В качестве методологической основы формирования физкультурной компетентности будущих педагогов выступает культурологический подход, основанный на реализации качества образования обучающихся и профессионально-педагогической подготовки студента – будущего учителя. Теоретико-методологической базой формирования физкультурной компетентности во взаимосвязи с методологическим подходом, который обеспечивает целостность процесса, выступают также и принципы, которые отражают как содержание, так и особенности выявленного подхода.
При исследовании профессиональной подготовки с позиций компетентностного подхода необходимо исходить из того, что одним из факторов формирования культуры личности будущего педагога является совершенствование профессионально-педагогической компетентности. Реализация которой создает основу для разработки содержания организационных форм и технологий современного педагогического образования. Такой подход обусловлен тем, что ключевым показателем качества подготовки современного педагога являются помимо профессиональных знаний и освоенных умений, также и профессиональная компетентность, в аспекте нашего исследования физкультурная компетентность.
Компетентностный подход рассматривается в педагогической науке в ракурсе реализации качества образования обучающихся и профессионально-педагогической подготовки студента – будущего педагога. Качество подготовки при таком подходе актуализируется с учётом реальной готовности обучаемого применить усвоенные знания и навыки в различных сферах жизнедеятельности, в том числе – образовательной, профессиональной и физкультурно-оздоровительной. В этом контексте следует отметить научные работы В. И. Байденко [1], B. S. Bloom [17], И. А. Зимней [7], Р. В. Овчаровой [14] и А. В. Тутолмина [16], в которых компетентностный подход рассматривается как совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих физкультурно-оздоровительную самореализацию студента – будущего педагога. [16].
Основываясь на существующие в научной литературе определения компетентности, можно представить физкультурную компетентность как интеграцию, т.е. взаимообусловленное единство его профессиональных знаний, умений и их применения в практической деятельности, поведенческих характеристик и готовности к физкультурной деятельности, а также анализирующих, творческих и оценочных навыков, реализуемых в процессе педагогического труда. В контексте формирования физкультурной компетентности на основе данного подхода через таксономию уровней обученности, содержательно обусловлено совершенствование спортивного мастерства, как одного из основных показателей развития физкультурной деятельности подростков. [18].
Принцип интегративности содержания или синергии теоретической подготовки на дисциплинах физкультурно-формирующего цикла и предмета «Физическая культура». Суть его заключена в оптимальном уровне соотношения интеллектуального и двигательного компонентов физкультурной деятельности через усиление междисциплинарных связей дисциплин в контексте формирования физической культуры личности студента.
Предполагает реализацию интеграции курса «Физическая культура» с дисциплинами физкультурно-формирующего цикла (Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, Безопасность жизнедеятельности, Возрастная анатомия, физиология и гигиена) на основе выявления системообразующих элементов содержания в целях формирования физической культуры личности студентов гуманитарного вуза.
Суть этого принципа заключается в решении проблемы о сущности причинно-следственной взаимосвязей между уровнем образованности (теоретический компонент) и результативностью практической физкультурной деятельности (практический компонент). Формулирование решения на этот вопрос становится особенно актуальным в сфере школьной и вузовской физической культуры на фоне все чаще звучащих в последнее время сомнений о необходимости занятия физической культуры в учебное время студентов, его ведущей роли в оздоровительной системе подростков и необходимости приоритетного внимание в процессе учебно-воспитательной работы к формированию необходимого уровня образованности в области физической культуры.
Многие исследователи данной проблемы основательно склоняются к тому, что ключевой направленностью занятия физической культурой должна быть оздоровительная (Баранов А. А. [3], Бойко А. Ф., Ильин Е. П. и др.), тренировочная (Бальсевич В. К. [2], Зациорский В. М. и др.) или образовательная (Железняк Ю. Д. [6], Курысь В. Н., Лукьяненко В. П., Матвеев А.П. [11], Хакунов И.Х. и др.) составляющие. Наряду с определенной убежденностью в несомненной пользе специальных физкультурных знаний, в научной литературе можно встретить серьезные противоречивые взгляды по поводу значимости познавательного компонента, эффективности его влияния на мотивационно-ценностное отношение обучающихся к физической активности.
