ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

Куликова Татьяна Олеговна
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация
В статье актуализируется проблема социализации, реабилитации и социальной адаптации детей инвалидов, рассматриваются факторы преодоления трудностей, а так же выделены программы помощи в адаптации детям инвалидам.

Ключевые слова: реабилитация, ребенок-инвалид, социализация, социальная адаптация


FEATURES OF SOCIALIZATION, REHABILITATION AND SOCIAL INTEGRATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Kulikova Tatiana Olegovna
Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and Nikolay Grigorevich Stoletovs

Abstract
Article updated the problem of socialization , rehabilitation and social integration of children with disabilities, discusses factors to overcome the difficulties , as well as highlighted in adapting programs for children with disabilities.

Keywords: disabled child, rehabilitation, social adaptation, socialization


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Т.О. Особенности социализации, реабилитации и социальной адаптации детей инвалидов // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/12/5358 (дата обращения: 23.02.2024).

На протяжении долгих лет проблема инвалидности очень актуальна, государство стремится помочь тем, кто столкнулся с инвалидностью, признавая все их нужды, предоставляет обеспечение доступа к услугам образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки, доступ к трудовой деятельности и к средствам отдыха. Таким образом, это приводит к полноценной жизни инвалида, это касается всех, независимо от состояния здоровья, духовного развития и национальности.

В жизни ребенка немало важна реабилитация и адаптация, так как все нарушения в здоровье мешают жить полноценно, участвовать в бытовой, повседневной и социальной жизни. Очень важно чтоб ребенок чувствовал себя, полноценном человеком, был в прямой связи с обществом, имея ввиду такие факторы как, жизнь в семье, учеба, общение со сверстниками.

Ребенку инвалиду необходимо помочь в адаптации в общество, в процессе адаптации, ребенок сможет достичь тех успехов, когда он сможет принять за себя ответственность. Одним из важнейших результатов социализации ребенка инвалида, это принимать ответственность. Необходимо достойное отношение к детям инвалидам, вне зависимости от того в каком состоянии он находится, будь то в физическом, эмоциональном, материальном, социальном положении, уважительно относится к ним, помочь ребенку с его проблемами и развивать их способности.

Самым важным фактором в адаптации ребенка является – семья. Семья сильнее всех влияет на ребенка, семья формирует в ребенке личность, осуществляет воспитание, дает ребенку стержень и силу.

Ребенок с различными ограничениями имеет особое место в обществе. Окружающие к таким детям относятся специфически. Ребенок ограничен в своей активности, в физической и умственной, а также у таких детей отношения с окружающими совершенно иные, потому что дети инвалиды нуждаются во внимании, уходе и заботе, и соответственно в других условиях воспитания и обучения. К такому ребенку обычно относятся с гиперопекой, вместо того что бы ребенок сам выполнял какие либо действия, родители делают это за него, хотя с объективной точки зрении ребенок может сделать это сам.
Ребенка это устраивает, он не стремится делать что то сам. Но как правило у родителей, чей ребенок родился с особенностями ситуация складывается очень тяжелая, и это серьезное испытание с которым они сталкиваются.

Конечно социальная адаптация не мала важна для ребенка, как нам известно, что процесс социализации осуществляется на протяжении все нашей жизни, и происходит это в трех формах:

  1. в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;
  2. в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;
  3. в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки

Для детей с нарушениями в развитии самой важной задачей является социальная адаптация. Такая адаптация для детей имеет свои специфические особенности. И так как мы уже сказали, что на процесс социальной адаптации влияет семья, и не только, так же воздействует общая обстановка в регионе и стране в целом.

Существуют специализированные центры, где способствуют социальной адаптации, где окажут программно- целевой подход к ребенку, а так же сформируют комплексную программу социальны услуг, такая поддержка будет эффективной для ребенка и его семьи в целом.

Целью данных центров содействовать возрождению личности и семьи, преодолевать проблему социальной адаптации, максимально развить способности ребенка, что бы подготовить его к жизни в обществе, а так же трудовой деятельности, и реализовать соответствующие направления(в зависимости от ситуации, положения ребенка и его семьи):

  1. консультация со специалистами и разработка индивидуальной программы для ребенка, а так же его родителей.
  2. Занятие со специалистами широкого профиля- психологом, педагогом. (психокоррекция, психопрофилактика, психотерапия)
  3. Коррекционные и логопедические занятия с ребенком.
  4. Терапии по различным технологиям;
  5. Профилактика эмоционального выгорания;
  6. Организация праздников, кружков, и многое другое.

Таким образом, можно сделать вывод, что в помощи адаптации должны быть задействованы все окружающие ребенка, это семья, друзья, помощь центров реабилитации, помощь специалистов, это поспособствует дальнейшему развитию ребенка, сформирует познание самого себя, даст развитие личности, развитию способностей, понимания, ответственности, а самое главное адаптации в обществе.


Библиографический список
  1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991. – 88 с., ил.
  2. Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008.
  3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей-инвалидов и проблемы его совершенствования // Основные проблемы социального развития России: аналитический вестник.- 2007.– №7 (324). – с. 37 – 42.
  4. Защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. – №1. – С. 3 -10.
  5. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993. – 76 с.


Все статьи автора «Куликова Татьяна Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: