ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА – В РАБОТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Летучева Светлана Константиновна
МБОУ ДОД ДТДМ

Аннотация
В статье раскрывается специфика патриотического воспитания в рамках работы художественного отдела Дворца творчества детей и молодежи. На основании педагогического наблюдения делается вывод о роли коллективных мероприятий (экскурсий, круглых столов, фестивалей) для формирования патриотических установок у молодежи.

Ключевые слова: воспитание, воспитанник, дополнительное образование, коллектив, патриотизм


EDUCATION OF PATRIOTISM - IN THE ADDITIONAL EDUCATION

Letucheva Svetlana Konstantinova
MBOU DOD Palace of Children and Youth

Abstract
The article reveals the specifics of patriotic education in the work of the art department of the Palace of Children and Youth. Based on teacher observation concludes the role of collective activities (excursions, round tables, festivals) to form a patriotic installations in young people.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Летучева С.К. Воспитание патриотизма – в работе дополнительного образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/09/3782 (дата обращения: 23.02.2024).

Сфера дополнительного образования занимает особое место в творческом развитии детей. Особенность системы формирования творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования заключается в том, что своим содержанием она закладывает основы базовой культуры личности в контексте развития ценностно-смысловой сферы ребенка [1, 2]. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к образованию, выступает проблема становления у школьников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Говоря о патриотическом воспитании детей, мы понимаем взаимодействие взрослого (педагогов и родителей) и ребенка, в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Подчеркивая социально важные качества: доброту, уважение, желание и умение помочь другому, заботу о других [6]. Как отмечает Ю.Н. Трифонов, патриотизм есть проявление субъект-объектных отношений [7], однако формируется патриотизм в субъект-субъектном взаимодействии, прежде всего с людьми старшего поколения, которые могут передать свой опыт, а также развить уважение к городу, стране, и в итоге сформировать чувство патриотизма.

Патриотическое воспитание ‑ процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Деятельность художественного отдела [4, 5] включает многогранное воспитание детей и подростков. Занятия танцами, вокалом, а также занятия ИЗО-студии, цирковой студии и театральных объединений, включают не только обязательную часть (непосредственно обучение танцам, вокалу, рисованию ит.д.), но и участие воспитанников в фестивалях, круглых столах и мероприятиях в рамках экспериментальной площадки, посещение музеев и концертов формируют определенную культурную направленность.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.  В связи с этим в рамках экспериментальной площадки «Звонкие вечорки», воспитанники разных объединений художественного отдела знакомятся с традициями донских казаков. В рамках работы ИЗО-студии, воспитанники знакомятся с историческими личностями и их роли в развитии государства [3].  Таким образом, патриотическим может быть любой вид человеческой деятельности, однако основой является ее мотивационная структура.

Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. В связи с этим утверждением, а также для формирования патриотических установок, в рамках экспериментально площадки образцовый фольклорный ансамбль “Феникс” принял участие в XXII Региональном фестивале казачьей культуры (п. Тульский, Адыгея). Общение с носителями культуры, а также со старшим поколением способствует формированию патриотизма у молодежи.

Кроме того, для воспитанников творческих коллективов художественного отдела летом посещают оздоровительные лагеря, где они не только отдыхают, но и продолжают заниматься со своими педагогами: младшая группа образцового хореографического ансамбля «Надежда» вместе с педагогом Надеждой Владимировной Уразгильдеевой и концертмейстером Маргаритой Геннадьевной Рожковой плодотворно  и интересно провели время в дневном лагере «Радуга»; а воспитанники Народной цирковой студии «Поиск», хореографического эстрадного ансамбля «Каскад», младшей группы народного ансамбля песни и пляски «Дон» (90 человек) с 15 июля по 1 августа – в профильном художественно-эстетическом лагере «Вдохновение» на базе пансионата «Мелиховский» Усть-Донецкого района.  Педагоги, отметили, что благодаря тому, что было проведено две экскурсии в поселок «Пухляковский»: первая – дегустация виноградных соков «Донская лоза»; вторая – экскурсия в музей «Затерянный Мир» в котором воспитанники получили уникальную информацию об истории Казачества, самобытности местной культуры. Уникальные экспонаты и раскопки заинтересовали детей, и на несколько минут перенесли их в прошлое.

Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины. В рамках педагогического наблюдения, а также обобщенного опыта работы художественного отдела, на наш взгляд важно обратить внимание именно на работу с воспитанниками в рамках изучения культуры родного края и приобщения их к культурному наследию страны, через экскурсии, фольклорные фестивали, посещение тематических выставок, посвященных наследию России. Только всестороннее развитие может формировать патриотические установки у подрастающего поколения.


Библиографический список
  1. Абраухова В.В. Развитие творческой направленности как фактора становления и личностного роста ребенка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования // Российский психологический журнал. – 2010. – №3. -Т.7. – С.9-17
  2. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  3. Горожий Л.В., Сухорукова А.Л. Открытый урок: «Декоративно – художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как элемент праздничного мироощущения человека». // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1795
  4. Летучева С.К. Ценностно-смысловая среда художественного отдела как фактор формирования творческой направленности. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1794
  5. Летучева С.К. Формирование творческой направленности и ценностно-смысловой среды (на примере работы творческих объединений дополнительного образования) // Гуманитарные научные исследования. – Август 2013. – № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/08/3697
  6. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010.
  7. Трифонов Ю.Н. К вопросу о патриотизме как субъект-объектном отношении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1996. № 2. С. 87-90.


Все статьи автора «svekolet13»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: