Статья подготовлена в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений ЮЗГУ на 2012-2013 годы (мероприятие 2 «Популяризация образа успешного российского ученого и повышение научного информационного обмена молодежи» пп. 2.6 «Организация и проведение интернет-конференции с ведущими учеными РАН «Интерактивный диалог поколений в университетском образовательном пространстве»)
Межэтнические браки закономерное социальное явление, они являются следствием существования некого общего социокультурного пространства, в котором осуществляются коммуникации между представителями различных народов. Межнациональные браки создают семьи, непосредственно являющиеся микросредой процессов интеграции и естественной ассимиляции. Каждая межэтническая семья представляет собой этнокультурный феномен, с определенной уникальной самобытностью.
Межэтнический брак представляет собой социально-психологическое образование со сложной, противоречивой и не всегда предсказуемой динамикой. Он рассматривается как альтернатива моноэтническому браку, в которой присутствуют как определенные преимущества развития семейного союза супругов разного этнического происхождения, так и потенциальные угрозы его устойчивости, включая семейные кризисы.
Исследование межэтнического брака в системе ценностных ориентации студенческой молодежи дает возможность выявить ее репродуктивный потенциал и степень адаптации к новым социальным условиям.
Для того, чтобы изучить специфику отношения студенческой молодежи к межэтническим бракам как социальному явлению современности и выявить причины такого отношения, было проведено социологическое исследование.
Полученные данные свидетельствуют о том, что, по мнению опрашиваемых, современное общество не одобряет межэтнические браки (48%), лишь около 30% респондентов противоположного мнения, 10%-затрудняются ответить.
К основным причинам негативного отношения со стороны общества к межэтническим бракам респонденты отнесли: различие супругов на сам брак (50%) из отмеченных вариантов, разница в понимании супружеских ролей-24,1%, разное представление супругов о воспитании детей – 20,7% и 13,8%- разное понимание ведения домашнего хозяйства.
Что касается самих же респондентов, то они в свою очередь одобряют межэтнические браки в современном обществе. Говорить об абсолютном положительном отношении к такому роду бракам мы, конечно же, не можем, ведь не малая часть респондентов выразили отрицательное отношение и неодобрение межэтнических браков. Процентное соотношение наглядно представлено на рисунке. 34% студентов склоны относится скорее положительно к межэтническим бракам, 24% – заняли позицию полного одобрения таких браков, 20% – не одобряют межэтнические браки и 14% скорее относятся отрицательно, 8% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.
Для того, чтобы определить какие видят положительные и отрицательные стороны в межэтнических браках студенты, были заданы соответствующие вопросы. Полученные данные свидетельствуют о том, что к основным положительным моментам респонденты относят: культурное взаимообогащение супругов в таком браке (44%), способ воспитания толерантности по отношению к другим национальностям в обществе – 36%, возможность выезда за границу и проживание в другой стране – 26%, остальные же респонденты межэтнический брак представляют, как способ противостоять стереотипам общества (16%) и показать свою самостоятельность (2%). Следует обратить внимание на такую позицию, как «не вижу положительных сторон», не многое отметили данный вариант(14%), но все же он имеет место быть, в основном так ответили студенты, которые не одобряют межэтнические браки в современном обществе.
К основным отрицательным сторонам межэтнических браков опрошенные студенты отнесли следующее: осложнение супружеских отношений в связи пересечения различных культур (54%), трудности в отношениях с родственниками (44%), неодобрение со стороны общества (22%), генетическая несовместимость и трудности юридического плана (по 12%), различие в понимании ведения домашнего хозяйства (4%). Действительно, в каждой культуре есть свои определенные типы поведения, поэтому возможен конфликт в семьи из-за таких разногласий на бытовом уровне, что в итоге выступает фактором негативного отношения к межэтническим бракам.
Студентам было предложено отметить позицию, на которою они предположительно станут, если их близкий друг (подруга) в ступят в межэтнический брак. Данный вопрос было целесообразно спросить, чтобы определить отношение респондентов к представителям других национальностей. Так из полученных данных можно сделать следующие выводы. 78% опрошенных готовы продолжить общение, 16% респондентов предполагают, что могут возникнуть трудности в отношениях, но все же готовы продолжить общение, лишь 4% ответивших сократят общение до минимума и только 2% полностью прервут общение. Такое процентное соотношение свидетельствует о том, что сделанный выбор близкого друга (подруги) в пользу представителя другой национальности, предположительно, не будет оказывать влияние на общение.
Одной из основных задач социологического исследования было определить готовность респондентов вступить в брак с представителями другой нации, для этого был задан соответствующий вопрос. Так, 64% опрошенных готовы вступить в такого рода брак, 36% заняли противоположную позицию.
Нежелание вступать в брак с представителями другой нации связано с предпочтением представителей своей нации в качестве супруга, так отметили 77,8% студентов, также сказывается недоверие к представителям другой нации (27,8%), немногих пугают трудности, возникающие в таком браке (5,6%).
Таким образом, межэтнический брак представлен сложным явлением и не имеет однозначной оценки. Несмотря на то, что в последние годы зафиксировано увеличение межэтнических браков, в обществе, по мнению многих студентов, такой вид брака является социально-неодобряемым. В свою очередь современная молодежь, довольно положительно относится к таким бракам и воспринимает их как альтернативу моноэтническому браку.
Сами же респонденты видят немало положительных моментов такого брака, сюда можно отнести культурное взаимообогащение супругов в таком браке, способ воспитания толерантности по отношению к другим национальностям в обществе, возможность выезда за границу и проживание в другой стране; межэтнический брак также представляется, как способ противостоять стереотипам общества и показать свою самостоятельность. Те студенты, которые не одобряют межэтнические браки, не видят вообще положительных сторон.
Помимо положительных респонденты выделили и отрицательные стороны брака между представителями разной национальности, к основным относятся осложнение супружеских отношений в связи пересечения различных культур, трудности в отношениях с родственниками, неодобрение со стороны общества, генетическая несовместимость и трудности юридического плана, различие в понимании ведения домашнего хозяйства. Именно данные факторы в той или иной степени влияют на готовность молодежи вступать в брак с представителем другой нации, неодобрение со стороны общества и возможное осложнение отношений между супругами на почве различий культур пугают студентов и являются препятствием вступления в межэтнический брак.
Следует также отметить, что готовность вступить в брак с представителями той или иной национальности отметили большинство среди опрашиваемых, это свидетельствует о том, что для молодежи межэтнический брак является довольно привлекательным по ряду причин, отмеченных ранее.
В заключении можно отметить, что перечисленные факты обуславливают более лояльное отношение студенческой молодежи к межнациональным бракам и достаточную готовность к вступлению в такой брак. Однако в целом место межэтнического брака по отношению к моноэтническому в системе ценностей данной социальной категории занимает периферийные позиции. Существенная часть студенческой молодежи ориентирована на мононациональный брак, межэтнический брак для большинства молодых людей и девушек является, приемлемым, однако менее желательным.