Семья является одним из главных социальных институтов общества, а также малой группой, в которой каждый человек проходит первичную социализацию личности. Исследования и контроль функционирования института семьи позволяют судить о состоянии общества, о его стадии развития и могут дать представления о менталитете, ценностях и социокультурном поведении людей этого общества.
Семья является и основной формой социальной общности в сфере быта. Проблема семейных ценностей является центральной для кризисной парадигмы (Антонов А.И., Борисов В.А и др.), так как в ней положением семейных и несемейных (индивидуалистических) ценностей в общей системе ценностей объясняются состояние семьи как социального института и стабильность общества в целом, тогда как прогрессистская (Вишневский А.Г, Голод С.И. и др.) парадигма вообще не рассматривает проблему семейных ценностей как проблему [2, с.29 ]. Однако сторонников кризисной парадигмы подавляющее большинство, и это не случайно, ведь стабильность развития любого современного государства зависит от стабильности семьи как ячейки общества. Поэтому главным направлением социальной политики государств сегодня является обеспечение, защита и помощь семьям [1, с. 44]
Семейные ценности тесно связаны с категорией счастья, поскольку влияют на него и являются главной составляющей ощущения счастья. Проведённое исследование в г. Саратов в июле 2011 года подтверждает эту взаимосвязь.
Для большинства респондентов – счастье есть семья (это подтвердил и анализ контрольного вопроса), чуть меньше видят счастье в наличие друзей и в жизни, её ощущениях (см. Таблица 1).
Таблица 1
Отображения понимания счастья саратовскими жителями
Отображение счастья |
1 | Семья | 11% |
2 | Наличие друзей | 8,5% | |
3 | Жизнь и её ощущение | 8% |
При этом среди участвовавших в исследовании 48% не состоят в браке. Каждый третий (35%) респондент – женат или замужем. 11% респондентов вдовые, а в статусе разведённых на момент опроса находились 6% жителей г.Саратова.
Если говорить о наличии детей саратовских жителей, то дети имеются у 58% респондентов. Остальные же 42 % являются бездетными.
Анализ рейтинга ценностей, целей в жизни и главной ценности в жизни саратовских жителей показал, что подавляющее большинство ценят свою семью, детей, любовь, а также хотят достичь именно семейного благополучия. Те, кто уже имеют семью – очень бояться потерять её (62,3% респондентов).
Чем старше возраст, тем большую значимость приобретают духовные и смысложизненные ценности в понимании счастья. Саратовская молодёжь в возрасте (от 14 до 34 лет) задумываются о счастье и видят его в большинстве (75,5%) как наличие семьи и детей, они только начинают планировать создание и обеспечение своей семьи. Для среднего поколения (от 35 до 59) счастье определяется через семейные и смысложизненные ценности (для одной трети респондентов среднего поколения). Это значит, что либо они на первых этапах реализации своей жизни, либо уже подходят к её среднему состоянию, когда у них не так много поводов для счастья. Респонденты старшего поколения ( от 60 до 85 лет и старше) находятся в таком возрасте, когда их уже не столько волнует семья как факт (дети выросли, разъехались), сколько внимание к себе, забота, состояние здоровья, т.к. большинство людей старше 61 года живут парами (или совсем одни) и нуждаются в обыкновенном общении и внимании.
Среди вывяленных факторов важное влияние на наличие ощущения счастья оказывает семейное положение (сила связи между этими переменными – средняя) (см. Таблица 2).
Таблица 2
Влияние семейного положения респондента на наличие ощущения счастья,
% по семейному положению
Наличие ощущения счастья |
Семейное положение |
||||
Не женат (не замужем) |
Женат (замужем) |
Разведён (разведена) |
Вдовец (вдова) |
По выборке |
|
Да, несколько раз |
83,3 |
71 |
61,5 |
28,6 |
68 |
Да, один раз |
8,3 |
11,4 |
15,4 |
23,8 |
12 |
Нет |
4,2 |
9 |
23,1 |
38,1 |
15 |
Затрудняюсь ответить |
4,2 |
4,6 |
0 |
3,5 |
6 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Несколько раз за год ощущение счастье чаще других испытывали свободные от брака саратовские жители. Полученные данные можно объяснить следующим образом: это, предположительно, говорит о том, что хоть и семейные ценности чаще всего является для них определяющими счастье, однако, они находят возможности и другие поводы для достижения счастья. Пока они не создали свою семью (но, возможно, очень хотят), у них достаточно поводов, чтобы ощутить себя счастливыми.
Среди респондентов, у которых уже есть семья – чаще всего встречаются также те, кто испытывали счастье несколько или хотя бы один раз. Это может говорить о том, что семейные ценности этими респондентами были реализованы, они являлись определяющими счастье – и потому столь высокий процент счастливых женатых (замужних) респондентов. Или же у людей, состоящих в браке, реализуются и другие ценности (духовные, рекреационные), что также становится поводом для частых ощущений счастья
Что касается степени удовлетворения семейными отношениями саратовских жителей, то своими взаимоотношениями с родными полностью удовлетворены 44,5% опрошенных. Какие-то разногласия с родственниками и членами семьи имеются у 35,5% респондентов – они отчасти удовлетворены своими отношениями с близкими. Скорее неудовлетворены этими отношениям 10,5% участников опроса. 6% опрошенных вовсе не устраивает состояние взаимосвязей между родственниками, а 3,5% – затруднились с ответом на этот
Возможно, разногласия в семье и наличие неудовлетворённости семейными отношениями напрямую связаны с наличием или отсутствием семейного досуга. Так, 48% опрошенных часто проводят своё время с семьёй. 39% иногда навещают семью, бывают с ней, а 13% саратовских жителей и вовсе не встречаются со своей семьёй. Это может быть связано либо с сильной занятостью в трудовой или учебной деятельности, либо с нарушенными межличностными взаимоотношениями.
49,3% и 44,7% среди тех, кто проводят своё время с семьёй (даже иногда), выезжают с членами семьи на природу и ходят с ними по магазинам соответственно. 28% респондентов гуляют со своей семьёй по городу, 21,3% – посещают культурные мероприятия (кино, театр), 20% – собираются все дома (ужинают, играют в игры, смотрят телевизор). Домашними делами с родственниками и членами семьи занимаются 2% участников семейного досуга, а 0,7% – работают на даче и для них это и есть вид семейного досуга.
Таким образом, семья для саратовских жителей является и самой важной ценность в жизни, и доминирующей составляющей категории счастья. Большинство респондентов довольны своими взаимоотношениями
с родными и членами семьи, часто проводят с ними своё время. Семейные ценности в средней степени влияют на категорию счастья: среди тех, кто испытывал счастье, доминирующее число (83,3% и 71% соответственно) респондентов, не состоящих в браке, но планирующих создать семью или же женатых (замужних).
Библиографический список
- Медков В.М. Семейные ценности как объект социологического анализа // Социс. № 3. 2003. С. 44
- Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. М., 1986. С. 29