В настоящее время во многих высших учебных заведениях Российской Федерации сложилась ситуация отсутствия заинтересованности студентов помимо учебной работы, заниматься основами научной деятельности. Это обусловлено следующими причинами:
1. Большая учебная нагрузка на студентов, которую вчерашние дети не способны разумно распределять в течение семестра.
2. Научная работа в глазах подавляющего большинства студентов является «сухой», «скучной», «неинтересной», «немодной», «неприбыльной».
3. Неспособность профессорско-преподавательского состава заинтересовать обучающихся. Данный пункт, на наш взгляд, является производным от первых двух позиций. Ведь немотивированные заниматься наукой студенты вырастают, и некоторая часть из них становится преподавателями. Да и нагрузка у многих преподавателей просто огромная, что вызвано низкой оплатой труда: преподаватели вынуждены набирать много «часов», в итоге, на науку у преподавателей просто не остается времени.
Проблема налицо, и для ее решения необходим комплекс мероприятий на самых различных уровнях, начиная с государственного. Положительным решением было создание в стране сети федеральных университетов, которым В.В. Путиным была поставлена задача войти в число 300 крупнейших вузов мира к 2020 году [1]. Эту задачу невозможно выполнить без грамотного слияния учебной и научной деятельности в масштабах университета.
В Учебном военном центре Дальневосточного федерального университета (УВЦ ДВФУ) решили подойти к решению данной проблемы несколько нестандартным образом. Учитывая то, что студенты, обучаясь в УВЦ, получают не только гражданскую, но и военную специальность, профессорско-преподавательский состав применил «военный» (коллективный) метод для мотивации студентов к занятию научной деятельностью.
В качестве примера можно привести группу С-3527ВП пятого курса специальности «Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования объектов военной инфраструктуры». Согласно тематическому плану дисциплины «Электроснабжение объектов министерства обороны РФ» темой одного из практических занятий на пятом курсе являлась «Теоретические исследования в системах электроснабжения». В осеннем семестре 2012-1013 учебного года с ними было проведено практического занятие по написанию научных статей. Студенты были посажены в компьютерный класс с выходом в интернет, где они в составе групп из 2-3 человек в течение одной пары написали обзорные научные статьи по своей специальности объемом от одной до трех страниц. Естественно, все это происходило под руководством преподавателя, который направлял энтузиазм и творческое мышление студентов в нужное русло. Затем, из того же компьютерного класса статьи были отправлены в организационный комитет Международной конференции “Энергетическое обследование как первый этап реализации концепции энергосбережения” в г. Томск, где все они были приняты и опубликованы [2, с. 342-343]. Какова же была радость студентов, когда в течение буквально десяти дней они получили электронные версии сборников научной конференции.
По большому счету данные статьи не имели большой научной ценности, но от студентов это и не требуется. Был достигнут другой результат – студенты поверили в свои силы, у них резко выросла успеваемость. Следующую сессию студенты впервые сдали без троек, а один студент за отличную успеваемость в течение двух последних сессий даже был удостоен стипендии губернатора Приморского края.
Несмотря на некоторое предвзятое отношение к военным («не блещут умом»), следует отметить, что практически все изобретения, перевернувшие мир были сделаны военными учеными или для военных целей, и лишь потом прочно входили в повсеместное использование. И создание новым министром обороны РФ генералом армии С.Г. Шойгу научных рот, еще одно тому подтверждение. Поэтому стоит обратить внимание и на нашу «инновацию».
Ведь фактически, если студенты будут ставить перед собой целью не просто освоить изучаемую программу, а будут «поднимать планку выше» – критически оценивать подаваемый материал и смотреть на него «сверху», они смогут стать более квалифицированными специалистами. Высшее образование однозначно предполагает у своего «обладателя» умение быть руководителем (для чего необходимо критическое и более широкое мышление), а не просто исполнителем (который в вузе изучал только то, что ему предлагалось). После такого «подъема» студенты приобретают такие незаменимые во «взрослой жизни» качества как уверенность в себе, ответственность, творческое (креативное) мышление, широкий кругозор.
С момента образования ДВФУ в 2011 г., ректоратом много сделано для всестороннего развития студентов, для его мотивации занятием научной, спортивной, творческой и другой внеучебной деятельностью. На сегодняшний день студентам и магистрантам университета выплачивается 30 различных дополнительных стипендий [3].
Несмотря на монетарную мотивацию, формально научно-исследовательская деятельность никак не учитывается при оценке знаний студентов. В качестве предложения, можно стимулировать студентов, выставляя им оценки на семестровом экзамене на 0,5-1 балл выше при условии выступлении обучающихся в течение семестра на научных конференциях различного уровня, а также подготовке к публикации научных статей (под руководством преподавателя).
Библиографический список
- Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Дальневосточный федеральный университет” на 2010 – 2019 годы [Электронный ресурс]: Адрес доступа http://dvfu.ru/web/ispolnitelnaa-direkcia-programmy-razvitia/rasporazenie-pravitelstva
- Федюк Р.С., Мочалов А.В., Ильинский Ю.Ю. Мотивация студентов к научной деятельности // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сборник трудов научно-методической конференции; Томский политехнический университет. –Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. –С. 342-343.
- Стипендии самых активных и талантливых студентов ДВФУ достигают до 30 тысяч рублей в месяц [Электронный ресурс]: Адрес доступа http://www.dvfu.ru/-/stipendii-samyh-aktivnyh-i-talantlivyh-studentov-dvfu-dostigaut-do-30-tysac-rublej-v-mesac