МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА-ДИСПУТА В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Мезенцев Г.В.
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
В статье рассматривается методика организации и проведения семинара-диспута в финансово-экономическом вузе. В работе также определены критерии оценки участников семинара – диспуте.

Ключевые слова: высшее образование, диспут, обучение, семинар, семинар-диспут, экономический вуз


PRACTICAL APPROACH TO THE DISCUSSION SEMINAR AT THE UNIVERSITY OF ECONOMICS

Mezentsev G. V.
Financial University under the Government of the RF

Abstract
The article examines various methods of organizing and leading a discussion seminar at the University of Economics. The writing also includes critical remarks by those who participated in the seminar.

Keywords: discussion seminar, dispute, higher education, university of economics


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мезенцев Г.В. Методика проведения семинара-диспута в финансово-экономическом вузе // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/12/5227 (дата обращения: 22.02.2024).

Актуальность рассмотрения практических методик проведения семинаров-диспутов возрастает, так как правильная организация семинара-диспута, порядок его проведения влияют на эффективность усвоения материала студента.

Успешное проведение семинара подразумевает целенаправленную предварительную подготовку, когда преподаватель и обучаемые настраиваются на серьезную работу.

Вопросы качественного образования и развития личностных и профессиональных качеств обучаемого тесно взаимосвязаны между собой.

Лекция закладывает основы научных знаний, а семинарские занятия направлены на детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности.

Семинар, для студентов, представляет собой средство развития культуры научного мышления. Семинар обеспечивает углубленное изучение дисциплины, освоение методов научного познания.

По форме организации и проведения можно выделить несколько видов семинаров:

1. Семинар-беседа проводится в форме развернутой беседы по разработанному преподавателем плану с кратким вступлением и заключением, предполагает подготовку к занятиям всех слушателей по вопросам плана. Такая форма позволяет вовлечь большинство слушателей в активное обсуждение темы.

2. Семинар-заслушивание, когда происходит обсуждение докладов и рефератов и предполагается предварительное распределение вопросов между студентами (слушателями), подготовка ими докладов и рефератов.

3. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения участников. Он предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

4. Инновационный семинар представляет собой форму организации совместной деятельности индивидов по решению размытых, сложных проблем с использованием системного анализа, технологии группового решения проблем, различных техник мышления. Преподаватель, использующий в своей работе инновационный семинар, превращается в исследователя, а также в эксперта в области управления, организации, поведенческих наук, а возможно и в роли методиста. [4, с.220]

5. Смешанная форма семинара, на котором сочетаются обсуждение докладов, свободные выступления обучающихся, а также дискуссионные обсуждения.

Остановимся подробнее на особенностях семинара-диспута как наиболее коллективной формы работы студентов. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными (таблица 1).

 Таблица 1. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте

Действующее лицо

Выполняемая работа

Докладчик

Излагает в краткой форме сущность защищаемой точки зрения, позиции

Содокладчик

Аргументирует, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика, может представлять статистические сведения, факты

Оппонент

Высказывает собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу (отличающуюся от  от избранной докладчиком) и приводит контрпримеры и контраргументы

Эксперт

Ответственен за сравнительный анализ аргументов и контраргу­ментов, определяет их достоверность

«Провокатор»

Задает «спорные» вопросы, приводит неожиданные при­меры — инициирует общую дискуссию

Ассистент

Осуществляет материально-техническое обеспечение (плакаты, схемы, диаграммы и т. д.)

Источник: [2]

Основными функциями семинара – диспута являются познавательная, воспитательная, функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, а также организационно-ориентационная и систематизирующая. Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходим простой и однозначный ответ на вопрос, при этом имеются альтернативные варианты ответов. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать метод сотрудничества, который основывается на взаимном обучении при совместной работе. В этом случае интегрируются интеллектуальные усилия и энергия сокурсников для достижения единой цели.

При учебном сотрудничестве можно использовать такую схему действий:

1) определить проблему;

2) сформировать небольшие группы, распределить роли;

3) донести итоги обсуждения до группы.

Таким образом, семинар – диспут – это специально подготовленный и организованный научный спор на актуальную тему, в котором участвуют члены группы постоянного состава, и стороны аргументировано отстаивают свои позиции.

Критерии оценки эффективности семинара – диспута. 

Результатами семинара-диспута должны стать сформировавшиеся у студентов знания и навыки, а также умение аргументированно отстаивать собственную точку зрения по рассматриваемой тематике. С точки зрения эффективности преподавателя при подготовке, проведении и подведении итогов семинара-диспута можно выделить три группы критериев: критерии оценки содержания семинарского занятия, критерии оценки методики проведения семинара – диспута, критерии оценки организации семинара – диспута, критерии оценки руководства работой студентов на семинаре – диспуте.

1 группа: Критерии оценки содержания семинарского занятия

- соответствие темы семинара рабочей программе;

- качество плана семинарского занятия (полнота, детальность или несвязность, противоречивость и непоследовательность);

- четкость постановки цели и задач семинара;

- рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современной экономической школы и достижений науки и техники;

- раскрытие взаимосвязи теории и практики;

- профессиональная ориентированность семинарского занятия, то есть интеграция теоретического материала с будущей практической деятельностью студентов;

- реализация в содержании семинарского занятия внутридисциплинарных и междисциплинарных связей. [9]

2 группа: Критерии оценки методики проведения семинара – диспута

- обоснованность выбора диспута в качестве семинара;

- общая логика построения семинара, последовательность обсуждения темы;

- включение в работу методов активизации мышления студентов;

- использование приемов закрепления представленной информации;

- уделение внимание эффективным методам контроля за ходом обсуждения и за результатами работы студентов;

- применение технических средств обучения, учебных пособий.

[3]

3 группа: Критерии оценки организации семинара – диспута

- соответствие продолжительности занятия рабочей программе и тематическому плану;

- наличие плана диспута;

- четкость начала и окончания семинара-диспута (отсутствие задержки во времени), а также рациональность распределения времени на занятии; впрочем на самом деле события на семинаре-диспуте могут развиваться иначе, чем это предусматривает преподаватель.

- посещаемость и дисциплина на семинаре;

- уровень подготовки студентов к семинару;

- наличие необходимого количества литературы, обеспечивающей самостоятельную работу студентов при подготовке;

- соответствие аудитории, в которой проводится семинар-диспут, необходимым правилам и нормам (возможность использования технических средств, оформление и т. п.).

4 группа: Критерии оценки руководства работой студентов на семинаре – диспуте

- осуществление контроля подготовки студентами нужных материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара; – побуждение студентов к выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

- управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами или спрашивает только одного-двух студентов, оставляя пассивными других);

- подведение итогов, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;

- постановка задания к следующему семинарскому занятию.

Для выставления итоговой оценки студенту можно воспользоваться следующим перечнем критериев (см. табл. 2). Таблица 2.

Критерии эффективной работы студента на семинаре-диспуте

Критерий оценки

Оценка (баллы)

Замечание

1. Актуальность темы
2. Качество ответов на вопросы
3. Теоретический уровень знаний
4. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.)
5. Практическая ценность материала
6. Способность делать выводы
7. Способность отстаивать собственную точку зрения
8. Способность ориентироваться в представленном материале
9. Степень участия в общей дискуссии
Итоговая сумма баллов:

Работу каждого студента можно оценить по итоговой сумме набранных им баллов. Высшим достижением семинара-диспута можно считать ситуации, в которых продуцируются методические средства и формы работы и студенты пользуются ими самостоятельно, что стимулирует творческий поиск новых возможностей. В итоге, результативность проведенного семинара может быть оценена такими важнейшими с точки зрения качества преподавания критериями, как:

1) развитие навыков самостоятельной работы студентов, развитие умения самостоятельного поиска и обработки информации. Этому способствуют домашние задания, формулировка вопросов для подготовки, указание первоисточников.

2) активизация интеллектуальной деятельности студентов, а также стимулирование мыслительной деятельности (запоминание и точное воспроизведение информации; продуктивная активность: аналитическая и обобщающая мыслительная деятельность студентов).

Методика. Надо сказать, что в условиях экономических перемен одно лишь классическое академическое образование недостаточно, чтобы быть профессионалом в любой сфере экономики; необходимы сформированные профессиональные компетенции, навыки работы и широкая отраслевая осведомленность.

Масштабная экономическая трансформация и последовавшая вслед за этим модернизация системы образования послужили причиной развития активных форм и методов обучения студентов.

Отличительными признаками экономического образования является то, что данное направление связано с подготовкой менеджеров на предприятиях, которые действуют в условиях рынка и ставят среди основных задач повышение рентабельности деятельности предприятия.

В действительности формирующийся уклад государства, для которого теперь характерны свобода предпринимательской деятельности, возможность внешнеэкономических связей с другими фирмами, требует от специалистов дополнительных навыков, способностей и умений. [5, с.141]

Диспут – это специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции. Целью семинаров-диспутов является формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. [3]

Для успешного проведения диспута необходима значительная подготовка, ориентированная на ознакомление с проблемой, и создание адекватной атмосферы в самой аудитории.

Участников лучше разделить на подгруппы, каждой из которых предстоит дискутировать с другой, по заранее разработанным вопросам, подготовить сообщения и аргументы.

Успех диспута во многом определяется темой, а также продуманной организацией самого семинара, подготовкой преподавателей и студентов. Преподавателю необходимо продумывать:

1. задачи семинара-диспута,

2. прогнозируемый ход обсуждения выбранных вопросов,

3. возможные варианты ответов или оценочных суждений;

4. выводы, к которым участники могут прийти в результате обсуждения;

Преподаватель на семинаре- диспуте в роли ведущего выполняет следующие функции:

1. предоставляет слово желающим выступить и оппонентам;

2. регулирует очередность выступлений, высказывает собственные комментарии;

3. обеспечивает продолжение дискуссии в течение всего семинара.

В завершение диспута необходимо оценить следующее:

1. глубину поставленных и рассмотренных сторонами вопросов;

2. насколько верными были ответы и качество этих ответов;

3. активность и глубину подготовки отдельных подгрупп, студентов и занятия в целом.

Спор на семинаре дает толчок к собственным размышлениям (как студента, так и преподавателя), помогая порой выявить решение проблемных вопросов.

Подготовка студентов к семинарскому занятию. Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов.

Учитывая личностные качества студентов, преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности.

Коллективные усилия могут повысить эффективность усвоения знаний. Кроме того семинар – диспут эффективен в том случае, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов.

Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и способствует развитию научного мышления студентов.

Семинар-диспут накладывает определенные требования к качеству подготовки, когда студентам очевидно нужно:

1) познакомиться с рекомендованной литературой;

2) рассмотреть различные точки зрения по вопросу;

3) выделить проблемные области;

4) сформулировать собственную точку зрения;

5) предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.

При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальную пользу всей группе.

Нужно еще и правильно оценить вопрос, который подготавливается для выступления на семинарском занятии. В свою очередь, правильный и четкий ответ на него можно дать с помощью соответствующей литературы.

Поиски необходимой литературы — продолжительный труд. Значение его огромно, так как от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской или научно-исследовательской работы.

Для работы в справочно-библиографическом отделе библиотеки необходимо спланировать свое время, выделить определенные дни и часы.

Обычно студенты знают, как правильно работать в библиотеке, но самым интересным остается вопрос о том, как правильно написать доклад или реферат для своего выступления.

Доклад – вид самостоятельной работы, который способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.

При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения [8, с.27].

К докладу по сложной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами.

Доклады, подготовленные студентами для семинарских занятий, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с первоисточниками.

Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:

• изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

• анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых;

• обобщение и написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п. [8, с.29]

Подготовка преподавателя к семинару-диспуту. Очень большое значение для всего хода семинара имеет методика его проведения. Семинарскому занятию предшествует длительная основательная подготовка. Как правило, преподаватель стремится увязать тему текущего семинарского занятия с предыдущими занятиями, выстраивая таким образом единую логическую цепочку познания дисциплины. Кроме того, студентам необходимо сообщить заранее тему и вопросы к семинару, например, еще в начале учебного семестра.

