ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В НАУЧНУЮ РАБОТУ

Федюк Роман Сергеевич1, Мочалов Александр Викторович1, Ильинский Юрий Юрьевич1
1Учебный военный центр Дальневосточного федерального универстита, старший офицер Вооруженных Сил РФ

Аннотация
Данная статья посвящена обзору сложившегося положения, связанного со студенческой научно-исследовательской работой в вузах. Выявлены причины отсутствия заинтересованности студентов в данном виде деятельности. Предложены практически апробированные пути решения проблемы.

Ключевые слова: военные специальности, ДВФУ, мотивация, наука, стипендии, студенты, учебный военный центр.


THE INVOLVEMENT OF STUDENTS OF MILITARY SPECIALTIES IN SCIENTIFIC WORK

Fedyuk Roman Sergeevich1, Mochalov Alexandr Viktorovich1, Ilinskiy Yuriy Yurievich1
1Military training center of Far Eastern Federal University, senior officer of the Armed Forces of the Russian Federation

Abstract
The paper provides an overview of the situation associated with the student's research work in universities. The causes of the lack of interest of students in this type of activity. Offer practical proven solutions to the problem.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Федюк Р.С., Мочалов А.В., Ильинский Ю.Ю. Вовлечение студентов военных специальностей в научную работу // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/07/3590 (дата обращения: 02.11.2024).

В настоящее время во многих высших учебных заведениях Российской Федерации сложилась ситуация отсутствия заинтересованности студентов помимо учебной работы, заниматься основами научной деятельности. Это обусловлено следующими причинами:

1. Большая учебная нагрузка на студентов, которую вчерашние дети не способны разумно распределять в течение семестра.

2. Научная работа в глазах подавляющего большинства студентов является «сухой», «скучной», «неинтересной», «немодной», «неприбыльной».

3. Неспособность профессорско-преподавательского состава заинтересовать обучающихся. Данный пункт, на наш взгляд, является производным от первых двух позиций. Ведь немотивированные заниматься наукой студенты вырастают, и некоторая часть из них становится преподавателями. Да и нагрузка у многих преподавателей просто огромная, что вызвано низкой оплатой труда: преподаватели вынуждены набирать много «часов», в итоге, на науку у преподавателей просто не остается времени.

Проблема налицо, и для ее решения необходим комплекс мероприятий на самых различных уровнях, начиная с государственного. Положительным решением было создание в стране сети федеральных университетов, которым В.В. Путиным была поставлена задача войти в число 300 крупнейших вузов мира к 2020 году [1]. Эту задачу невозможно выполнить без грамотного слияния учебной и научной деятельности в масштабах университета.

В Учебном военном центре Дальневосточного федерального университета (УВЦ ДВФУ) решили подойти к решению данной проблемы несколько нестандартным образом. Учитывая то, что студенты, обучаясь в УВЦ, получают не только гражданскую, но и военную специальность, профессорско-преподавательский состав применил «военный» (коллективный) метод для мотивации студентов к занятию научной деятельностью.

В качестве примера можно привести группу С-3527ВП пятого курса специальности «Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования объектов военной инфраструктуры». Согласно тематическому плану дисциплины «Электроснабжение объектов министерства обороны РФ» темой одного из практических занятий на пятом курсе являлась «Теоретические исследования в системах электроснабжения». В осеннем семестре 2012-1013  учебного года с ними было проведено практического занятие по написанию научных статей. Студенты были посажены в компьютерный класс с выходом в интернет, где они в составе групп из 2-3 человек в течение одной пары написали обзорные научные статьи по своей специальности объемом от одной до трех страниц. Естественно, все это происходило под руководством преподавателя, который направлял энтузиазм и творческое мышление студентов в нужное русло. Затем, из того же компьютерного класса статьи были отправлены в организационный комитет Международной конференции “Энергетическое обследование как первый этап реализации концепции энергосбережения” в г. Томск, где все они были приняты и опубликованы [2, с. 342-343]. Какова же была радость студентов, когда в течение буквально десяти дней они получили электронные версии сборников научной конференции.

По большому счету данные статьи не имели большой научной ценности, но от студентов это и не требуется. Был достигнут другой результат – студенты поверили в свои силы, у них резко выросла успеваемость. Следующую сессию студенты впервые сдали без троек, а один студент за отличную успеваемость в течение двух последних сессий даже был удостоен стипендии губернатора Приморского края.

Несмотря на некоторое предвзятое отношение к военным («не блещут умом»), следует отметить, что практически все изобретения, перевернувшие мир были сделаны военными учеными или для военных целей, и лишь потом прочно входили в повсеместное использование. И создание новым министром обороны РФ генералом армии С.Г. Шойгу научных рот, еще одно тому подтверждение. Поэтому стоит обратить внимание и на нашу «инновацию».

Ведь фактически, если студенты будут ставить перед собой целью не просто освоить изучаемую программу, а будут «поднимать планку выше» – критически оценивать подаваемый материал и смотреть на него «сверху», они смогут стать более квалифицированными специалистами. Высшее образование однозначно предполагает у своего «обладателя» умение быть руководителем (для чего необходимо критическое и более широкое мышление), а не просто исполнителем (который в вузе изучал только то, что ему предлагалось). После такого «подъема» студенты приобретают такие незаменимые во «взрослой жизни» качества как уверенность в себе, ответственность, творческое (креативное) мышление, широкий кругозор.

С момента образования ДВФУ в 2011 г., ректоратом много сделано для всестороннего развития студентов, для его мотивации занятием научной, спортивной, творческой и другой внеучебной деятельностью. На сегодняшний день студентам и магистрантам университета выплачивается 30 различных дополнительных стипендий [3].

Несмотря на монетарную мотивацию, формально научно-исследовательская деятельность никак не учитывается при оценке знаний студентов. В качестве предложения, можно стимулировать студентов, выставляя им оценки на семестровом экзамене на 0,5-1 балл выше при условии выступлении обучающихся в течение семестра на научных конференциях различного уровня, а также подготовке к публикации научных статей (под руководством преподавателя).


Библиографический список
  1. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Дальневосточный федеральный университет” на 2010 – 2019 годы [Электронный ресурс]: Адрес доступа http://dvfu.ru/web/ispolnitelnaa-direkcia-programmy-razvitia/rasporazenie-pravitelstva
  2. Федюк Р.С., Мочалов А.В., Ильинский Ю.Ю. Мотивация студентов к научной деятельности // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сборник трудов научно-методической конференции; Томский политехнический университет. –Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. –С. 342-343.
  3. Стипендии самых активных и талантливых студентов ДВФУ достигают до 30 тысяч рублей в месяц [Электронный ресурс]: Адрес доступа http://www.dvfu.ru/-/stipendii-samyh-aktivnyh-i-talantlivyh-studentov-dvfu-dostigaut-do-30-tysac-rublej-v-mesac


Все статьи автора «Федюк Роман Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: