ОПТИМИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ПЕРЕРАБОТКИ ТБО В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ

Карабанова Наталья Михайловна
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
магистрант

Аннотация
В статье проанализировано текущее состояние отрасли переработки ТБО и выявлен стратегический разрыв между низкой инвестиционной привлекательностью и потребностью в инвестициях для выхода из кризисного положения отрасли. Предложены рекомендации по оптимизации модели ГЧП в данной отрасли.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционная привлекательность, переработка ТБО


OPTIMIZATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN PROCESSING OF MUNICIPAL SOLID WASTE IN ORDER TO INCREASE THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE INDUSTRY

Karabanova Natalia Mikhailovna
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletows
master's degree student

Abstract
Based on analysis of recycling industry's actual state is identified a strategic gap between the low investment attractiveness and investment needs to get out of the crisis situation of the industry. Recommendations on optimization of the PPP model in the industry are proposed.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Карабанова Н.М. Оптимизация модели государственно-частного партнёрства в сфере переработки ТБО в целях повышения инвестиционной привлекательности отрасли // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/12/5166 (дата обращения: 23.02.2024).

Сфера обращения ТБО является примером общественного блага, которому присущи все признаки общественных благ: неделимость, отсутствие конкуренции в потреблении и неприсвояемость.

Ежегодно в России образуется более 60 млн. тонн твердых бытовых  отходов, что составляет около 400 кг отходов на 1 человека в год. В хозяйственный оборот вовлекается только около 7-8 % собираемых ТБО, остальной их объем направляется на захоронение. Низкий процент утилизации (использования) ТБО связан с недостаточным развитием инфраструктуры: в настоящее время в России функционирует 243 комплекса по утилизации (использованию) отходов, 53 комплекса по сортировке отходов, около 40 мусоросжигающих заводов [1].

При этом система сбора и анализа статистической информации о ТБО охватывает не все источники их образования, отсутствуют средства объективного учета количества образующихся ТБО.

Фактически, в сфере обращения отходов сложилась критическая ситуация: образование отходов в разы опережает их переработку. К концу 2011 года в России было накоплено более 31 млрд. тонн отходов, связанных с прошлой экономической деятельностью. При этом мусор накапливается огромными темпами: каждый год объем увеличивается на 1 млрд кубометров, а занимаемая им площадь увеличивается на сотни тысяч гектаров.

Таким образом, проблема оптимизации в данной отрасли имеет стратегическое значение с точки зрения перспектив устойчивого развития страны. Так, по словам министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского: «Если не создать отрасль по переработке отходов, то через несколько лет Россия превратится в свалку». Целью министерства является увеличение доли вторично использованных отходов производства и потребления до 80% за 7 лет, что фактически подразумевает создание отрасли обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО).

На программу ликвидации накопленных отходов, которая действует с 2014 по 2025 годы, из федерального бюджета будет выделено 121 млрд. рублей. Однако, по оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), реальные масштабы инвестиций, которые требуются России, гораздо больше: чтобы довести переработку отходов только до 40%, не говоря о плановых 80%, потребуется до 40 млрд. евро.

Очевидно, что эти суммы невозможно привлечь из бюджета, поэтому чрезвычайно важно, чтобы именно частный сектор стремился инвестировать в данные процессы [2].

Прежде всего, следует ответить на вопрос — связана ли недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли с ее низким инвестиционным потенциалом, или же с внешними условиями? Хотя последние  десятилетия  характеризуются  изменением  характера производства, в котором все большую долю создаваемой продукции составляют нематериальные компоненты [3], есть все основания говорить о сохраняющемся инвестиционном потенциале “традиционных” отраслей промышленности, в частности — переработки ТБО. В то же время, использование этого инвестиционного потенциала подчас сдерживается неблагоприятными экономико-организационными факторами. В этой связи есть все основания рассмотреть возможные пути повышения инвестиционной привлекательности отрасли с точки зрения концепции государственно-частного партнерства.

1. Государственные гарантии — инвестор не будет вкладывать свои средства, если не будет уверен в успешности рассматриваемого проекта, поэтому считаю, что государство должно взять на себя основные риски и обеспечить предприятию хотя бы минимальную прибыль. Гарантии со стороны государства — весомый аргумент в решении инвестора. Выполнить гарантии и способствовать успешной работе предприятия помогут следующие действия:

  • государство должно способствовать процессу утилизации и переработке ТБО (совершенствование системы сбора ТБО, что будет снижать издержки переработки ТБО, соответственно повысит шансы на получение предприятием прибыли и привлечение инвестиций)
  • ввести утилизационный сбор и направлять часть средств мусороперерабатывающим предприятиям, такая мера позволит компенсировать часть затрат на утилизацию отходов, а производителей стимулировать к выпуску более безопасной, с экологической точки зрения, упаковки. Эта мера может столкнуться с проблемой расчета ставки налога.

2. Во главе перерабатывающей организации должен стоять предприниматель — лицо, чья деятельность направлена на успешную работу предприятия, усовершенствование её деятельности в целях получения большей прибыли. Именно эта мера даст предприятию возможность развиваться, т.к. человек, заинтересованный в результате работы компании, будет совершенствовать производство и более оперативно реагировать на новинки и разработки в данной отрасли.

3. Нельзя сказать, что существующая схема ГЧП направлена на эффективную переработку ТБО, скорее, её цель состоит в отборе из ТБО наиболее ценных отходов, не требующих больших усилий для извлечения или переработки. Такой подход не решает проблему утилизации отходов. Предприятие не заинтересовано в дальнейшей переработке ТБО.

Поскольку данная отрасль не столь привлекательна для инвесторов, поэтому необходимо создать такую схему взаимодействия государства и инвестора, чтобы она была привлекательна и выгодна всем сторонам.

Представим такую схему взаимодействия (рис. 1), рассмотрим положительные и отрицательные черты (табл. 1), затем проведем работу по минимизации обнаруженных рисков

Участники модели ГЧП

Рис. 1. Участники модели ГЧП

Таблица 1. Положительные и отрицательные факторы для участников

Участники

Плюсы

Минусы

Государство

Забота об экологии.

Данная деятельность улучшает имидж страны.

Отношения, основанные на ГЧП, позволяют вкладывать не такое большое  количество средств.

 

Некоторые денежные вложения все-таки придется сделать.

Необходимо осуществлять контроль за 4-мя звеньями.

Есть риск подобрать недобросовестных подрядчиков.

Проектная организация

Организация обеспечена работой.

Государство гарантирует оплату.

 

Строительная организация

Организация обеспечена работой.

Государство гарантирует оплату.

Оплату производит не один плательщик.

Инвестор (предприниматель)

Возможность выгодно вложить свой капитал.

Возможность в течение длительного времени получать выгоду от вложенных средств.

Заранее неизвестна прибыль, её расчеты слишком приблизительны, соответственно,  нет гарантии быстрой окупаемости вложенных средств.

Предприятие, занимающееся вывозом ТБО

Легальный вывоз мусора.

Не нужно заниматься поиском мест захоронения ТБО.

Несколько поменяется привычная работа.

Появляется ответственность перед предприятием переработки ТБО.

Основным риском инвесторов является «неизвестность» и невозможность просчитать, насколько будет эффективным производство, какая будет прибыль и будет ли она вообще. Примерные расчеты, конечно, возможно произвести и они проводятся, но никто не дает 100% гарантии на прогноз. Логично предположить, что этот вопрос встает перед инвестором в других отраслях, но свой выбор в пользу переработки ТБО он может не сделать. Во-первых, по причине того, что в других отраслях выгода более очевидна, или уже есть опыт подобных предприятий и, во-вторых, небольшой опыт в переработке ТБО в России, соответственно схема не проверена и прибыльность предприятий ещё нужно будет проверять и скорее всего опытным путем.

От эффективности переработки ТБО зависит экологическая безопасность граждан, поэтому стимулировать развитие рассматриваемой отрасли находится в интересах государства. Исходя из этого, можно говорить о том, что государство должно гарантировать инвестору защиту от основных рисков хотя бы на этапе становления/развития отрасли.


Библиографический список
  1. Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации: — Минприроды России. — 2013 г.
  2. «Россия будет похожа на одну большую свалку» [Электронный ресурс] — Петербургский экономический форум — 2013. — Режим доступа:  http://www.gazeta.ru/
  3. Макаров П.Ю. Применение концепции интеллектуального капитала в управлении стратегическим развитием региона // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 161. С. 483-503.


Все статьи автора «Karabanova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: