Возникнув в конце XIX в., значительное распространение в период постнеклассической науки получил эволюционный подход к исследованию познания. Предлагая свой теоретический ответ на вызовы обострившихся отношений человека, общества и природы, эволюционная эпистемология по праву заняла место среди актуальных научных и эпистемологических концепций XX века.Основоположником одной из его версий -эволюционной эпистемологии стал Конрад Лоренц – известный австрийский зоолог и философ, один из создателей этологии – науки о поведении животных в естественной для них среде. В 1973г. совместно с Н. Тинбергеном и К. Фришем он был удостоен Нобелевской премии в области медицины и физиологии за открытия, связанные с установлением моделей индивидуального и группового поведения животных. Эти идеи продуктивно развивают ученые в различных странах. Интерес к ним, начиная с 70-х годов, проявляется и в нашей стране. К. Лоренц одним из первых попытался связать воедино биологические, антропологические и социокультурные аспекты эволюции познания и духа.
В работе «Агрессия» прослеживаются очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных видов и вида Homo sapiens. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных. Доказывая это на множестве убедительных примеров, автор приходит к выводу, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию серьезной опасностью, которая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития. С появлением современного оружия массового уничтожения – агрессия вновь становится источником глобальной угрозы. Опасность агрессии, согласно К.Лоренцу, определяется именно ее инстинктивной природой, спонтанностью, а также снижением порога ее запуска. Он был убежден, что смягчить, изменить проявления агрессивности (но не уничтожить, т.к инстинкт уничтожить нельзя) человеку помогают понятийное мышление, мораль и определяемое ею ответственное поведение. Важное значение он придает и разрядке агрессии, основными способами которой считает: перенаправление агрессии; ее сублимацию; изменение человеческой агрессивности с применением средств евгеники; ритуализацию. Последняя проявляется, с точки зрения К.Лоренца, в таких феноменах, как спорт, улыбка, формирование дружеских отношений. Вместе с тем, автор уверен, что, поскольку биологически агрессия имеет приспособительное, видосохраняющее значение, «великий конструктор» -эволюция – никогда не приведет к полному ее уничтожению.
На основе исследования поведения животных К. Лоренцом было сделано эмпирическое обобщение, что чем более мощным оружием наделила природа тот или иной вид, тем прочнее у его представителей инстинктивный запрет на убийство себе подобных. «Мюнхенский слон Вастл, который без какого- либо агрессивного умысла, играя, тяжело ранил своего служителя, пришел в величайшее волнение и встал над раненым, защищая его»[1,с243]. В этой связи он отметил, что можно лишь пожалеть о том, что человек не имеет натуры хищника. Важный выводом ученого стало заключение, что скорость изменения врожденных форм поведения и скорость изменения телесных признаков корректировались в антропогенезе до того, как на смену истории вышло понятийное мышление. После его возникновения скорость культурной эволюции заметно возросла, понятийное мышление спустило с цепи внутривидовой отбор. К.Лоренц обратил внимание на то, что совершенствование когнитивной компетенции вида Homo sapiens может вести к угасанию человечества. В настоящее время, в связи с возможностями искусственного преобразования человеческой природы ставится вопрос о качественно новом этапе в когнитивной эволюции. Биотехнологии создают геномодифицированные продукты, а их использование оказывает влияние на естественную природу , возникающие трасформации в геноме живых организмов могут иметь необратимый характер. Подобным образом когнитивные технологии создают возможность контролировать эмоции, управлять мышлением человека. Это далеко не все проблемы, возникающие вследствие вмешательства в естественную эволюцию живого.
Разрыв в скорости протекания природной и социокультурной эволюции привел к опасному противоречию между человеческой цивилизацией и природой. Его современным проявлением стал социально-экологический кризис, угрозы которого К. Лоренц определял как «восемь смертных грехов цивилизационного человечества» и называл в их числе: перенаселение, опустошение естественного жизненного пространства, безумный бег человечества наперегонки с самим собой, тепловую смерть чувства, генетическое вырождение, разрыв с традицией, индоктринацию общества, ядерное оружие. В то же время он полагал, что опасности уменьшатся, если станут известны их причины. Отсюда следует, что человеческая экологическая ниша, которая развертывается разумом до размеров Вселенной, требует нравственности, адекватной этим масштабам, постигаемым в эволюционном процессе познания.
Как нормальное развитие в природе- это биологическая эволюция, так нормальное развитие человека- это духовная эволюция. Но как в природе бывают биологические катастрофы, на время прерывающие эволюционную линию и обращающие развитие вспять, так происходят катастрофы и в развитие человечества. В следствии свободы воли человека духовная эволюция не прямолинейный непрерывный процесс. На ее пути встречаются препятствия, которые могут затормозить эволюцию и даже обратить ее вспять, тем самым создавая духовный кризис. По мнению К.Лоренца: «прогрессивный упадок нашей культуры имеет явно патологическую природу, в нем очевидны признаки заболевания человеческого духа..»[2, с259].Эволюционные процессы убыстряются по мере восхождения от космогенеза к социогенезу. На каждом витке спирали универсальной эволюции действуют не только общие, но и специфические законы. Одним из законов, управляющих социогенезом, является закон технико- гуманитарного баланса, согласно которому мощность технологического воздействия должна уравновешиваться более действенными принципами контроля. К.Лоренц одним из первых выразил опасения в связи с расхождением скорости развития природных и культурных граней человека. Он полон пессимизма в отношении силы здравого смысла и чувства ответственности современного человека: «Имея в руках атомные бомбы, а в центральной нервной системе – эндогенные агрессивные инстинкты вспыльчивой обезьяны, современное человечество основательно утратило свое равновесие..»[1с 109].
В настоящее время, в ситуации глобального кризиса данное противоречие имеет судьбоносное значение. Исследуя создавшийся в эволюции дисбаланс, большинство мыслителей склонны считать, что его «причины лежат в природе человека, который, который, обладая сознанием, продолжает действовать как животное…Глубинное биологическое начало человеческой природы влечет к уничтожению всей земной биологической самоорганизации, к самоуничтожению..»[3,с272]. Потребительство, агрессивность, эгоизм, властолюбие благодаря технонауки, которая также составляющая когнитивной эволюции, эти качества природы человека стали опасны по отношению к природе в целом и каждому человеку в отдельности. Возможно ли применение когнитивных технологий для усиления человеческого разума покажет лишь будущее.
Библиографический список
- Лоренц К. Агрессия.М1994с 243
- Лоренц К. По ту сторону зеркала.М.2000,с259
- Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М.2007.272с
Уважаемая Юлия Александровна! Я работаю над темой: “Универсальная модель эволюционного преобразования современного общества и человека в 21 веке”. Ищу единомышленников для совместной работы. Не могу согласиться с мыслью, что “создавшийся в эволюции дисбаланс ….., что его “причины лежат в природе человека, который обладая сознанием , продолжает действовать как животное.” Далее вы перечисляете качества природы человека, которые свойственны человеку. Все правильно, за исключениемтого, что все эти качества прививаются сознательному человеку обществом, капиталистическим строем, в природе , в основных положениях, в критериях и ценностях, в мировоззрении которого это заложено. Усовершенствовав эти положения, придав капитализму некую умеренность, можно выдавить из человека его животность.
Буду рад узнать ваше мнение.
Анатолий Биньяминов
Израиль
+972542653991
+97297733151