Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к сотрудничеству. И здесь на помощь преподавателю приходят новая техника и технология. Именно комплекс наиболее совершенных технических средств обучения и средств массовой информации позволяет повысить эффективность учебного процесса с одной стороны и заинтересовать, привлечь внимание студента к предмету с другой стороны.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео и пр.)
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Главная особенность фактологической стороны содержания компьютерного образования заключается в многократном увеличении «поддерживающей информации», наличии компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники.
В своей профессиональной деятельности я использую базы данных как средство предоставления преподавателю и студентам необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем (сервисный режим). Такие базы данных представляют собой информационные системы, включающие гипертекст и мультимедиа и содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированный таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе данных, не допускаются. Такая организация информации позволяет студенту изучать ее в той логической последовательности, которая для знаний наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по-своему желанию переструктурировать информацию при знакомстве с ней.
Использование информационных технологий позволяет решить ряд важнейших проблем, стоящих перед образовательным учреждением: усилить мотивацию обучения, повысить скорость и качество усвоения знаний, установить тесную обратную связь, успешно решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, формировать познавательную самостоятельность.
Активность самостоятельной работы обусловлена прежде всего целью, которая именно в самостоятельной деятельности осознается студентом, становится для него актуальной и значимой. Трансформация цели во внутренний план личности вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются: потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением, желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи, потребность проверить свои знания и возможности. Своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Ожидаемые результаты работы достигнуты, если студент контролирует свои действия.
На уроках «Конструирование одежды» при проведении лабораторных работ по построению базовых и модельных конструкций студенты обращаются к информационным таблицам базы данных компьютера, являющегося одним из основных технических средств обучения, и самостоятельно выбирают размерные признаки на заданную преподавателем типовую фигуру и прибавки на свободное облегание. Систематизация и поиск данных информационных таблиц осуществляется в иерархической и реляционной базе данных, где используются каталоги и рубрикаторы и каждой единице информации присвоены определенные атрибуты – ключевые слова.
Таблицы с размерными признаками построены так, чтобы студент не просто выбрал графу для нужной фигуры и переписал значения, а на основе средних значений с помощью приращений смог самостоятельно пересчитать эти значения на любую типовую фигуру. Такое определение размерных признаков позволяет развивать у студентов профессиональное внимание, пополнять свои знания и умения по разработке размерной технологии, по определению морфологических характеристик и развивает умение пользоваться справочно-информационными данными, в основе которых лежат различные методики составления.
В статистической базе данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной матрицы так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. С помощью таких электронных таблиц студенты имеют возможность быстро и качественно производить расчеты для построения чертежей конструкции различных моделей.
Методика конструирования одежды ЕМКО СЭВ является универсальной для мужской, женской и детской одежды. Основной, самой общей и универсальной частью ЕМКО СЭВ является система основных конструктивных отрезков и способ их выведения. Эта система содержит отрезки, которые повторяются в конструкциях всех видов одежды и разделяются на две части – для верхней и нижней частей тела. Система основных конструктивных отрезков не зависит от моды, технологии, свойств материалов и т.д. В ЕМКО каждой формуле присвоен номер системы и разработана единая последовательность конструирования для всех групп и видов одежды. На основе исходных данных определяют характер конструкции и производят расчет, используя электронные таблицы. Эти таблицы построены на базе программы MS Excel таким образом, что каждой системе расчета соответствует математически обоснованная формула и расчет происходит автоматически при вводе исходных данных: размерных признаков и прибавок на свободное облегание.
Разработка таких электронных таблиц исключает возможности математических ошибок, ускоряет процесс расчета, высвобождая время на анализ модельных особенностей и построение непосредственно чертежей конструкций и лекал, как основного конечного продукта «Конструирования одежды».
Компьютерные средства являются в данном случае интерактивными, обладают способностью «откликаться» на действия студента и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения.
Информация обучения требует от преподавателя и студентов компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Внедрение информационно-коммуникативных технологий на уроках «Конструирование одежды» позволяет развивать навыки самостоятельной работы и познавательной самостоятельности студентов, сократить время на поиск нужной информации, на расчеты для построения базовых конструкций и ожидается высвобождение дополнительного времени на художественное и инженерное конструирование и моделирование, связанное с предметным выражением технической структуры изделия.
Количество просмотров публикации: Please wait