Динамично развивающиеся процессы виртуализации экономики обуславливают необходимость поиска новых методических подходов к формированию и развитию инструментария продвижения услуг в сети Интернет, как одного из способов обеспечения конкурентоспособности фирмы или фрилансера. Под термином «фрилансер» в данном исследовании понимается дизайнер, предлагающий свои услуги по созданию сайтов на виртуальном рынке, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем.
В контексте данного исследования под термином «виртуальная среда» понимается сеть Интернет – как глобальная информационная система, всемирная система компьютеров, локальных сетей, серверов, добровольно объединенных между собой в одну распределенную по планете сеть, служащую для обмена информацией [1].
Анализ специфики дизайнерских услуг, в настоящее время представленный в российском сегменте виртуальной среды (Рунете), показал, что большую долю рынка занимают услуги по дизайну сайтов различной тематики. Анализ работ специалистов фриланса в данной области, проведенный автором, (по данным социальных сетей ВКонтакте, Facebook и Одноклассники), а так же изучение статистики в ведущих поисковых системах Google и Яндекс, позволили прийти к выводу, что наибольшей популярностью пользуются услуги в области дизайна сайтов, продвигающих туристическую тематику. Данный факт позволил сформулировать цель исследования и определить последовательность решения задач для достижения поставленной цели.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по формированию организационно-методического обеспечения продвижения дизайнерских услуг в области разработки сайтов, содержащих информацию о продукте, предоставляемым туроператорами.
Для достижения поставленной цели был последовательно решен ряд задач:
– изучены теоретико-методологические аспекты рекламы как одного из базовых инструментов продвижения услуг в виртуальной среде, на основе которого выявлены организационно-технические особенности продвижения услуг в виртуальной среде и определены наиболее эффективные методы и инструменты продвижения дизайнерских услуг в виртуальном туристическом сегменте;
– уточнены методические подходы к формированию организационно методического обеспечения продвижения услуг по дизайну в туристическом сегменте на основе метода функционально-стоимостного анализа (ФСА);
– разработан алгоритм оценки изменения темпов продвижения услуг по дизайну сайтов туристической направленности в виртуальной среде и методические рекомендации по выбору системы показателей и критерия эффективности продвижения дизайнерских услуг в виртуальной среде
Разработанный алгоритм основан на использовании коммуникационной оценки в маркетинге и позволяет обосновать рекомендации по повышению эффективности управления продвижением услуг и создания механизма принятия управленческих решений на основе маркетинговых исследований.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам методологии маркетинговых исследований [2], специфики электронного маркетинга 3], механизмам повышения эффективности продвижения услуг через сеть Интернет [4] и др. Также в основу исследования легли монографические работы ведущих отечественных ученых-маркетологов, материалы профильных научных конференций, публикации в периодических изданиях.
В качестве инструментов исследования использовались общенаучные и специальные методы исследования (анализ, синтез, наблюдение, системный подход к изучению маркетинговых процессов в виртуальной среде, аналитическое прогнозирование и моделирование), приемы компаративного и дескриптивного анализа. Перечисленные методы использовались в различных вариациях в зависимости от поставленных целей и задач, что позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа и выводов исследования.
Эмпирической базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных и верификацию выводов, рекомендаций и предложений, послужили, статистические данные, материалы исследований отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме, материалы периодической печати, конференций, симпозиумов, верифицированная информация социальных сетей и сети Интернет в целом.
В рамках проведенного исследования: систематизированы и классифицированы подходы и методы к обеспечению эффективности продвижения дизайнерских услуг в виртуальной среде по степени функциональности сайтов; выявлены организационно-технические особенности продвижения дизайнерских услуг в сети Интернет; разработана методика формирования организационно-методического обеспечения продвижения в виртуальной среде дизайнерских услуг по разработке сайтов туристической тематики на основе исследования функциональности рекламы и анализа аудитории,.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке организационных и методических положений по продвижению дизайнерских услуг для создания туристических сайтов в виртуальной среде. Теоретическое значение результатов исследования заключается в том, что они позволяют расширить представление о существующем организационно-методическом обеспечении продвижения дизайнерских услуг в виртуальной среде, доказывая возможность его использования для активизации инновационной деятельности фирм, повышают уровень методической оснащенности процессов управления маркетингом услуг.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования разработанных автором элементов организационно-методического обеспечения продвижения дизайнерских услуг по разработке сайтов для туристического сегмента электронного рынка Рунета с целью управления эффективностью воздействия на аудиторию, повышения качества виртуальной рекламы и оптимизации затрат на нее.
В рамках теоретико-методологического обоснования продвижения дизайнерских услуг по созданию туристических сайтов в виртуальной среде представлены результаты исследования проблем продвижения услуг через сеть Интернет в условиях виртуализации торговой деятельности. Основные методы и инструменты продвижения услуг в виртуальной среде Рунета в начале ХХI века, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные методы и инструменты продвижения услуг в виртуальной среде Рунета в начале ХХI века
Проведенный анализ специфики управления эффективностью продвижения услуг в сети Интернет позволил придти к выводу, что неэффективное управление комплексом маркетинга в аспекте виртуальной рекламы является одной из базовых проблем управления продвижением услуг в информационном поле сети Интернет.
Отличительной чертой оценки маркетинговых мероприятий в виртуальной среде является возможность контроля посещаемости сайтов рекламодателя или веб-представительств.
Алгоритм создания и продвижения веб-представительства, содержащего информацию об услугах в области дизайна сайтов туристической направленности, представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Алгоритм создания и продвижения веб-представительства, содержащего информацию об услугах в области дизайна сайтов туристической направленности
В современной научной литературе и практикоориентированным сетевым публикациям по проблеме представлены вариативные представления о методиках сбора и анализа данных, верифицированности выводов и адекватности рекомендаций современным экономическим условиям.
Необходимо отметить, что методика анализа виртуальной аудитории потребителей является важной составляющей обоснования принятия решения по продвижению услуг в сети Интернет.
В рамках исследования было проведено сравнение сетевых и традиционных средств рекламы, на сонове которого сделан вывод, что эффективная методика базируется на использовании комплексной системы сетевых показателей:
– частота посещения сайта;
– варианты использования потребителем полученной информации;
– формы и виды подключения к Интернету,
– характеристики пользователя: территориальная принадлежность и язык.
Анализ основных схемы организации промоушен в виртуальной среде позволяет выделить основные: привлечение клиентов на сайт и почтовые рассылки.
Представляется, что данные схемы необходимо использовать в совокупности, с учетом предпочтений аудитории с одной стороны, и материально-техническими возможностями рекламодателя с другой стороны.
В наиболее общем виде организационно-методическое обеспечение продвижения дизайнерских услуг на рынке интернет-технологий может рассматриваться как интегрированная совокупность концептуального видения фирмой или фрилансером алгоритма продвижения услуг с учетом стоимостной оценки и регламентов по применению инструментария продвижения услуг с учетом динамично меняющихся условий развития виртуальной среды.
Автором разработана сводная таблица наглядных критериев оценки коммуникационной эффективности, включающая: тип рекламы, площадка ее размещения, затраты, количество привлеченных клиентов (отдельно учитываются клиенты, впервые обратившиеся к дизайнеру, и повторные заказы), выручка и прибыль с клиентов (коррелирующая с типом рекламы и площадкой).
Расчеты проводятся с помощью табличного процессора MS Excel (см. рис 3.)
Рис. 3. Форма сводной таблицы критериев оценки коммуникативной эффективности виртуальной рекламы дизайнерских услуг по разработке сайтов для туристического сегмента
Предствляется, что с учетом специфики услуг и динамики виртуальной среды, наиболее эффективным является разработка и продвижение профильного сайта, значительно расширяющего инструментарий продвижения услуг дизайнера.
Базовые принципы маркетингового инструментария, применяемого при продвижении дизайнерских услуг в виртуальной сфере представлены на рис. 4.
Рис. 4 Базовые принципы маркетингового инструментария, применяемого при продвижении дизайнерских услуг в виртуальной сфере
Маркетинговое исследование может рассматриваться как эффективное средство обоснования решений в области продвижения дизайнерских услуг в виртуальной среде.
Для экономической оценки продвижения дизайнерских услуг по разработке туристических сайтов в виртуальном пространстве важна не только экономическая оценка рекламы, но и оценка эффективности функционирования профильного сайта.
Применение адаптированного метода ФСА позволило провести оценку по базовому показателю – приведенным затратам в сочетании с контролирующим показателем AD frequency.
Результаты оценки подтвердили эффективность предложенных в рамках исследования организационно-методических рекомендаций по повышению эффективности продвижения дизайнерских услуг по созданию сайтов для туристического сегмента в виртуальной среде.
Библиографический список
- Бобкова Е.Ю Проблемы формирования информационной компетентности специалиста-маркетолога // Среднее профессиональное образование. 2008. № 2. С. 71-72
- Бобкова Е.Ю. Локальный образовательный ресурс как элемент педагогической системы формирования конкурентоспособного маркетолога // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. № 45. С. 26-29
- Косарева Т.Н., Комаров В.В., Бобкова Е.Ю Правовое регулирование маркетинговой деятельности: учебное пособие // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 76-76.
- Чебыкина М.В., Бобкова Е.Ю. Маркетинг в торговой деятельности (учебник) // Международный журнал экспериментального образования. 2013. Т. 2013. № 5. С. 131-132