Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и предшествующий Договор о Коллективной безопасности (ДКБ) с момента создания неоднократно меняли число участников. Анализ истории взаимодействия бывших государств-членов со структурой, определение национальных интересов и причин, побудивших их выйти из ее состава, является актуальным по причине дальнейшего прогнозирования взаимодействия государств-участников ОДКБ и ее дальнейшей эффективной деятельности. С этой целью в данной статье автор исследует национальные интересы и оценки деятельности ОДКБ Узбекистана – государства, участвовавшего в подписании Договора о коллективной безопасности (ДКБ), однако, на определенном этапе выбывшего из сотрудничества со своими ближайшими соседями
Узбекистан – государство, за два десятилетия дважды кардинально сменившее отношение к Договору и Организации. История взаимоотношений Ташкент-ДКБ берет начало 15 мая 1992 года – даты его подписания. В этот период Узбекистан, как и другие бывшие республики, возлагали на договор большие надежды. В частности, исследователи отмечают, что подписание ДКБ Ташкентом было связано со стремлением усилить свое влияние в Таджикистане посредством содействия Москвы [1, с. 140]. Кроме того, взаимоотношения между Россией и Ташкентом на тот момент имели позитивный характер, что во многом стало причиной подписания Договора.
Однако время показало, что в отношениях бывших республик не все гладко. В результате чего, Узбекистан поменял свою внешнеполитическую ориентацию, отдавая приоритет западным государствам и структурам. Во многом причина подобного поворота зависела от отношений Ташкент-РФ, где последняя традиционно выступала инициирующим звеном, а в данный период предпочла также переориентировать свои интересы на запад, отодвинув на второе место взаимоотношения с соседями. В результате чего Узбекистан 2 апреля 1999 года приостанавливает свое участие в ДКБ.
В качестве основной причины недовольства деятельности ДКБ Ташкент выделил неэффективность системы Договора. В частности, Президент Узбекистана Каримов И.А. в 2002 году заявил о том, что участники ДКБ не смогли снять напряженность в период активных военных действий Исламского Движения Узбекистана (ИДУ) против Республики в южной и юго-восточной части Узбекистана в отличие от вооруженных сил США [2, с. 98].
Прозападная ориентация Узбекистана не оставила себя ждать и уже 24 апреля 1999 года Ташкент становится членом ГУУАМ. Однако, надеждам Узбекистана на полноценное партнерство с западом, а также интеграцию в международное сообщество не суждено было сбыться. Основные причины следующей переориентации внешней политики Узбекистана заключались, прежде всего, в отсутствии уверенности в лояльности запада, США в частности, который убедился в отсутствии прогресса в осуществлении демократических реформ и приостановил военную и экономическую помощь Ташкенту. Подобная ситуация грозила Узбекистану помимо прочего полной международной изоляцией.
Немаловажное значение имели экономические выгоды сотрудничества с соседними государствами. Однако основная причина смены внешнеполитической линии Узбекистана была связана с Андижанскими событиями мая 2005 года и последствиями, к которым они привели. Действия Узбекского правительства во время разгона мирных демонстраций были оценены США и Великобританией неоправданно жестокими, что привело к блокированию отношений Ташкента между ними, а главное, страны запада намеревались устроить международное расследование Андижанского инцидента. Узбекистан, осознавая все возможные последствия подобного вмешательства, прибегнул к помощи России, которая, к слову, выражала ему всяческую поддержку и выступала против международного расследования.
Вышеуказанные события в результате привели к интенсификации отношений между Узбекистаном и бывшими республиками, следствием чего стало очередное его вступление в состав ОДКБ 23 июня 2006 года и выход из состава ГУУАМ.
Дальнейшее участие Узбекистана в ОДКБ, несмотря на позитивные высказывания администрации в отношении организации, не всегда имело односложный характер. Так, одним из основных факторов несогласия Узбекистана с политикой ОДКБ стал вопрос о формировании КСОР ОДКБ, в отношении которых Ташкент занял особую позицию. В частности, по мнению представителей Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, основной задачей КСОР является отражение внешней военной агрессии. При этом они никак не могут выступать военной составляющей на пространстве СНГ и в государствах ОДКБ для решения споров, которые могут возникнуть между ними. «Каждая из стран-участниц ОДКБ в состоянии решать свои внутренние противоречия и противостояния без привлечения вооруженных сил извне» [3].
Ситуацию усугубила реакция государств-участников ОДКБ по отношению к позиции Узбекистана по данному вопросу, в результате чего договор о создании КСОР все же был принят без участия Ташкента. В этом же ключе Узбекистан отказался от участия в формировании Коллективных миротворческих сил (КМС) ОДКБ в 2010 году.
Дальнейшее недовольство Узбекистана в отношении деятельности ОДКБ было связано с ролью организации в Афганском урегулировании, а точнее ее отсутствием. В частности, узбекские аналитики обвиняли ОДКБ в полной несостоятельности в отношении всех сфер своего мандата: от противодействия экстремизму, до вопросов наркотрафика [4].
В результате несогласия с внешнеполитической линией ОДКБ, Узбекистан в июне 2012 года анонсировал свой выход. Интересен тот факт, что фактор влияния Запада на выход Узбекистана из ОДКБ, активно муссирующийся в российской информационной среде, также активно отрицается в узбекской. При этом в комплексе причина выхода Узбекистана из состава ОДКБ, по мнению узбекского политолога Эргашева Б., представлена следующим образом: «Узбекистан дистанцировался от попыток превращения ОДКБ в инструмент решения внутриполитических проблем тех или иных членов Организации» [4].
В целом, говоря о позиции Узбекистана по отношению к ОДКБ, можно отметить то, что Ташкент, определяя свою внешнеполитическую линию, руководствуется национальными интересами и достаточно мобильно ее изменяет. На данном этапе, сотрудничество с соседями в интеграционной форме, под руководством РФ не соответствует его интересам, поэтому предпочтение отдается сотрудничеству на двустороннем уровне, кроме того на современном этапе Узбекистан нацелен на укрепление взаимодействия с западом, чему может помешать участие в ОДКБ.
Библиографический список
- Лапенко М.В. Некоторые аспекты военного сотрудничества на постсоветском пространстве // Военно-исторические исследования в Поволжье. 2006. Вып. 7. С. 138-154.
- Николаенко В.Д. Военно-политическая интеграция на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы развития // Дис…докт. полит. наук. М., 2005. 349 с.
- О заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан // Правительственный портал Республики Узбекистан. URL: http://gov.uz/ru/m/news/politics/2110 (дата обращения: 10.07.2013).
- Эргашев Б. ОДКБ и Узбекистан – развод или размолвка? // Экономическое обозрение – электронный журнал. 3.07.2012. URL: http://blog.cer.uz/?p=8264 (дата обращения: 10.07.2013).