Отличие семинара-диспута от других видов семинаров заключается в сохранении постоянного состава группы. С целью лучшего усвоения материала можно даже использовать неверные утверждения: не обязательно сразу давать готовый правильный ответ, а сделать высказывание студента предметом для дискуссии.

Для успешного проведения семинара с творческой дискуссией нужна целенаправленная предварительная подготовка. И преподаватель, и обучаемые должны настраиваться на серьезный и глубокий критический анализ прочитанной научной литературы и содержания прослушанной по теме лекции.

Преподаватель дает студентам конкретные задания на самостоятельную работу в форме проблемно сформулированных вопросов, которые потребуют от них не только поиска литературы, но и выработки своего собственного мнения, которое его обладатель должен суметь аргументировать и защитить (отстаивать свою позицию и отвергать противоречащие ему мнения коллег).

Цель семинарского занятия, проводимого в форме дискуссии, может быть – формирование важных личностных черт – убеждений, взглядов, умения аргументированно выступать. Иными словами, слушатели (студенты) должны выйти после занятия из аудитории уже не теми, какими вошли: их взгляды должны стать шире, убеждения крепче, знания самостоятельнее и гибче, они должны овладеть умениями вести диалог, отвечать на реплики.

Цель занятия должна быть очень четко сформулирована преподавателем для того, чтобы организовать всю остальную часть подготовки: подбор вопросов для обсуждения, рекомендацию литературы для самостоятельной работы, назначение докладчика, формулировку темы реферата (если он предусматривается) и т.п. Данная работа должна быть хорошо спланированной преподавателем.

Действия преподавателя по подготовке к проведению семинара – диспута можно определить по следующим пунктам:

1. Продумывание цели семинара – диспута по данной теме.

2. Выбор и формулирование вопросов для обсуждения на семинаре – диспуте. В случае написания реферата, как домашнего задания к семинару-диспуту, имеет смысл обдумать следующие вопросы:

- назначение докладчику темы в русле основной тематики семинара;

- помощь в составлении реферата, его плана;

- предоставление, на семинарском занятии, слова докладчику для выступления с рефератом.

3. Формулировка практических заданий для слушателей к семинару.

4. Заслушание реферата и выступлений, вопросов и реплик слушателей, постановка основного и дополнительных вопросов для обсуждения.

5. Вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений.

6. Подведение итогов семинара и постановка задач на будущее.

7. Оценка степени достижения цели.

8. Выводы на будущее (для изучения очередной темы). [10]

Если студенты не готовили к семинарскому занятию докладов, то преподаватель может предложить выступить желающим по заранее озвученной теме. Но на случай отсутствия таких учащихся необходимо заранее наметить, кого следует вызвать в обязательном порядке. Если же выступить захотело сразу несколько студентов, то рекомендуется предоставить слово слабейшему из них. Когда сильный, хорошо подготовленный студент выступает первым, то его исчерпывающий ответ может исключить любую активность обучаемых по обсуждаемому вопросу. Выступление же слабого или среднего студента всегда оставляет место для дополнений и уточнений, а это необходимое условие активности других студентов.

В ходе первого выступления необходимо внимательно слушать речь студента, отмечая ее достоинства и недостатки, не прерывать студента и напоминать остальным, чтобы они записывали основные термины и сосредоточенно слушали своего сокурсника.

Дополнительные вопросы, задаваемые к выступлению, не только должны быть четкими и ясными, но и вызывать у студентов стремление высказаться.

С этой целью очень полезно организовать дискуссию, обратившись к аудитории и спросить, все ли согласны с каким-либо неверным (а возможно и верным) положением. Иногда стоит предложить озвучить свою точку зрения можно адресовать конкретным слушателям. Элементы дискуссии в значительной степени оживляют семинар.

При подведении итогов занятия и оценке выступления студентов, следует исправить допущенные ими ошибки, в мягкой форме указать недостатки. Особый такт нужен в отношении слабых студентов: можно своевременно отметить, пусть даже небольшой, прогресс в их знаниях или умении излагать свои мысли по экономической тематике, что укрепит их веру в свои силы и повысит дальнейшую активность.

Таким образом, задача преподавателя организовать и самому подготовиться по теме семинара, а задача студентов изучить рекомендованные преподавателем источники литературы, подготовиться к ответам на конкретные спорные вопросы и активно участвовать в обсуждении темы, используя теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы.

Методические рекомендации по разработке и организации семинара – диспута В последнее время в образовательной среде возрос интерес к диспутам на разные темы.

Дискуссия побуждает студентов думать, аргументированно отстаивать свои взгляды, проводить сравнительный анализ различных подходов к одному и тому же вопросу.

Диспут – это активный разговор, спор, участники которого стремятся обоснованно решить поднятые вопросы. Во время диспута возможно столкновение различных, спорных утверждений.

Поиск истины происходит путем свободного обмена мнениями, предоставляется возможность критически оценить собственные взгляды и взгляды оппонентов. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой семинара-диспута. Главная ценность такого семинара состоит в формировании диалектического мышления у студентов. Кроме того можно решить и многие другие педагогические задачи.

Задачи

Результаты

1. вовлечение студентов в непринужденный, живой разговор, что позволяет избежать формализма в знаниях 1. группа самостоятельно анализирует и ищет способы решения поставленных вопросов и проблем, используя базовые знания по данной тематике и имеющийся интеллектуальный потенциал
2. совершенствование умения высказать свое мнение 2. студент учится  обосновывать собственное мнение
3. Обучение культурному диалогу с оппонентом 3. студенты учатся вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, спокойно задавать вопросы, помогающие открывать неверные утверждения
4. Знание теории 4. к уроку-диспуту студент повторяет пройденное и читает дополнительную литературу
5. Превращение знаний в убеждения. 5. Формирование личностной жизненной позиции, мировоззрения

Во время проведения семинара – диспута преподаватель участвует в обсуждении, особенно полезным становясь в тех случаях, когда группа идет по неверному пути или имеющихся знаний оказывается недостаточно, обращает внимание на возникающие противоречия. Подготовку к семинару – диспуту лучше начинать с выбора темы. Желательно, чтобы тема диспута звучала остро, а в ее названии содержался элемент дискуссии.

Выбор темы целесообразно сочетать с ее актуальностью для самих учащихся. На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и имеют несколько альтернативных вариантов ответов.

Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше двух недель. Создается инициативная группа студентов, которая заранее совместно с преподавателем разрабатывает вопросы, а также составляет список литературы к выбранной теме.

Правила проведения дискуссии

1. Перед тем, как спорить, подумайте, что именно вы хотите сказать.

2. Если вы присутствуете на диспуте, обязательно выскажитесь и аргументируйте свое мнение.

3. Говорите на доступном языке, по возможности логично и последовательно, не повторяйтесь.

4. Говорите только то, что вас интересует, что вы знаете наверняка, не стоит утверждать того, в чем вы не уверены, чтобы не оказаться в смешном положении.

5. Учитывайте, что самые лучшие доказательства – это всегда точные факты и данные.

6. Уважайте тех, кто спорит с вами, иначе научный спор рискует превратиться в шумную перебранку, ваше тактичное поведение доказывает, что вы сильный оппонент и к тому же воспитанный человек. Формирование умения учитывать существование иного мнения и других взглядов может пригодиться студентам в их практической деятельности, когда для реализации проектов ресурсов одной компании недостаточно и приходится менеджменту предприятия переходить на уровень межкорпоративной культуры, то есть оперативно корректировать систему ценностей, норм и форм коммуникации.

Происходит переход от конкурентной формы отношений к сотрудничеству и к партнерству. [6, c.98]

Кроме того, можно дать следующие рекомендации по организации и проведению семинара-диспута в высшей школе.

1. Выступление должно быть четко сформулировано, предметным, с выводами из сказанного.

2. Ограничение времени выступления затрудняет чтение конспекта, приучает говорить по существу, при подготовке лучше обдумывать материал.

3. Если речь по содержанию не самостоятельна (читает печатный текст или конспект), то прервать ее вопросом. Вопрос должен быть к содержанию уже сказанного в выступлении. Например: «Почему Вы утверждаете, что…».

4. Если на вопрос студент отвечает правильно и кратко, то можно продолжить его выступление до 3-5 мин, но если выступление студента не по существу, необходимо прервать его, обратить оставшийся нераскрытым вопрос ко всей аудитории или можно прервать его выступление вопросом.

5. Если на вопрос студент не смог ответить, необходимо вопрос озвучить на более понятном языке и обратить ко всей аудитории.

6. Если вся группа не находит правильного ответа, то вопрос уместно «раздробить» и конкретизировать.

7. Когда имеются студенты, желающие высказаться, необходимо предоставить им слово. На дополнительные вопросы целесообразны выступления по желанию, чтобы не снизить активность.

8. Если никто из группы не смог правильно ответить на дополнительный вопрос, необходимо дать ответ на него самому преподавателю и сделать вывод.

9. После обсуждения первого основного вопроса семинара сделать вывод, затем после паузы можно переходить ко второму вопросу и предоставить слово одному из слушателей.

10. При подведении итогов: – оценить степень обсуждения вопросов и глубину их усвоения; оценить качество выступлений слушателей; – поставить задачу на самостоятельную работу по недостаточно усвоенным вопросам. Эффективным можно назвать такой семинар, в котором имеет место следующее:

1) в группе неформальная и открытая атмосфера;

2) цели и задачи семинара-диспута хорошо поняты и принимаются, присутствует творчество при решении проблем;

3) участники дискуссии умеют слушать друг друга;

4) в обсуждении проблем участвуют все члены группы;

5) конфликты и разногласия между членами группы центрируются вокруг идей и методов, а не личностей; Таким образом, правильная организация семинара диспута означает совместные усилия преподавателя и студентов и подразумевает соблюдение основных правил проведения дискуссии. Эффективность проведенного диспута напрямую зависит от качества подготовки студентов по заявленной теме. Семинар-диспут имеет особую цель – формирование мировоззренческих установок, формулировка оценочных суждений.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения.

Семинар-диспут предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, ясно излагать свои мысли.

Правильная организация семинара диспута означает совместные усилия преподавателя и студентов и подразумевает соблюдение основных правил проведения дискуссии. Эффективность проведенного диспута напрямую зависит от качества подготовки студентов по заявленной теме.

Успех диспута во многом зависит от предлагаемой темы, а также продуманной организацией самого семинара, заблаговременной подготовкой преподавателей и студентов.


Библиографический список
  1. Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться [Текст] / Ю.П. Азаров. – М.: Политиздат, 1989. – 335 с.
  2. Андреев, В. И. Педагогика творчества саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. – М., 1996.
  3. Берденникова Н.Г.,  Меденцев В.И. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Учебно-методическое пособие. СПб: БАТиП, 2006. – 117 с.
  4. Васильев Г.А. Управленческое консультирование: Учебное пособиедля студентов вуза, обучающихся по специальности 061100 (Менеджмент организации)/ Г.А. Васильев, Е.М. Деева.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 255 с.
  5. Горохова Н.Э. Система бизнес-образования как средство развития бизнеса и личности менеджера // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. -Выпуск 2 (37). – 2010.- С. 140-143.
  6. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 368 с.
  7. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления научными проектами в ВУЗах. / Д.А. Новиков, А.Л. Суханов – М.: Институт управления образованием РАО, 2005. – 80 с.
  8. Методические указания по предмету «Теория и практика реферирования» [Текст] / Сост. Ф.Н.Хуако. – Майкоп: Изд-во МГТИ, 2000.
  9. Организация учебного процесса в университете в условиях модернизации образования: Методические рекомендации по организации учебного процесса. Выпуск 1. [Текст] / Сост. Г. П.Чепуренко, Е. В. Гладнева, Е. Б. Яцковская [и др.] – СПб.: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2002.
  10. Экономика знаний. Учебное пособие / В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина.- СПб.: Питер, 2003. – 528 с.


Все статьи автора «100»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: