СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Валеева Роза Закариевна
Казанский государственный университет культуры и искусств

Аннотация
В данной статье представлен обзор исследований, посвященных проблемам языкового образования студентов в высшей школе. В статье также рассматриваются актуальные вопросы органи¬зации обучения иностранному языку студентов заочной формы обучения в вузах культуры и искусств.

Ключевые слова: высшее образование. заочная форма обучения, коммуникативная компетенция, межкультурная коммуникация, обучение иностранному языку, педагогические технологии, профессиональное общение


LANGUAGE TRAINING OF STUDENTS OF EXTRAMURAL DEPARTMENT IN THE FIELD OF SOCIO-CULTURAL EDUCATION LANGUAGE TRAINING OF STUDENTS OF EXTRAMURAL DEPARTMENT IN THE FIELD OF SOCIO-CULTURAL EDUCATION LANGUAGE TRAINING OF STUDENTS OF EXTRAMURAL DEPARTMENT IN THE FIELD OF SOCIO-CULTURAL EDUCATION

Valeeva Roza Zakarievna
Kazan State University of Culture and Arts

Abstract
The article is devoted to the problems of language training in a system of higher education establishments. It also concerns topical questions of language teaching in the field of socio-cultural education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Валеева Р.З. Совершенствование языковой подготовки студентов заочной формы обучения в сфере социокультурного образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/04/2772 (дата обращения: 22.02.2024).

Мировой процесс социально-экономического, политического, культурного развития все больше  интегрирует нации, народы и охватывает не только многонациональные страны, но и относительно одноязычные государства. В связи с этим появляется потребность в подготовке специалистов,  готовых к профессиональному  установлению наиболее оптимальных межнациональных, межкультурных, языковых отношений. Языковая подготовка приобретает особую роль  как технологическая и методическая база процесса    интернационализации высшего образования в русле Болонского процесса.

Иностранный язык является одним из важнейших элементов образования в вузах и способствует профессиональной реализации в социокультурной сфере. Согласно ФГОС ВПО, знание иностранного языка является частью общекультурной компетенции выпускника по различным направлениям подготовки. Например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность»  (квалификация (степень) «бакалавр») указывается такая общекультурная компетенция, как «способность свободно владеть иностранным языком как средством профессионального общения» [1, с. 6]. Практическое овладение иностранным языком становится актуальным, так как является средством изучения культурных ценностей мирового сообщества,  возможностью общения, передачи и восприятия информации, готовности к межкультурной коммуникации. Однако, как справедливо отмечает Л.Х. Сатарова,  «Эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться, преодолевая разного рода межкультурные несоотвествия». [2]

В отечественной и зарубежной педагогике отмечается  необходимость теоретического осмысления вопросов совершенствования языковой подготовки в связи с процессами глобализации научно-педагогического знания и интернационализации образования. В последнее десятилетие появились оригинальные исследования, посвященные различным проблемам языкового образования студентов в высшей школе. Так, например, исследуется опыт формирования языковой политики учебного заведения как фактора обеспечения качества профессионального образования; достаточно детально изучаются методологические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции; активизировались исследования, посвященные педагогическим технологиям формирования иноязычной компетенции студентов и ряд других. Особого внимания заслуживают исследования,  направленные на формирование иноязычных компетенций студентов  в самостоятельной учебной деятельности. Данное направление исследований видится нам как наиболее перспективное в рамках требований Болонской декларации, в которой акцентуализируется роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе. Известно, что наибольшая доля самостоятельной работы присуща учебным планам и программам заочной формы обучения.

Наименее исследованным в системе высшего образования остается проблема обучения иностранному языку студентов заочной формы обучения, в том числе и в вузах культуры и искусств. Во многих вузах эти студенты составляют основной контингент обучающихся. Все признают, что это особая аудитория не только по возрастному составу, жизненному опыту и форме обучения, но и по специфике восприятия учебной информации, по способам и качеству подготовки к экзаменам и защите выпускных квалификационных работ.

Необходимость учета специфики заочной формы обучения поднималась такими учеными, как З.И. Абасов,  В.М. Димов, А.П. Давыдова, П.А. Жильцов, В.П. Игнатьев,  Т.С. Комарова, В.Н. Лазарев, А.С. Маркова и др. В работах этих исследователей отмечены следующие особенности заочной формы обучения: отсутствие адаптационного периода у студентов-заочников, особенности разновозрастного характера, небольшой объем аудиторных занятий  и большой объем самостоятельной работы,  дискретный характер взаимодействия преподавателя и студентов и др. [3]

Однако, несмотря на то, что заочная форма обучения, так или иначе, рассматривается многими учеными в своих исследованиях, приходится констатировать, что этот вид получения образования еще недостаточно изучен, а именно не раскрыта специфика языковой подготовки студентов-заочников.

В то время как перспективы, связанные с ней заключаются в успешном сочетании учебы с практической деятельностью, что неразрывно связано с мотивацией изучения иностранного языка, возможностью овладения  необходимой для выполнения предстоящих служебных обязанностей информацией на иностранном языке,  ее  доступностью,  полнотой, оперативностью и адекватностью поставленным задачам.

Педагогическая практика, как отечественная, так и зарубежная убедительно показывает, что заочная форма обучения не только жизнеспособна, но, более того, имеет значительный творческий потенциал в деле обучения и подготовки профессиональных кадров, владеющих иностранным языком для предстоящей профессиональной деятельности. Заочная форма обучения  отличается от других форм более индивидуализированным подходом к процессу обучения, отсутствием каких-либо возрастных ограничений, экономической выгодностью, быстротой внедрения полученных знаний в практическую деятельность.

Изменившиеся условия деятельности учреждений высшего профессионального образования, учет специфических особенностей заочной формы обучения призывают преподавателей к разработке и использованию новых мето­дов, технологий обучения будущих специалистов профессиональному общению на иностранном языке в сфере социокультурной деятельности.

Для достижения поставленной цели следует опираться на  «педагогические и лингводидактические принципы личностно-ориентированного подхода к обучению; взаимодействие основных позиций компетентностного, коммуникативно-деятельностного и социокультурного подходов к иноязычному образованию; контекстность содержания иноязычной подготовки; развитие у студентов мотивации изучения иностранных языков» [4], необходимость создания комфортных психологических условий  для общения на иностранном языке, активного использования современных педагогических технологий: метода проектов, ролевых, деловых, и других видов обучающих игр,  методов комьютерного и интенсивного обучения, метода портфолио и т. д. Необходимо учитывать  роль родного языка, так как при изучении иностранного языка  обучаемый испытывает трудности, пытаясь понять другой мир, другую культуру через свой родной язык и свою культуру. Как отмечает Е.В. Крепкогорская, «В современном мире наблюдаются тенденции к взаимовлиянию и интеграции культур и языковых систем разных народов. Сопоставительно-типологический анализ позволяет в свою очередь выявить сходные и отличительные свойства разных языков, особенности их функционирования» [5].

Внедрение инновационных технологий обучения в учебный процесс по иностранным языкам  открывает новые возможности для реализации как коммуникативных целей обучения второму языку, так и использования его в качестве средства общения. В ходе такой работы студенты – заочники учатся  творчески мыслить, самостоятельно планировать свои речевые действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними учебных и предстоящих профессиональных задач. Эффективность внедрения инновационных технологий в процесс совершенствования речевой деятельности определяется тем, что иностранный язык выступает в качестве средства коммуникации, а процесс обучения становится насыщенным и более интересным для  студентов-заочников.


Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 1071800 «Социально-культурная деятельность»  (квалификация (степень) «бакалавр»). Москва,  2010.
  2. Сатарова Л.Х. Проблемы взаимодействия культур в эпоху глобализации. // Гуманитарные научные исследования. – Апрель, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2682
  3. Валеева Р.З. Формирование иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов в системе заочного обучения вуза: автореф. дис… канд. пед. наук. Казань, 2011. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat  http://www.dissercat.com/content/formirovanie-inoyazychnoi-rechetvorcheskoi-deyatelnosti-kak-kompetentnosti-budushchikh-spets#ixzz2RDXCxqh2
  4. Изория Н. М. Формирование иноязычной компетенции будущих специалистов сферы туризма в вузах культуры и искусств: автореф. дис… канд. пед. наук. Москва, 2008. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-inoyazychnoi-kompetentsii-budushchikh-spetsialistov-sfery-turizma-v-vuzakh-kult
  5. Крепкогорская Е.В. Эмотивный компонент коннотации. // Гуманитарные научные исследования. – Апрель, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2692

 



Все статьи автора «rozazv»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: