CТАНОВЛЕНИЕ КАЧЕСТВ СУБЪЕКТА ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Лызь Александр Евгеньевич1, Лызь Наталья Александровна2
1Южный федеральный университет, кандидат технических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
2Южный федеральный университет, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
В статье обоснована актуальность развития качеств субъекта труда в процессе профессиональной подготовки. Особое внимание уделено профессиональному самосознанию и позиции субъекта. Показано, что в процессе профессиональной подготовки необходимо ориентироваться на становление у студентов позиций субъекта профессионального выбора, субъекта учебно-профессиональной деятельности, субъекта личностно-профессионального саморазвития.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, саморазвитие, студенты, субъект труда, субъект учебно-профессиональной деятельности, субъектная позиция, субъектные качества


FORMATION OF QUALITIES OF THE LABORS SUBJECT IN THE VOCATIONAL TRAINING

Lyz Alexander E.1, Lyz Natalia A.2
1Southern Federal University, PhD in Engineering, Assistant Professor of Psychology and Safety of Existence Department
2Southern Federal University, Doctor of Pedagogical Science, Head of Department of Psychology and Safety of Existence

Abstract
The importance of development of the labors subject in the vocational training is substantiated in the article. Special attention is paid to professional self-awareness and subject position. It is shown that the vocational training should focus on the formation of the students subject position in a professional choice, the subject position in educational activity, the subject position in personal and professional self-development.

Keywords: labors subject, professional self-awareness, self-development, students, subject (personal) qualities, subject position, the subject of educational activity


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Лызь А.Е., Лызь Н.А. Cтановление качеств субъекта труда в процессе профессиональной подготовки // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/07/3487 (дата обращения: 12.11.2024).

В современном обществе актуализируются проблемы профессиональной подготовки, ориентированной на формирование способности и готовности профессионала не только к выполнению деятельности, но и к преобразованию, развитию как деятельности, так и себя самого. При таком акценте профессиональная деятельность рассматривается как целенаправленная внутренне мотивированная активность, относительно которой субъект труда выступает как ее инициатор, координатор, управленец.

Ю.П. Поваренковым выделено три ведущих группы профессиональных задач, а соответственно им – три ведущие формы активности субъекта труда: функционирование (реализация, исполнение), формирование (становление, развитие) и регулирование, включающие преобразование действительности с целью создания потребительных стоимостей, регулирование деятельности по созданию стоимостей, преобразование самого себя в целях самореализации и повышения эффективности деятельности, регулирование процесса преобразования самого субъекта труда [1]. Для реализации этих форм активности человек должен обладать определенными качествами, в том числе инвариантными относительно конкретных видов деятельности. Многие из них (умения самоконтроля и саморегуляции, коммуникативные умения, мотивы трудовой деятельности), формируются, начиная с раннего детства, в игровой и учебной деятельности [2].

Е.А. Климов подчеркивает непрерывность развития субъекта труда и выделяет следующие основные направления: развитие мировоззрения; развитие ориентировки человека в мире профессий; формирование трудовой, профессиональной направленности, включая развитие интереса к миру труда, потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов; усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий и средств деятельности; формирование устойчивых личных качеств, способностей и функциональных возможностей, создающих возможность успешного выполнения деятельности; совершенствование знания о себе и формирование индивидуального стиля трудовой деятельности [3].

При многообразии направлений развития субъекта труда, следует отметить две его основные стороны: освоение операциональной стороны профессиональной деятельности и личностное развитие – становление субъектных качеств (ответственности, рефлексивности, целеустремленности, умений саморегуляции и др.), нахождение смыслов профессиональной деятельности. Интегрирующей подсистемой, обеспечивающей целостность субъекта труда, является профессиональное самосознание. Как указывает В.А. Бодров, одним из основных механизмов регуляции процесса овладения психологической системой деятельности является формирование представления о себе как личности, т.е. «Я-концепция», представление образа «Я-профессионал» и эталонной модели профессионала, а также соотношения этих представлений, выявление и анализ противоречий между ними [4]. Таким образом, основным условием развития субъекта труда является самопознание, преобразование своего внутреннего мира, повышение уровня профессионального самосознания.

Субъект согласует всю систему своих индивидных и личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности, исходя не только из своих психических ресурсов, способностей, возможностей, потребностей, а из своей стратегии жизни и деятельности, из своего отношения к делу и жизни [5]. В связи с этим полагаем, что субъект труда невозможен без субъектной позиции – особого осознанного, ответственного, активного, заинтересованного отношения к самому себе, к выполняемой деятельности, к жизни в целом. Это отношение основано на определенных мировоззренческих основаниях: вере в управляемости жизненных процессов, понимании себя как активной управляющей инстанции, способной выступать фактором собственной жизни и профессиональной деятельности.

Становление субъектной позиции может происходить в различных видах деятельности. Накопленный и отрефлексированный опыт деятельности и отношений формирует инвариантные составляющие субъектной позиции, которые переносятся в дальнейшем и на трудовую деятельность. На наш взгляд, в становлении субъекта труда значительную роль играет актуализация и развитие позиций:

– субъекта выбора профессии;

– субъекта учебно-профессиональной деятельности;

– субъекта личностно-профессионального саморазвития.

Это выделение обосновано также тем, что учеными признается многоуровневость субъекта, например, к субъекту труда относят субъекта оптации, субъекта учебно-профессиональной деятельности, субъекта профессиональной деятельности, субъекта профессионального пути и ряд других.

Рассматривая человека как субъекта выбора профессии, следует отметить, что содержание профессионального самоопределения включает множество процессов: самопознание, самооценку своих возможностей как условий самореализации в профессиональной деятельности, развитие ценностных ориентаций, способностей и интересов, релевантных ей, моделирование своего личностно-профессионального развития, постоянное совершенствование образа профессионального «Я» [7]. Профессиональное самоопределение является основой формирования позиции субъекта при выборе профессии, которая предполагает активное ответственное отношение человека к выбору профессии как к определению своего жизненного пути, детерминированное нахождением оптимального баланса между собственными ценностями, целями, интересами, способностями и характеристиками, возможностями, требованиями профессии. Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного) выбора субъекту приходится проделать большую внутреннюю работу – проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности характера, ценностные ориентации и т. д.), требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий. Кроме того, необходимо отстоять свой выбор в диалоге со значимыми близкими, преодолеть трудности реализации своего выбора. Эта внутренняя и внешняя деятельность в условиях свободы и ответственности способствует формированию необходимых предпосылок устойчивой субъектной позиции в жизни и трудовой деятельности – способности делать осознанный выбор и нести ответственность за него, позитивного отношения к профессии, внутренней мотивации профессионального развития и пр.

Студент является субъектом учебно-профессиональной деятельности, если она инициируется и поддерживается внутренними мотивами, осуществляется в русле реализации собственных целей, направленных на развитие, совершенствование, личностный и профессиональный рост, рефлексируется и осознанно регулируется самим обучающимся. В качестве устойчивой личностной основы, определяющей принятие студентом позиции субъекта учебно-профессиональной деятельности, могут рассматриваться ценности профессионально-личностного развития и самореализации, способность осознавать себя и происходящее (рефлексивность), интерпретировать значимые события как результат своей собственной деятельности (интернальность) и организовывать свою деятельность (саморегуляция) [6]. Позиция субъекта учебно-профессиональной деятельности развивается в условиях возможности реализации в этой деятельности своих потребностей и целей, поиска собственных смыслов, автономности студентов в выборе средств, личной ответственности за результаты.

Как указывалось выше, субъект труда способен не только управлять своей профессиональной деятельностью, но и преобразовывать самого себя для целей эффективного выполнения деятельности и наиболее полной самореализации в ней. Это реализуется в процессе личностно-профессионального саморазвития. Саморазвитие может рассматриваться как вид внутренне детерминированной целенаправленной деятельности человека по преобразованию самого себя для достижения жизненных целей. Позиция субъекта личностно-профессионального саморазвития предполагает, во-первых, осмысление жизненных приоритетов и карьерных целей, во-вторых, становление профессионального самосознания. Этому способствует самопознание, формирование «образа Я», представлений о профессиональной деятельности, а также создание образа профессионала как эталонной модели личности. Соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют личностно-профессиональное саморазвитие студентов.

Субъективные представления о будущей профессиональной деятельности, ценностях профессии, качествах профессионала в конкретной сфере, с одной стороны, являются отражением социальных представлений и стереотипов, с другой – опираются на индивидуальный опыт субъектов, вследствие обобщения которого формируется собственная обыденная концепция профессионала и профессиональной деятельности. Такая субъективная концепция, хоть и выступает одним из регуляторов профессионального выбора и становления, зачастую недостаточно осознана, что позволяет говорить о ее имплицитности. Под имплицитной концепцией профессионала мы понимаем обобщенное субъективное представление адепта (или специалиста) о необходимых (предопределяющих успех профессиональной деятельности), реальных, возможных и желаемых характеристиках профессионала [8]. Поддержка осознанного выстраивания студентами собственной концепции профессионала является основой формирования позиции субъекта личностно-профессионального саморазвития.

Таким образом, важную роль в становлении субъекта труда играет субъектная позиция студента, формирование инвариантных составляющих которой происходит в учебно-профессиональной деятельности, при выборе профессии, в личностно-профессиональном саморазвитии. Основными условиями становления субъектной позиции являются, во-первых, восприятие себя как активной инстанции, способной производить целенаправленные изменения в себе и в мире, во-вторых, свобода и ответственность, самостоятельность и инициативность человека в выборе и осуществлении разных видов деятельности. Следует также отметить, что традиционный процесс обучения и складывающиеся во многих семьях детско-родительские отношения скорее препятствуют, чем способствуют актуализации и развитию субъектной позиции школьников и студентов. Это определяет необходимость пересмотра педагогических технологий и активизации деятельности по психологической поддержке становления позиции субъекта обучающихся в процессе профессиональной подготовки.


Библиографический список
  1. Поваренков Ю.П. Психологическая  структура субъекта профессионального пути // Человеческий фактор: проблемы  психологии и эргономики. 2006. № 1. С. 97-100.
  2. Истратова О.Н.,  Кузнецова Т.С. Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при  подготовке ребенка к школе // Известия Южного федерального университета.  Технические науки. 2012. Т. 135. № 10. С. 194-199.
  3. Климов Е.А. Введение в  психологию труда. М, 1998.
  4. Бодров В.А. Формирование  профессиональной зрелости субъекта труда // Человеческий фактор: проблемы  психологии и эргономики. 2006. № 1. С. 14-17.
  5. Абульханова К.А.  Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1999.
  6. Лызь Н.А. Субъектные  качества студента как основа самоуправляемой учебной деятельности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 111. № 10. С. 203-208.
  7. Катаева Л.И. Акмеологические  детерминанты профессионального самоопределения субъекта труда // Акмеология. 2012. № 4. С. 21-24.
  8. Лызь А.Е. Роль имплицитной концепции профессионала в развитии субъекта труда // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 69. № 14. С. 124-128.


Все статьи автора «lyzs»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: