Исторический опыт реформирования финансовой системы в России является крайне востребованным в современных условиях. Преобразования в сфере региональных финансовых учреждений, осуществлённые во второй половине XIX и начале XX вв., имели прогрессивное значение в жизни каждой отдельной губернии и страны в целом.
Реформы в области финансов начала 1860-х гг. вызвали изменения в организационные и функциональные изменения местных органов Министерства финансов.
Кроме казённых палат и казначейств, в губерниях возникает целый ряд учреждений нового типа: акцизные управления, финансовые присутствия (податное, по питейным заведениям, по налогу с квартир) и т.д.
Сфера деятельности казённых палат по оприходованию денежных средств ограничивалась поступлением, прежде всего, прямых (окладных) налогов. Заведывание же косвенными налогами перешло преимущественно в ведение губернских или окружных акцизных управлений.
В связи с образованием Вятского губернского акцизного управления, на основании «Положения об акцизном сборе» 1861 г., для сборов косвенных налогов с табака, спичек, крепких напитков, осветительных нефтяных масел, отделение питейных сборов Вятской казённой палаты было ликвидировано.
Распоряжением управляющего питейно-акцизными сборами от 14 августа 1862 г. Вятская губерния была разделена на округа. В 1-ый округ вошли Вятский, Слободской и Глазовский уезды, во 2-ой округ – Уржумский, Яранский и Котельнический уезды [1].
23 мая 1862 г. утверждаются новые правила о составлении, утверждении и исполнении государственной росписи, предусматривающие осуществление бюджетного единства. Начинают публиковаться росписи государственных доходов и расходов. В 1864-68 гг. в России вводилось единство кассы, а именно – государственные доходы сосредотачивались в кассах Государственного казначейства, откуда, на основании бюджетных смет и кассовых расписаний, осуществлялись расходы.
30 ноября 1865 г. Государственный Совет одобрил и представил на утверждение Александру II положение «Об учреждении губернских казначейств и преобразовании уездных казначейств» [2, т. XL, с. 291]. В соответствии с данным положением, все министерские казначейства были упразднены, а их обязанности всецело возложены на Министерство финансов, при этом в ведении департамента Государственного казначейства были учреждены губернские казначейства на основе бывших уездных казначейств губернского центра. Губернское казначейство находилось в подчинении казённой палаты.
Вятское губернское казначейство было образовано на основе Вятского уездного казначейства в 1870 г. в следующем составе: губернский казначей – надворный советник И.В. Соболевский; помощник – надворный советник В.Н. Дьяконов; кассиры – надворный советник Н.Н. Кононов, коллежский асессор М.М.Осокин, коллежский асессор А.Н. Левашев, коллежский асессор Дьяконов; бухгалтеры: главный – коллежский секретарь Н.К. Михайлов, старший – коллежский секретарь И.И. Чистяков; письмоводитель – коллежский регистратор Е.П. Свенторжецкий [3, с. 75].
Уездные казначейства находились в Глазовском, Елабужском, Котельническом, Малмыжском, Нолинском, Орловском, Сарапульском, Слободском, Уржумском, Яранском уездах. В 1870 г. были учреждены Воткинское и Ижевское казначейства (расходные отделения) в Сарапульском уезде, и в 1905 г. – Кукарское казначейство в Яранском уезде [4].
30 мая 1878 г. Государственный Совет одобрил «Штаты и табели губернских и уездных казначейств», представленные Министерством финансов. В соответствии со «Штатами» в состав губернского казначейства входили: 1 казначей, 1 помощник, 1 бухгалтер, 2 помощника бухгалтера. В обязанности губернского казначейства входило: сбор государственных доходов, их хранение, осуществление платежей, перемещение денежных средств из одного казначейства в другое или из казначейства в Государственный банк, наблюдение за своевременным и полноразмерным поступлением доходов, представление казённой палате сведений о накопившихся недоимках, приём, хранение и расходование особых средств и вкладов государственных учреждений, реализация гербовой бумаги, марок, бандеролей, свидетельств и патентов по акцизным сборам, выдача свидетельств на право осуществления торговли и занятий промыслами, билетов на торгово-промысловые заведения и паспортов мещанам, ведение дел по производству пенсий, пособий, ведение счетов по всем доходам и расходам казначейства и подача в установленные сроки отчётности как казённой палате, так и учреждениям Государственного контроля [5, т. LIII, с. 390].
Контроль за финансовой деятельностью местных государственных органов в Вятской губернии осуществляла Вятская губернская контрольная палата, образованная на основе «Положения о местных контрольных учреждениях» 1866 г. Данные функции были переданы ей из казённой палаты в связи с реформой государственного контроля. Казначейство регулярно подвергалось свидетельствам (ревизиям): срочным – по истечении каждого месяца, с окончанием срока 3-х летней службы казначея, а также в случае увольнения его со службы, и внезапным. Срочные свидетельства губернского казначейства проводились общим присутствием казённой палаты, а свидетельства уездных казначейств – общим присутствием, состоявшим из заседателей местных дворянских опек, а также полицмейстера (исправника). Внезапные могли проводиться губернатором или управляющим казённой палатой, чинами Министерства финансов или органов Госконтроля, общим присутствием казённой палаты. В 1896 г. при губернском казначействе была открыта Сберегательная касса [6].
В 60-70-е гг. XIX в. происходили изменения в структуре и функциях казённых палат. В соответствии с мнением Государственного Совета, утверждённым Александром II 23 мая 1866 г., казённые палаты стали возглавляться управляющими. Управляющий, начальники отделений и старший делопроизводитель составляли присутствие казённых палат. В составе казённых палат имелись отделения: казначейств и ревизского, а также канцелярия. Функции казённых палат сводились к следующему: казённые палаты ведали, прежде всего, счетоводством и отчётностью по приходу и расходу денежных сумм в подведомственных им казначействах, учётом податного населения, торгами на поставки по подрядам, рекрутскими делами (последняя функция сохранялась до введения всеобщей воинской повинности в 1874 г.).
Циркуляром Министерства финансов от 22 июня 1878 г., с 1 января 1879 г. были введены новые штаты казённых палат. По Штатам казённая палата состояла из трёх отделений и имела: в первом – четыре стола, во втором – три стола и в третьем – четыре стола.
1-е отделение осуществляло функции по снабжению уездных казначейств фондами (кредитными билетами, серебром, медной монетой), передаче в отделения банка излишних фондов, ассигнованию пенсий на казначейства по всем ведомствам, контролю за поступлением неокладных сборов, контролю за взысканием неокладных сборов.
2-е отделение осуществляло функции по введению в оклад вновь образованных починков на казённой земле, причислению, перечислению и исключению лиц податного сословия, введению книг и ведомостей о ревизских и счётных душах, зачислению в купеческое звание, по податному и квартирному присутствию.
3-е отделение осуществляло функции по рассмотрению приходных документов казначейств, составлению отчётов о доходах в контрольной палате, ведению бухгалтерских книг о расходах из сумм государственного дохода, составлению реестров расходных и доходных документов, ведению окладных книг по выкупным платежам [7].
По утверждённому Александром III 30 апреля 1885 г. мнению Государственного Совета, учреждалась должность податных инспекторов, в обязанности которых сперва был вменён надзор за доходностью облагаемых налогом торговли и собственности, а впоследствии и за своевременностью уплаты налогов в целом. Податные инспектора возглавляли созданные практически в одно время уездные податные присутствия, претворявшие в жизнь разнообразные поручения казённой палаты по наблюдению за ходом сбора пошлин с торгово-промысловых заведений. В апреле 1885 г. под председательством управляющего казённой палаты было открыто Вятское губернское податное присутствие на основании «Правил об обложении торговых и промышленных предприятий дополнительным сбором» от 15 января 1885 г. для контроля за поступлениями и распределения дополнительных сборов с торгово-промышленных заведений губернии (ликвидировано в 1898 г. с передачей функций казённой палате).
Вскоре, на основании Указа Сената от 8 января 1886 г. «О некоторых изменениях в действующих правилах о производстве питейной продукции», было образовано Вятское губернское по питейным делам присутствие, осуществляющее контроль за соблюдением винной монополии в губернии, выдававшее дозволение на устройство питейных заведений. Оно просуществовало до 1901 г. и было упразднено в соответствии с Указом Сената от 19 марта 1901 г. «О распространении на некоторые губернии и области узаконений о казённой продаже питей» [8, т. XXI, с. 216].
В соответствии с «Положением о государственном промысловом налоге» от 8 июня 1898 г., были образованы Вятское губернское раскладочное присутствие по промысловому налогу (для раскладки дополнительного промыслового налога с промышленных и торговых предприятий) и Вятское губернское присутствие по промысловому налогу (для рассмотрения жалоб на постановления казённой палаты по делам, связанным с взиманием государственного налога). Оба ликвидированы в соответствии с декретом СНК «Об отмене основного государственного промыслового налога» от 1 января 1919 г.
В 1880-90-е гг. функции Вятской казённой палаты постепенно расширялись. Так, в 1887 г. казённой палате было передано наблюдение за правильным исчислением судебными учреждениями штрафов за нарушение устава о гербовом сборе, ведение актов на отпуск гербовой бумаги, судебно-пошлинных марок. В 1892 г. казённой палате было передано счетоводство и отчётность по возврату населением Вятской губернии хлеба и денег взамен выданных правительством ссуд в неурожайные 1891-92 гг. В связи с введением новой паспортной системы с 1 января 1895 г. казённая палата занималась снабжением новыми паспортами учреждений, которые проводили эту работу [9].
В связи с введением «Положения о государственном налоге» от 6 апреля 1916 г. на казённые палаты было возложено общее наблюдение за использованием всех узаконений и распоряжений правительства по делам государственных доходов, а в января 1917 г. образовано Вятское губернское присутствие по подоходному налогу для определения облагаемого дохода юридических лиц и сбора необходимого налога с предприятий торговли и промышленности. Оно просуществовало до 1918 г. и было упразднено вместе с Вятской казённой палатой, Вятской губернской контрольной палатой 1 ноября 1918 г. в соответствии с Декретом СНК «Об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов Советов трудящихся». Вятское губернское казначейство прекратило свою деятельность на основании декрета СНК «О слиянии казначейств с учреждениями Народного банка» от 31 октября 1918 г. и постановлений Наркомфина РСФСР от 24 июня 1919 г. [10].
Таким образом, не без некоторых трудностей, казённые финансовые учреждения Вятской губернии развивались и упорядочивались во второй половине XIX в. Отличительными чертами их работы стали стабильность и эффективное распределение функций.
Библиографический список
- ГАКО. Ф.184. Оп.1. Д.1. Л.1об.
- Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1867.
- Памятная книжка Вятской губернии на 1870 год. Вятка, 1869.
- ГАКО. Ф.1158. Оп.1. Д.100. Л.44.
- Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1880.
- ГАКО. Ф.177. Оп.1. Д.32. Л.14.
- ГАКО. Ф.176. Оп.1. Д.1149. Л.115-116.
- Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1901.
- ГАКО. Ф.176. Оп.1. Д.1171. Л.24об.
- ГАКО. Ф.176. Оп.3. Д.744. Л.33.