Инновационное развитие Владимирской области имеет важное значение для формирования, накопления, совершенствования человеческого капитала. На примере Владимирской области разрабатывается стратегия модернизации территорий – «малой родины». Пилотной стратегией развития «малой родины» в России является социально-экономический проект «Петушинский район – территория инновационного развития». Разработка, формирование и развитие во Владимирской области бренда «малой родины» привлекает в регион класс креативных людей, что способствует развитию человеческого капитала. Инновационное развитие «малой родины» это развитие среды обитания, инфраструктуры, кластерное развитие территории, подготовка квалифицированных кадров на территории района, снижение напряженности на рынке труда.
Развитие рынка труда Владимирской области
Демографические изменения Владимирской области являются трендом развития регионального рынка труда. Основной тенденцией изменения возрастной структуры состава жителей Владимирской области является старение населения. Увеличивается численность населения старше трудоспособного возраста. Сокращается численность населения трудоспособного возраста. Приоритетной задачей на ближайшую перспективу является улучшение демографической ситуации во Владимирской области. В результате предпринятых Правительством РФ мер, наблюдается тенденция увеличения численности населения моложе трудоспособного возраста. Увеличивается рост демографической нагрузки на трудоспособное население. Численность населения Владимирской области на 01.01.2013 г. уменьшилась по сравнению с данными Всероссийской переписи населения на 22 тыс. человек (на 1,5%) и составила 1421,7 тыс. человек. Наглядно возрастная структура населения Владимирской области и показатель демографической нагрузки представлены в таблице 1 [1].
Таблица 1 – Возрастная структура населения и показатель демографической нагрузки Владимирской области
2011 г. | 2010 г. | ||
Численность населения – всего, человек
|
1441129 | 1449773 | |
Численность населения моложе трудоспособного возраста:
|
|||
человек | 206956 | 206423 | |
в % к общей численности | 14,4 | 14,2 | |
Численность населения трудоспособного возраста:
|
|||
человек | 860431 | 873766 | |
в % к общей численности | 59,7 | 60,3 | |
Численность населения старше трудоспособного возраста:
|
|||
человек | 373742 | 369584 | |
в % к общей численности | 25,9 | 25,5 | |
На 1000 населения трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста
|
675 | 659 | |
в том числе: | |||
детей и подростков (0-15 лет) | 241 | 236 | |
лиц старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше)
|
434 | 423 |
Прогноз демографической нагрузки Владимирской области до 2030 года приведен в таблице 2 [1]. Согласно прогноза коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население Владимирской области учеличится с 723 до 903 человек, в том числе детьми и подростками – с 259 до 278, пожилыми людьми – с 464 до 625. На этом фоне прирост количества молодых работоспособных граждан является экономической необходимостью для Владимирской области.
Таблица 2 – Демографическая нагрузка Владимирской области до 2030 года
Годы
|
На 1000 лиц трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных
|
||
всего
|
в том числе лиц в возрасте:
|
||
моложе трудоспособного
|
старше трудоспособного
|
||
2013
|
723
|
259
|
464
|
2014
|
749
|
268
|
481
|
2015
|
776
|
277
|
499
|
2016
|
803
|
286
|
517
|
2017
|
826
|
293
|
533
|
2018
|
847
|
299
|
548
|
2019
|
867
|
304
|
563
|
2020
|
881
|
307
|
574
|
2021
|
895
|
309
|
586
|
2022
|
907
|
311
|
596
|
2023
|
914
|
312
|
602
|
2024
|
917
|
310
|
607
|
2025
|
917
|
307
|
610
|
2026
|
917
|
303
|
614
|
2027
|
915
|
299
|
616
|
2028
|
911
|
293
|
618
|
2029
|
903
|
285
|
618
|
2030
|
901
|
281
|
620
|
2031
|
903
|
278
|
625
|
Динамика экономически активного населения Владимирской области с 2005 по 2011 год приведена на рисунке 1 [2].

В связи с изменением возрастной структуры населения Владимирской области наблюдается тенденция понижение уровня экономической активности населения в 2012 году (см. таблицу 3) [1].
Таблица 3 – Экономическая активность населения Владимирской области в возрасте 15 – 72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в 2012г.)
Экономически
активное население, тыс. человек |
В том числе
|
Уровень экономической
активности населения, в % |
Уровень занятости,
в % |
Уровень безработицы,
в % |
||
занятые
|
безработные
|
|||||
Российская Федерация
|
||||||
II квартал 2012 года
|
75926,5
|
71723,5
|
4203,0
|
68,5
|
64,7
|
5,5
|
III квартал 2012 года
|
76340,5
|
72319,0
|
4021,5
|
68,9
|
65,2
|
5,3
|
VI квартал 2012 года
|
75460,0
|
71431,3
|
4028,7
|
68,1
|
64,4
|
5,3
|
Центральный федеральный округ
|
||||||
II квартал 2012 года
|
20372,3
|
19730,3
|
642,1
|
69,6
|
67,4
|
3,2
|
III квартал 2012 года
|
20513,1
|
19891,0
|
622,1
|
70,1
|
68,0
|
3,0
|
VI квартал 2012 года
|
20340,9
|
19749,2
|
591,7
|
69,5
|
67,5
|
2,9
|
Владимирская область
|
||||||
II квартал 2012 года
|
794,6
|
764,0
|
30,6
|
71,1
|
68,4
|
3,9
|
III квартал 2012 года
|
783,0
|
750,2
|
32,8
|
70,1
|
67,1
|
4,2
|
VI квартал 2012 года
|
762,5
|
730,4
|
32,1
|
68,2
|
65,4
|
4,2
|
Ивановская область
|
||||||
II квартал 2012 года
|
566,8
|
529,7
|
37,1
|
67,9
|
63,5
|
6,5
|
III квартал 2012 года
|
579,6
|
543,9
|
35,7
|
69,5
|
65,2
|
6,2
|
VI квартал 2012 года
|
575,1
|
549,0
|
26,1
|
68,9
|
65,8
|
4,5
|
Снижение уровня экономической активности населения Владимирской области связано с оттоком трудоспособного населения, трудовой миграцией в более развитые экономические регионы, такие как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Московская и Ленинградская области, а также на этом фоне с возростанием количества граждан пенсионного возраста (60 – 72 года), которые имеют низкую степень экономической активности. По прогнозу Федеральной службы государственной статистики численность населения Владимирской области к 2030 году составит 1 196 426 человек. Продолжительность жизни во Владимирской области к 2030 году возрастет с 67,7 года до 71,2 года. Мужчины будут жить более 65 лет, женщины – около 76-77 лет. В то же время на фоне увеличения продолжительности жизни население области стареет. Сокращение численности населения Владимирской области происходит в возрастном диапазоне 20 – 40 летних молодых людей, экономическая активность которых выше среднего уровня. Миграция населения Владимирской области в другие регионы вызвана низкой заработной платой. Человеческий капитал Владимирской области мигрирует в места с более благоприятными экономическими возможностями. Экономическая активность молодой части населения области сдерживается ростом спроса на высшее образование.
Для сохранения человеческого потенциала Владимирской области необходимо принять меры на сохранение уровня экономической активности населения региона возрастной группы 25 – 59 лет, в том числе мерами политики занятости, направленными на повышение экономической активности многодетных родителей, родителей детей-инвалидов, граждан, имеющих ограничения трудоспособности по состоянию здоровья. В связи с увеличением продолжительности жизни в регионе снижение экономической активности молодежи необходимо компенсировать экономически активными гражданами пенсионного возраста. Это позволит использовать человеческий капитал лиц пенсионного возраста в интересах экономического развития Владимирской области.
Так как человеческий капитал имеет свойство мобильности, то для изменения напряженности на региональном рынке труда нужно чаще использовать в интересах экономики области мобильность внутрирегионального перемещения человеческого капитала. Высокая мобильность населения региона обусловлена экономическими и социальными причинами. Большинство семей Владимирского региона поддерживают миграцию своих выросших детей в крупные города на учебу, поиск более высокооплачиваемой работы, трудовую мобильность. Внутрирегиональная миграция человеческого капитала не требуют затрат на переезд всей семьи, снижает напряженность на рынках труда слаборазвитых и депрессивных территорий, моногородов Владимирской области. Учебная и трудовая миграции человеческого капитала внутри Владимирской области снижают давление на региональном рынке труда. В современных условиях трудовая миграция высококвалифицированных работников является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего благосостояние и экономический рост в регионе. Мобильность населения модернизирует экономическое пространство региона. С увеличением мобильности населения снижается уровень безработицы, а это ведет к изменению демографической структуры региона. Мобильность человеческого капитала определяется индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП): чем выше ИРЧП региона, тем выше мобильность человеческого капитала на региональном рынке труда. Самый высокий ИРЧП среди регионов России имеет город Москва, который в 2009 году составлял – 0,964. ИРЧП Владимирской области в 2009 году составлял – 0,795 [3].
Переход к инновационной экономике региона ведет к изменению сложившейся структуры занятости, перераспределению работников по секторам экономики, расширению сферы услуг, развитию инновационных направлений деятельности и возникновению новых направлений занятости.
Устойчивым спросом на рынке труда Владимирской области пользуются [4]:
- рабочие профессии: каменщик, швея, водитель автомобиля, повар, маляр, штукатур, продавец, электромонтер, слесарь, оператор станков с ПУ, кондуктор, официант;
- должности служащих: врач, медицинская сестра, фельдшер, менеджер, бухгалтер, воспитатель детского сада, инженер, охранник.
Модернизация экономики Владимирского региона сопровождается спросом на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики региона.
Новым ключевым индикатором российской экономики является индекс рынка труда (Labour Index) [5], основанный на данных из интернета при поддержке группы компаний HeadHunter (hh.ru). Индекс рынка труда представляет текущую ситуацию на рынке труда, благодаря чему бизнесмены смогут принимать своевременные решения о развитии бизнеса. Индекс рынка труда позволяет интерпретировать информацию о приеме и увольнении работников по всей России с макроэкономической точки зрения [6]. Основные показатели состояния российского рынка труда в 2013 году представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Показатели состояния российского рынка труда в 2013 году
Январь 2013
|
Февраль 2013
|
Март 2013
|
Апрель 2013
|
|
Индексы состояния рынка труда
|
||||
Индекс рынка труда (Li)
|
96,45
|
94,96
|
96,88
|
93,71
|
Индекс состояния макроэкономической среды (Me)
|
99,51
|
98,03
|
100,35
|
99,03
|
Индекс бизнес-среды (Bs)
|
96,39
|
97,91
|
97,63
|
97,62
|
Промышленный индекс (Pi)
|
98,60
|
97,88
|
98,30
|
98,18
|
Ситуация на рынке труда
|
||||
Покрытие безработицы вакансиями
|
1,14 чел./место
(- 42,93%) |
0,86 чел./место
(- 24,11%) |
0,81 чел./место
(- 6,11%) |
0,95 чел./место
(+ 17,59%) |
Активность соискателей
|
104,52 единиц
(+ 7,68%) |
99,93 единиц
(- 4,39%) |
103,2 единиц
(+ 3,27%) |
96,61 единиц
(- 6,38%) |
Конкурсная ситуация
|
0,78 чел./место
(+ 37,94%) |
0,76 чел./место
(- 3,34%) |
1,04 чел./место
(+ 37,55%) |
0,53 чел./место
(- 48,8%) |
Уровень зарплаты
|
1,11 единиц
(+ 0,22%) |
1,11 единиц
(0%) |
1,1 единиц
(- 1,17%) |
1,14 единиц
(+ 3,64%) |
Индекс рынка труда характеризует состояние рынка труда, которое определяется уровнем активности соискателей относительно предложения работодателей с учетом состояния безработицы. Чем выше значение индекса рынка труда, тем ситуация благоприятней для работодателей. Такое значение говорит о высокой активности соискателей при небольшом количестве предложений со стороны работодателей, что обеспечивает легкий поиск специалиста на рынке.
Обычно весенний период характеризуется как спадом соискательской активности, так и активности работодателей, но первые месяцы весны 2013 года показали, что сезонные тренды могут быть нарушены. Российский рынок труда в 2013 году показывает динамику развития.
Динамика доходов населения, изменение структуры расходов и социальной структуры Владимирской области
Уровень денежных доходов населения Владимирской области за 2007 – 2011 годы относительно невысок, но характеризуются тенденцией к росту (см. таблицы 5, 6) [1, 7]. На фоне увеличения денежных доходов населения к 2030 году ожидается рост потребления, стимулируемый высокими темпами потребительского кредитования и снижением нормы сбережения. В структуре использования денежных доходов населения Владимирской области уменьшилась доля потребительских расходов и сбережений. К 2030 году прогнозируется снижение склонности населения области к сбережению. Однако в связи с демографическими изменениями, прежде всего с ростом в структуре населения лиц предпенсионного возраста и старше, норма сбережения начнет несколько ускоряться, в 2028-2030 гг. под влиянием демографических факторов траектория склонности к сбережению вновь вернется к снижающемуся тренду. Увеличение реальных доходов населения связанно с существенным ростом социальных трансфертов, прежде всего в результате увеличения пенсионных выплат, а также постепенным ростом заработной платы, доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности.
Таблица 5 – Состав и структура денежных доходов населения Владимирской области
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|
Млн. рублей
|
|||||
Денежные доходы – всего
|
123851,6
|
166353,2
|
188899,1
|
224731,0
|
246718,4
|
в том числе:
|
|||||
доходы от предпринимательской деятельности
|
8680,6
|
11525,4
|
11932,9
|
14921,6
|
17198,0
|
оплата труда
|
64343,3
|
78761,8
|
86607,9
|
95809,0
|
103632,5
|
социальные выплаты
|
26871,6
|
34273,0
|
43943,2
|
60166,0
|
66374,8
|
доходы от собственности
|
5591,6
|
4954,6
|
6511,8
|
7381,8
|
9777,0
|
другие доходы
|
18364,6
|
36838,3
|
39903,3
|
46452,7
|
49736,0
|
В процентах
|
|||||
Денежные доходы – всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в том числе:
|
|||||
доходы от предпринимательской деятельности
|
7,0
|
6,9
|
6,3
|
6,6
|
7,0
|
оплата труда
|
52,0
|
47,4
|
45,8
|
42,6
|
42,0
|
социальные выплаты
|
21,7
|
20,6
|
23,3
|
26,8
|
26,9
|
доходы от собственности
|
4,5
|
3,0
|
3,4
|
3,3
|
4,0
|
другие доходы (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.)
|
14,8
|
22,1
|
21,2
|
20,7
|
20,1
|
Таблица 6 – Динамика реальных доходов населения Владимирской области (в % к предыдущему году)
2000
|
2005
|
2009
|
2010
|
2011
|
|
Реальные денежные доходы населения
|
106,8
|
106,6
|
101,4
|
111,7
|
100,6
|
Реальная начисленная заработная плата
|
121,6
|
112,3
|
96,6
|
103,6
|
103,2
|
Реальный размер назначенных пенсий
|
139,5
|
112,1
|
124,4
|
112,2
|
103,7
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) по сравнению с январем 2012 года увеличились, по предварительной оценке, на 13,6%. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, включая субъекты малого предпринимательства, увеличилась на 14,2% и составила 18379,5 рубля. Реальная заработная плата выросла на 6,6%. Денежные доходы на душу населения составили в среднем 12557 рублей (122,4% к январю 2012 года). По состоянию на 1 февраля 2013 г. численность пенсионеров области составила 455959 человек. Средний размер назначенной месячной пенсии сложился в сумме 9578,49 рубля [8].
Для оценки уровня жизни населения Владимирской области при разработке и реализации социальных программ, оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам, формирования бюджета области и других установленных федеральным законом целей в регионе установлена величина прожиточного минимума за первый квартал 2013 года в следующих размерах [9]:
- на душу населения 6630 рублей;
- для трудоспособного населения 7181 рубль;
- для пенсионеров 5538 рублей;
- для детей 6476 рублей.
Состав денежных расходов населения Владимирской области представлен в таблице 7
Таблица 7 – Состав денежных расходов населения Владимирской области
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|
Млн. рублей
|
|||||
Денежные расходы и сбережения - всего
|
123851,6
|
166353,2
|
188899,1
|
224731,0
|
246718,4
|
в том числе:
|
|||||
покупка товаров и оплата услуг
|
88251,0
|
115131,4
|
124307,7
|
145933,1
|
172853,6
|
обязательные платежи и разнообразные взносы
|
14979,8
|
21000,4
|
22178,0
|
23840,0
|
26857,5
|
приобретение недвижимости
|
2243,7
|
3788,5
|
2062,9
|
2779,1
|
3770,7
|
прирост финансовых активов
|
18377,2
|
26432,9
|
40350,4
|
51897,7
|
42927,3
|
из него прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения
|
1408,6
|
7633,2
|
2440,1
|
14308,7
|
8173,0
|
В процентах
|
|||||
Денежные расходы и сбережения – всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
покупка товаров и оплата услуг
|
71,3
|
69,2
|
65,8
|
65,0
|
70,1
|
обязательные платежи и разнообразные взносы
|
12,1
|
12,6
|
11,7
|
10,6
|
10,9
|
приобретение недвижимости
|
1,8
|
2,3
|
1,1
|
1,2
|
1,5
|
прирост финансовых активов
|
14,8
|
15,9
|
21,4
|
23,1
|
17,4
|
из него прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения
|
1,1
|
4,6
|
1,3
|
6,4
|
3,3
|
В структуру социальных выплат населению входят: пенсии, стипендии, страховые возмещения, пособия, социальная помощь и прочие выплаты (таблица 8) [7].
Таблица 8 – Структура социальных выплат Владимирской области (в процентах)
2000 г.
|
2005 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
|
Всего:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в том числе,
|
|||||
Пенсии
|
82,8
|
75,7
|
71,6
|
72,9
|
72,3
|
Пособия и социальная помощь
|
14,1
|
20,0
|
24,3
|
23,7
|
24,7
|
Стипендии
|
0,7
|
0,6
|
1,0
|
0,9
|
0,7
|
Страховые возмещения
|
2,0
|
3,6
|
3,1
|
2,4
|
2,2
|
Прочие выплаты
|
0,4
|
0,1
|
0,0
|
0,1
|
0,1
|
Человеческий капитал становится определяющим фактором конкурентоспособности экономики. Трудовая мобильность населения в значительной степени вызвана диспропорциями в развитии различных регионов и, как следствие, различиях в условиях для жизни и работы населения. Особенно важное значение имеет качество жизни для удержания квалифицированных кадров.
Развитие экономики образования
Необходимым условием для формирования инновационной экономики Владимирской области является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.
Развитие сферы образования, намеченное на период до 2030 года, должно быть ориентировано на повышение доступности и качества образования, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения. Политика в сфере образования на период до 2030 года определяется в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [10], Указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [11] и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [12].
С 2013 года осуществляется реализация первого этапа государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [13].
С учетом процесса сокращения численности населения Владимирской области возникает необходимость изменить структуру специальностей с целью адаптации ее к современным и перспективным потребностям рынка труда. В 2013 – 2027 гг. необходимо обеспечить значительный рост удельного веса студентов, обучающихся по специальностям «энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «металлургия, машиностроение и металлообработка», «транспортные средства», «приборостроение и оптотехника», «электронная техника, радиотехника и связь», «информатика и вычислительная техника», что позволит Владимирской области стать одним из лидеров наукоемкого промышленного производства, опирающегося на собственные возобновляемые трудовые ресурсы.
Также вырастет доля обучающихся по специальностям «химическая и биотехнология» (в т.ч. ввиду необходимости развития перерабатывающего направления в АПК и изменения технологий производства пищевых продуктов) и «социальные науки» (необходимо комплексное изучения социальной структуры общества, в т.ч. в целях урегулирования различных видов социальных конфликтов).
Сеть учреждений образования Владимирской области характеризуется сокращением учреждений «начального уровня» – ДОУ и ОУ и ростом числа учреждений (и их филиалов) высшего профессионального образования. Вместе с тем, в последние годы наблюдается рост численности детей в возрасте до 7 лет, что приводит к острому дефициту мест в ДОУ. В настоящее время в некоторых муниципальных образованиях ДОУ перегружены, зафиксирована очередность на устройство в ДОУ. В ближайший период ожидается увеличение дефицита мест ввиду роста уровня рождаемости и повышения потребности в ДОУ среди населения, что потребует как ввода в действие новых учреждений (мест) для соответствия существующим нормативам и потребностям населения, так и установления новых нормативов, учитывающих структуру расселения и особенности развития того или иного муниципального образования Владимирской области. Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации к 2016 году, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Количественные характеристики системы образования Владимирской области сведены в таблицу 9 [14].
Таблица 9 – Основные количественные характеристики системы образования Владимирской области
Единица
измерения |
2012
год |
2013
год |
2014
год |
2015
год |
2016
год |
2017
год |
2018
год |
|
дошкольное образование Владимирской области
|
||||||||
Численность детей в возрасте 1–7лет
|
тыс. человек
|
88,0
|
90,1
|
91,3
|
92,2
|
92,2
|
91,0
|
89,4
|
Охват детей программами дошкольного образования
|
процентов
|
72,3
|
73,6
|
74,2
|
75,0
|
75,4
|
76,8
|
78,3
|
Численность воспитанников дошкольных образовательных организаций
|
тыс. человек
|
63,6
|
66,3
|
67,7
|
69,1
|
69,5
|
69,9
|
70,0
|
Потребность в увеличении числа мест в дошкольных образовательных организациях
|
-”-
|
7,2
|
3,9
|
2,5
|
1,0
|
0,6
|
0,2
|
0
|
Инструменты сокращения очереди в дошкольные образовательные организации (ежегодно) – всего
в том числе: |
-”-
|
3,283
|
1,453
|
1,470
|
0,400
|
0,400
|
0,185
|
0
|
за счет увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания
|
-”-
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
за счет расширения альтернативных форм дошкольного образования
|
-”-
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
за счет вновь создаваемых мест в дошкольных образовательных организациях – всего
из них: |
тыс. человек
|
0,328
|
0,145
|
0,147
|
0,400
|
0,400
|
0,185
|
0
|
строительство новых зданий дошкольных образовательных организаций
|
-”-
|
0,060
|
0,455
|
0,600
|
0,185
|
0
|
0
|
0
|
создание дополнительных мест в функционирующих дошкольных образовательных организациях (реконструкция)
|
-”-
|
0,3058
|
0,408
|
0,400
|
0,215
|
0,400
|
0,185
|
0
|
возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций
|
-”-
|
0,165
|
0,590
|
0,470
|
0
|
0
|
0
|
0
|
реконструкция с увеличением мощности дошкольных образовательных организаций
|
-”-
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Численность работников дошкольных образовательных организаций:
всего из них педагогические работники |
-”-
|
17,4
7,0
|
17,4
7,1
|
17,5
7,2
|
17,5
7,2
|
17,5
7,2
|
17,5
7,2
|
17,5
7,2
|
Численность воспитанников организаций дошкольного образования в расчете на 1 педагогического работника
|
человек
|
9,1
|
9,4
|
9,4
|
9,6
|
9,7
|
9,7
|
9,7
|
общего образования Владимирской области
|
||||||||
Численность детей и молодёжи 7 - 17 лет
|
тыс. человек
|
135
|
135
|
136
|
137
|
140
|
143
|
147
|
Численность учащихся по программам общего образования в общеобразовательных организациях
|
тыс. человек
|
126
|
126
|
127
|
128
|
130
|
133
|
136
|
Численность учащихся по программам общего образования в расчете на 1 учителя
|
человек
|
13,9
|
13,9
|
13,9
|
13,9
|
14,0
|
14,0
|
14,0
|
Удельный вес учащихся организаций общего образования, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом
|
процентов
|
24
|
32
|
42
|
52
|
61
|
70
|
80
|
дополнительное образование детей Владимирской области
|
||||||||
Численность детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет
|
тыс. человек
|
175
|
176
|
178
|
180
|
183
|
187
|
190
|
Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет
|
процентов
|
60
|
60
|
62
|
64
|
67
|
71
|
75
|
Численность педагогических работников организаций дополнительного образования детей
|
человек
|
2864
|
2869
|
2877
|
2882
|
2893
|
2901
|
2909
|
Ожидается, что не менее 75 процентов детей от 5 до 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 процентов из них за счет бюджетных средств.
Повышение качества профессиональной подготовки и среднего профессионального образования предусматривает увеличение доли выпускников организаций среднего профессионального образования, трудоустраивающихся по полученной специальности до 55,0 %.
Введение эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования предусматривает, что средняя заработная плата педагогических работников и мастеров производственного обучения государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, составит не менее 100 процентов средней заработной платы по экономике Владимирской области до 2018 года [14].
Темпы экономического развития Владимирской области зависят от уровня накопления человеческого капитала в регионе. Человеческий капитал влияет на уровень безработицы и динамику занятости населения региона. Накопление человеческого капитала в регионе возможно за счет развития инфраструктуры, создания дополнительных рабочих мест.
Библиографический список
- Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области – http://vladimirstat.gks.ru
- Сайт Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе – http://cfo.gov.ru/cfo/regions/VLA
- Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А. А. Аузана и С. Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать: ООО «Дизайн-проект «Самолет», 2011. – 146 с.: табл., рис., вставки.
- Сайт департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области – http://vladzan.ru/home.aspx
- http://1prime.ru/projects/labor/
- Малышева Е. Индекс рынка труда через 3-4 года охватит всю Россию // Российское информационно-аналитическое агентство «Прайм» 6 февраля 2013 – http://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130206/760990573.html
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., 2012. – 990 с.
- Сайт администрации Владимирской области – http://www.avo.ru/region/results/living
- Постановление губернатора Владимирской области от 23 апреля 2013 года № 456 “Об утверждении величины прожиточного минимума на территории Владимирской области за I квартал 2013 года” // “Владимирские ведомости”, N 77, 27.04.2013
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”) // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // «Российская газета», № 102, 09.05.2012
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // «Российская газета», № 102, 09.05.2012
- Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013 – 2020 годы» // «Собрание законодательства РФ», 26.11.2012, N 48, ст. 6735
- План мероприятий («дорожная карта») Владимирской области «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» // Сайт департамента образования администрации Владимирской области – http://obrazovanie.vladinfo.ru/edu/