Исследователи отмечают, что «культурологическая» ориентация образования отражает и новые возможности для определения путей обновления, обогащения, пересмотра содержания высшего образования. Ядром модели выпускника по любому направлению подготовки высшего профессионального образования являются универсальные (общекультурные) компетентности.
А.В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция – широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен, а именно познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. [5, с.115]. Общекультурные компетенции относится к ключевым компетенциям, согласно классификации А.В. Хуторского, которая включается в метапредметный уровень содержания образования. Поэтому формирование общекультурных компетенций осуществляется в рамках каждого предмета, реализующего содержание общего образования [4, с.59].
Л.С. Троянская определяет общекультурная компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентация на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера» [2, с.30]. Данное определение ориентирует на сущностные характеристики компетентности как личностного качества, а именно способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем.
Таким образом, изучив некоторые из существующих определений общекультурных компетентности, мы предлагаем собственное определение. Общекультурные компетенции – это базовая компетентность личности, обеспечивающая вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме.
С.Л. Троянская определяет трехкомпонентную структуру общекультурных компетенций. Когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты входят в ее состав. Когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения продуктов культуры, как изучение, понимание. В разнообразных определениях культуры мы замечаем ее «знаниевую» характеристику: «комплекс знаний», «совокупность интеллектуальных элементов».
Ценностно-ориентационный компонент предполагает приобщение к культуре как передачу ценностей через переживание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как «система производства духовных ценностей», «специфический способ мышления, чувствования», «реализация верховных ценностей». Коммуникативно-деятельностный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры, как научение и сотворчество. Это закреплено в определениях культуры как формы поведения, способов человеческой деятельности, системы хранения и передачи социального опыта [3, с. 20].
О.Е. Лебедев предлагает следующую структуру общекультурных компетенций студента. Прежде всего, формирование общекультурных компетенций предполагает ориентацию в первоисточниках культуры — произведениях художественной литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусства, музейных экспозициях, произведениях если не научной, то хотя бы научно-популярной литературы. Этот перечень видов можно продолжить. В реальной образовательной практике подавляющее большинство учащихся ограничивается знакомством с немногими первоисточниками, в основном, с некоторыми произведениями художественной литературы.
Для перехода от реального к желаемому результату необходимо скорректировать требования к результатам высшего профессионального образования. Определение этих требований связано с выбором планируемого результата, который может заключаться либо в поверхностной информированности о большом числе первоисточников культуры, либо в глубоком знании небольшого их числа.
Другой компонент общекультурных компетенций – способность ориентироваться в источниках информации, отбирать их для решения познавательных задач по определенным критериям, в том числе по критерию достоверности информации.
Третий компонент — способность объяснять явления действительности, по крайней мере, те, с которыми люди встречаются в повседневной жизни, с позиций науки. При этом речь идет не только о научном понимании таких явлений, но и о способности объяснять их другим людям.
Четвертый компонент — способность ориентироваться в актуальных проблемах общественной жизни (в сути проблем, причинах их возникновения, мнениях о путях решения). Было бы важно, чтобы каждый выпускник высшей школы мог привести примеры проблем, которые стали предметом общественного обсуждения, и определить свой взгляд на предлагаемые пути решения этих проблем.
Пятый компонент — способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, что предполагает умение различать факты, суждения, оценки, устанавливать их связь с определенной системой ценностей, определять собственное аксиологическое поле.
Исключительно важным компонентом общекультурных компетенций является речевая культура учащихся. Каждый из перечисленных компонентов общекультурной компетентности может быть рассмотрен как относительно самостоятельная цель общего образования, реализуемая в процессе изучения всех учебных дисциплин и в процессе внеучебной деятельности [1, с.111-112].
Таким образом, базовым компетентностям относят общекультурную компетентность будущего специалиста. Безусловно, ее формирование в становлении специалиста нового типа приобретает особую значимость. Первоначально общекультурная компетентность в составе базовых компетентностей выступает некой фундаментальной составляющей для профессиональной компетентности и для становления таких образований как профессионализм, мастерство и др. Если не уделить внимание формированию общекультурных компетенций студента, то он впоследствии не сможет в полной мере овладеть коммуникативными, информационными, профессиональными и др. компетенциями.
Общекультурные компетенции в отличие от других компетенций имеют постоянный характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными, то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, при этом эти компетенции помогают специалисту в приобретении новых компетенций, которые в свою очередь позволяют ему развиваться и достигать новых высот в своем профессиональном становлении.
В современном мире происходят глобальные социальные, политические и экономические изменения в мире и в частности в российском государстве, также усиление роли международных отношений, возникновения интереса к национальным корням, пробуждение национального самосознания народов, что актуализируют потребность в высококультурном специалисте. В этих условиях происходит смена приоритетов, становится возможным усиление культурообразующей роли образования, появляется новый идеал студента — «человека культуры», обладающего общекультурной компетентностью. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.
Библиографический список
- Лебедев О.Е. Культурологические основы образовательных стандартов современной школы // Педагогика. – 2008- № 2.
- Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ижевск, 2004 -23 с.
- Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. №2. С.19-23.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm .
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.