В поисках арийской прародины
Более ста лет историки и археологи ищут историческую родину индоевропейских народов. Понятие «индоевропейские народы» было введено лингвистами на основании близости их языков. В исследование индоевропейских языков включились ученые почти всех европейских народов, а в наше время индоевропеистика стала независимой отраслью науки. К индоевропейцам относят почти все европейские народы, а также ряд азиатских. Лингвисты выдвинули концепцию о существовании в глубокой древности единого народа-пращура, от которого все они произошли.
На индоевропейских языках сейчас говорит большая часть человечества. Для половины людей на Земле один из индоевропейских языков – родной язык. Остальные жители планеты обязательно учат и владеют двумя или более индоевропейскими языками. Чаще всего изучают английский, но порой и французский, немецкий, русский и другие языки. Порой мы этого не замечаем, но на индоевропейских языках написана большая часть научной, технической, медицинской, педагогической и иной литературы. В самых престижных университетах мира, научные курсы читаются с использованием индоевропейского языка. Да и вообще то, что мы называем «цивилизацией» и «гражданским обществом» зародилось еще в древнейших индоевропейских культурах. Можно сколько угодно спорить, но факт остается фактом: основные перевороты в культуре, на которых стоит вся современная цивилизация, произошли внутри арийского мира: рождение гражданского общества, христианство, идея равенства людей и прав человека, равноправия полов, создание мировой цивилизации, гуманизма, книгопечатания, научно-технический прогресс. Еще совершенно неизвестно, как бы шел прогресс человечества, не будь арийского расселения, завоевания и покорения.
Можно предположить, что примерно 5-6 тысяч лет назад появился народ с уникальной духовной и материальной традицией. Правда, некоторые ученые утверждают, что это был не единый народ, а несколько родственных народов. Но они тесно общались между собой, их языки сближались, объединяясь в один. Настал момент – и арийцы начали расселяться со своей таинственной родины в разных направлениях. Они шли не как организованное войско, а как переселенцы, отдельные племена, которые воевали и с местным населением, и друг с другом. На жителей разных стран накатывалась волна пришельцев, постепенно смешиваясь с ними. В Европе не сохранилось название этого народа-завоевателя, а вот в Индии они получили название ариев или арийцев.
Арии разводили бесчисленные стада коров, поклонялись солнцу и огню, на многих завоеванных землях оставили изображения свастики и солнечного круга, а заодно составили древнейшие священные книги индуизма: Веды и Рамаяну. Но что заставило эти народы идти по всему свету и распространять свою культуру на бескрайних просторах веселенной, пока остается непонятным. В истории нет ни одного другого такого, же примера: чтобы народ веками, тысячелетиями расселялся по миру.
Удивительно, что арийские народы расселялись не просто, захватывая территории и земли, это было на удивление продуктивное расселение: везде и всюду арийцы несли более высокий уровень культуры, их появление становилось толчком для развития цивилизации. Более сильные, организованные и богатые, они неизменно завоевывали племена местных жителей и неизменно смешивались с завоеванным населением. Появлялись новые народы, говорившие на индоевропейских языках, потомки и завоевателей, и завоеванных. Эти народы тоже приходили в движение, и с непреклонностью стихии двигались на новые земли. Идя с разных сторон, арийские народы обогнули земной шар и встретились, завершив индоевропейское покорение мира.
Откуда шло движение арийских народов выяснить непросто. Где только не искали историческую прародину ариев: и на арктическом материке, пологая, что в доисторические времена здесь было тепло и уютно, и в Причерноморье, и в горах Карпат, и в Норвегии, и в Сибири, и в Прибалтике, и Малой Азии, и еще примерно в сорока разных местах и землях. В ХХ в. прародину ариев временно перестали искать. Все испортила политика нацистов, которые тщательно пытались отыскать прародину ариев и объявить немецкий народ их прямыми потомками. Исследование арийской темы в послевоенные годы и любая попытка найти следы этого народа на территории какого-то государства, стала приравниваться к национализму и считаться некорректным занятием, попыткой возвысить один народ над другими. При этом забыли, что многие народы имеют одни корни, и произошли от одного народа-пращура.
Известный популярный историк А. Буровский считает, что прародина ариев найдена уже давно. Этой прародиной следует считать территорию современной России, поскольку именно здесь археологами было обнаружено наибольшее количество погребений рослых европеоидов, и многочисленные глиняные горшки с изображением свастики. Наверняка после такого заявление можно в свой адрес получить кучу обвинений и осуждений в недальновидности и некомпетентности. Однако в нашем распоряжении есть весьма интересные факты, которые ни в коем случае нельзя игнорировать.
Принято полагать, что движение арийских народов шло с юга, охватывая территорию иранского плоскогорья и современной Индии. Эти земли для некоторых ученых возможно и не были их исторической родиной, но именно отсюда, по их мнению арии пошли завоевывать землю. Согласится с этим очень тяжело. И вот почему. В своей священной книге «Авесте» арии воспевают свою древнюю родину, причем с такой ностальгией, как будто этой родины уже нет. В этой книге их родиной выступает далекая северная страна, где в темные ночи над головой сверкает семь звезд Большой Медведицы, а в центе мироздания расположена полярная звезда, где дуют сильные ветры, бывают северные морозы, холодные и снежные зимы, весенние паводки. Более того в священных текстах описываются такие животные и растения которых ни в Индии ни в Иране некогда не было: это бобры, липы, клены. Индийские арии знали березу и описывали снег и лед на замерзающих реках. Подобные описания явно нельзя соотнести с ландшафтом и климатом южных земель, зато они очень соответствуют русским преданиям о легендарной северной стране – Гипербореи.
Гиперборея – это таинственная и загадочная страна, располагавшаяся, где то на русском севере, в царстве мрака, холода и тайн. Здесь жили удивительные люди, чудовища и боги, могло происходить самое невероятное и загадочное. Бореем древние греки называли северный ветер, приносящий похолодание. Область, откуда дует этот ветер, они называли Гипербореей. Уже почти три столетия историки спорят, где же находился этот загадочный край, а самое главное существовал ли он на самом деле.
Знакомство человека с северными полярными областями произошло, по-видимому, очень давно, тысячи лет назад. Поразительно, что в древнеиндийских священных «Ведах», относящихся к V-VI тыс. до н. э., можно найти на это вполне определенное указание. Здесь есть выразительное упоминание о явлении круглосуточных ночей и дней, когда солнце не восходит или не заходит на протяжении месяцев. Не вызывает никакого сомнения, чтобы знать это, надо было побывать за полярным кругом. Но, когда и кем это было сделано, неизвестно. В другой священной книге – «Авесте» изображена страна, на которую Бог послал холодный климат со снежной зимой, продолжающейся по десять месяцев. «Год казался здесь, – говорится в «Авесте», – как один день и одна ночь». Конечно, это тоже о заполярном севере. Да и в древнегреческом шедевре, «Одиссее», относящемся к VIII в. до н. э., можно прочитать о «стране туманов» и «бесконечной, безотрадной ночи». А вот еще запись заделанная Плинием Младшим: «Здесь, по общему верованию, находится мировая ось и самые отдаленные пути звезд, здесь полгода бывает светло», т.е. автор вновь описывает природу Заполярья, хотя ни сам он, и никто из античных авторов, естественно, на Крайнем Севере не бывал.
В «Авесте» помимо упоминания о северной земле, с особой любовью описываются бескрайние широкие степи, великолепные буйные пастбища, которых в Индии некогда не было. Приведем два отрывка [1, с.19-20].
“Так дай же нам, о Митра! “Когда в страну приходит,
Чьи пастбища просторны Где почитают Митру,
Упряжкам нашим силу Широкие долины
И нам самим здоровье, Даёт он для пастьбы
Дай нам способность видеть Где бродят скот и люди
Врагов издалека…” Привольно на земле”.
Эти описания явно не соответствуют географической карте Индии и Ирана. Откуда и как могли узнать жители далекой жаркой Индии и Ирана о странах холода и снега, о замерзающих водах, бескрайних степных просторах? Когда и как могли увидеть над головой полярную звезду? Эти вопросы задают себе ученые вот уже целое столетие и ведут поиск их прародины.
Нет так давно, было высказано предположение, что прародиной древних ариев следует считать урало-казахстанские степи. В конце ХХ века здесь было открыто археологами около 20 крупных городов, со сложной планировкой. Самым изученным из них считается Аркаим.
Аркаим располагается на территории Большекараганской долины, на мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка. Он состоит из множества элементов, великолепно сконструированных в едином целом, многоуровневом пространстве: глубокие рвы, высокие укрепления, 60 крупных домов, ливневые водотоки, внутренняя и внешняя система обороны – все это реализовано в едином сооружении и выстроено по модели концентрических окружностей общим диаметром170 метров. С воздуха Аркаим представляет собой систему концентрических кругов, рассеченную четырьмя радиальными стенами и ориентированную прогибом главных ворот на юго-запад, на знаменитую гору Шаманку. Это огромный геометрический символ был выстроенный древними людьми в пространство священной для них Великой Степи.
Площадь города составляет около 20 тыс. кв. м. Планировочная структура Аркаима очень компактна, продуманна и функциональна. Основа планировки – 2 концентрических кольца оборонительных сооружений, 2 кольца жилищ и круговая улица. В городе было 4 основных входа, ориентированных по разным сторонам света, но только западный вход был широким и выходил на круговую улицу, остальные сопрягались с длинными лабиринтами внутри радиальных стен. Эти стены разбивали второе кольцо жилищ на 4 сектора, что увеличивало возможность обороны. Была еще и третья линия защитных сооружений, охватывающая значительную территорию, вероятно, для содержания и охраны скота. В центре городища находилась четырехугольная площадь. Она представляла собой ровную хорошо утрамбованную площадку с центральным кострищем. Вероятно, здесь собирались горожане для решения насущных проблем, здесь могли проходить ритуальные действа.
Жилища внутреннего и внешнего кругов не отличались. Вписанные в концентрические окружности они имели форму трапеций и пристраивались одно к одному с общими длинными стенами. При площади 110-118 кв. мтам свободно размещались более 30 человек. В каждом жилище – три части: дворик, комнаты для отдыха малых семей, помещение для общих сборов, трапезы и хозяйственной деятельности. В доме размещались печи с дымоотводными системами, хозяйственные ямы и колодцы. Были колодцы – «холодильники», совмещенные с хозяйственными ямами. В общем помещении обязательны металлургические печи, которые соединялись с колодцем воздуходувным каналом, что создавало условия для успешного металлургического процесса.
Постройки Аркаимского времени – грунтово-деревянные. Из основы – грунта делали сырцовый мелкоштучный кирпич и крупноразмерные блоки. Особая прочность достигалась цементирующими агентами (карбонат, гипс). Реже встречается обожженный кирпич. Близость к возведению построек леса повлияла на градостроение. Из дерева строили оборонительные стены, мостовые, им закрепляли стенки ливневых колодцев и оборонительных рвов. Кровлю, полы и другие деревянные конструкции покрывали тонким слоем глины. Нижняя часть стены и часть рва облицовывались камнем. [2, с.244-247].
Долина Южного Урала, где были открыты городища, которые принято относить к аркаимско-синташтинской культуре получила поэтическое название «Страны городов». Это целый комплекс древних памятников: Берсуат, Бахта Журумбай, Камысты, Коноплянка, Куйсак, Родники, Чекатай, Сарым-Саклы, поселение Аландское, Андреевское, Исиней, Кизильское, Степное и др. Расстояние между ними составляет 40-60 км. Они имели различную планировку: ранние города – овальные, а поздние – круглые и квадратные. Все города объединяет единый архитектурный стиль. Символика круга близка принципу Мандалы. Это понятие впервые встречается в «Ригведе», и означает «колесо», «кольцо», «страна», «пространство». Мандала – Вселенная, «карта космоса» – моделируется в плане как круг – небесное, женское начало и квадрат – земное, мужское начало, или как их сочетание – круг, вписанный в квадрат или наоборот. Общие стены домов Аркаима отражают «круг времени», где предыдущая единица определяет последующие. Это уникальное обращение архитектуры во внутренне человеческое начало и одновременно отражение внешнего природного и космического пространства.
Укрепленные поселения южного Урала возникли на рубеже III-II тыс. до н.э. Их открытие заставило ученых пересмотреть всю историю степей и лесостепей Евразии заново. Сразу же появилась точка зрения, что именно южно-уральский степной регион следует считать прародиной древний арийцев. На сегодняшний день наиболее активно эту точку зрения отстаивает известный российский писатель и антрополог В.П. Путенихин. Его принято считать автором гипотезы о южно-уральском происхождении белой расы человечества. Вот что он пишет по этому поводу: «Южный Урал – является идеальным местом для зарождения и развития человечества – обширные пространства, умеренный климат, а главное обилие рек, служивших не только источником питания, но и основными транспортными артериями планеты до появления дорог. Южный Урал, как ни одно место на планете Земля, богат самыми полезными и доступными для добычи ископаемыми, а это самый мощный фактор для развития цивилизации» [9, с.19-20].
В своих книгах-сенсациях ученый утверждает, что движение ариев шло с севера на юг, а не наоборот. Вот что он пишет по этому поводу: «В древности предки российских народов – аркаимцы ушли с прародины, затонувшей в Северном Ледовитом океане – Арктиды, через Урал и расселились по миру. Праотцы пришли на Урал, после гибели Арктиды. Пройдя вдоль Уральских гор, оставляя ныне незаметные следы своих стоянок, они обосновались в верховьях и на водоразделе прекрасных и многоводных рек в южно-уральских степях. Здесь, в середине земли, они основали города-храмы, построенные по принципу звездного неба и Зодиака. Основали пятнадцать ветвей живого древа народов, разошедшихся по всей индоевропейской территории, охватив своей культурой почти все Северное полушарие. Их надо искать не только в Иране, Персии, Индии или Китае – аркаимцы расселились по всей Земле, принеся вместе со своей традицией учение о звездах, целостности и здоровье. Всюду, где появлялись аркаимцы, они приносили культуру, добро и процветание. Их города выполняли не только функцию города, но и храмов и обсерваторий. Оттуда, из сердца Земли, находящегося на переломе между Европой и Азией, расходились аркаимские племена по всему свету» [9, с.20-22].
Южный Урал – единственная область на земном шаре, где не надо ничего домысливать, конструируя представление об Эдемском саде. Южный Урал является идеальным местом для зарождения и развития человечества: обширные пространства, умеренный климат, а главное обилие рек, служивших не только источником питания, но и основными транспортными артериями планеты до появления дорог. Южный Урал, как ни одно место на нашей планете, богат самыми полезными и доступными для добычи ископаемыми, а это самый мощный фактор для развития цивилизации. «Задолго до начала существования Шумера и Вавилона, задолго до того как в Египте были построены пирамиды, задолго до расцвета долины Инда и все того что принято называть цивилизацией, на Южном Урале Дух обитал в человеческих телах, являя собой действо высочайшей культуры» – пишет В.П. Путенихин [9, с.5].
Библиографический список
- Авеста. М.: Дружба народов, 1993. – 126с.
- Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала / Науч. ред. Г.Б. Зданович; Ред.-сост. – Н.О. Иванова – Челябинск: Крокус, 2004. – 348с.
- Булатов В.Н. Русский Север. – М.: Академический проект, 2006. – 576с.
- Буровский А.М. Арийская Русь. – М.: Яуза, 2008. – 288с.
- Демин В.Н. Гиперборейские тайны Руси. – М.: Вече, 2007. – 496с.
- Зданович Г.Б., Батанина И.М. Аркаим – страна городов. Пространство и образы. – Челябинск: Крокус, 2007. – 260с.
- Зданович Г.Б. Бронзовый век урало-казахстанских степей. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1988. – 184с.
- Нарымбаева А.К. Аркаим – очаг мировой цивилизации созданный прототюрками. – Астана, 2004. – 249с.
- Путенихин В.П. Тайны Аркаима. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 285с.