Сфера дополнительного образования занимает особое место в творческом развитии детей. Особенность системы формирования творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования заключается в том, что своим содержанием она закладывает основы базовой культуры личности в контексте развития ценностно-смысловой сферы ребенка [1, 2]. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к образованию, выступает проблема становления у школьников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Говоря о патриотическом воспитании детей, мы понимаем взаимодействие взрослого (педагогов и родителей) и ребенка, в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Подчеркивая социально важные качества: доброту, уважение, желание и умение помочь другому, заботу о других [6]. Как отмечает Ю.Н. Трифонов, патриотизм есть проявление субъект-объектных отношений [7], однако формируется патриотизм в субъект-субъектном взаимодействии, прежде всего с людьми старшего поколения, которые могут передать свой опыт, а также развить уважение к городу, стране, и в итоге сформировать чувство патриотизма.
Патриотическое воспитание ‑ процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Деятельность художественного отдела [4, 5] включает многогранное воспитание детей и подростков. Занятия танцами, вокалом, а также занятия ИЗО-студии, цирковой студии и театральных объединений, включают не только обязательную часть (непосредственно обучение танцам, вокалу, рисованию ит.д.), но и участие воспитанников в фестивалях, круглых столах и мероприятиях в рамках экспериментальной площадки, посещение музеев и концертов формируют определенную культурную направленность.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В связи с этим в рамках экспериментальной площадки «Звонкие вечорки», воспитанники разных объединений художественного отдела знакомятся с традициями донских казаков. В рамках работы ИЗО-студии, воспитанники знакомятся с историческими личностями и их роли в развитии государства [3]. Таким образом, патриотическим может быть любой вид человеческой деятельности, однако основой является ее мотивационная структура.
Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. В связи с этим утверждением, а также для формирования патриотических установок, в рамках экспериментально площадки образцовый фольклорный ансамбль “Феникс” принял участие в XXII Региональном фестивале казачьей культуры (п. Тульский, Адыгея). Общение с носителями культуры, а также со старшим поколением способствует формированию патриотизма у молодежи.
Кроме того, для воспитанников творческих коллективов художественного отдела летом посещают оздоровительные лагеря, где они не только отдыхают, но и продолжают заниматься со своими педагогами: младшая группа образцового хореографического ансамбля «Надежда» вместе с педагогом Надеждой Владимировной Уразгильдеевой и концертмейстером Маргаритой Геннадьевной Рожковой плодотворно и интересно провели время в дневном лагере «Радуга»; а воспитанники Народной цирковой студии «Поиск», хореографического эстрадного ансамбля «Каскад», младшей группы народного ансамбля песни и пляски «Дон» (90 человек) с 15 июля по 1 августа – в профильном художественно-эстетическом лагере «Вдохновение» на базе пансионата «Мелиховский» Усть-Донецкого района. Педагоги, отметили, что благодаря тому, что было проведено две экскурсии в поселок «Пухляковский»: первая – дегустация виноградных соков «Донская лоза»; вторая – экскурсия в музей «Затерянный Мир» в котором воспитанники получили уникальную информацию об истории Казачества, самобытности местной культуры. Уникальные экспонаты и раскопки заинтересовали детей, и на несколько минут перенесли их в прошлое.
Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины. В рамках педагогического наблюдения, а также обобщенного опыта работы художественного отдела, на наш взгляд важно обратить внимание именно на работу с воспитанниками в рамках изучения культуры родного края и приобщения их к культурному наследию страны, через экскурсии, фольклорные фестивали, посещение тематических выставок, посвященных наследию России. Только всестороннее развитие может формировать патриотические установки у подрастающего поколения.
Библиографический список
- Абраухова В.В. Развитие творческой направленности как фактора становления и личностного роста ребенка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования // Российский психологический журнал. – 2010. – №3. -Т.7. – С.9-17
- Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
- Горожий Л.В., Сухорукова А.Л. Открытый урок: «Декоративно – художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как элемент праздничного мироощущения человека». // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1795
- Летучева С.К. Ценностно-смысловая среда художественного отдела как фактор формирования творческой направленности. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1794
- Летучева С.К. Формирование творческой направленности и ценностно-смысловой среды (на примере работы творческих объединений дополнительного образования) // Гуманитарные научные исследования. – Август 2013. – № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/08/3697
- Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010.
- Трифонов Ю.Н. К вопросу о патриотизме как субъект-объектном отношении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1996. № 2. С. 87-90.