Проблема бытия человека является коренной для философии и богословия. Представители обеих наук пытаются решить ее своими методами. Однако общей тенденцией для светских гуманистических концепций общества и для христианского богословия есть принятие принципа достоинства человека как основы антропологии.
Достоинство — понятие морального сознания, в котором выражается представление о ценности индивида, его моральном равенстве с другими. Также это категория этики, которая отражает моральное отношение человека к себе и общества к человеку [1, с. 102; 2, с. 21]. Современная трактовка достоинства уходит своими корнями в творчество одного из мыслителей эпохи Возрождения Дж. Пико дела Мирандола “Речь о достоинстве человека”. Однако, для изучения богословской традиции равно важно и то, что активно разрабатывали это понятие уже Отцы церкви, в частности Григорий Нисский (IV в. н. э.) [3, с. 52].
Основательно осмыслил проблематику человеческого достоинства И. Кант. Согласно его определению, нерелятивными являются вещи, которые существуют в качестве цели сами по себе. В отличие от относительных ценностей, вещь стает целью сама по себе только тогда, когда имеет моральное измерение. Моральность является, таким образом, основой достоинства человека и каждого разумного существа [4, p. 52-53].
Обращение к теме достоинства человека находим в многочисленных документах международного уровня, в том числе “Уставе ООН” (1945 г.) и “Общей декларации прав человека” (1948 г.). В названных и других международных актах качество достоинства признается за всеми людьми. В то же время показательно, что во всех этих документах отсутствует определение самого термина “достоинство” [5; 6]. Однако, к примеру, “Устав ООН” провозглашает намерения “утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности” [5].
В Украине собственную концепцию достоинства человека плодотворно развивает Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ). Она адаптирует к украинским реалиям принципы современной социальной доктрины Католической церкви. В этой доктрине понимание достоинства как качества, чувствительного к социальным реалиям, присутствует уже в документах папы Льва ХІІІ. В частности, в § 20 энциклики “Rerum novarum” (1891 г.) понтифик призвал работодателей не воспринимать работников как рабов, но уважать в каждом человеке его достоинство как достоинство личности, возвышенной ее христианским характером [7].
Мощным стимулом для осмысления проблемы достоинства в католицизме стали решения Второго ватиканского собора, в частности, декларация “Dignitatis humanae” и душпастырская конституция о церкви в современном мире “Gaudium et spes”. В этих документах церковь связывает достоинство с правами человека на достойную жизнь согласно собственному рассудку, свободе воли и осознанию обязанностей [8, с. 375, 524, 528].
Среди характерных черт католической концепции достоинства человека, как отмечают исследователи, нужно указать то, что она, как и концепция И. Канта, основывается на автономии личности и свободе воли [9, p. 85]. В катехизисе УГКЦ “человек, потому, что он есть образ Божий, имеет достоинство личности: он не является лишь чем-то, но кем-то” [3, с. 52, 55, 230; 10, с. 81]. Но во избежание односторонности трактовки необходимо заметить, что в социальной доктрине Католической церкви определяющими критериями человека есть не ум, сознание или свобода. Напротив, человек уже в силу своего бытия есть основой для ума, сознания и свободы. Церковь постулирует, что даже при отсутствии этих качеств человек не перестает быть собой и все люди равны в своем достоинстве [10, с. 92, 98-99]. Человек согласно социальной доктрине современного католицизма — “единое творение на земле, которое Бог создал только ради него самого” [8, с. 525; 11, с.93, 411, 518]. Такая позиция оправдана с мировоззренческой точки зрения, поскольку в противном случае право на признание имели бы расистские теории. Более того, сакрализация достоинства индивида способствует развитию культуры человеческих отношений, так как любой человек становится окончательной целью, а не средством для достижения каких-то других целей [3, с. 278].
Впрочем, полагать, что понятие достоинства человека в УГКЦ было актуализировано только благодаря модерной социальной доктрине католицизма, было бы неправильным. Еще в 1874 г. митрополит Галицкий И. Сембратович издал “Архиерейское послание о высоком достоинстве человека” в котором на 84 страницах рассмотрел данную проблематику. Прежде всего, иерарх отметил необходимость умеренного стиля жизни, самоконтроля и выполнения норм морали [12]. Уже после провозглашения папской энциклики “Rerum novarum” к теме человеческого достоинства постоянно возвращался митрополит Галицкий Андрей (Шептицкий). Именно он возглавлял церковь в период Первой и Второй мировых войн. Именно поэтому иерарх, говоря о достоинстве, особенно много внимания уделял проблеме соблюдения права человека на жизнь, побуждал верующих бороться с упадком нравственности [13; 14, с. 18; 15, с. 529].
Таким образом, становится понятно, что концепция достоинства человека, которую развивает УГКЦ, имеет в своей основе помимо католической традиции и собственную. Заметим также, что в социальном учение УГКЦ, несмотря на большое количество источников, отсутствует определение термина “достоинство”. Его понимание церковь прививает верующим через обращение к конкретным проблемам социального бытия.
УГКЦ подчеркивает и утверждает сакральность достоинства человека [16, с. 320; 17, с. 264]. Ее учение указывает на конвенциональный характер секулярной морали и этики в отличие от сакрализованной морально-этической системы христианства. Поэтому, как отмечают исследователи греко-католического социального учения, отрицание Бога с позиций католического богословия является унижением достоинства человека [18, с. 301, 309].
Согласно учению УГКЦ, человек по своей сущности — это неизменно умное, свободное и социальное существо, призванное к связи с Богом через голос совести [3, c. 234-235, 254; 17, с. 71]. С другой стороны, вера в присутствие образа и подобия Бога в каждом человеке объединяет между собой христианские церкви и религиозные организации Украины. Неотъемлемый характер человеческого достоинства подчеркивают православные, католики и протестанты Украины. Следовательно, это важный фактор, который стимулирует пока еще разделенных христиан к общей деятельности. Свое отношение к проблеме развития достоинства человека в современных условиях выразили 13 декабря 2008 г. в общем обращении УПЦ, УПЦ КП, УГКЦ, РКЦ в Украине, Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан веры евангельской Украины, Украинской христианской евангельской церкви, Братства независимых церквей и миссий евангельских христиан-баптистов Украины. “Подобие Божие” в человеке они рассмотрели как признак необходимости индивидуального совершенствования, уподобления Богу, поскольку человек поступками может утверждать или отрицать свое достоинство [3, с. 52, 53; 11, с. 64, 410; 17, с. 522].
Присущими человеку чертами, согласно общекатолическому учению, есть способность к самосознанию, самоконтролю, самоопределению и одновременная открытость к трансцендентному. Если первые из трех черт для церкви означают то, что человек есть свободным, чем возвышается над другими существами, то последняя предусматривает его открытость к поискам Бога, реализацию общественных идеалов и общение с подобными себе. Ведь только поняв себя в связи с “ты”, человек может отыскать свое “я”. В таком процессе сопоставления себя с другими ради общения и единства с человечеством, личность способна выйти за пределы, заданные ее эгоизмом, вплоть до пожертвования собственной жизнью [10, с. 91]. Согласно учению УГКЦ, человек ощущает счастье не потому, что его жизнь стает удобной, а потому, что в христианстве он воссоединяется с Богом как источником добра, правды и красоты [17, с. 437]. Достижение такого состояния личности церковь трактует как “жизнь во Христе” [17, с. 229].
Стремление верующего к единению с Богом в социальном учении УГКЦ выступает фактором, который должен стимулировать христианина к осознанию собственной моральной ценности и пониманию ценности людей вокруг. При таком подходе гарантом человеческого достоинства становится сам Бог. Поэтому понятие достоинства — один из элементов, который может способствовать согласию не только между сторонниками разных религий, но и между верующими и неверующими. Ведь от взаимоуважения выигрывает каждый член общества.
Основополагающим в христианской антропологии есть тезис о том, что человек имеет свободу выбора: он может даже пренебречь связью с Богом. Но также утверждается, что эту связь невозможно уничтожить. Социальная доктрина католицизма обосновывает этот тезис через сочетание двух положений. Во-первых, она соглашается с тем, что человек находит смысл жизни и самовыражение лишь через взаимоотношения с другими людьми. Во-вторых, социальные отношения рассматриваются как аутентическое выражение отношения индивида к Богу [10, с. 81; 17, с. 155-156, 259-260]. То есть, гармония в отношениях с Богом становится для христианина невозможной без нормализации его отношений с окружающими и наоборот.
В качестве следствий секуляризации, особенно через отсутствие в системе морали ее религиозной подоплеки, УГКЦ считает, что человек перестал быть для самого себя центром бытия. Он “стал товаром…” [17, с. 127, 155, 178-179, 278]. С таких позиций УГКЦ подходит к трактовке социальной практики.
Примером обращения современного учения УГКЦ к проблематике человеческого достоинства является осуждение потребительства или консюмеризма, который предполагает продуцирование и пропаганду желаний завладеть и потребить как можно большее количество товаров и услуг. Церковь осуждает потребительство наравне с предрассудками, моральным и экономическим произволом [8, с. 519-520; 17, с. 101, 186, 187, 125, 157, 485, 493, 495]. Критикуя консюмеризм, УГКЦ четко придерживается тех положений католической социальной доктрины, согласно которым экономический прогресс должен быть направлен на развитие человека и общества, а не на накопление богатств [10, с. 210, 223, 338].
Неприятие потребительства в учении УГКЦ может на первый взгляд показаться простым призывом к евангельской бедности, данью традиции. Но такое мнение опровергают результаты исследований философов, социологов, психологов. Еще в начале ХХ в. феномен потребительства исследовал и описал Т. Веблен [19]. Позже Г. Марсель и Э. Фромм пришли к выводу, что консюмеризм как мировоззренческая установка ограничивает полноту бытия, формирует состояние зависимости от внешних факторов, отношение к себе, как к вещи и т.п. Таким образом, консюмеризм деформирует психику человека, что в итоге ведет к деградации его личности [20, с. 141, 143-145, 147, 151; 21, с. 308, 314].
В свете философии Г. Марселя и Э. Фромма проблема современного человека лежит между выбором “иметь” как можно больше материальных ценностей или “быть” собой. Ученые доказывали, что только выбрав “быть”, человек имеет возможность сохранит себя [22]. Показательно, что папа Иоанн Павел ІІ также делал акцент на необходимости “быть”, а не “иметь” [23, s. 27]. В таком же духе выступили и епископы УГКЦ во время визита Иоанна Павла ІІ в Украину в 2001 г. [17, с. 213-214].
Ни в работах философов, ни в трудах богословов консюмеризм не находит оправдания, поскольку делает человека зависимым, ослабляет его волю, способствует подмене ценностей, унижает человеческое достоинство. В целом обоснование достоинства человека в социальном учении УГКЦ означает то, что личность есть активным субъектом собственного развития, права которого незыблемы. Личность в силу своего достоинства является целью общества и его институций [3, с. 282; 17, с. 76, 159, 229, 264; 10, с. 92, 93, 238, 240, 324; 11, с. 417, 442, 451, 522].
УГКЦ определилась с учением о достоинстве человека. Однако детализированного ответа на вопрос о решении противоречий между декларациями права на уважение достоинства и критериями их практической реализации она пока не сформировала. М. Маринович указывает на то, что “защищать достоинство человека, означает формулировать условия, в которых он может быть защищен; определять общественные обстоятельства, при которых образ Божий в человеке не будет подвергаться болезненным деформациям”. Греко-католический интеллектуал допускает, что УГКЦ, как церковь католическая, “может и должна легитимно усвоить активное социальное учение, которое является обязательным для Католической церкви. В то же время, как церковь восточная, она может и должна сохранять определенную меру апотаксии, то есть отказа от мира” [16, с. 322]. Параметры для последующего осмысления темы достоинства определил Катехизис УГКЦ. В документе утверждается, что общество невозможно без межличностного общения, а основное условие общения и общественного диалога — признание достоинства другого человека, уважение к нему [3, с. 282].
Таким образом, характерной для социального учения УГКЦ есть трактовка достоинства как морально-этической категории в свете богословия. Через операционализацию достоинства церковь утверждает идею особенной моральной ценности каждого человека. Человек приобретает достоинство в силу своего бытия. Принятие этого положения объединяет традиции разделенных христиан. А в силу того, что отношение человека к Богу, согласно учению УГКЦ, может аутентически выразится, прежде всего, через его отношения с другими людьми, то понятие достоинства задает еще и определенные стандарты межличностных и социальных отношений. Церковь трактует человека как центр и цель общественной деятельности. Поэтому УГКЦ выступает против отношения к человеку как к средству достижения каких-то других целей, осуждает явление потребительства — стремления к неконтролируемому накоплению материальных ресурсов, отождествления себя с ними, что в итоге грозит деградацией духовного мира.
Библиографический список
- Філософський словник / За ред. В. І. Шинкарука. — К., 1986. — 796 с.
- Словник соціологічних і політологічних термінів / Ред. В. І. Астахова, В. І. Даниленко, А. І. Панов. — К., 1993. — 141 с.
- Катехизм Української греко-католицької церкви: Христос — наша Пасха. — Львів, 2011. — 336 с. + 64 іл.
- Kant I. Fundamental Principles of the Metaphysic of Morals. — Rockville (Maryland), 2008. — 82 p.
- Устав Организации Объединённых Наций [Електронный ресурс] // Код доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/995_010
- Загальна декларація прав людини. Прийнята і проголошена резолюцією 217 (ІІІ) Генеральної Асамблеї ООН від 10 грудня 1945 року [Електронный документ] // Код доступа: // http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/995_015/parao95#o95
- Leo XIII. Rerum novarum. Encyclical of Pope Leo XIII on Capital and Labor [Електронный документ] // Код доступа: http://www.vatican.va/holy_father/leo_xiii/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_15051891_rerum-novarum_en.html
- Документи Другого Ватиканського собору. Конституції, декрети, декларації. — Львів, 1996 р. — 757 с.
- Handbook Economics and Ethics / Edited by Jan Peil and Irene van Staveren. —Cheltenham, 2009. — 605 p.
- Компендіум Соціальної доктрини Церкви. — К., 2008. — 549 с.
- Катехизм Католицької Церкви (Синод Української греко-католицької церкви). — Жовква, — 2002. — 772 с.
- Сембратовичъ І. Архіерейское посланіє о високомъ достоинствѣ человѣка. — Львовъ, 1874. — 84 с.
- Шептицький А. Декрет митрополита Андрея “Не убий” і правила до декрету “Про п’яту Божу заповідь” / Шептицький Андрей. Пастирські послання 1899-1914., — Т. 3. — Львів, 2010. — С. 541 — 557.
- Шептицький А. Пастирське послання митрополита Андрея до вірних “Про небезпеку надуживання спиртних напоїв” // Шептицький Андрей. Пастирські послання 1939-1944., Т. 3. — Львів, 2010. — С. 18—19.
- Шептицький А. Пастирське послання митрополита Андрея до духовенства “О квестії соціальній” // Шептицький Андрей. Пастирські послання 1899-1914., Т. 1. — Львів, 2007. — С. 513—550.
- Маринович М. Українська ідея і християнство або коли гарцюють кольорові коні Апокаліпсису / М. Маринович — К., 2003. — 544 с.
- Соціально зорієнтовані документи Української греко-католицької церкви (1989-2008) — (Джерела християнського суспільного вчення та служіння, 1) / заг. ред. Леся Коваленко.— Львів, 2008. — XVIII+711 c.
- Кияк С. Р. Ідентичність українського католицизму: генезис, проблеми, перспективи: [монографія] / Кияк С. Р. — Івано-Франківськ, 2006. — 632 с.
- Veblen Thorstein. The Theory of the Leisure Class. An economic study of Institutions. — N.Y., 1915. — 404 p.
- Марсель Г. Быть и иметь / Г. Марсель.— Новочеркасск, 1994. — 160 с.
- Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм. — М., 2005. — 2005. — 571 с.
- Фромм Э. “Иметь” или “быть” / Э. Фромм. — М., 2008. — 314 с.
- Mokry Wl. Papieskie posłania Jana Pawła II do Ukraińców / Wł. Mokry. — Kraków, 2001. — 404 s.
Количество просмотров публикации: Please wait