Сфера обращения ТБО является примером общественного блага, которому присущи все признаки общественных благ: неделимость, отсутствие конкуренции в потреблении и неприсвояемость.
Ежегодно в России образуется более 60 млн. тонн твердых бытовых отходов, что составляет около 400 кг отходов на 1 человека в год. В хозяйственный оборот вовлекается только около 7-8 % собираемых ТБО, остальной их объем направляется на захоронение. Низкий процент утилизации (использования) ТБО связан с недостаточным развитием инфраструктуры: в настоящее время в России функционирует 243 комплекса по утилизации (использованию) отходов, 53 комплекса по сортировке отходов, около 40 мусоросжигающих заводов [1].
При этом система сбора и анализа статистической информации о ТБО охватывает не все источники их образования, отсутствуют средства объективного учета количества образующихся ТБО.
Фактически, в сфере обращения отходов сложилась критическая ситуация: образование отходов в разы опережает их переработку. К концу 2011 года в России было накоплено более 31 млрд. тонн отходов, связанных с прошлой экономической деятельностью. При этом мусор накапливается огромными темпами: каждый год объем увеличивается на 1 млрд кубометров, а занимаемая им площадь увеличивается на сотни тысяч гектаров.
Таким образом, проблема оптимизации в данной отрасли имеет стратегическое значение с точки зрения перспектив устойчивого развития страны. Так, по словам министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского: «Если не создать отрасль по переработке отходов, то через несколько лет Россия превратится в свалку». Целью министерства является увеличение доли вторично использованных отходов производства и потребления до 80% за 7 лет, что фактически подразумевает создание отрасли обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО).
На программу ликвидации накопленных отходов, которая действует с 2014 по 2025 годы, из федерального бюджета будет выделено 121 млрд. рублей. Однако, по оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), реальные масштабы инвестиций, которые требуются России, гораздо больше: чтобы довести переработку отходов только до 40%, не говоря о плановых 80%, потребуется до 40 млрд. евро.
Очевидно, что эти суммы невозможно привлечь из бюджета, поэтому чрезвычайно важно, чтобы именно частный сектор стремился инвестировать в данные процессы [2].
Прежде всего, следует ответить на вопрос — связана ли недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли с ее низким инвестиционным потенциалом, или же с внешними условиями? Хотя последние десятилетия характеризуются изменением характера производства, в котором все большую долю создаваемой продукции составляют нематериальные компоненты [3], есть все основания говорить о сохраняющемся инвестиционном потенциале “традиционных” отраслей промышленности, в частности — переработки ТБО. В то же время, использование этого инвестиционного потенциала подчас сдерживается неблагоприятными экономико-организационными факторами. В этой связи есть все основания рассмотреть возможные пути повышения инвестиционной привлекательности отрасли с точки зрения концепции государственно-частного партнерства.
1. Государственные гарантии — инвестор не будет вкладывать свои средства, если не будет уверен в успешности рассматриваемого проекта, поэтому считаю, что государство должно взять на себя основные риски и обеспечить предприятию хотя бы минимальную прибыль. Гарантии со стороны государства — весомый аргумент в решении инвестора. Выполнить гарантии и способствовать успешной работе предприятия помогут следующие действия:
- государство должно способствовать процессу утилизации и переработке ТБО (совершенствование системы сбора ТБО, что будет снижать издержки переработки ТБО, соответственно повысит шансы на получение предприятием прибыли и привлечение инвестиций)
- ввести утилизационный сбор и направлять часть средств мусороперерабатывающим предприятиям, такая мера позволит компенсировать часть затрат на утилизацию отходов, а производителей стимулировать к выпуску более безопасной, с экологической точки зрения, упаковки. Эта мера может столкнуться с проблемой расчета ставки налога.
2. Во главе перерабатывающей организации должен стоять предприниматель — лицо, чья деятельность направлена на успешную работу предприятия, усовершенствование её деятельности в целях получения большей прибыли. Именно эта мера даст предприятию возможность развиваться, т.к. человек, заинтересованный в результате работы компании, будет совершенствовать производство и более оперативно реагировать на новинки и разработки в данной отрасли.
3. Нельзя сказать, что существующая схема ГЧП направлена на эффективную переработку ТБО, скорее, её цель состоит в отборе из ТБО наиболее ценных отходов, не требующих больших усилий для извлечения или переработки. Такой подход не решает проблему утилизации отходов. Предприятие не заинтересовано в дальнейшей переработке ТБО.
Поскольку данная отрасль не столь привлекательна для инвесторов, поэтому необходимо создать такую схему взаимодействия государства и инвестора, чтобы она была привлекательна и выгодна всем сторонам.
Представим такую схему взаимодействия (рис. 1), рассмотрим положительные и отрицательные черты (табл. 1), затем проведем работу по минимизации обнаруженных рисков
Рис. 1. Участники модели ГЧП
Таблица 1. Положительные и отрицательные факторы для участников
Участники |
Плюсы |
Минусы |
Государство |
Забота об экологии.
Данная деятельность улучшает имидж страны. Отношения, основанные на ГЧП, позволяют вкладывать не такое большое количество средств.
|
Некоторые денежные вложения все-таки придется сделать.
Необходимо осуществлять контроль за 4-мя звеньями. Есть риск подобрать недобросовестных подрядчиков. |
Проектная организация |
Организация обеспечена работой.
Государство гарантирует оплату. |
|
Строительная организация |
Организация обеспечена работой.
Государство гарантирует оплату. |
Оплату производит не один плательщик. |
Инвестор (предприниматель) |
Возможность выгодно вложить свой капитал.
Возможность в течение длительного времени получать выгоду от вложенных средств. |
Заранее неизвестна прибыль, её расчеты слишком приблизительны, соответственно, нет гарантии быстрой окупаемости вложенных средств. |
Предприятие, занимающееся вывозом ТБО |
Легальный вывоз мусора.
Не нужно заниматься поиском мест захоронения ТБО. |
Несколько поменяется привычная работа.
Появляется ответственность перед предприятием переработки ТБО. |
Основным риском инвесторов является «неизвестность» и невозможность просчитать, насколько будет эффективным производство, какая будет прибыль и будет ли она вообще. Примерные расчеты, конечно, возможно произвести и они проводятся, но никто не дает 100% гарантии на прогноз. Логично предположить, что этот вопрос встает перед инвестором в других отраслях, но свой выбор в пользу переработки ТБО он может не сделать. Во-первых, по причине того, что в других отраслях выгода более очевидна, или уже есть опыт подобных предприятий и, во-вторых, небольшой опыт в переработке ТБО в России, соответственно схема не проверена и прибыльность предприятий ещё нужно будет проверять и скорее всего опытным путем.
От эффективности переработки ТБО зависит экологическая безопасность граждан, поэтому стимулировать развитие рассматриваемой отрасли находится в интересах государства. Исходя из этого, можно говорить о том, что государство должно гарантировать инвестору защиту от основных рисков хотя бы на этапе становления/развития отрасли.
Библиографический список
- Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации: — Минприроды России. — 2013 г.
- «Россия будет похожа на одну большую свалку» [Электронный ресурс] — Петербургский экономический форум — 2013. — Режим доступа: http://www.gazeta.ru/
- Макаров П.Ю. Применение концепции интеллектуального капитала в управлении стратегическим развитием региона // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 161. С. 483-503.