Процессы трансформации, структурной перестройки украинской системы образования обусловливают необходимость разработки и внедрения инновационных форм и методов обучения, которые бы адекватно отражали информационно-коммуникативную специфику современного общества. При условиях новой технологической парадигмы, информатизации общества, развития глобального информационного пространства и доминирования информационных технологий в различных областях профессиональной деятельности современного человека, актуальным является исследование вопросов о генезисе понятий информационной и информатической компетенций, их роли и значения в процессе формирования будущего специалиста.
В этом контексте важной составляющей новой парадигмы образования является идея непрерывного обучения, реализация которого направлена на преодоление главного противоречия современного образования – стремительные темпы роста объемов информации в мире и ограничения возможностей их усвоения человеком. Это противоречие побуждает высшие и общеобразовательные учебные заведения формировать у студентов и учащихся умения учиться, находить информацию, критически ее оценивать и творчески использовать, т.е. формировать у них информационную компетентность, которая в будущем обеспечит им возможность успешно учиться в течение всей жизни; подготовиться к выбранной профессиональной деятельности и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, жить и работать в информационном обществе, в условиях экономики [1].
Вопрос компетентности является дискуссионным и открытым даже на уровне терминологического аппарата. Его изучением занимаются украинские и зарубежные ученые А. Хуторской, Дж. Равен, Э. Зеер, А. Гончарова, И. Зимняя, Л. Петухова, Н. Степаненко, С. Тришина, А. Трофименко и др. Исследователи предлагают разделять понятия «компетентность» и «компетенция», определяя последнее как заранее заданною социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере [2], отдельные внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые проявляются в компетентности человека [3].
Различные аспекты проблематики формирования информационной компетентности исследуются в трудах украинских и зарубежных ученых, в частности: вопросы повышения качества высшего образования (А. Алексюк, В. Андрущенко, Я. Болюбаш, В. Кремень); психологически педагогические, организационные, технические, теоретические и практические аспекты использования информационных технологий (М. Жалдак, В. Кухаренко, М. Моисеева, Н. Морзе, Е. Полат, В. Солдаткин, С. Ющик); вопросы профессиональной подготовки (В. Бобров, Ф. Веселков, Ю. Голубев, В. Дюков, С. Комар, Н. Кулебякина, А. Соловьенко, В. Стасюк, И. Шаповал); проблемы формирования информационной культуры и компетентности специалистов (Н. Баловсяк, А. Барановская, В. Быков , М. Головань, Ю. Туранов).
К основным публикациям, в которых отражены некоторые аспекты трактовки понятия «информационная компетентность» и его генезис, можно отнести Закон Украины «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы», в котором, в частности, дана оценка нынешнего состояния информатизации образования Украины и определены основные направления ее развития; точку зрения В. Кременя по основным направлениям реформирования образования Украины и формирование ключевых компетенций, необходимых для успешного осуществления практической профессиональной деятельности специалиста различных отраслей знаний.
Однако публикации, в которых освещался бы вопрос важности информационной компетентности как основы эффективного использования сетевых технологий открытой системы образования и основы успешной профессиональной деятельности – предложенны недостаточно. На сегодня не выделено единого подхода к трактовке понятия «информационная компетентность», не исследовано целостно его генезис и не осуществлен системный подход к определению его составляющих.
Целью нашего научно-педагогического исследования является теоретический анализ изученности вопроса о генезисе понятия информационной компетентности, его составных частей и точек зрения ученых на необходимость ее формирования для эффективного функционирования специалиста в современном глобализированном обществе.
Понятие информационной компетентности возникло в связи с бурным развитием ИКТ и их вхожденим во все аспекты деятельности общества. Возникновение этого понятия относят к началу 2000-х гг. Результаты одного из первых исследований информационной компетентности представлены в отчете кафедры информационной грамотности Государственного университета Калифорнии «Информационная компетентность в университете штата Калифорния» за 2001 год [4].
В нем информационная компетентность представлена как компетентность работы с библиотечными ресурсами – компетентность, связанная с поиском и обработкой различных сообщений.
По результатам этого исследования определены составляющие информационной компетентности:
- определять тему исследования и информационную потребность (определять проблему, формулировать терминологию и ключевые слова, определять виды материалов, необходимых для исследования, использовать электронные средства поиска нужных сведений;
- определять и осуществлять поиск соответствующих материалов, определять различные типы источников для различных задач, правильно использовать цитаты;
- классифицировать найденные сведения и использовать их в исследовании;
- оценивать найденные сведения (проверить их точность, своевременность, целесообразность);
- организовать найденые материалы: сгруппировать в соответствии с разделами исследования, использовать цитаты, составить библиографию [4].
В итоговом исследовании кафедры информационной грамотности Государственного университета Калифорнии понятие информационной компетентности определено как:
- способность определять информационные требования к вопросу исследования для формулирования стратегии поиска сведений;
- способность определять формы представления необходимых сведений;
- умение организовывать сведения в наиболее благоприятный для анализа, синтеза и понимания способом;
- осознавать этические, юридические и политические проблемы использования информационных ресурсов [4].
Определяя многоаспектность понятия информационной компетентности, исследователи связывают ее с феноменом информационного общества, с технологической революцией, с появлением и распространением электронных информационно-коммуникативных технологий. Необходимо отметить, что в современном научном дискурсе сосуществуют родственные термины, а именно: «медиакомпетентнисть», «медиаграмотность», «информационно-технологическая компетентность», «компьютерная грамотность» «информационная культура специалиста», содержание которых во многих случаях отождествляется [5, с.7].
Так, понятие информационной компетентности и его производные неразрывно связаны с общей информационной культурой личности.
Понятие информационной культуры сформировалось в процессе активизации внимания к механизмам информационного обмена в связи с колоссальным усилением роли информационных ресурсов в социокультурных процессах в середине – второй половине XX в. [6].
Тесную связь информационной культуры с информационной компетентностью отмечают ряд современных исследователей (С. Балакирова, П. Климушин, А. Матвиенко и др.). Результаты их исследований убеждают в том, что информационная культура личности является незаменимым компонентом развития общей культуры личности и формирование информационной компетентности в частности. Понятие информационной культуры включает в себя такие важные компоненты как «информационное поведение» и «информационная этика» [7; 8].
Информационное поведение отражает активность личности как субъекта в процессе познания, его умение ориентироваться в информационном пространстве. Оно в значительной мере зависит от степени доступности и комфортности использования информационных ресурсов, доступности информационных каналов и средств для их использования. Информационное поведение – это способ действий, совокупность усилий, применяемых для получения, обработки и усвоения имеющейся информации.
Информационную этику связывают с вопросом доступа к информации, интеллектуальной собственности, вопросам невмешательства в частную жизнь граждан [7, с.3].
По мнению Мироновой О. информационная компетентность определяется как способность эффективно выполнять информационную деятельность (при решении профессиональных задач, обучении, в повседневной жизни) с использованием ИКТ, что предполагает владение информационной компетенцией и сложившейся готовностью (содержащий и личностные качества) к решению соответствующих задач с учетом приобретенного опыта, с возможностью самостоятельной организации собственной деятельности, с осуществлением самоконтроля и осознанием личной роли при их реализации и возможных последствий осуществления [9, с.169].
По мнению исследовательницы, формирование информационной компетентности предполагает развитие таких способностей:
- знание понятий, связанных с информацией, особенностей соответствующих процессов, основой которых она предстает и информационно-коммуникационных средств ее обработки;
- применять ИКТ при реализации учебной, профессиональной деятельности и в повседневной жизни;
- выбирать оптимальные пути решения задач (и их непосредственное решение), объектом в которых возникает информация;
- владеть методами и способами, которые позволят осуществлять поиск, сбор, оценку, преобразование, обработку, анализ, представление, хранение, распространение информации и повышение качества реализации этих действий за счет приобретенного опыта;
- самостоятельно организовывать собственную информационную деятельность и реализовывать самоконтроль при ее осуществлении;
- оценить важность информации на современном этапе развития общества и личного взноса при осуществлении информационной деятельности и в соответствии эффективно и ответственно ее реализовывать [9, с.170].
Формирование таких способностей (по мнению Мироновой О.) не может происходить фрагментарно, нужна постоянная систематическая работа, направленная на развитие общей информационной культуры личности и информационной компетентности в частности.
По нашему мнению, это возможно осуществить в процессе непрерывного образования на протяжении жизни, вопросы исследования которого являются сейчас актуальными. Система непрерывного образования предоставляет широкие возможности для развития личностных потенций индивидов путем постоянного самообразования, самосовершенствования и саморазвития.
Несмотря на широкую изученость вопроса о развитии и формировании информационной компетентности специалиста, сейчас не существует единой структуры составляющих вышеупомянутого образования. Подходы ученых к определению структурных компонентов основываются на различных точках зрения и превалировании различных аспектных составляющих.
А. Хуторской в структуру компонентов информационной компетентности включает объективный (профессионально-информационный) и субъективный (личностный) компоненты. Объективный компонент включает требования, предъявляемые социумом к профессиональной деятельности специалиста. Субъективный компонент дополняет его информационную компетентность личностными качествами, показывающие способность специалиста к успешному выполнению профессиональной деятельности [10].
Н. Баловсяк в состав информационной компетентности личности включает три составляющие [11, с.227-256]: 1) информационная составляющая, которая определяет способность эффективной работы с информацией в различных формах ее представления; 2) компьютерная (компьютерно-технологическая) составляющая, определяет умения и навыки по работе с современной компьютерной техникой и программным обеспечением; 3) процессуально-деятельностная составляющая, определяющая способность применять современные средства информационно-компьютерных технологий для работы с информационными ресурсами и решением различных задач .
А. Бойцова информационную компетентность представляет в виде двух компонентов – личностного и профессионально-информационного. Второй, в свою очередь, состоит из информационной, компьютерной и процессуально-деятельностной составляющей. Информационная и компьютерная составляющая определяет общие компетенции будущего специалиста. Процессуально-деятельностная составляющая содержит общие и специальные компетенции. Последние определяются содержанием и направлением профессиональной деятельности специалиста и касаются решения профессионально-ориентированных задач современными средствами компьютерной техники [12].
Тщательное исследование вопроса компонентного состава информационной компетентности сделано И. Кислой. Ею выделены такой компонентный состав информационной компетентности специалиста и раскрыта объективная значимость каждого компонента как для организации, так и личности в целом (см. табл. 1) [13, с.111-112].
Таблица 1. Компонентный состав информационной компетентности (И. Кислая)
Компонентный состав информационной компетентности |
Объекты реальной действительности |
Социальная значимость компетентности (для организации) |
Личностная значимость компетентности |
1. Информационно-поисковая компетенция | Справочники, энциклопедии, Интернет | Составление постановлений, распоряжений, приказов, нормативных документов | Получение новых знаний |
2. Информационно-аналитическая компетенция | Литература, СМИ, Интернет | Анализ работы предприятия: оформление помещений, размещение и обновление рекламы | Умение анализировать любые поступки, ситуации |
3. Информационно-коммуникационная компетенция | Телефон, мобильный телефон, компьютер (электронная почта, Интернет) | Консультация посетителей по вопросам, касающимся оказываемых услуг, предотвращение и ликвидация конфликтных ситуаций; рассмотрение претензий, связанных с неудовлетворительным обслуживанием посетителей | Общение с людьми |
4. Информационно-оценочная (рефлексивная) компетенция | Тесты, опросы | Проведение необходимых организационно-технических мероприятий, тестирований и опросов | Применение полученных или имеющихся знаний в жизненных ситуациях |
5. Информационно-экологическая компетенция | СМИ, Интернет | Обеспечивает чистоту и порядок в помещении, контролирует соблюдение подчиненными производственной санитарии и гигиены | Соблюдение чистоты окружающей среды |
6. Информационная компетенция самосовершенствования и саморазвития | Литература, СМИ, Интернет | Повышение квалификации | Самосовершенствование и саморазвитие |
7. Информационно-операционная компетенция | Телефон, мобильный телефон, Интернет, инструкции | Работа на ПК | Владение ПК |
8. Информационно-этическая и информационно-правовая компетенция | Общество, юридические справочники | Контролирует соблюдение подчиненными работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда | Право на собственное мнение, безопасность частной собственности |
9. Информационная компетенция сохранения (информационная безопасность) информации | Хранение информации на сервере под паролем, сейфы | Обеспечение безопасности секретным документам | Средства и методы защиты информации |
Такой компонентный состав, по нашему мнению, в полной мере отражает сущность информационной компетентности и значимость ее формирования и развития для каждой личности в частности и общества в целом.
Проведенный анализ результатов научно-педагогических исследований современных ученых позволил нам определить генезис понятия «информационная компетентность» и состояние его разработанности на нынешнем этапе развития общества. Определено, что понятие информационной компетентности является производным от общей информационной культуры личности и связанное с такими важными понятиями как информационная поведение и информационная этика.
На основе анализа подходов ученых к систематизации составляющих информационной компетентности личности мы пришли к выводу, что наиболее удачной системой является структура, предложенная И. Кислой, которая включает в себя информационно-поисковую, информационно-аналитическую, информационно-коммуникационную, информационно-оценочную (рефлексивную), информационно-экологическую компетенции, информационную компетенцию самосовершенствования и саморазвития, информационно-операционную, информационно-этическую и информационно-правовую компетенцию, информационную компетенцию хранения информации.
Перспективы дальнейших исследований в области развития понятия информационной компетентности видим в детальном исследовании составляющих вышеупомянутого образования, разработке методики и технологии формирования информационной компетенции у специалистов согласно отраслей знаний и исследование дальнейшего развития ключевых жизненноважны компетентностей личности в связи с бурным развитием информационного общества и глобализационными воздействиями.
Библиографический список
- Богачик М. Формування інформаційної компетентності старшокласників загальноосвітніх навчальних закладів URL: archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Npd/2009_4/Bogachik.pdf.
- Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / Интернет-журнал «Эйдос». 2004. URL: // http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
- Information Literacy Competency Standards for Higher Education / URL://www.ala.org/ala/acrl/acrlstandards/informationliteracycompetency.htm.
- Балакірова С. Ю., Павленко В. В. Інформаційна компетентність управлінця в контексті «культури реальної віртуальності» / Вісник НТУУ «КПІ». Філософія. Психологія. Педагогіка. 2012. Вип. 1
- Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб. : Университетская книга, 1998.
- Клімушин П. С. Кваліфікаційні вимоги інформаційної компетентності державних службовців / Теорія та практика державного управління. 2011. Вип. 2 (33).
- Матвієнко О. В. Основи менеджменту інформаційних систем : навч. посіб. / [вид. 2-ге, перероб. та доп.]. К. : Центр навч. літ., 2005. 176 с.
- Миронова О. І. Формування інформаційної компетентності студентів як умова ефективного здійснення інформаційної діяльності / Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка. 2010. № 17 (204).
- Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. Хуторский // Народное образование. 2003. № 2.
- Баловсяк Н. В. Формування інформаційної компетентності майбутнього економіста в процесі професійної підготовки : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Баловсяк Надія Василівна ; Інститут педагогіки і психології професійної освіти АПН України. К., 2006. 334 с.
- Бойцова О. М. Структура інформаційної компетентності та її аналіз для процесу професійної підготовки / URL://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Npdntu_pps/2011_9/boytsova.pdf.
- Кисла І. Г. Підходи до формування інформаційної компетентності вчителя загальноосвітнього навчального закладу / Інформаційні технології в освіті. 2008. № 2.