КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Наговицын Роман Сергеевич
Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко
Заведующий кафедрой

Аннотация
Раскрывается методологическая основа формирования физкультурной компетентности будущих педагогов на основе разработки культурологического подхода. Выбор методологического подхода определен стремлением раскрыть сущность процесса совершенствования с разных позиций и образованием единой концептуальной системы многоуровневого характера, являющийся основой развития личности студента – будущего педагога в вузе.

Ключевые слова: компетентностный подход, методологическая основа., физкультурная компетентность будущих педагогов


COMPETENCE APPROACH TO THE FORMATION OF ATHLETIC COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Nagovitsyn Roman Sergeevich
The Glazov Korolenko State Pedagogical Institute
Head of the Department

Abstract
Disclosed Methodological Base athletic competence of future teachers through the development of cultural approach. Choice methodological approach defined desire to reveal the essence of the process of improving from different positions and form a single conceptual system of multilevel character, which is the basis of development of student's personality - the future teacher in high school.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Наговицын Р.С. Компетентностный подход к формированию физкультурной компетентности будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/01/5508 (дата обращения: 25.02.2024).

В качестве методологической основы формирования физкультурной компетентности будущих педагогов выступает культурологический подход, основанный на реализации качества образования обучающихся и профессионально-педагогической подготовки студента – будущего учителя. Теоретико-методологической базой формирования физкультурной компетентности во взаимосвязи с методологическим подходом, который обеспечивает целостность процесса, выступают также и принципы, которые отражают как содержание, так и особенности выявленного подхода.

При исследовании профессиональной подготовки с позиций компетентностного подхода необходимо исходить из того, что одним из факторов формирования культуры личности будущего педагога является совершенствование профессионально-педагогической компетентности. Реализация которой создает основу для разработки содержания организационных форм и технологий современного педагогического образования. Такой подход обусловлен тем, что ключевым показателем качества подготовки современного педагога являются помимо профессиональных знаний и освоенных умений, также и профессиональная компетентность, в аспекте нашего исследования физкультурная компетентность.

Компетентностный подход рассматривается в педагогической науке в ракурсе реализации качества образования обучающихся и профессионально-педагогической подготовки студента – будущего педагога. Качество подготовки при таком подходе актуализируется с учётом реальной готовности обучаемого применить усвоенные знания и навыки в различных сферах жизнедеятельности, в том числе – образовательной, профессиональной и физкультурно-оздоровительной. В этом контексте следует отметить научные работы В. И. Байденко [1], B. S. Bloom [17], И. А. Зимней [7], Р. В. Овчаровой [14] и А. В. Тутолмина [16], в которых компетентностный подход рассматривается как совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих физкультурно-оздоровительную самореализацию студента – будущего педагога. [16].

Основываясь на существующие в научной литературе определения компетентности, можно представить физкультурную компетентность как интеграцию, т.е. взаимообусловленное единство его профессиональных знаний, умений и их применения в практической деятельности, поведенческих характеристик и готовности к  физкультурной деятельности, а также анализирующих, творческих и оценочных навыков, реализуемых в процессе педагогического труда. В контексте формирования физкультурной компетентности на основе данного подхода через таксономию уровней обученности, содержательно обусловлено совершенствование спортивного мастерства, как одного из основных показателей развития физкультурной деятельности подростков. [18].

Принцип интегративности содержания или синергии теоретической подготовки на дисциплинах физкультурно-формирующего цикла и предмета «Физическая культура». Суть его заключена в оптимальном уровне соотношения интеллектуального и двигательного компонентов физкультурной деятельности через усиление междисциплинарных связей дисциплин в контексте формирования физической культуры личности студента.

Предполагает реализацию интеграции курса «Физическая культура» с дисциплинами физкультурно-формирующего цикла (Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, Безопасность жизнедеятельности, Возрастная анатомия, физиология и гигиена) на основе выявления системообразующих элементов содержания в целях формирования физической культуры личности студентов гуманитарного вуза.

Суть этого принципа заключается в решении проблемы о сущности причинно-следственной взаимосвязей между уровнем образованности (теоретический  компонент) и результативностью практической физкультурной деятельности (практический компонент). Формулирование решения на этот вопрос становится особенно актуальным в сфере школьной и вузовской физической культуры на фоне все чаще звучащих в последнее время сомнений о необходимости занятия физической культуры в учебное время студентов, его ведущей роли в оздоровительной системе подростков и необходимости приоритетного внимание в процессе учебно-воспитательной работы к формированию необходимого уровня образованности в области физической культуры.

Многие исследователи данной проблемы основательно склоняются к тому, что ключевой направленностью занятия физической культурой должна быть оздоровительная (Баранов А. А. [3], Бойко А. Ф., Ильин Е. П. и др.),  тренировочная (Бальсевич В. К. [2], Зациорский В. М. и др.) или образовательная (Железняк Ю. Д. [6], Курысь В. Н., Лукьяненко В. П., Матвеев А.П. [11], Хакунов И.Х. и др.) составляющие. Наряду с определенной убежденностью в несомненной пользе специальных физкультурных знаний, в научной литературе можно встретить серьезные противоречивые взгляды по поводу значимости познавательного компонента, эффективности его влияния на мотивационно-ценностное отношение обучающихся к физической активности.

В ракурсе этой проблемы К. К. Кардялис [8] и В. С. Каюров [9] высказывают суждение о недопустимости занятий теорией в ущерб практической составляющей физической культуры личности и предлагают бороться за обогащение интеллектуального содержания школьной и вузовской физической культуры, но не путем разработки и обоснования соответствующей образовательной концепции, а путем бесперспективной борьбы с чиновничьим аппаратом по выделению дополнительных учебных часов. Следует отметить, что при этом полностью игнорируется факт, что самым эффективным инструментом в подобной борьбе является всесторонняя обоснованность инновационных подходов и разработка концептуальных основ, опирающихся на строго научную аргументацию.

Также следует обратить внимание на организацию и определение содержание учебных занятий, когда их основу составляет лишь освоение и выполнение физических упражнений. В этом контексте образовательно-воспитательный процесс сводится к формированию сенсомоторного уровня интеллектуальных способностей, характерного для развития только дошкольников или младших школьников. Поэтому занятия физической культурой, ориентированные на образовательный эффект, который может быть получен  лишь от применяемых в нем физических упражнений и малого количества лекционной нагрузки в традиционной форме не будет способствовать полноценному формированию физической культуры личности, а именно мировоззренческому или мотивационно-эмоциональному ее компоненту. В этом, по нашему мнению и многих исследователей, и заключается одна из главнейших проблем формирования физической культуры личности подростков в школе и в вузе, главный фактор крайне низкого уровня эффективности всей системы физического воспитания в социуме. Данное обстоятельство является одной из основных причин критически низкого уровня физической культуры у большинства населения нашей страны, отсутствия устойчивых традиций систематических, самостоятельных занятий физическим упражнениями на протяжении всей жизни, следствием чего, проявляется низкий уровень здоровья, а также физической и двигательной подготовленности населения. [15, c. 59].

Таким образом несовершенство занятий физической культурой в вузе, выражающейся в невозможности достижения главной цели — формирования физической культуры личности, является главным обстоятельством, обуславливающим низкую эффективность физического воспитания в образовательных учреждениях. А именно недостаток занятий физической культуры, как учебной дисциплины связан не с низкой эффективностью решения задач физической подготовки, а с фактом самоустраненности от выполнения одной из главных функций и прямого предназначения, выраженного в обеспечении необходимого уровня образования в сфере физической культуры.

В аспекте разработанного нами принципа мы включаем в теоретический курс дисциплин физкультурно-формирующего цикла (Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, Безопасность жизнедеятельности, Возрастная анатомия, физиология и гигиена) лекционные образовательные модули, с помощью корректировки их содержания в сторону решения основной цели – формирования  физической культуры личности студента. Анализ учебных программ по представленным образовательным дисциплинам позволил определить междисциплинарные связи предметов и скорректировать программы, не изменяя в целом цели и задач предметов и их содержательное наполнение.

Таким образом принцип интегративности содержания или синергии позволяет разрешить противоречие между теорией и практикой в области физической культурой, удовлетворив потребности познавательной составляющей и ограниченностью в увеличении часов учебного плана.

Принцип развития творчества как конечного результата сформированности физкультурной компетентности. Данный принцип основывается на понимании того, что эффективность освоения обучающимися основами физкультурной деятельности не заключается только в приобретении ими новых физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, формирования положительного мотивационно-ценностного отношения к физическим упражнениям, а выражается во включении их в процесс самодеятельности, основанном на саморазвитии, самодвижении, самовоспитании, самосовершенствовании и самоформировании. В этом, а именно в творческом и креативном развитии, и заключается основной результат педагогического аспекта физкультурной деятельности. При самодеятельности субъект самостоятельно овладевает соответствующими средствами и методами физической культуры, где данный процесс проходит как сугубо творческий, а не как усвоение готовых образцов физических упражнений, т.е. овладение собственной духовной сферой для физического самосовершенствования. [13, c. 164].

Следует отметить, что творчество — это качество личности, возникшее в результате воспитания и характеризующееся когнитивной, положительно-мотивационной и поведенческой готовностью вносить изменения в методы, средства и приемы усвоения профессиональных физкультурных знаний, необходимых в будущей педагогической деятельности. Именно творческая деятельность является основой и способом реализации личностью своих способностей и возможностей в интеллектуальной и практической деятельности, так как содействует самореализации личности. Глубина и степень ее определяется активностью субъекта, так как посредством ее человек, в аспекте нашего исследования студент, утверждает себя как личность, развивает и проявляет свою сущность, производит и реализует себя. [10]. Существенная роль в формировании личности обучающегося в этом случае отводится качественной стороне физкультурной деятельности, которая не должна ограничивается только развитием его телесных характеристик, а должна содействовать тесной взаимосвязи при их формировании с его духовной деятельностью. Обучающий в ее процессе, предоставляя подопечным ценности физической культуры, творит, создает образ педагогической ситуации по решению специфических задач, характеризующейся оригинальностью, творчеством и индивидуальностью.

Творчество заключается при данном процессе в обнаружении нового смыслового пространства физической культуры личности. Поэтому физкультурные занятия, в частности самостоятельные, совершенствующие духовный и телесный мир занимающегося, становятся процессом самовоспитания, самоопределения и самопознания. Физкультурная самодеятельность продолжается далее и в процессе творческого самовыражения обучающегося, где продуцируется не просто создание физической культуры самой личности, но и передача ее другим. [12].

В своих исследованиях С. П. Евсеев отмечает, что в процессе физического воспитания человек не только «социализируется» и «образовывается», но и сам «основывает свой мир», формирует и завоевывает «социальное пространство», изначально самоопределяется, создает свое понимание мира, проектирует и строит собственную деятельность, в контексте нашего исследования физкультурную, и социальное окружение. [5]. В свою очередь, готовность специалиста к ярко выраженной образовательно-воспитательной деятельности должна проявляться прежде всего  в способности научить студента рефлексивно и творчески работать с собственным сознанием, выявлять способы и технологии двигательных действий в особый предмет рефлексивного анализа и синтеза, разрабатывать собственную физкультурную деятельность. [4].

Резюмируя выше сказанное, можно определить, что для всестороннего развития личности на основе формирования физкультурной компетентности необходимо развитие в обучающихся творческого начала, как высшего уровня владения физкультурной деятельностью, и активизации познавательного процесса в контексте синергии теоретического и практического обучения в области физической культуры. В свою очередь выбор компетентностного подхода, как методологического основания, определен стремлением раскрыть сущность процесса совершенствования с разных позиций, что в свою очередь способствует достижению интегративного результата – формированию физкультурной компетентности студента – будущего педагога.


Библиографический список
  1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирование ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. –  72  с.
  2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого – М.: Физкульт. и спорт, 1988. – 208 с.
  3. Баранов, А. А. и др. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей. — М.: Династия, 2004. —168 с.
  4. Дмитриев C. B. Закономерности формирования и совершенствования систем движений спортсменов в контексте проблем теории решения двигательных задач: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. – М: 1991. – 34 с.
  5. Евсеев С. П. Физическая культура в системы высшего образования: реалии и перспективы: Монография. / С-ПР АФК им. П.Ф. Лесгафта. Спб, 199. – 144 с.
  6. Железняк, Ю. Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмету “Физическая культура” : учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стер. – М.: Academia, 2008. – 269 с.
  7. Зимняя, И. А. и др. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 82 с.
  8. Кардялис К. К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности: Дис. … докт. пед. наук. Каунас, 1990. – 545 с.
  9. Каюров, В. С., Савинков, И. П. Книга учителя физической культуры – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 333с
  10. Котельникова, В. М. Творческая деятельность как основание гармонического развития личности: Автореф. дис. . канд.пед.наук.- Казань, 1988. – 22 с.
  11. Матвеев А. П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета “Физическая культура” в общеобразовательной школе: Дис. . д-ра пед.наук в виде научн.докл. М., 1997. – 69 с.
  12. Молчанов, C. B. Триединство физической культуры. Минск: Полымя, 1991. – 141 с.
  13. Николаев Ю. М. Теретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: монография / Ю.М. Николаев; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1998. – 217 с.
  14. Овчарова, Р. В. Практическая экспертиза профессиональной компетентности учителя // Образование и наука. – 2001. – № 1. – C. 76
  15. Соловьев В. Н. Оздоровительные технологии и социальные проблемы в физическом воспитании студентов : Учебно-методическое пособие. – Ижевск: УдГУ, 2005. – 515 с.
  16. Тутолмин, А. В. Становление профессионально-творческой компетентности педагога начального образования национальной школы: теория и практика: монография. –  М: МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2006. – 112 с.
  17. Benjamin Samuel Bloom (1956) Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals, Том 1 Longmans.
  18. Stephen Silverman Teaching for Student Learning in Physical Education // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. – 2011. – N.82 (6). – S. 29 – 34.


Все статьи автора «Romanagovitsin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: