ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Мальгина Оксана Александровна
Ставропольский государственный педагогический институт
аспирант

Аннотация
В статье рассматривается значение формирования универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста для дальнейшего школьного обучения.

Ключевые слова: дошкольное обучение, дошкольный возраст, образование, предшкольное образование, универсальные учебные действия, формирование, школьное обучение


THE FORMATION OF UNIVERSAL TRAINING ACTIVITIES IN PRESCHOOL CHILDREN AS A GUARANTEE OF SUCCESSFUL SCHOOLING

Malgina Oksana Aleksandrovna
Stavropol State Pedagogical Institute
graduate student

Abstract
The article discusses the importance of the formation of universal training activities in preschool children for further schooling.

Keywords: formation, pre-primary education, preschool, schooling, universal training activities


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мальгина О.А. Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как залог успешного школьного обучения // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/11/4118 (дата обращения: 21.02.2024).

Переход ребёнка от ступени предшкольного к начальному образованию является сложным жизненным этапом. Очень важно, что бы данные изменения произошли максимально «мягко» и были созданы все условия, которые необходимы для успешного развития, обучения и воспитания ребёнка. Уже на ступени предшкольного образования должны обеспечиваться равные «стартовые» условия для детей дошкольного возраста, поступающих в первый класс. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть новое появляется в их жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», – так писал В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой в процессе дошкольного обучения.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребёнка [1 с. 54].

Детям данного возраста для того что бы осуществить переход на следующую ступень обучения необходима физическая, психологическая и интеллектуальная подготовка.

Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. Данной возрастной категории детей необходимо сформировать  «умение учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», поддерживающих это умение. На законодательном уровне универсальные учебные действия были определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В него входят такие требования, как: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [2].

В старшем дошкольном возрасте мы можем начать закладывать основы для дальнейшего успешного школьного обучения, начав формировать универсальные учебные действия уже на ступени предшкольного образования. У этой возрастной категории детей, формируя универсальные учебные действия, мы говорим о формировании их основ.

Анализируя педагогическую и психологическую литературу, было установлено, что имеют место быть в современных исследованиях определения термина «универсальные учебные действия» следующих авторов: А.Г. Асмолова, З.А. Скрипко, Н.Д. Артёмовой и В.Г. Тютеревой, У.К. Шамсрахмановой и А. В. Федотовой.

Впервые термин «универсальные учебные действия» был введён А.Г. Асмоловым и ещё группой учёных-психологов. Учёные дают такое определение данного термина:   «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, в более узком смысле (собственно в психологическом значении) их можно определить как совокупность способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [3].

Существует основная классификация универсальных учебных действий, в которой выделяют следующие блоки, которые соответствуют основным целям образования: личностные; регулятивные; познавательные и коммуникативные [4].

Применительно к учебной деятельности выделяют следующие виды личностных универсальных учебных действий: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия включают: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

В познавательные универсальные учебные действия входят: общеучебные (формулирование цели, поиск информации, применение метода поиска, структурирование информации, построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, контроль и оценка, постановка проблемы), логические,  постановка и решение проблемы.

В отдельную группу общеучебных действий  А.Г. Асмоловым выделяются: «знаково-символические общеучебные универсальные действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область» [5].

Логические универсальные действия содержат в себе: (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор критериев для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение цепи рассуждений, доказательство, построение гипотез  их обоснование).

Постановка и решение проблемы: формулирование и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Арефьева А.Е. под коммуникативными действиями понимает: «умение органично и последовательно действовать в публичной обстановки, умение в общем управлять инициативой, техникой интонирования, логикой речевого высказывания и эмоциональной выразительности речи, составлять короткий диалог, умения излагать приобретённые знания» [6 c.9].

Выделяют такие функции универсальных учебных действий, как:

- обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, а так же формирование компетентностей в любой предметной области [7].

Универсальный характер универсальных учебных действий проявляется в том, что они реализуют целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, которые лежат в основе организации и регуляции любой деятельности независимо от её содержания. Для того чтобы понять сущность данных действий, нельзя не упомянуть термин «универсализм». В толковый словарь Ожегова он трактуется, как разносторонность, универсальность в знаниях и сведениях [8].

Для того чтобы осознать как нужно формировать универсальные учебные действия у детей старшего дошкольного возраста необходимо разобраться что включает в себя процесс формирования. Рассмотрим понятие «формирование» в педагогике с точки зрения различных авторов (И.Ф. Харламова, Т.А. Ильина и И.П. Подласого).

И. Ф. Харламов определяет понятие «формирование», как результат развития личности  и  означает  её становление, преображение совокупности свойств.

Т.И. Ильина даёт такое определение: «формирование  –  особая  форма  развития  человека   в   процессе   его жизнедеятельности   и   под    воздействием    специальных    воспитательных воздействий».

И.П. Подласый говорит, что: «формирование – процесс становления человека  как  социального  существа под воздействием всех без исключения факторов –  экологических,  социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.».

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста происходит с учётом содержания вида деятельности, поэтапной и системной работы.

Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют, например: сюжетно-ролевые игры в «школу» и «учитель-ученик» и другие. В процессе рисования можно попросить детей нарисовать рисунок на «школьную тему» и прочитать им литературу (стихи, рассказы, пословицы) по данной тематике.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий можно применить игры: «что изменилось?», «найди пару», «найди отличия» и другие.

Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе беседы по определённому плану, когда дети в игровой ситуации находят сходства и отличия предметов или рисунков, складывают целый предмет из частей.

Формировать коммуникативные универсальные учебные действия можно на занятиях аппликацией, изобразительной деятельностью и конструированием. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом и общаться. Оценить сформированность данных действий можно применив методики оценивания состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, понимания речи, лексико-грамматического строя и связной речи, а так же другие.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется следующими взаимосвязанными положениями:

- как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;

- происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;

- свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений;

- формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности [9].

Таким образом, обобщив всё вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование универсальные учебные действия у детей старшего дошкольного возраста является важной частью образования ребёнка и залогом успешного школьного обучения. Развитие личности обеспечивается формированием универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы процесса образования и воспитания. С точки зрения психологии и педагогики универсальные учебные действия имеют ряд особенностей: являются предпосылкой к самостоятельному формированию способности ребёнка самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; не зависят от конкретного предметного содержания и, в определенном смысле, имеют всеобъемлющий характер; отражают способность ребёнка работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?); возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий; «вынуждают» обучающегося действовать последовательно, четко, ориентируясь на выстроенный план.


Библиографический список
  1. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития / Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после. 2006. №7. С.54-57.
  2. ФГОСТ НОО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября2009 г. № 373.
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / под редакцией Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. М., Просвещение, 2011.
  4. Там же.
  5. Формирование универсальных учебных действий в предшкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Р.Р. Магомедова. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2012.
  6. Арефьева О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников: автореферат диссертации. М., 2012.
  7. Психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребёнка в условиях предшкольного образования (рекомендации для родителей, воспитателей, учителей) / под общей редакцией Ромаевой Н.Б. Ставрополь, 2007.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.
  9. Там же.


Все статьи автора «ChernikovaOksana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: