Младший школьный возраст характеризуется у ребенка переходом из детского сада в образовательное учреждение, то есть происходит смена социального статуса «бывшего малыша», уже в более состоятельное и уверенного в себе «взрослого ребенка». У него формируется свое мировоззрение к предстоящей школьной жизни. Он уже осознает, что на его будут возлагаться больше работы по сравнению с детским садом. В этом возрасте у ребенка появляется новая сфера, под названием учебная деятельность, где происходит его освоение человеческого опыта, которая представлена в виде научных знаний. Учебная деятельность у ребенка в этом возрасте возникает как основание психологического новообразования, то есть это возможность регуляции построения внутреннего плана действий и психических процессов.[1]
Поэтому, адаптация ребенка к школе проходит довольно длительный процесс, который связан с напряжением всех систем организма. Как показывают наблюдения, что процесс приспособления в основном происходит на пятой или шестой неделе обучения. В этом играют множество факторов, такие как индивидуально-психологические особенности ребенка; возрастные особенности; психическое и физическое развитие здоровья школьника; уровень готовности ребенка к школьной жизни (желание учится, мотивация учения, уровень познавательной и активной деятельности и так далее); взаимоотношения между учителями, одноклассниками; микро- и макроклимат его окружения; личностные качества и психическое развитие первоклассника. Все выше перечисленные факторы можно условно поделить на позитивные и негативные факторы адаптации ребенка к школьной среде. Как показывает исследование, позитивные факторы влияют на более успешную адаптацию ребенка к обучению, а именно: отсутствие конфликтной ситуации в микросреде ребенка, оптимальные виды семейного воспитания, высокий уровень статуса ребенка среди сверстников, успеваемость в учебной деятельности. Негативные факторы наоборот, затрудняют процесс адаптации первоклассника к школьной жизни, они влекут за собой неудовлетворенность в общении со сверстниками и взрослыми, проявляется низкий уровень в учебной деятельности.[2] Таким образом, у детей первого класса адаптация проходит у всех по-разному.
Исследование показывают, что детей первого класса можно разделить на три группы прохождения адаптации в школе:
-
В первой группе можно отнести большинство детей (56%). Они адаптируются в течении одного-двух месяцев. Им достаточно легко вливаться в новый школьный коллектив, заводить новых друзей, у них всегда преобладает психофизическое и психоэмоциональное настроение, всегда выполняют школьные требования.
-
Ко второй группе относятся дети, которые проходят школьную адаптацию довольно долго (30%). То есть, такие дети долго втягиваются в систему образования, не могут принять новое окружение, в большинстве случаев они пассивны на уроках – играют, выясняют отношения между собой, на замечания учителя реагируют слезами или обидами. Как правило, они испытывают некие трудности в освоении учебной деятельности. Уже к концу первого полугодия дети начинают привыкать к учебным требованиям, взаимоотношения налаживаются и осознают что теперь он ученик.
-
Третья группа детей (14%) связана с многочисленными трудностями, они не успевают освоить вовремя учебную программу, отмечается негативная форма поведения и проявляется отрицательные эмоции. Именно на таких детей в основном жалуются родители, учителя, что они «третируют детей» и мешают работать в классе.
Таким образом, можно сказать, что основание благоприятного и успешного прохождения школьной адаптации у ребенка играют некоторые факторы, а именно установление контакта между сверстниками, учителем; овладение навыками учебной деятельности; формирование адекватного поведения.
Можно так же отметить, что школьной адаптацией ребенка занимаются как родители, так и учителя. Следовательно, они имеют некие трудности в первые годы обучения ребенка-первоклассника.
-
Уход от деятельности: это когда ребенок сидя за партой и одновременно отвлекается от учебной деятельности, то есть не слышит заданные вопросы, не старается выполнять задания правильно. Это характеризует уход в себя или же в свой внутренний мир ребенка, но это ни как не связанно с постоянным отвлекаемостью ребенком на посторонние предметы. В основном данный уход в деятельность связан с теми детьми, которые получают не достаточного внимание, заботы и любви со стороны взрослого или же родителей, в частности это неблагополучные семьи.
-
Хроническая не успешность: это связано с отношением родителей к предстоящей или нынешней школьной жизни, либо со школьной успеваемостью ребенка. С одной стороны, у родителей появляется страх перед школой, боязнь, что их ребенку будет в школе плохо. С другой стороны, у родителей возникает ожидание от ребенка только очень высоких и хороших достижений в школьной жизни, и тем самым они активно демонстрируют ребенку, что он не плохо справляется и ни чего он не умеет. Таким образом, в процессе обучения, происходит заметное изменение в отношении родителя и ребенка к его успехам и неудачам.
-
Вербализм: уже в дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться вербализм, он связан с особенностями развития у ребенка познавательного процесса. То есть, дети с таким типом отличаются прежде всего высоким уровнем развития речи, и происходит задержка мышления. Вербализм – сопряжен с высокой самооценкой у ребенка, тем самым проявляется завышенная оценка со стороны взрослого человека. С начало учебного года, ребенок не способен грамотно разговаривать, решать любые задачи, поэтому от ребенка требуют развитого мышления, что в следствии возникают некие проблемы. Родители в этом случае не понимают в чем данная проблема, пытаются их как то решить разными способами. Они либо начинают винить учителя, либо же своего ребенка. В данном случае, необходимо уделять больше внимания развитию мышления у ребенка: мозаика, лепка, конструирование и так далее.
-
Негативистская демонстрированность: сюда можно отнести тех детей, у которых наблюдается высокая потребность во внимании со стороны взрослых. Тут происходят жалобы в основном на поведение ребенка, то есть он нарушает школьную дисциплину. Взрослые наказывая такого ребенка, пытаются в виде наказания поощрять его. А ведь внимание является для ребенка безусловной ценностью, который лишен родительской ласки, любви и понимания.
-
Ребенок ленится: сюда можно отнести множество причин: снижение познавательных мотивов, мотивация в избегании неудач, высокая тревога и много другое.[3]
Таким образом, адаптация ребенка к школе это совершенно новый и серьезный этап как для будущего, так и для нынешнего первоклассника. Поэтому, чтобы ребенок благополучно адаптировался к новым условиям и деятельности школы, можно выработать рекомендации для родителей:
-
Ребенка после школы необходимо встречать спокойно, не задавать много вопросов, то есть, ребенку после школы необходимо расслабиться. Если Ваш ребенок придя из школы хочет поделится своими впечатлениями, то в этом случае необходимо его выслушать, тем не менее он полностью доверится Вам, что в дальнейшем поможет контактироваться с ребенком на равных.
-
В любых ситуациях, ребенку не следует говорить, что он хуже других. Ему в этот момент необходима родительская поддержка, поэтому лучше всего говорить: «Какой ты у нас молодец!», «Мы тобой гордимся!».
-
На любые заданные вопросы ребенком, необходимо отвечать четко и терпеливо.
-
Желательно, чтобы каждый день один из родителей уделял внимание своему ребенку. А на выходных днях, можно организовывать семейно-досуговую деятельность. Это поможет ребенку немного отвлечься от школьных неудач.
-
Учите своего ребенка общаться со сверстниками свободно и непринужденно.
-
Оценивать необходимо только поступки, а не самого ребенка.
-
Учите своего ребенка признавать свои ошибки, но при этом к ним относится конструктивно, ведь как говорит пословица: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает».
-
Всегда надо думать о «детском банке – счастливых воспоминаний», то есть, необходимо ребенку при выходе в школу желать удачного дня, но при этом его необходимо «предупреждать: «Смотри не хулигань!», «Мы думаем, что у тебя сегодня будут хорошие отметки!». Это поможет ребенку набрать уверенность в предстоящем дне.
-
Необходимо выработать единую тактику в общении в семье, но разногласия по поводу педагогических вопросов, необходимо решать между собой, не при ребенке. Если что то не получается, то можно обратиться к специалистам (психологу, социальному педагогу, социальному работнику и так далее).
-
Не нужно забывать, что любой ребенок любит слушать сказки, поэтому желательно перед сном вместе с ним читать его любимые или новые сказочные приключения. Это поможет ребенку успокоится, снять напряжение перед сном.
-
Нужно следить, чтобы Ваш ребенок вовремя ложился спать. Самое хорошее время для этого возраста (6-8 лет) 21:00 и 21:30.
Таким образом, следуя данным рекомендациям, ребенок будет себя чувствовать спокойно и уравновешенным. Следовательно, у него будет формироваться положительная атмосфера, что в дальнейшем поможет ему благополучно пройти школьные кризисы, которые могут повлечь за собой к школьной дезадаптации ребенка.
Библиографический список
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2001.С. 162
-
Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М., 2001. С.211
-
Березина В.А. Социально-педагогическая работа в школе. М., 1999. С.63