МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ALLFUSION PROCESS MODELER

Кутузов Александр Викторович
Академия ФСО России
преподаватель

Аннотация
Статья посвящена разработке теоретической функциональной модели процесса формирования профессиональных компетенций выпускников военных вузов. Предложено использование в качестве инструмента моделирования применение программных продуктов в области реализации средств CASE-технологий. Представлена общая структура модели, описаны основные её компоненты и механизмы их взаимодействия.

Ключевые слова: военный вуз, образовательная модель, профессиональные компетенции


MODEL FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR FUTURE GRADUATES OF MILITARY HIGH SCHOOL MEANS ALLFUSION PROCESS MODELER

Kutuzov Alexander Viktorovich
Russian Academy of FSO
Lecturer

Abstract
Article is devoted to developing a theoretical model of the formation of a functional professional competencies of graduates of military schools. Proposed use as a tool for modeling the application software in the implementation of CASE-tools technology. A general structure of the model, described its basic components and mechanisms of their interaction.

Keywords: CASE-technology, CASE-технологии, educational model, military college, professional competence


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кутузов А.В. Модель формирования профессиональных компетенций у будущих выпускников военного вуза средствами ALLFUSION PROCESS MODELER // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/02/6086 (дата обращения: 22.02.2024).

Проектирование, конструирование и реализация любой педагогической системы подразумевает проведение педагогического исследования. Одним из эффективных методов, позволяющих существенно сократить материальные и временные затраты в ходе исследования, является моделирование, активно применяемое в последнее время.

В педагогике принято моделировать как учебную деятельность, так и содержание образования. При этом в общем виде под моделью понимают искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, подобный исследуемому объекту (или явлению) и отображающий в более простом виде структуру, свойства взаимосвязи и отношения между элементами данного объекта [1].

В настоящей статье предложен подход к осуществлению педагогического моделирования процесса формирования профессиональных компетенций (ПК) у будущих специалистов военного вуза средствами программных продуктов в области реализации CASE-технологий.

Заранее определив структуру процесса формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в военном вузе [2], задав основные его компоненты и взаимосвязи между ними с применением методологии структурного анализа и опираясь на технологический подход в педагогике, считаем, что для формализации данного процесса целесообразно использовать инструментальные средства продукта AllFusion Process Modeler, позволяющего аналитику создавать сложные функциональные модели при минимальных издержках.

Данная технология поддерживает три нотации моделирования – IDEF0 (функциональное моделирование), DFD (моделирование потоков данных) и IDEF3 (моделирование потоков работ), позволяющие более полно и системно описывать предметную область.

В методологии функционального моделирования IDEF0 система рассматривается как совокупность работ или функций, взаимодействующих между собой. Данная функциональная ориентация принципиальна, так как компоненты системы подвергаются анализу независимо от объектов, которыми они оперируют. Это требование реализует чёткую и прозрачную логику взаимодействия составляющих моделируемой системы. При этом моделью в методологии IDEF0 является графическое и текстовое описание системы, которое должно дать ответ на заранее определённые вопросы, а самимодели имеют следующие особенности [3]:

  • модель имеет иерархическую структуру и содержит диаграммы нескольких уровней;
  • диаграмма каждого уровня представляет собой определённую конструкцию, показанную на рисунке 1.

Представленный элементарный блок является функциональным элементом системы, преобразующим входной поток данных в выходной при наличии управления и при помощи определённого механизма.


Рисунок 1 – Элементарный блок диаграммы функциональной модели

Для предлагаемой модели в качестве «работы» зададим процесс формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в военном вузе.

Входным потоком данных (Input), под которым в производственной сфере понимают материал (сырьё), перерабатываемый или преобразуемый работой, будет начальный уровень сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста.

Соответственно выходным потоком данных (Output – то, что производится работой) выступает требуемый уровень сформированности профессиональных компетенций выпускника.

В качестве механизма (Meshanism), выполняющего работу, выступает преподаватель, а в качестве ресурсов, необходимых для качественного выполнения работы, определим учебно-материальную базу учебного заведения.

Стрелка вызов (Call) предназначена для указания на другую модель работы.

Построение выше обозначенной модели целесообразно производить пошагово:

  • задать цель моделирования;
  • разработать совокупность сквозных компонентов структуры формирования ПК будущих военных специалистов;
  • декомпозировать основные компоненты на необходимую глубину;
  • рассмотреть процесс формирования ПК в динамике, задать критерии оценки предполагаемых результатов;
определить этапы контроля и коррекции для гарантированного получения заданного выходного результата.

В соответствии с применяемым технологическим подходом цель моделирования определим как получение гарантированного результата обучения, выраженного в виде уровня сформированности профессиональных компетенций у будущего специалиста военного вуза [4].

Предлагаемая теоретическая функциональная модель основана на информационной базе данных и представляет собой совокупность модулей работ-процессов, связанных между собой определённым образом. Она позволяет осуществить всестороннее обеспечение и реализацию формирования ПК у будущих специалистов в военном вузе в соответствии с заданными требованиями, в интересах государства и общества, а также в соответствии с гармоничным развитием личности обучающегося.

Исходя из предложенного поэтапного процесса построения модели, на начальном верхнем уровне декомпозиции процесс формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в военном вузе представляет собой контекстную диаграмму (рис. 2), описывающую всю систему как единое целое.

Рисунок 2 – Контекстная диаграмма модуля процесса формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в военном вузе

Компоненты модели и механизмы их взаимодействия представляют собой следующее.

Социальный заказ в образовании выступает в роли механизма реализации социальной необходимости, за счёт отражения всеобщих закономерных связей, регулирующих направленность образовательной деятельности на решение приоритетных общественных проблем.

Основными нормативными документами в области образования в России являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2015 годы, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и т. д.

Специфика военного вуза определяет обязательное включение в законодательную основу подготовки специалистов таких руководящих документов как: общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральные законы: «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Устав военного вуза, а также документы, регламентирующие различные направления жизнедеятельности подразделений военного учебного заведения.

В центре модели формирования профессиональных компетенций у будущего специалиста в военном вузе находится обучающийся – курсант военного вуза – физическое лицо, осваивающее образовательную программу, который выступает объектом педагогического процесса
и одновременно его субъектом, являясь «ядром» предложенной модели, с которым осуществляется взаимодействие основных компонентов модели.

Исходя из вышеизложенной методологии стандарта IDEF0 одним из «механизмов», применяемых для формирования требуемого уровня профессиональных компетенций выступает профессорско-преподавательский состав, являющийся «производственным персоналом» в системе высшего профессионального образования.

К особенностям образования в военном вузе можно отнести то, что военный преподаватель должен быть готов к осуществлению не только учебно-исполнительских, но и управленческих функций. То есть профессорско-преподавательский состав военного вуза особым образом должен быть готов к педагогическому и методическому управлению образовательным процессом. Эта особенность заключается в повышенной роли единства требований и принципов единоначалия, определяемых воинскими уставами и должностными инструкциями.

В качестве ресурсов модели выступает учебно-материальная база вуза, которая представляет собой комплекс материальных и технических средств, обеспечивающих подготовку обучающихся по установленным специальностям и специализациям в соответствии с требованиями учебных планов, программ учебной дисциплины и современной методики обучения.

Таким образом, задав и рассмотрев входной и выходной поток данных модели, управляющие воздействия, механизм и ресурсы, при помощи которых планируется получение заданного результата необходимо осуществить декомпозицию системы на диаграммы нижних уровней, детализировано описывающих аспекты функционирования системы в целом.

В качестве диаграмм декомпозиции зададим следующие компоненты модели:

  1. Диагностический компонент.
  2. Целевой компонент.
  3. Содержательно-операционный компонент.
  4. Результативный (контрольно-оценочный) компонент.

Основные структурные составляющие модели – компоненты, задающие декомпозицию основного «родительского» модуля показаны на рисунке 3.


Рисунок 3 – Декомпозиция контекстной диаграммы модуля процесса формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в военном вузе

В рамках настоящей статьи, к сожалению, невозможно рассмотреть все структурные составляющие модели – компоненты, задающие декомпозицию основного «родительского» модуля. Для дальнейшего анализа процессов, протекающих в подсистемах, их взаимного влияния и взаимопроникновения целесообразно провести декомпозицию представленных функциональных блоков вглубь на 1–3 уровня, детально описать каждый компонент, обозначить его место в разрабатываемой модели, определить структуру взаимных связей.

На последнем этапе построения предлагаемой теоретической функциональной модели необходимо провести определённые формализованные процедуры, которые предписывают правила координации деятельности участников создания модели. В разработке модели должны принимать участие специалисты разных профилей: автор модели, экспертная группа, контрольная группа при необходимости. Цикл проведения экспертизы показан на рисунке 4.

Рисунок 4 – Цикл проведения экспертизы

Экспертизу необходимо проводить в порядке, приведённом ниже. На определённом этапе декомпозиции педагог-исследователь создаёт модель-диаграмму на основе общих знаний, анализа необходимых документов и опроса экспертов. Знания и опыт одного человека не всегда позволяют создать диаграмму достаточно корректно, поэтому она уточняется и дополняется экспертной группой.

В результате прямой и обратной связи между автором и экспертной группой предлагаемая модель AS-IS (как есть) преобразуется в результирующую модель TO-BE (как будет), отвечающая заданным требованиям (изначальным теориям и гипотезам) и имеющая высокую степень адекватности окружающей действительности.

Детальное описание проводимой экспертизы в статье не рассматривается, а приведена конечная итерация предлагаемой модели.

Таким образом, предложенный инструмент AllFusion Process Modeler в полной мере позволяет осуществить процесс функционального моделирования и провести экспертизу модели. Разработанная модель позволяет описать процесс формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в военном вузе, её компоненты тесно взаимосвязаны, модель динамична и изменение одного компонента неизбежно повлечёт изменение других, однако структура модели останется неизменной.


Библиографический список
  1. Дахин, А. Н. Моделирование в педагогике: попытка осмысления [Электронный ресурс] / А. Н. Дахин // Psinovo.ru - сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям. Режим доступа:http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/modelirovanie_v_pedagogike_popitka_osmisleniya.html (дата обращения 17.01.2013).
  2. Кутузов, А. В. Модель формирования профессиональных компетенций специалистов в военном вузе при изучении специальных дисциплин / А. В. Кутузов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1.
  3. Маклаков, С. В. BPwin и ERwin: CASE-средства для разработки информационных систем: С. В. Маклаков. – Москва: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002.–224 с.
  4. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования. Монография. / Под ред. П. И. Образцова. – Орёл: ОГУ, 2011. – 338.


Все статьи автора «Кутузов Александр Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: