Религия– один из тех феноменов, который актуален во все времена. Вера в Бога, Богов – существовала во всех культурах, начиная с самых древних, а религиозные войны, крестовые походы, межнациональные и межэтнические конфликты, погромы и преследования на почве антисемитизма показывают, что религия формирует определенное отношение и влечет за собой те или иные поступки. Как отмечают некоторые авторы [2, 4, 12] наиболее конфликтогенными на сегодняшний день являются именно этнические и конфессиональные процессы, которые решаются при помощи экстремистских и террористических методов. Однако важно отметить, что на всех этапах и во всех странах религия была одним из ключевых моментов формирования вражды, так можно вспомнить преследования первых христиан — израильтянами; «ведьм», еретиков и иудеев — христианами; протестантов — католиками, а католиков — протестантами; мусульман — христианами, а христиан — мусульманами; буддистов — синтоистами в Японии; староверов и сектантов — Православной Церковью в дореволюционной России. Таким образом с одной стороны тема не является новой, однако, с другой стороны, она является актуальной в связи с появлением новых религиозных конфессий, сект, религиозной пропаганды и высокий уровень интереса современной молодежи к данным процессам.
В конституции практически каждой страны заложен пункт против дискриминации по религиозному признаку и свободе вероисповедания, существует Закон РСФСР от 25.10.1990 «О свободе вероисповеданий». В этом законе указывается гарантированная Конституцией РСФСР свобода вероисповеданий, которая включает право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. А также Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 (в редакции от от 01.07.2011), который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Однако важно отметить, что во многих государствах существуют подобные законы и конституционные статьи. Так, в 1786 году, в штате Вирджиния, Генеральной ассамблеей штата, 16 января, был принят Закон о свободе вероисповедания в США и 16 января каждого года отмечается праздник «свободы вероисповедания».
Как отмечает Я.Б. Амиров [1] «к началу 90 годов ХХ века оно было представлено 15-20 конфессиями, тогда как к настоящему времени в стране зарегистрировано более 60 конфессий». Такое количество конфессий приводит к различного рода конфликтам, спорам, непонимания. При этом, можно отметить, что большинство среднестатистических жителей России не знает об этих конфессиях, и вряд ли назовут более 10, наиболее распространенных, те о которых говорят в СМИ. Таким образом, мы можем отметить, что современные социальные изменения оказывают в определенной мере деформирующее воздействие на религиозное сознание, об этом говорит, в первую очередь появление сект и «модных» религий в духовно-религиозном пространстве современной России и мира в целом. В частности, различные варианты «церкви Христа», «свидетели Иеговы», шаманизма и язычества, при этом некоторые религиозные организации зарегистрированы как светские учреждения, на пример центр Дианетики.
На современном этапе можно также отметить рост интереса к таким религиозным конфессиям как язычество, родноверие, неоязычество, которые по сути являются «современной субкультурой, которая удовлетворяет потребности определенных кругов наших современников и исполняет значимые функции в современном обществе, в объемлющей культуре» [14].Сам феномен язычества, неоязычества, как отмечает Р.В. Шиженский [13] стал появляться в России в 70-х гг. прошлого столетия, при этом ведущим, направляющим компонентом становится иерархическая сообщность людей называемых «волхвами», «жрецами», «кобниками», «ведунами» и т.д. Рассматривая современные аспекты неоязычества А.В. Шанская [12] отмечает, что у древних славян в язычестве ярко выражена мировоззренческая функция: дать объяснения, а у современных – социальная: выделится, обособиться, отличиться. И.Б. Михеева [8], рассматривая неоязычество отмечает, что неоязыческие объединения и движения зачастую не просто реконструируют языческие традиции и обряды прошлого, но претендуют на создание весьма неоднозначных альтернативных мировоззренческих и идеологических проектов по переустройству социума, как правило, характеризующихся псевдонаучным и псевдорелигиозным содержанием, деструктивной направленностью, националистической и расистской тональностью. Данный аспект важен для понимания неоязычества/язычества как важного социокультурного феномена нашего времени, который формирует определенные установки и отношение к себе и Другому.
О роли религии в современном обществе говорит факт принятия Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, который вступает в силу с 1 сентября 2013 года. В рамках данного закона в образовательных учреждениях вводится курс “Основы религиозных культур и светской этики” (ОРКСЭ), включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. В тоже время закон запрещает педагогам пропагандировать “исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов” (ч. 3 ст. 48). Данный закон важен и с точки зрения социализации современной молодежи и формирования у нее представления о религии в целом и конкретных конфессиях. В нашей работе под конфессией мы понимаем совокупность религиозных общин, объединенных идентичностью вероучения и духовной практики.
Говоря о разработанности данной проблемы, можно отметить, что работы, в рамках психологических исследований, посвященные религии носят скорее фрагментарный характер. Так В.О. Виценко [3] рассматривала образ времени у представителей различных религиозных конфессий, выделив характерные «конфессиональные» особенности отношения ко времени. М.В. Ефремова [5] изучала взаимосвязь религиозной идентичности представителей наиболее распространенных традиционных религий (православия и ислама) с особенностями экономического сознания. Так, М.В. Ефремовой [5] обнаружены различия во взаимосвязях религиозной идентичности с экономическими установками: у студентов-мусульман характеристики религиозной идентичности в целом взаимосвязаны с продуктивными экономическими установками и представлениями (позитивным прогнозом роста благосостояния в будущем, удовлетворенностью потребительских интересов, удовлетворенностью материальным благосостоянием, удовлетворенностью жизнью), а у студентов-христиан – как с продуктивными (позитивный прогноз роста благосостояния в будущем, выбор конкуренции с целью самореализации, установка на межличностное доверие), так и с непродуктивными (негативное отношение к конкуренции, низкая удовлетворенность собственным материальным благосостоянием, низкая значимость денег), экономическими установками и представлениями. О.В. Сучкова [10] изучала социально-психологиеские аспекты религиозности молодежи, и отметила, что религиозность современной российской молодежи характеризуется преобладанием среднего уровня выраженности, рассогласованием реального уровня религиозности и религиозной идентификации (номинально), слабой связью между ее структурными компонентами. Е.В. Перевозникова [9] рассматривая психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации отмечает, православная ориентация семьи опосредует особенности реакций подростков в ситуациях депривации структурных звеньев самосознания по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации. В первом случае преобладает корректный (адекватный лояльный и неадекватный лояльный) тип реагирования. У подростков из семей атеистической ориентации по сравнению с подростками из семей православной ориентации обнаруживается большая выраженность реакций фрустрации с агрессией. В.Г. Кирсанова [7] рассматривала психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций, таких как «Международное общество сознания Кришны», «Церковь Сайентологии» и «Свидетели Иеговы». Как отмечает автор, члены нетрадиционных религиозных организаций обладают рядом специфических личностных особенностей, имеющих отличия в зависимости от пола и принадлежности к определенной религиозной группе. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций находят отражение в области ценностных ориентаций более, чем в области индивидуально-типологических свойств. Несформированность системы ценностных ориентаций, которая находится в стадии становления или перестройки, является благоприятной психологической почвой для вовлечения в нетрадиционные религиозные организации, что обусловливает участие в подобных организациях преимущественно молодежи.
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств, различные авторы выделяют возрастные границы по-разному, однако можно говорить о том, что в целом это период между детством и взрослостью, и в нашем исследовании мы взяли широкие рамки от 16 до 30 лет. Таким образом нынешнее положение в России, для населения которой характерен глубокий интерес к религии и к христианству в частности, дает Церкви уникальный шанс внести свой вклад в становление гражданского общества, однако на данный момент не существует работ, которые бы изучали влияние религии на формирование отношения к себе и Другому, и особенно важно изучать молодежь, как наиболее подверженную влиянию и манипуляциям группу.
В нашем пилотажном исследовании приняло участие 44 человека (13 молодых людей и 21 девушка) в возрасте от 17 до 28 лет, проживающие на территории Южного федерального округа, Российской федерации. Южный федеральный округ представляет собой это многонациональный и поликультурный регион, который издревле населяли представители различных конфессий и этнических групп: русские, калмыки, украинцы, турки, а также армяне, грузины и другие кавказские народности. На первом этапе мы изучили отношение к представителям различных религиозных конфессий молодыми людьми. Участникам исследования было предложено заполнить авторскую анкету фильтр, которая выявляла отношение молодежи к религии в целом и отнесении себя с некой конфессией, а также методика на выявление отношения (от дружелюбного до враждебного) к представителям различных религиозных конфессий. Важно отметить, что на вопрос «Какую религию вы исповедуете» – 55% указали православие, 27% – атеизм (или комментарий не верю- в пустой строке), 14% – указали «другую» религию, при этом все участники исследования выбравшие категорию «другая» религия указали язычество или родноверие, и 4% – исповедую католицизм. Из всех испытуемых 50% указали на то, что не посещают храмы, соборы ит.д.
Анализ средних результатов показал, что наиболее позитивное отношение респонденты испытывают к католикам (М=3,02), православным (М=3,17), буддистам (М=3,06) и индуистам (М=3,26), в то время как к представителям других религиозных конфессий средний балл близок к категории «не испытываю никаких чувств» и демонстрирует полярность отношений от крайне позитивных (дружелюбно, с доверием, уважением) до крайне негативных (неуважительно, с неприязнью, враждебно), в эту группу входят представители протестантизма (М=3,69), иудеи (М=4,08), язычники (М=4,21) и мусульмане (М=4,86).
Далее мы поделили выборку на три группы по принадлежности к различным религиозным конфессиям (православие, язычество) или не соотнесением себя с какой либо конфессией (не верю, атеизм ит.д.).
В данной методике, чем ниже балл, тем более позитивное отношение к представителям религиозной конфессии. Исходя из анализа полученных данных, мы можем говорить о том, что наиболее позитивное отношение к представителям всех религиозных конфессий проявляют православная молодежь, в то время как атеисты и язычники проявляют более выраженное негативное отношение к представителям иных религиозных конфессий.
Также можно говорить, что наиболее положительное отношение православная молодежь проявляет к православным (М=2,19), католикам (М=2,57), индуистам(М=2,96), буддистам (М=3,15), иудеям (М=3,37) и протестантам (М=3,42), и более негативное к язычникам (М=4,26) и мусульманам (М=4,53). Молодежь, исповедующая язычество относится «дружелюбно» к представителям своей конфессии (М=2,66), буддистам (М=3), католикам (М=3,16), индуистам (М=3,83) и проявляет негативное отношение к протестантам (М=4,33), православным (М=5,16); и почти враждебное отношение к мусульманам (М=5,66) и иудеям (М=6,16). Люди не исповедующие ни какую религию (атеисты) относятся скорее негативно к представителям всех религиозных конфессий, можно выделить только нейтральное отношение к буддистам (М=3,25) и индуистам (М=4). Отношение атеистов к католикам (М=4,25), иудеям (М=4,33), к протестантам (М=4,41), православным (М=4,66), язычникам (М=5,41) и мусульманам (М=5,83) скорее негативно-враждебное.
Корреляционный анализ Спирмена показал, что не существует зависимости между возрастом респондентов и их отношением к представителям различных религиозных конфессий, однако между выражением отношения существует зависимость. Так, существует прямая корреляционная связь между практически всеми представленными в вопросе конфессиями, что может говорить о неком общем отношении современной молодежи к религии с одной стороны, или желание продемонстрировать определенное, социально одобряемое поведение и отношение с другой стороны. В тоже время данная корреляционная связь указывает лишь общую тенденции к схожести оценок, однако не указывает на их модальность, т.к. изучение сырых баллов показало, что оценки однородные у каждого испытуемого, однако часть из них однородно положительная, а у других респондентов – однородно негативная.
Как отмечает М.Х. Хаджаров [11] «и христианство, и ислам имеют одни общие корни – иудаизм. Многие идеи буддизма гармонируют с идеями христианства и ислама. В единстве они могли бы образовать общую аксиологически выраженную этическую доктрину, в которой наивысшими ценностями выступают конкретный индивид, принцип толерантности, согласия и взаимного уважения». Однако как мы можем увидеть, результаты нашего исследования показывают, что в представлениях современной молодежи каждая религиозная конфессия несет определенную оценку, а, соответственно, представители той или иной конфессии оцениваются либо «дружелюбно» и «с уважением», либо «враждебно». Полученные нами данные особенно важны для Юга России, который представляет собой уникальное культурно-религиозное пространство, в котором испокон веков соседствовали народы исповедующие православие, ислам, иудаизм, шаманизм, язычество, католицизм.
Таким образом, целью нашей дальнейшей работы мы видим увеличение выборки и проверки гипотезы о роли религиозных убеждений на формирование отношения к представителям своей и чужой религиозной конфессии. В связи с ростом неоязыческих групп в молодежной среде, на наш взгляд, было бы логично изучить именно эту группу и их отличие от православной молодежи и молодежи не имеющей религиозных убеждений и/или относящих себя к категории «атеист».
Библиографический список
- Амиров Я.Б. Конфессиональный портрет современной России // Вопросы гуманитарных наук. 2009. № 11
- Булатова Т. А., Галашова Н. Б., Камарова Н. А. Проблема религиозной толерантности в томски х СМИ // Вестник ТГПУ 2012. 12 (127). С. 208-214.
- Виценко В.О. Образ времени у представителей различных религиозных конфессий // Автореферат… канд.психол.наук. Москва, 2005.
- Вояковский Д. С. Молодежь и религия: проблема «исламского» экстремизма // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №1. С. 273-276.
- Ефремова М.В. Взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями // Автореферат… канд.психол.наук. Москва, 2010.
- Ким В.В. Этническое неравенство как фактор эскалации экстремистских конфликтов // Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: Изд-во ОГУ, 2012. № 1 (45). С. 148-156.
- Кирсанова В.Г. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций // Автореферат… канд.психол.наук. Москва, 2005.
- Михеева И.Б. Неоязычество как религиозно-культурный феномен современности: проблема дефиниции // Ценности и смыслы. 2010. № 1. С. 80-90.
- Перевозникова Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации // Автореферат… канд.психол.наук. Москва, 2000.
- Сучкова О.В. Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности // // Автореферат… канд.психол.наук. Санкт-Петербург, 2009.
- Хаджаров М.Х. Социология конфессионально_культурных отношений: толерантность как основа диалога религиозных сознаний // Вестник ОГУ №7 (126)/ июль`2011. С. 144-151.
- Шанская А.В. Возрождение традиций язычества // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2009. С. 180-184.
- Шиженский Р.В. Жречество в современном российском язычестве // Вестник Удмуртского университета, вып.2, 2008, С. 139-148
- Ярцев А.Б. Современное неоязычество: к вопросу о происхождении понятия // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 151-155.