диагностирование личности каждого ребенка.
-
На втором этапе, необходимо продолжать наблюдение за учащимися в разнообразных видов их деятельности: трудовой, творческой, учебно-познавательной, спортивной и других.
-
На третьем этапе, специалист подходит к проектной деятельности, то есть, он проектирует развитие личностных свойств, качеств школьника и ценностных ориентаций ребенка.
-
На данном этапе, происходит дальнейшее изучение учащегося, то есть, специалист продолжает изучать поведение и отношение первоклассника в различных ситуациях, позволяет определить систему воспитательных воздействий с учетом особенностей характера, содержания личностных отношений. Тут необходимо использовать определенные методы при работе с конкретным ребенком.
-
Пятый этап является заключительным. На данном этапе специалист корректирует воспитательные, коллективные и групповые программы при работе с детьми.
Таким образом, индивидуальная работа с ребенком, является главным принципом в воспитании учащихся. Любой специалист пользуясь таким подходом, достигает положительные результаты при диагностики адаптированности ребенка.
Библиографический список
-
Аниденкова М.М., Рабинович О.Т. Педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в условиях образовательного учреждения// Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании ’2012». – Выпуск 4. Том 17. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – ЦИТ: 412-0240. – С.56-58.
-
М.М. Аниденкова Социальная адаптация детей в первом классе. Научный потенциал молодежи – будущее России. V Всероссийские научные Зворыкинские чтения: сб. тез. докл. Всероссийской межвузовской научной конференции. Муром, 12 апр. 2013 г.– Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2013.–791 с.
-
Безруких ММ., Ефимова СП. Ребенок идет в школу. – М: Академия, 1998.