В ракурсе этой проблемы К. К. Кардялис [8] и В. С. Каюров [9] высказывают суждение о недопустимости занятий теорией в ущерб практической составляющей физической культуры личности и предлагают бороться за обогащение интеллектуального содержания школьной и вузовской физической культуры, но не путем разработки и обоснования соответствующей образовательной концепции, а путем бесперспективной борьбы с чиновничьим аппаратом по выделению дополнительных учебных часов. Следует отметить, что при этом полностью игнорируется факт, что самым эффективным инструментом в подобной борьбе является всесторонняя обоснованность инновационных подходов и разработка концептуальных основ, опирающихся на строго научную аргументацию.
Также следует обратить внимание на организацию и определение содержание учебных занятий, когда их основу составляет лишь освоение и выполнение физических упражнений. В этом контексте образовательно-воспитательный процесс сводится к формированию сенсомоторного уровня интеллектуальных способностей, характерного для развития только дошкольников или младших школьников. Поэтому занятия физической культурой, ориентированные на образовательный эффект, который может быть получен лишь от применяемых в нем физических упражнений и малого количества лекционной нагрузки в традиционной форме не будет способствовать полноценному формированию физической культуры личности, а именно мировоззренческому или мотивационно-эмоциональному ее компоненту. В этом, по нашему мнению и многих исследователей, и заключается одна из главнейших проблем формирования физической культуры личности подростков в школе и в вузе, главный фактор крайне низкого уровня эффективности всей системы физического воспитания в социуме. Данное обстоятельство является одной из основных причин критически низкого уровня физической культуры у большинства населения нашей страны, отсутствия устойчивых традиций систематических, самостоятельных занятий физическим упражнениями на протяжении всей жизни, следствием чего, проявляется низкий уровень здоровья, а также физической и двигательной подготовленности населения. [15, c. 59].
Таким образом несовершенство занятий физической культурой в вузе, выражающейся в невозможности достижения главной цели — формирования физической культуры личности, является главным обстоятельством, обуславливающим низкую эффективность физического воспитания в образовательных учреждениях. А именно недостаток занятий физической культуры, как учебной дисциплины связан не с низкой эффективностью решения задач физической подготовки, а с фактом самоустраненности от выполнения одной из главных функций и прямого предназначения, выраженного в обеспечении необходимого уровня образования в сфере физической культуры.
В аспекте разработанного нами принципа мы включаем в теоретический курс дисциплин физкультурно-формирующего цикла (Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, Безопасность жизнедеятельности, Возрастная анатомия, физиология и гигиена) лекционные образовательные модули, с помощью корректировки их содержания в сторону решения основной цели – формирования физической культуры личности студента. Анализ учебных программ по представленным образовательным дисциплинам позволил определить междисциплинарные связи предметов и скорректировать программы, не изменяя в целом цели и задач предметов и их содержательное наполнение.
Таким образом принцип интегративности содержания или синергии позволяет разрешить противоречие между теорией и практикой в области физической культурой, удовлетворив потребности познавательной составляющей и ограниченностью в увеличении часов учебного плана.
Принцип развития творчества как конечного результата сформированности физкультурной компетентности. Данный принцип основывается на понимании того, что эффективность освоения обучающимися основами физкультурной деятельности не заключается только в приобретении ими новых физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, формирования положительного мотивационно-ценностного отношения к физическим упражнениям, а выражается во включении их в процесс самодеятельности, основанном на саморазвитии, самодвижении, самовоспитании, самосовершенствовании и самоформировании. В этом, а именно в творческом и креативном развитии, и заключается основной результат педагогического аспекта физкультурной деятельности. При самодеятельности субъект самостоятельно овладевает соответствующими средствами и методами физической культуры, где данный процесс проходит как сугубо творческий, а не как усвоение готовых образцов физических упражнений, т.е. овладение собственной духовной сферой для физического самосовершенствования. [13, c. 164].
Следует отметить, что творчество — это качество личности, возникшее в результате воспитания и характеризующееся когнитивной, положительно-мотивационной и поведенческой готовностью вносить изменения в методы, средства и приемы усвоения профессиональных физкультурных знаний, необходимых в будущей педагогической деятельности. Именно творческая деятельность является основой и способом реализации личностью своих способностей и возможностей в интеллектуальной и практической деятельности, так как содействует самореализации личности. Глубина и степень ее определяется активностью субъекта, так как посредством ее человек, в аспекте нашего исследования студент, утверждает себя как личность, развивает и проявляет свою сущность, производит и реализует себя. [10]. Существенная роль в формировании личности обучающегося в этом случае отводится качественной стороне физкультурной деятельности, которая не должна ограничивается только развитием его телесных характеристик, а должна содействовать тесной взаимосвязи при их формировании с его духовной деятельностью. Обучающий в ее процессе, предоставляя подопечным ценности физической культуры, творит, создает образ педагогической ситуации по решению специфических задач, характеризующейся оригинальностью, творчеством и индивидуальностью.
Творчество заключается при данном процессе в обнаружении нового смыслового пространства физической культуры личности. Поэтому физкультурные занятия, в частности самостоятельные, совершенствующие духовный и телесный мир занимающегося, становятся процессом самовоспитания, самоопределения и самопознания. Физкультурная самодеятельность продолжается далее и в процессе творческого самовыражения обучающегося, где продуцируется не просто создание физической культуры самой личности, но и передача ее другим. [12].
В своих исследованиях С. П. Евсеев отмечает, что в процессе физического воспитания человек не только «социализируется» и «образовывается», но и сам «основывает свой мир», формирует и завоевывает «социальное пространство», изначально самоопределяется, создает свое понимание мира, проектирует и строит собственную деятельность, в контексте нашего исследования физкультурную, и социальное окружение. [5]. В свою очередь, готовность специалиста к ярко выраженной образовательно-воспитательной деятельности должна проявляться прежде всего в способности научить студента рефлексивно и творчески работать с собственным сознанием, выявлять способы и технологии двигательных действий в особый предмет рефлексивного анализа и синтеза, разрабатывать собственную физкультурную деятельность. [4].
Резюмируя выше сказанное, можно определить, что для всестороннего развития личности на основе формирования физкультурной компетентности необходимо развитие в обучающихся творческого начала, как высшего уровня владения физкультурной деятельностью, и активизации познавательного процесса в контексте синергии теоретического и практического обучения в области физической культуры. В свою очередь выбор компетентностного подхода, как методологического основания, определен стремлением раскрыть сущность процесса совершенствования с разных позиций, что в свою очередь способствует достижению интегративного результата – формированию физкультурной компетентности студента – будущего педагога.
Библиографический список
- Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирование ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого – М.: Физкульт. и спорт, 1988. – 208 с.
- Баранов, А. А. и др. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей. — М.: Династия, 2004. —168 с.
- Дмитриев C. B. Закономерности формирования и совершенствования систем движений спортсменов в контексте проблем теории решения двигательных задач: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. – М: 1991. – 34 с.
- Евсеев С. П. Физическая культура в системы высшего образования: реалии и перспективы: Монография. / С-ПР АФК им. П.Ф. Лесгафта. Спб, 199. – 144 с.
- Железняк, Ю. Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмету “Физическая культура” : учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стер. – М.: Academia, 2008. – 269 с.
- Зимняя, И. А. и др. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 82 с.
- Кардялис К. К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности: Дис. … докт. пед. наук. Каунас, 1990. – 545 с.
- Каюров, В. С., Савинков, И. П. Книга учителя физической культуры – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 333с
- Котельникова, В. М. Творческая деятельность как основание гармонического развития личности: Автореф. дис. . канд.пед.наук.- Казань, 1988. – 22 с.
- Матвеев А. П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета “Физическая культура” в общеобразовательной школе: Дис. . д-ра пед.наук в виде научн.докл. М., 1997. – 69 с.
- Молчанов, C. B. Триединство физической культуры. Минск: Полымя, 1991. – 141 с.
- Николаев Ю. М. Теретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: монография / Ю.М. Николаев; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1998. – 217 с.
- Овчарова, Р. В. Практическая экспертиза профессиональной компетентности учителя // Образование и наука. – 2001. – № 1. – C. 76
- Соловьев В. Н. Оздоровительные технологии и социальные проблемы в физическом воспитании студентов : Учебно-методическое пособие. – Ижевск: УдГУ, 2005. – 515 с.
- Тутолмин, А. В. Становление профессионально-творческой компетентности педагога начального образования национальной школы: теория и практика: монография. – М: МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2006. – 112 с.
- Benjamin Samuel Bloom (1956) Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals, Том 1 Longmans.
- Stephen Silverman Teaching for Student Learning in Physical Education // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. – 2011. – N.82 (6). – S. 29 – 34.