О ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ НОРМАНИЗМА

Гумелёв Василий Юрьевич
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова
канд. техн. наук

Аннотация
В статье рассмотрены аргументы за и против скандинавского происхожде-ния русской государственности, политические цели концепции происхождения русских из Скандинавии.

Ключевые слова: варяги, исследования, князь, летопись, политические цели, русы, славяне


THE POLITICAL GOALS OF NORMANISM

Gumelev Vasiliy Yuryevich
Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov
candidate of technical Sciences

Abstract
The article examines the arguments for and against the Scandinavian origin of Russian statehood, the political goals of the concept of the origin of the Russians from Scandinavia.

Keywords: Chronicles, policy objectives, Prince, research, Slavs, the Russians, the Vikings


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. О политических целях норманизма // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/06/3274 (дата обращения: 02.11.2024).

История русского народа и его государственности значительно перевалила за тысячу лет. Земли русских обширные и богатые, а соседей недобрых было и есть много. В том числе и в так называемом «западном мире».

Еще в ХIII веке князь Александр Невский остановил экспансию западноевропейских стран в русские земли (именно за это современные отечественные либералы-западники особо не жалуют святого князя). С середины ХVI века Московское царство вышло на международную арену в качестве активного и могущественного субъекта международной политики и прямого конкурента западноевропейских стран (а за это тем же самым либералам крайне не нравится первый русский царь Иван IV Грозный). Православная Русская держава становилась год от года сильнее и оказывала все большее влияние на европейскую, а затем и на мировую политику.

Если соперника нельзя победить военным путем или удушить экономически, то против него надо развернуть массированную пропагандистскую компанию с целью подорвать его международный авторитет, опорочить государственных деятелей и сам народ. В ходе этой невидимой продолжительной и упорной работы были созданы многочисленные негативные мифы о русском пьянстве, лени, жлобстве, жестокости, рабстве, грязи, воровстве, долготерпении и так далее, и тому подобное

Особенно вредным и унизительным для русского народа является упорно навязываемый ему миф о скандинавах – «отцах-основателях» Русского государства. В ХVIII веке была создана целая теория, последователи которой так называемые норманнисты, усиленно развивают и поддерживают этот миф в продолжение столетий вплоть до нашего времени. Норманнская теория или норманизм развивает концепцию происхождения народ русь из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Самое интересное, что норманнская теория окончательно оформилась и получила широкую известность в России в первой половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, Ш. де Пирмонта и А.Л. Шлецера.

Эти люди за русские деньги «научно» доказывали русским же их государственную несостоятельность и, по большому счету, национальную неполноценность.

Все это похоже на какой-то странный мазохизм, охвативший русский народ и являющийся прямым результатом бурной деятельности царя-реформатора странной диковатой внешности, прозванного в народе Антихристом. Петру Iудалось впрыснуть в жилы дворянства и правящей династии настолько большую дозу западноевропейской (главным образом, германской) крови, что в русской общественной жизни стало возможным такое извращение, как норманнизм.

Ниже рассмотрим полную несостоятельность норманнской теории.

Предками русского народа безусловно являются славяне, которые достаточно хорошо были известны в исторические времена. По данным современной исторической науки славяне VI–VII веков проживали на территории Центральной и Восточной Европы от реки Эльбы на западе до верховьев Днестра и сред Днепра на востоке. Северными соседями славян были балты и германцы, восточнымискифы и сарматы (народы, как принято считать в настоящее время в исторической науке, иранского происхождения), южнымимакедонцы, фракийцы и иллирийцы, западными – германцы и кельты. Славяне, как и все перечисленные выше их соседи, имели общее арийское происхождение.

Достаточно вероятно, что часть славян входило в союз скифских племен. Во всяком случае, как показывают объективные результаты археологических раскопок, физический тип людей, населявших земли Скифии, а затем земли восточных славян, в течение трех тысячелетий и до нашего времени практически не изменился.

Одним из первых о славянах, как самостоятельном этносе, писал готский историк Иордан в первой половине VI века. В сочинениях византийских авторов термин «русь» впервые употреблен в записи от 765 года в летописи Феофана, который одним из первых византийских авторов применил это понятие [1].

Наиболее ранний древнерусский летописный свод XII века «Повесть временных лет» (ПВЛ) излагает образование Руси на основании преданий, записанных спустя 250 лет после самих событий, и датирует их 862 годом.

Следует учесть, что сама «Повесть временных лет» многократно редактировалась. Естественно, что это вызывает серьезные сомнения в ее достоверности. Тем более, что некоторые приведенные в летописи факты до сих пор не нашли подтверждения в каких-либо других источниках.

Событие, с которого принято отсчитывать образование русской государственности, в современной историографии получило достаточно условное название – «призвание варягов». Оно произошло согласно «Повести временных лет» в 862 году. Другие источники о призвании варягов или каких-либо других пришлых на Русь ничего не сообщают.

Суть этого призвания варягов в следующем. Союз северных народов, в который входили ильменские словене и кривичи (славяне), а также чудь и весь (финно-угры), пригласили из-за моря варягов. Варяжский князь Рюрик стал сначала княжить в городе Ладоге, а после смерти братьев основал новый город (название дал ему чисто скандинавское – Новгород) и сам перебрался туда. Призвание варягов на Русь изображено на полотне В.М. Васнецова (рисунок 1). Именно так это призвание представлял себе художник.

 

 

Рисунок 1 – Призвание варягов. Художник В.М. Васнецов

 

Летописец сообщает, что Рюрика призвали из-за междоусобицы, охватившей проживавшие на будущих новгородских землях славянские и финно-угорские народы. Согласно [2] варяги создали два независимых центра русской государственности: в районе Ладоги и Новгорода княжил Рюрик, в КиевеАскольд и Дир, соплеменники и соратники Рюрика.

Князь Рюрик умер в 879 году. Он является летописным и общепризнанным (это совсем не значит, что реальным) основателем государственности Руси. Рюрик – варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей. Норманнисты чаще всего отождествляют Рюрика с конунгом (князем) Рериком из датского города Хедебю (ныне этот город стал германским). По другой, антинорманнской версии, Рюрик – это красивое славянское родовое имя. На многих славянских языках сокол назывался рарогом. Также существуют серьезно аргументированные попытки доказать легендарность Рюрика.

Рюрик пришел со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает горячо очень горячо дискутироваться до сих пор. Существуют несколько версий происхождения названия «русь», из которых основными являются норманнская и западнославянская.

Хотя ответ на этот вопрос содержится в летописи [2], которая разъясняет: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы,– вот так и эти». То есть варяги – полиэтническая общность, а, проще говоря, интернациональный отряд (или банда – это кому как больше нравится) ратных людей. В отряд входили англы, готы, русь и шведы. Есть еще одно указание на полиэтничность варягов в летописи [2]:

«И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

То есть новгородцы прежде назывались «словене», а потом, смешавшись и породнившись с этнической группой «русь» из пришлого отряда Рюрика, стали называться «варягами». Смена названия произошла после того, как ильменские словене втянулись в международную торговлю, основав в качестве базы для этой торговли Новгород. Город впервые упоминается в Новгородской I летописи младшего извода под 859 годом – имеется явное противоречие с датировкой призвания Рюрика на Русь согласно «Повести временных лет». В современной науке этот факт имеет несколько объяснений, построенных на догадках исследователей.

Перейдем к определению термина «русь». Следует отметить, что викинги-скандинавы, в отличие от варягов, были достаточно этнически монолитной военизированной группировкой. В их рядах лиц какой-либо «нескандинавской» национальности было крайне мало. Напомним, что выдающийся русский историк В.О. Ключевский компетентно утверждает [3], что «русь» есть понятие не этническое, а социально-профессиональное. В одних источниках русь отождествляется со славянами, в других – отличается от них.

К середине X века «русь», составляющая дружину во главе киевским князем, объединила под своей властью славянские племена – ильменских словен, полян, кривичей и поставила в зависимость от себя большую часть остальных восточнославянских и целый ряд финно-угорских племен.

Основу руси составляли славяне, скорее всего западные – данные антропологии свидетельствуют о массовых переселениях балтийских славян на северо-восток в VIII–IX веках [1]. Аргументов славянского происхождения руси вполне достаточно. Вот только некоторые из них.

Во-первых, русинами называется древняя народность славянского происхождения на территории Галиции, Буковины, Закарпатской Украины, в настоящее время упорно отстаивающая свою этническую самобытность от попыток «украинизации», вплоть до выхода из состава Украины. В начале XX века их численность составляла около 3,5 млн. чел. [1], сейчас русинов от сотни до нескольких сотен тысяч. Сами себя русины как называли, так и называют по сей день «русинами» или «русскими». Вопрос о том, что русины в принципе могут являться потомками скандинавов, в современной исторической науке даже не стоит.

Во- вторых, в русском отсутствуют заимствования из скандинавских языков, а русы говорили на славянском языке. Об этом прямо говорится в «Повести временных лет»: «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий – славянский».

В-третьих, по вероисповеданию русы были как христианами, так и язычниками, а язычники при этом поклонялись исключительно славянским богам. При князе Олеге, при заключении мирного договора с Византией согласно [2] русы клянутся исключительно славянскими богами: «… а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир».

Представить, что язычники-скандинавы, которые приносили своим богам человеческие жертвы, могут при заключении международных договоров клясться именами славянских богов покоренного и чуждого им народа так же невероятно, как и клятвенное обещание христиан, скрепленное именами языческих идолов. Среди суровых и сплоченных воинов, язычников или христиан, постоянно подвергающих свою жизнь опасности, такое богохульство в принципе невозможно. Верующему человеку это понятно.

А тем, кто воевал хорошо известно, что в окопах атеистов не бывает. Богохульники и клятвопреступники уважением не пользуются и, как правило, долго не живут. И если ни в славянском, ни в русском язычестве нет скандинавских богов, культов и черт, то из этого следует лишь одно: варяги не были скандинавами.

Можно предположить, что в состав варягов-руси входили германские и иные национальные элементы. К примеру, некоторые дружинники Рюрика ходили без штанов. По предположению историков эти воины были выходцами с Британских островов. Тогда в Англии еще действовали римские обычаи и моды. Мужчины носили длинные рубашки-туники, но штанов не носили [4]. Воины-инородцы и купцы в русском обществе быстро ославянились, не сыграв в нем сколько-нибудь значительной исторической роли, и практически бесследно растворились.

Однако в «деле о приходе Рюрика» решающими являются идеологические и политические соображения. Некто В. Красиков, ярый сторонник норманнской теории происхождения Русского государства, прямо так и утверждает «Варяги – созидатели государств и народов» [5].

У норманнистов имеется всего несколько аргументов в пользу скандинавского происхождения руси. Они хорошо известны и давно доказательно опровергнуты в работах многих русских ученых [1]. В настоящее время основной аргумент норманнистов – это имена русов. И аргумент достаточно серьезный. «Повесть временных лет» [2] сообщает: «В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: «Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского – Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид – посланные от Олега, великого князя русского…».

Среди имен русских послов, безусловно, преобладают имена скорее всего германского происхождения. Но сами по себе имена в принципе ничего не значат. Русскому государству за его долгую историю служили самые различные иностранцы: до Петра I в основном тюрки и литовцы, а в имперский период – немцы и прочие западноевропейцы. Некоторые из них достигли очень высоких постов – например, чистокровная немка София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская известна всему миру как русская императрица Екатерина II Великая. До нее Борис Годунов – человек с хорошо известными татарскими корнями – стал русским царем. А уж среди русских послов в зарубежные страны в любой исторический период развития русского государства бывали инородцы.

В современной России подавляющее большинство мужчин и женщин истинно славянского происхождения носят греческие, латинские или древнееврейские времена. Хотя ни греков, ни римлян, ни тем более древних евреев на Русь никто и никогда не призывал. Кстати, внука Рюрика звали Святослав. Не исключены и определенные неточности перевода имен послов в тексте летописи. Просто вопрос происхождения имен русов, вместо чисто политических и пропагандистских спекуляций, требует дальнейших кропотливых исследований.

Гражданам красиковым очень хочется посоветовать изучить норманнские корни государственности англичан – были ли в принципе эти самые англосаксы «расово полноценными» и способными без кнута своих слегка офранцузившихся «варягов» Вильгельма Завоевателя создать толковое национальное государство. Это очень интересный и перспективный («диссертабельный») вопрос – ведь из языка своих «варягов» англосаксы, в отличие от русских, переняли очень-очень много всяких самых разных слов и много еще чего не только из языка завоевателей.

Мыслительный процесс норманнистов, инородных и отечественных, направлен не на поиски научной истины, а только на достижение конкретных политических целей. Они, эти цели, в каждое историческое время всегда враждебны русским государственным и жизненным интересам. Суть всей теории норманнистов до неприличия проста: «Недочеловеки-славяне способны только выполнять мудрые указания западных иноземцев. Без их руководства в России всегда и все сразу и везде неправильно. И вообще имеют ли русские историческое право на свои земли?». А вывод наших западных «партнеров», вытекающий из этой примитивной теории, еще проще и примитивнее: «Богатствами надо делиться». И этот вывод практически неизменно присутствует в контексте самых разных работ норманнистов.

Для русского народа такая теория и такая «история» неприемлема.


Библиографический список
  1. Пензев, К. А. Хан Рюрик: начальная история Руси [Текст] / К.А. Пензев – М.: «Алгоритм», 2007. – 304 с.
  2. Нестор Летописец. Повесть временных лет [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.rus.ec/b/149931.
  3. Ключевский, В.О. Курс русской истории [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magister.msk.ru.
  4. Мединский, В. Р. Особенности национального пиара. PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра [Текст] / В. Р. Мединский. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2010. – 624 с.
  5. Красиков, В. А. История Российских побед без ретуши [Текст] / В. А. Красиков. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2010. – 384 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: