Если посмотреть на реформы народного образования в России и задаться вопросом: почему они потерпели крах? – ответ будет однозначным: всякий раз старую форму пытались наполнить новым содержанием. Старая система, хотим мы этого или нет, умирает, а внутри нее зарождается новая, ориентированная не на абстрактную гармонически развитую личность, а на конкретного ученика, которому учеба должна казаться не мукой, а увлекательным и желанным занятием.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умение учиться.
Это обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
По данным школьных психологов, примерно у половины школьников среднего и старшего звена наблюдается безразличное отношение к учению, у одной трети – интуитивный интерес, а у большинства остальных – отрицательная мотивация, если на уроке преобладает репродуктивная деятельность.
Для того чтобы изменить это положение, необходимо жестко структурировать учебный материал по уровням, предоставляя ученикам возможность выбора того уровня, который обеспечит им наиболее полное усвоение материала.
Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять так называемые метапредметные учебные действия. Под метапредметными действиями понимаются универсальные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Овладение универсальными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- Познавательные и учебные мотивы
- Учебную цель
- Учебную задачу
- Учебные действия и операции.
Понимание и принятие учениками учебной задачи, выполнение активных действий помогает не только обучать, но и изменять управленческую деятельность учителя на уроке, то есть позволяет учителю быть не «вещателем истины в последней инстанции», а консультантом, помогающим добывать знания.
В последнее время в системе обучения физике я стараюсь уделять внимание межпредметной интеграции, которая представляет собой ярко выраженную тенденцию развития современной науки и практики. Именно интеграция обеспечивает способность личности системно мыслить. Интеграция тесно связана с дифференциацией обучения, так как наряду с системными целостными знаниями дает возможность каждому ученику проявить себя на каком-либо этапе урока, в зависимости от его склонностей и способностей. Постоянное интеллектуальное и эмоциональное напряжение способствует активизации мыслительных процессов, развитию логического мышления, побуждает к творчеству. Задача интеграции – связать в единую логическую цепочку полученные учениками знания и сделать так, чтобы каждый момент получения знаний был одновременно этапом формирования целостной картины окружающего мира. Интегрированный урок предполагает взаимопроникновение предметов, одновременное многоаспектное рассмотрение материала. В ходе таких уроков групповая работа сочетается с индивидуальной, что позволяет включить в урок всех учащихся.
Наиболее эффективным и действенным способом активизации мышления является проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске решения поставленной учебной проблемы возбуждают мыслительную деятельность учащихся и поддерживает познавательный интерес.
Выбор методического приема зависит не только от содержания учебного материала, но и от конкретных условий: уровня подготовки класса, способности учеников к усвоению учебного материала, учебных средств, имеющихся в распоряжении педагога. Вот некоторые примеры использования различных методов активизации мышления.
При постановке учебной проблемы в начале урока можно продемонстрировать эффектный опыт, объяснение которому ученики смогут дать лишь после изучения нового материала.
Предварительная демонстрация может служить для постановки перспективной учебной проблемы, то есть проблемы, которая будет разрешена не на этом уроке, а несколько позднее. По мере изучения материала учащиеся сами должны заметить момент, когда полученные знания позволят объяснить поставленный опыт.
Действенным способом активизации мышления, стимулирующим к умственному поиску, является привлечение учеников к выдвижению гипотез. Обязательно обращаю внимание учеников на то, что гипотезой можно назвать не любое, а лишь научно обоснованное предположение. Бывает, что знаний учеников недостаточно для выдвижения гипотезы и ее обоснования, но те догадки и предположения, которые они высказывают, помогают поддерживать познавательный интерес.