Советский период (20-е –90-е гг. XX в.) характеризуется коренным изменением всех сфер жизни общества. В это время активно формируются новые идеалы советского государства, поэтому большое внимание уделяется вопросам обучения и воспитания в частности и педагогической науке в целом. Вопросы, связанные с сельским образованием, были наиболее актуальны, так как сельские школы были самыми распространенными учебные заведениями. Образовательная сеть образовательных учреждений, существовавшая в дореволюционной России, была полностью разрушена.
В данный временной промежуток начинают формироваться характерные особенности и тенденции процесса обучения в сельских школах: окончательное оформление начальной, средней и высшей школы, унификация моделей организации обучения, создание условий для индивидуализации обучения.
Рассмотрим их подробнее. Период становления советского государства (1917-1930) совпал с появлением новой образовательной системы, отвечающей идеалам и ценностям того времени. Были приняты ряд декретов, формирующих советское народное образование, – «Обращение народного комиссара по просвещению» (1917), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (1918), «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.) [1, с. 9-13, 2, с. 74, 3]. Таким образом, можно констатировать то, что образование становится приоритетным направлением в целом и сельским образованием в частности.
За короткий период была сформирована нормативно-правовая база, основными документами которой стали положение «О единой трудовой школе РСФСР» [4] и декрет, предписывающий всеобщее обучение для населения от 8 до 50 лет, не владеющего навыками элементарной грамотности [5]. К 1920 году, согласно переписи населения, было обучено около 42 % населения в возрасте старше 8 лет [6]. Однако данные переписи не включали ряд регионов, таких как Дальний Восток, Белоруссия, Крым, Закавказье и ряд губерний [7].
Таким образом, можно констатировать кардинальное изменение образовательной системы, выражавшееся в запрете функционирования частных школ и церковного (религиозного) обучения, введении бесплатного и совместного обучения для всех национальностей на родном языке, разделения школы, церкви и государства.
И как результат такой политики в 1919 появляется еще один документ «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» [8], согласно которому образование на русском или родном языках могли получить все в возрасте от 8 до 50 лет [9].
Для борьбы с безграмотностью создавались различные общественные организации, например, общество «Долой неграмотность», направленное на культурный подъем в сельской местности. В этот период времени происходит усиление работы пригородных школьных помещений, где основными участниками образовательного процесса были беспризорники, которых насчитывалось около 7 миллионов человек. Несмотря на все действия, количество школ не достигло уровня предвоенного времени (1914г.) и составляло 83 % [10].
К середине 1920-х годов всеобщее обязательное обучение для детей распространялось достаточно динамично (УССР, 1924 г.,
БССР, 1926 г., ЗСФСР) через деятельность местных органов самоуправления. К началу 1930 г. можно сделать вывод о том, что фактически всеобщее обучение на начальной ступени было введено по стране повсеместно [10].
Сельской школе ставились не только образовательные цели и задачи, но и распространение коммунистической идеологии, так как была большая потребность в образованном и правильно политически ориентированном населении, поэтому вся школьная система, начиная от содержания образования и заканчивая внеурочной деятельностью, была направлена на решение этих задач.
В этот период происходит сращивание обучения в сельских школах и практической работой в колхозах, совхозах и пр., что послужило, в свою очередь, поводом для появления специальных образовательных программ, разработанных для сельских школ.
С приходом большевиков к власти и созданием Наркомпроса все образовательные учреждения, в том числе и разнообразие сельских школ (школ ыс сельскохозяйственным уклоном, школы крестьянской (колхозной) молодежи, сельские начальные училища, традиционные школы I и II ступени, школы-комунны интернатного типа, опытно-показательные учреждения Наркомпроса) [11], кроме ВУЗов, были объединены в единую трудовую школу, обучение в которой состояло из нескольких ступеней: первая ступень – с 8 до 13 лет и вторая – с 14 до 17 лет. Позднее к единой трудовой школе добавился детский сад для детей 4-8 лет.
Основной проблемой для сельской школы в период становления советского государства – невозможность ее финансового обеспечения. Это выражалось в отсутствие продовольственного обеспечения сельских педагогов. С начала 20-х гг. XX века происходит «переложение» финансового обеспечения с государства на местные советы, поэтому жителям приходилось финансировать не только образование детей, но и содержание всей школы в целом.
К 1930-м годам намечается тенденция появления политехнического образования в трудовую школу. В этот период на базе школ, в том числе и сельских, возникают различные трудовые мастерские и шефское руководство школ предприятий. Кроме того, в этот период начинаются социальные «чистки», связанные с раскулачиванием сельского населения, как результат, существенное уменьшение количества учащихся в сельских школах [12].
Таким образом, первая половина XX века характеризовалась становлением современно педагогической системы – стремительным ростом количеством городских и сельских ОУ, изменения условий подготовки кадрового обеспечения и пр. Необходимо отметить, что кроме окончательного оформления начальной, средней и высшей школ, также динамично начинают создаваться условия для индивидуализации обучения в сельской школе по двум направлениям: созданию элементов профильного обучения и допрофессиональной и начальной профессиональной подготовке [13].
Становление народного (сельского) образования стала формироваться после прихода к власти большевиков в 1917 года. Ряд документов «Обращение народного комиссара по просвещению» (1917 г.) [14, с.9-13] и «Основные принципы Единой трудовой школы» (1918 г.) [15, с.74] сформировали новые цели и задачи новой образовательной системы. Основой этой системы стали гуманизм, демократизм и светский характер обучения, поэтому все церковные школы были переданы Наркомпросу, который разработал для сельских школьников новые учебные планы и программы, направленные на формирование и развитие трудовых
навыков в практическом сельскохозяйственном труде и предлагал сельским школьникам участвовать в сезонных сельскохозяйственных работах [16].
В 30-е годы XX века начинается унификация образовательной системы в целом, которая напрямую затронула сельские школы, упразднив ее многочисленные вариации (агрогородки, национальная школа, школы-коммуны, опытные станции и др.). Унификация образовательных учреждений отразилась и на подготовке педагогических кадров, которая, в свою очередь, тоже
унифицировалась и привела к тому, что для сельских школ кадровый состав не готовился [17].
В сельских ОУ, также как и в городских, была проведена унификация различных типов сельских учебных заведений, согласно постановлению «О структуре начальной и средней школы в СССР» [18, с.167], предполагающего ликвидацию различных школ и получение знаний одинакового объема на начальной и средней ступени обучения. Такая ситуация не способствовала поддержке и развитию сельского образования, потому что в новых условиях сельская школа теряла практическую сельскохозяйственную направленность своего обучения и связь с народом. Теперь сельская школа становится инструментом пропаганды коммунистической пропаганды.
Педагогическая система народного просвещения складывалась в условиях разрушения экономики и социальной структуры в ходе революций и гражданской войны. Теоретическая модель сельской школы на практике оказалась не совместима с рядом ОУ, например, с сельскими начальными училищами I ступени из-за невозможности адаптации учебных планов и программ, неподготовленности учащихся к пятому классу средней образовательной школы, недостаточной финансовой поддержки и слабой подготовки педагогического состава.
Как результат, идея 5-летнего обучения в школах I ступени в современных условиях была практически невозможна, Наркмпрос перенес пятый класс в среднюю школу (II ступень). Однако это было сделано не сразу, поэтому оставался большой разрыв между сельскими школами I и II ступени и невозможность войти в единую систему трудовой школы [19].
На базе сельских школах I ступени, ориентированных на воспитание работников сельскохозяйственного труда, стали появляться школы крестьянской молодежи со сроком обучения 3 года, направленные на подготовки земледельцев и общественников. Это было сделано с целью сформировать и привить интерес к сельскому хозяйству и труду в целом, а также осознание значимости такой работы.
Полноценное финансирование новой образовательной системы и ее доступность населению в виде ее бесплатности оказалось невозможным. Расходы на образование за период 1920-1922 гг. сократилось в 2 раза с 10 % до 3,5 % [20], что, в первую очередь, сказалось на сельской школе и сельском учителе. Резкое уменьшение финансирования привело сельского учителя к состоянию нищеты, так как педагог больше не получал казенного пайка. Сельские школы также лишаются государственной финансовой поддержки и переходят на местное финансирование, что явилось причиной закрытия ряда сельских школ.
Итак, создание новой сельской школы в рамках единой трудовой школы не получилось, так как сельская школа, как и раньше, сочетала в себе не только возможности для обеспечения навыками элементарной грамотности сельское население, но и обучение практическому сельскохозяйственному труду. Согласно данным 1932 года, сельских школ I ступени насчитывалось около 13 тысяч, неполных средних школ – 22, 5 тысяч, средних школ – 123. Сельских педагогов насчитывалось около 450 тысяч человек [21].
Таким образом, можно констатировать, что в период с 1917 по 1950-е годы XX века главной отличительной особенностью сельской школа была ее унификация, что в свою очередь, отразилось на сокращении вариативных форм образовательных учреждений, содержании образования, главного проводника коммунистической доктрины, подготовки педагогического состава, не имевшего специальных навыков и знания для работы в сельских школах и тенденции сращивания обучения и сельского производственного
труда.
В 1950-е годы оформляются направления профильного (дифференцированного) обучения: гуманитарному и социально-экономическому, техническому и физико-математическому и биолого-агрономическому, которые были зафиксированы документально в 1958 году законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» [22, с.53-61]. Академия педагогических наук в течение 1958-1959 учебного года была создана экспериментальная площадка на базе средней школы № 710 г. Москвы, в рамках которой реализовывались четыре направления дифференцированного (профильного) обучения: гуманитарному, химико-техническому, биолого-агрономическому и физико-техническому.
Но подобные эксперименты создания системы профильного обучения были характерны не только для центральных районов СССР, но и для Сибирского региона, например, в 1962-1963 учебном году была создана в Новосибирске специализированная школа-интернат с двумя профилями: химико-биологический и физико-математический. При этой спец. школе на протяжении всего обучения постоянно функционировали научные кружки под руководством ученых, а выпускники имели возможность работы в НИИ в качестве лаборанта [23].
Содержание образования позволяло выпускникам специализированных школ быть принятыми на второй курс университета с возможностью перезачета школьных дисциплин. Позднее от такой практики отказались, заменив приемом экзаменов по программе вуза экстерном.
Однако и эта практика не была результативной. В итоге все действия сводились к усиленной подготовке к сдаче вступительных университетских экзаменов [24].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в первой половине XX века в СССР сложилась система специализированных (профильных) школ, готовящих одаренных детей к поступлению в профильные университеты. Профильные школы были статусные, чем обеспечивался постоянный поток учеников и создавались условия для конкурсного основания. Однако содержание образования кардинально не менялось в зависимости от профильной направленности, дифференциация обучения осуществлялась через дополнительные профильные часы.
Если обратиться к истории модернизации сельской школы (по М.П. Гурьяновой), то можно отметить целевую направленность сельских ОУ на практическую (трудовую) подготовку, с помощью которой школьники организовывали различные трудовые объединения, например, производственные звенья и бригады, как основные формы взаимодействия школы и предприятия [25].
Идея интеграции трудового воспитания и обучения в образовательный процесс с целью обеспечения профессиональной подготовки, особенно сельского населения, была закреплена в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) [26, с.53-61]. Положительные результаты данного закона выражались в значительном увеличении количества сельских школ, улучшения материально-технического обеспечения (МТО) из-за массового распространения школьных мастерских для детей обоего пола.
Еще одним важным итогом закона 1958 года было понимание необходимости существования различных типов и видов сельских школ, так как даже соседствующие территории отличались сильно друг от друга. Примерно в это время начинает оформляться сетевое взаимодействие между сельскими школами, выражавшееся в создании школ с продленным днем, школ-интернатов, организации подвоза детей из отдаленных сельских поселений [27].
60-е годы XX века стали временем, когда правительство СССР было вынуждено заняться сельским образованием из-за массового оттока в город сельских жителей, поэтому в сельских поселениях практически не осталось специалистов, способных работать на земле.
Период 70-х годов охарактеризовался ориентацией профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. Известен образовательный опыт педагогического центра п. Зеленый Бор Кокчетавской области, в котором реализовывалось профильное разновозрастное обучение (РВО), созданное с учетом интересов учащихся с одной стороны, и индивидуальными образовательными планами с другой. Таким образом, стало возможным освоение учащимися теоретических и практических начал для более точного профессионального определения в будущем [28].
Профилизация образования присутствовала практически во всех ОУ, но носило скрытый характер и реализовывалась на базе качественно проводимых факультативов.
В 80-е годы XX века, подводя итоги работы специализированных школ, можно сделать вывод о том, что в специализированных школах с углубленным обучением назрел ряд проблем, необходимых к немедленному решению. Самой сложной проблемой было отсутствие преемственности образовательных программ образовательных школ и университетов. Также не была четко отработана система отбора и приема учащихся. К тому же накопленный научный и методический материал требовал обработки и научного осмысления. Стало понятно, что все образовательные школы невозможно переделать в специализированные, потому что «переделывание» учебного плана средних школ приводило к перегрузкам учеников и сложностям контроля со стороны управления на всех уровнях.
Таким образом, можно обозначить итоги развития сельской школы как части единой трудовой школы. К положительным итогам
можно отнести постоянный рост сельских ОУ и их государственную поддержку, улучшение МТО и педагогического состава. Отрицательные результаты выражались в утрачивании самобытности, основной характеристики, показывающей связь с сельской культурой и народом.
Одной из важных характеристик сельской школы была сельскохозяйственная практическая направленность обучения. Кроме того такая особенность четко соответствовала правительственному курсу по созданию нового общества в рамках коммунистической доктрины. Искусственно созданная связь сельских ОУ с различными сельскохозяйственными предприятиями и ограниченная рабочая подготовка не способствовала формированию адекватной психологической готовности у школьников. Кроме того, унификация сельских школ привела к невозможности стать базой для социализации сельского общества.
Образовательная политика СССР по отношению к сельской школе с самого начала носила принудительный и искусственный характер, выражавшийся в вытеснении многоукладности сельской жизни. Как результат, была утрачена уникальность всего сельского общества и всех сфер его жизни.
На основании историко-педагогического анализа, мы можем выделить условия успешной социализации сельской школы. Первое условие: функционирование сельской школы как социального института. Для этого необходимо быть доступной и открытой системой воспитания и обучения, которой свойственно индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс. Следующее условие – вариативность и многообразие не только сельских школ, но и содержания образования, опирающегося на многоукладность сельского социума.
Библиографический список
- О народном просвещении: Обращение Народного комиссара по просвещению от 29 октября (ст. стиля) 1917 г. // Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании. Сб. докум. За 1917-1947 гг.: Приложение к журналу «Советская педагогика». – Вып. 1 [Сост. канд. пед. наук Н. И. Болдырев]. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. – С. 9-13.
- Основные принципы единой трудовой школы. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Под ред.чл.- корр. АПН СССР, д-ра пед. наук, проф. А.Н. Алексеева и канд. пед наук, доцента Н.П. Щербова. Сост. и авт. вводных очерков канд. пед. наук, доцент М.И. Анисов/ Учеб.пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение. С. 74
- Хрестоматия по истории советской педагогики [Текст]. – М., 1978. 297 с.
- Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. [Режим доступа] URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html (дата обращения 05.02.2013)
- Грамотность // Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978
- Грамотность // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. [Режим доступа] URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html. (дата обращения 15.10.2012)
- История переписи (часть 3) // Территориальный орган Федеральной службы государственной политики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. [Режим доступа] URL: http://www.petrostat.gsk.ru?default/aspx (дата обращения 20.11.2012)
- Ленин В. И. Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. М.: б.и., 1919.
- Крупская Н. К. Методические записки. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин [Текст] / Н.К. Крупская // Избр. пед. произв. М., 1957. 450 с.
- Школы взрослых // Большая Советская Энциклопедия. Режим доступа URL: slovari.yandex.ru/книги/БСЭ/Школы%20взрослых
- Байгулова Н. В. Разработка и реализация модели разновозрастной сельской малокомплектной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск 2011.
- Крупская Н. К. указ.соч.
- Горский В.А. Развитие технической самодеятельности учащихся в России в период с 1900 по 1990 гг.: дисс. … канд. ист. Наук. М., 1994. 205 с.
- О народном просвещении. указ соч. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. – С. 9-13.
- Основные принципы единой трудовой школы. указ.соч. М.: Просвещение. С. 74
- Гурьянова М.П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. … д-ра пед. Наук. М., 2001. 412 с.: илл.
- Королёв Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921—1931, М., 1961.
- Постановление СНK Союза СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» – 15 мая 1934 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. С. 167.
- Прокофьев М.А. Послевоенная школа России. М.,1997.
- Миронов Б. Н. История в цифрах. Л.: НАУКА, 1991.
- Организация образования в сельской местности России: (Исторический очерк) / О.Е. Кошелева, П.В. Мошкова, М.В. Богуславский, A.M. Цирульников. – М: Педагогика, 1993. 185 с.
- Закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» – 24
декабря 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – С. 53-61. - Физматшколе – полвека. // Навигатор. № 3 от 25.01.2013
- Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917—2004.: Аспект-Пресс, М., 2005.
- Гурьянова М.П. указ.соч.
- Закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» – 24 декабря 1958 г. указ.соч. М.: Педагогика, 1974. – С. 53-61.
- Нарядкина Л.А. Школьная реформа 1958 г. и национальное образование // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4 – с. 35-36 [Режим доступа] URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7780072 (дата обращения: 10.04.2013).
- http://www.pavlodar.gov.kz/page.php?lang=2