Здоровье является важным как для каждого человека, так и для государства. Необходимость сохранения и укрепления здоровья учащихся обусловлена пониманием людьми важности состояния здоровья для творческой, социальной и трудовой деятельности личности.
Система организации обучения и занятий в частности может являться травматичным фактором для здоровья учащихся, что может привести к снижению их успеваемости, ухудшению дисциплины, состоянию тревожности. Все это указывает на необходимость в формировании особой среды, в которой бы учитывались трудности учащихся в обучении и предлагалась квалифицированная поддержка.
Формирование ценности здорового образа жизни воплощается через оптимизацию содержания и организации урока иностранного языка и включение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий , таких как:
1. Технология личностно-ориентированного обучения, в которой развиваются речевые, мыслительные, коммуникативные, творческие, эмоционально-чувственные, физические, качества личности.
2. Технология дифференцированного обучения использует знания особенностей личности учащегося.
3. Технология ненасильственного обучения, в которой предполагается уход от авторитарного стиля управления на занятии и дается возможность заинтересовывать учащихся и побуждать их к размышлению.
4. Технология проблемного обучения формулирует проблемную ситуацию или проблемный вопрос, а также поиск вариантов решения.
5. Технология эффективной речевой деятельности может содержать элемент игры. По мнению Валеевой Р.З. “игра как технология формирования речевой деятельности вносит в обучающий процесс конструктивное изменение, новый смысл. Свойство игры – двуплановость – требует от её участников одновременно два вида поведения: практическое и условное. Функции и возможности игры многообразны. Ключевым звеном для связи этих понятий может быть «социализация»”.[1].
6. Технология рефлексивного обучения помогает учителю отслеживать состояние учащихся, а последним, в свою очередь, даёт возможность самовыражения.
7. Технология диалогового обучения развивает коммуникативные способности учащихся.
8. Технологии коллективной мыслительной деятельности стимулирует мыслительную деятельность учащихся.
9. Метод проектов поддерживает мотивацию к учению.
Здоровьесберегающие технологии и их использование на занятиях имеет важное значение в жизни каждого учащегося, позволяет успешнее овладеть знаниями на уроке, преодолеть возможные трудности, позволяет достичь цели, учит ценить и сохранять своё и чужое здоровье.
Библиографический список
- Дидактическая игра как технология развития речевой деятельности. Валеева Р.З., Казанский педагогический журнал. 2008. №7. С. 31-37.
- Программа учителей английского языка Белоклоковой Т.А., Юсуповой Н.В. по здоровьесбережению в процессе обучения ИЯ nsportal.ru/sites/default/files/2013/1/zdorove_1.doc